11.04.2019      3      0
 

Женское одиночество или свобода — современный взгляд


Психология одинокой женщины

Одиночество женщины многие века считалось доказательством некой «дефектности» дамы, старые девы, например, всегда находились под градом насмешек. В настоящее время незамужняя женщина не вызывает удивления. Психологи полагают, что стремление к одиночеству – это сигнал, свидетельствующий о наличии причин, мешающих женщине создать семью.

Психологические истоки женского одиночества:

  • завышенная или заниженная самооценка – «Я красавица, меня достоин только принц», «Я уродина, я никому не нужна»;
  • воспитание в духе феминизации – «Я должна быть сильной, я все смогу сама, мне не нужен мужчина»;
  • зацикленность на материнстве – «У ребенка должен быть самый лучший отец», «Ребенок – самый важный человек для женщины».

Предисловие

Здравствуйте, дорогие читатели! Вернее, читательницы, так как эта книга написана для вас, дорогие сестры.

Я — автор этой книги — не психолог. Но писательская и журналистская работа провела меня через дома и показала судьбы, в том числе — женские судьбы. Я начала задумываться о женской доле «вообще»… И сострадала: бедные наши сестры, как трудно идти по тернистому пути… Проблем много, и одна из главных женских бед — одиночество.

Из попыток дать ответы на непростые вопросы и родилась эта книга, тепло и с интересом принятая читательницами. Письма, содержащие выражения искренней благодарности автору, а также вопросы о том, где купить книгу, чтобы дать прочитать или подарить ее другим женщинам, доказывали, что поднятая тема остра, актуальна, что подобные разговоры сейчас очень нужны.

Впрочем, разговор разговору рознь, как и книга — книге. Когда в нашей стране на публикации религиозного содержания был снят запрет, на прилавки церковных лавок хлынул поток литературы — обильный (что хорошо), но слабо контролируемый (что малоприятно). В то время трактаты о христианском предназначении женщины писались и переиздавались в таких количествах, что рождалось ощущение, будто других забот, кроме как поучать женщину «правильно жить», в православной жизни нет.

Увы, именно поучать, ибо целью помочь современной женщине, и так уже замотанной всеми «прелестями» современной жизни, большинство учителей не задавалось. Обличить. Снять часть вины за нынешние безобразия с мужчин. Но в результате и мужчины не похвалят подругу, начитавшуюся подобных книжек, ибо (в большинстве своем) хорошему они, при всей кажущейся хорошести, не учат. Потому что если книга не пропитана любовью и сочувствием к читателю — это книга неправославная.

Верующие женщины склонны приобретать брошюры в храмах. При этом они наивно полагают: раз в церкви продают, значит, написано все правильно. Но — увы! Многие из этих «творений» даже не проходят духовную цензуру.

Содержание большинства таких «духовных» брошюр вызывает, мягко говоря, недоумение. Авторы их весьма напоминают героя фильма «Замороженный» с Луи де Фюнесом. Герой, разморозившись, оказывается выброшенным на десятки лет вперед во времени. Чтобы не травмировать его, окружающие, скрывая правду, тщательно создают вокруг бедолаги атмосферу прошлого века.

Нечто подобное можно наблюдать и в ориентированной на православного читателя литературе, причем в любой ее отрасли. Кажется, авторы книг были заморожены по меньшей мере пару веков назад, но разморозившись, в отличие от героя фильма, они сами закрывают себе глаза руками, дабы не видеть современной жизни, наивно играя с читателями в «наших благочестивых предков».

Нет, несомненно, писать для православных людей нужно и, в частности, для женщин. Но, излагая простые истины, которые помогают человеку обрести смысл жизни, но про которые он почему-то забывает, надо обращаться к конкретному читателю, а не к абстрактному, причем непременно с учетом реалий сегодняшнего дня.

Полная противоположность околобогословским изданиям — так называемая «популярная психология», подаваемая в книгах, где в легкой и доступной форме психологи (а иногда и журналисты, и люди искусства) объясняют женщине, почему она такая одинокая, и что ей делать, чтобы непременно выйти замуж, и что необходимо потом делать с новоприобретенным мужем.

Во время работы над этой книгой у меня скопилась немалая часть серии довольно интересных книг для женщин под общим названием «Женский клуб». Содержание этих и подобных им изданий полностью вписывается в современные реалии, но… пожалуй, даже чересчур. Прочитав многочисленные во многом полезные советы, женщина, стремясь к достижению сиюминутных целей, увы, так и не найдет ответа на вопрос, а для чего ей вообще все это нужно?

Чтобы быть счастливой? А что такое счастье? В результате все это женское психологическое воркование получает жесткий приговор мужчины-коллеги (психолог Сергей Степанов): женщина с упоением зачитывается «одним из пособий, которые для таких, как она, написаны корыстными стервами и повествуют о том, как заарканить дикого человеческого самца, а потом кнутом и пряником превратить его в послушную домашнюю скотинку».

Бедная читательница, сетует С. Степанов, даже не отдает себе отчета, что такая литература для нее не менее оскорбительна, потому что проводит обидную идею: «В этом и есть твое, дура, единственное бабское счастье! Вцепляйся в него крепче и не выпускай!» «Мужчины над этим чтивом могут вволю позабавиться, хотя к веселью порой примешивается обида: «За кого эти бабы нас держат?!»

С этим сложно не согласиться. Откровенная пропаганда женского эгоизма, «маленьких женских хитростей» наподобие актерства и лицемерия, весьма характерны для большинства подобных изданий. Редко кто из их авторов может повторить за психологом Галиной Белозуб: «Я принципиальный противник всяческого соблазнения, завлекания и других, как мне думается, постыдных манипуляций».

Но мы, по словам святителя Василия Великого, уподобимся мудрым пчелам, собирающим нектар с самых разных цветов, и извлечем все необходимое, нужное и полезное из книг даже с подзаголовками «Правьте миром!» — часто под такой бравадой, долженствующей привлечь массового читателя, содержатся вполне трезвые мысли.

Светские книги для женщин отличаются в выгодную сторону от религиозных, во-первых, тем, что в них не навязывается жестких стереотипов поведения — читательнице самой предлагается решать, подходит ли для нее данный совет. Во-вторых, стиль таких сочинений очень хорош — легок для восприятия, адресован к конкретному читателю, а не к безликой массе.

Стало быть, не будет грехом сделать некий синтез, попытавшись, подобно упомянутой святителем Василием Великим пчеле, извлечь полезное из обоего рода книг о женском предназначении и о поисках женского счастья.

Женское одиночество – православный взгляд

Чтобы понять, почему так много одиноких женщин, следует изучить причины одиночества. Среди более распространенных психологи называют следующие:

  1. Самодостаточность – это самая распространенная причина быть одинокой. У такой женщины отсутствует потребность что-то доказывать окружающим – ее уважают за успешность и самостоятельность.
  2. Завышенные требования к мужчине – фактор, отсеивающий всех кандидатов, и часто приводящий к женскому одиночеству.
  3. Негативный опыт – зачастую женщины стремятся к одиночеству и боятся новых отношений из-за того, что в прошлом страдали по вине мужчины. Иногда неудачный опыт девочка наблюдает в семье своих родителей.
  4. Несвободный возлюбленный – еще один фактор, являющийся причиной женского одиночества. В данном случае других кандидатов влюбленная женщина просто не рассматривает.
  5. Неготовность и нежелание создавать семью – такие женщины стремятся получать от жизни массу удовольствий, ответственность за семью их мало привлекает, как и мужчин-холостяков.

Женское одиночество в православии осуждается или вызывает сочувствие. Православные священники придерживаются мнения, что женщина не может и должна быть одинока, а воплотить свое предназначение – стать женой и матерью – она может только рядом с надежным человеком. Неспроста издавна принято, что православный священник обязательно должен быть женат – ценность семьи церковь превозносит очень высоко.

Часть первая. «Суженый мой, ряженый…»

Человек еще не создал семью. Ему тяжело. Женщине намного тяжелее, чем мужчине, так как она наиболее зависима от устойчивых мнений и предрассудков. Но женщина верующая не забывает о главном нашем Помощнике и Заступнике — Господе Иисусе Христе. Есть ли выход? Конечно, есть.

Итак, здравствуйте, дорогая незнакомка, вы опять загрустили, глядя из окна на женщину с коляской, или слушая рассказ подруги о том, какой подарок преподнес ей муж на 8 марта? У вас есть родственники, любимые друзья, но вы мечтаете о том, что называется женским счастьем? Но отвлекитесь немного от грусти, подумайте, ответьте на странный немного вопрос — действительно ли вы всем сердцем, всей душой хотите создать семью?

Готовы ли вы создать семью? А к возможным трудностям и жертвам готовы? Может быть, ваша нынешняя жизнь не так уж невыносима? «Нет, — говорите вы, — я ничего не хочу так, как создать семью, я готова и трудностям и к печальным неожиданностям, но вот уже столько лет…» Тогда прочь уныние — эту пагубную страсть, высасывающую из нас радость жизни. Не отчаивайтесь. Были женщины, которые отчаивались так же, как и вы. Оказалось — напрасно.

«Моей душе покоя нет, весь день я жду кого-то», — уже в который раз слушаем мы популярную песню из любимого народом фильма «Служебный роман». В нем, как мы помним, жажда героини любить и быть любимой была полностью удовлетворена, к великой радости телезрителей. И многие одинокие женщины и девушки, читая о подобных историях в книгах, переживая за героев телевизионных мелодрам, мечтают, что и к ним когда-нибудь придет настоящая любовь. Но бывает, что подобные ожидания оборачиваются настоящей внутренней трагедией.

«Я делаю попытку немую боль вылить на бумагу. На исповеди об этом нельзя: священник теряется от такой «загрузки», он ведь, в общем-то, помочь здесь не может — не его компетенция, жалость ни к чему.

Вспоминаю детство. Меня тянуло к христианству, нравилось приходить к стенам заброшенного храма, нравилось прощать, но все это не было вектором жизни, это был лишь ее духовный аспект. Все свободное время отдавалось рисованию и музыке, а все мечты были о будущем счастье, о друге жизни…

С 18 лет я в Церкви, ко всем своим бедствиям в ее ограде пыталась отнестись стоически — как к испытанию веры. На светскую жизнь долго не оставалось сил. Надо было немного больше любить себя, наверное. Я очень-очень ждала, что желанное и долгожданное чудо-счастье приложится к моей «духовной» жизни. Не случилось чуда.

Я одинока и умираю от этого. Вообще ни один симпатичный человек на меня ни разу не посмотрел с нежностью.

Мне почти 30 лет. Я не урод, талантлива. Да, я не красавица, с кучей недостатков и комплексов. И меня не замечают, мне некого любить!

Предлагаем ознакомиться:  Ритуалы снятия порчи с мужа

Что же впереди, неужели я пожалею о том, что не гуляла, не строила глазки, не вертела задом — это же будет крах всех надежд, поругание идеалов, конец всего!

Душа размагничивается, теряет силы, я часто становлюсь «жертвой»: нет сил противостоять чьей-то наглости.

Скверно, но многое церковное, некогда светлое, отравлено одиночеством.

Аврааму обещали исполнение чаяний — и то он страдал от ожидания, а мне, конечно же, ничего не обещано. Ответ на молитвы — жизнь, которую я бы не выбрала.

Представьте Ассоль, к которой никто не приплыл… Получается, одиночество хуже греха, его не исправишь, не замолишь, оно незаслуженно и смертельно.

А то, что я не одна такая, так лучше бы одна… Это же и врагу не пожелаешь…

Вопрос один — зачем испытание выше сил, несбыточная, дикая жажда любви. Понимаю, демография, пьянство, все понимаю.

Но ни церковное творчество, ни молитвы залить этот огонь не могут, он горит 15 лет, он меня сжег…

И отчего-то стыдно глядеть людям в глаза, мне стыдно, что меня не любят, и немного стыдно молиться по той же причине. В.»

Вот он, первый вариант женского одиночества — непереносимого, когда ничем не заменишь жажду любви, не погасишь сжигающего душу огня. Увы, страдающей девушке так никто и не ответил по существу, хотя в газете было опубликовано три ответа на ее искреннее письмо. А между тем ответ заложен в самом этом письме.

Его автор, не захотевшая назвать свое имя, похоже, знает, что нужно делать, но не умеет и боится. Ключевая ее фраза: «Надо было больше любить себя». Прошу прощения у В. за то, что рискну сделать некоторые выводы из ее рассказа. Но даже если я ошибусь относительно автора письма (тем более что рассматриваемое письмо было опубликовано не вчера, и у его автора все могло в жизни измениться), уверена — мои слова окажутся справедливыми для других женщин, оказавшихся в подобной ситуации.

В. пишет: «Я не урод, талантлива», но тут нее как бы пугается хороших слов в собственный адрес и признается, что она закомплексована, с кучей недостатков. Трудно рассуждать, не зная человека, однако В., похоже, интересная личность с богатой внутренней жизнью и высокими духовными потребностями. Беда в том, что она, скорее всего, просто не умеет общаться с людьми, потому что сама в себе не уверена, не думает, что людям может быть с ней интересно.

Комплексы, основанные на остром неприятии в себе каких-то качеств и черт характера, конечно, никак не соотносятся с христианским мироощущением. Есть очень интересные и талантливые люди, которым именно из-за чувства неудовлетворенности собой тяжело идти на контакт — в результате они не могут раскрыть все лучшее в себе перед окружающими и привлечь их внимание.

И если для кого-то необщительность — нормальное состояние, и логично вытекающее из этого состояния одиночество не тяготит, то для людей, подобных автору приводимого здесь письма, одиночество — трагедия. Что же делать? Поверить, что недостатки не могут помешать вам гармонично общаться с окружающим вас миром.

Оставьте грехи для исповеди! Примите как должное, что люди могут и должны любить вас такой, какая вы есть. Ведь сам Господь любит вас! Когда-то в журнале «Пионер» в одной детской повести я прочитала такую фразу: «Любовь не похвальная грамота». Давно забылось и название повести, и большинство сюжетных линий, но фраза эта врезалась в память навсегда и часто помогала мне, когда приходило искушение оценивать себя или других на предмет того, кто достоин любви, а кто нет.

Есть женщины, которые, будучи неуверенными в себе, не могут найти любовь и уходят в выдуманный мир женских романов или телесериалов. Но иногда такой формой ухода может стать, как это ни печально, и религиозная жизнь. В. пишет: «Скверно, но многое церковное, некогда светлое, отравлено одиночеством». Церковная жизнь уже почти раздражает девушку. Но почему? Быть может, потому, что самое важное в жизни человека — приобщение к Православию — В. постепенно начала использовать как ширму для личных неудач?

«Что же впереди, неужели я пожалею о том, что не гуляла, не строила глазки, не вертела задом — это же будет крах всех надежд, поругание идеалов, конец всего!» Интересно отметить, что в церковном сознании многих людей рассматриваются лишь две крайности — либо в затворе ждать суженого, который упадет с неба, либо «вертеть хвостом».

Но, похоже, автор письма невольно лукавит, сама того не замечая. Она уже жалеет о прошедших годах. И совершает по меньшей мере две ошибки: жалея о том, что неконтактна и не умеет заинтересовать людей своим внутренним миром, В. сразу переводит все свои рассуждения на негатив, при этом себя оправдывая.

Одна одна, потому что не хотела греха, не хотела «гулять». Но если бы В. (или другая — еще раз прошу прощения у автора письма, если ошиблась на ее счет) сказала по-другому: «Неужели я пожалею о том, что не умела улыбаться людям, не умела интересно поддержать разговор, не умела быть всегда радостной, не производила впечатление сильного и благополучного человека», это бы звучало гораздо честнее… Но зачем жалеть?

Это вторая, весьма серьезная ошибка. Надо учиться во всем искать хорошее. Надо пересмотреть свое отношение к миру. Тридцать лет — очень хороший возраст. Женщина никуда не опаздывает. Будучи церковным человеком, занимаясь искусством, В. наверняка обогатила свой духовный мир. Надо с благодарностью к Творцу пересмотреть эти годы, увидеть дары Божий и, поняв, насколько вы ими богаты, начать действовать.

В. пишет: «Все свободное время отдавалось рисованию и музыке, а все мечты были о будущем счастье, о друге жизни…» То есть В. жила мечтами? Если «нам рано жить воспоминаниями», то мечтами нам вообще жить незачем. Надо учиться пользоваться каждым днем насыщенно и полно. Нет, не значит — ешь, душа, пей, веселись и ни о чем не думай, но каждый день стараться проживать так, чтобы принести плод Богу. Какой?

Каждый знает сам, что ему дано. Не только пение на клиросе — плод, угодный Творцу. Главное — взращивание души, по словам православной поэтессы Нины Карташевой, из маленького семечка в сердце, дабы выросло прекрасное дерево, исполненное плодов. А если этот день — наш последний, а мы его в мечтах о суженом провели? Зачем же так обеднять себя? Зачем ждать чуда, когда чуда, собственно, не требуется?

«Не случилось чуда…» А почему, собственно, что-то должно прилагаться к нашей жизни просто так? Это равносильно тому, что человеку захочется, допустим, стать актером, но вместо того, чтобы попытаться поступить в театральный институт, он будет сидеть дома и ждать, когда к нему нагрянет долгожданный режиссер.

Я, например, до сих пор считаю чудом Божьим, что мои рукописи, которые я писала в стол, теперь издаются. Я настолько явственно чувствую, что меня, как несмышленого ребенка, ведет за руку по жизни Некто Незримый, что не могу приписывать себе свои успехи. Есть Промысел Божий. Есть святая Божья воля. Есть помощь святых по молитвам к ним.

Но ведь если бы я, войдя в церковную жизнь, при этом не тронулась с места, не начала бы общаться с писателями и издателями, то они и не узнали бы обо мне, верно? И чуда не случилось бы. То же самое я могу посоветовать и женщинам, переживающим из-за проблем, описанных В. Из затвора (прежде всего — психологического затвора!

) нужно выходить. И как можно скорее. Не «строить глазки», не «вертеть задом», но научиться жить в обществе — не только церковном, но и светском. А как? Тут одним советом не ограничишься. Для этого книга и написана. Быть может, хоть одному человеку она поможет — я буду рада. А вообще-то все рекомендации примеривайте на себя, думайте. Нет одинаковых людей на земле, и то, что поможет одному, может оказаться бесполезным для другого.

Брак по расчету?

Плюсы и минусы одиночества женщины

Одинокая независимая женщина в своем положении видит массу преимуществ: она чувствует себя успешной, свободной, красивой, вызывающей восхищение. За этой привлекательной картинкой может прятаться отчаяние, ощущение собственной ненужности. И даже вполне счастливые в своем одиночестве дамы могут порой ощущать нехватку тепла и близости любимого человека.

Ответ на вопрос, почему женщины выбирают одиночество, дают социологи. По их мнению, женщинам сейчас гораздо проще жить в одиночестве, чем в семье. У дамы в таком случае гораздо меньше обязанностей и забот, у нее есть время следить за своей внешностью и заботиться о здоровье, заниматься самосовершенствованием, путешествовать и развлекаться.

Женщина привыкает к одиночеству и перестает нуждаться в каких-либо отношениях – в этом и состоит основная опасность данного положения. Помимо того, привыкнув к самостоятельности, дама может утратить навыки общения с противоположным полом. В таком случае, даже захотев утратить самостоятельность, женщина не сумеет выстроить отношения, создать крепкую семью.

Сложности у одинокой женщины могут возникнуть:

  • при поломке, требующей мужских рук – тогда ей придется вызывать «мужа на час» или просить об одолжении коллегу или родственника;
  • в компании семейных пар – если все друзья и подруги одинокой дамы обзавелись семьями, ее все реже будут приглашать для совместного времяпрепровождения;
  • при высокой потребности в сексе – с временным партнером сложно рассчитывать на регулярный секс, и тем более – в тот момент, когда этого действительно хочется, а не когда есть возможность.

Как женщине избавиться от одиночества?

Брак между мужчиной и женщиной высоко поставлен нашим Спасителем. «Ибо оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут оба одна плоть». В словах Спасителя нет лазейки для родителей, желающих управлять молодой семьей — человек уходит из родительского дома или отдаляется от самых близких людей, которые дали ему жизнь, растили и воспитывали, поставили на ноги, ради другого человеческого существа, предназначенного отныне стать частью его самого.

Предлагаем ознакомиться:  Сонник война бомбежка к чему снится война бомбежка во сне

Об этом и стоит задуматься женщине, желающей во что бы то ни стало выйти замуж. Чего ради вы жаждете оставить не только родителей, но и все, что дал вам Господь? Во имя чего вы готовы принять в себя, в свою жизнь, в свою душу другого человека, соединившись с ним навсегда и став одной плотью? Ради того, чтобы не краснеть, когда соседка в очередной раз спросит: «Замуж еще не вышла?

» Ради того, чтобы не завидовать школьной подружке, родившей уже второго малыша: «Вон, Светка какая удачливая…» Даже если Светка совсем и несчастлива в браке, вы все равно ей завидуете. Почему? Потому что она «исполнила свое женское предназначение». А верующие люди непременно добавят апостольское: «Жена спасается чадородием». Но… жена. А как же быть с девицами, так и не нашедшими себе пару, с вдовами, с брошенными женами? Нужно им ли непременно кидаться на поиски мужчины?

Сплошь и рядом — ив православных, и в чисто светских изданиях — мы сталкиваемся с настоящим психологическим давлением на женщину. Эти издания изобилуют высказываниями наподобие «женщина должна быть замужем», «женщина обязана…» Кому должна? Кому обязана?

Ирина Е., написавшая в газету «Как жить» письмо про «эмансипе», начала свое обращение к читателям газеты немного с другого — с вопроса «а всем ли нужно замуж?»

«Я не богослов, и за точность формулировок не ручаюсь, но, насколько мне известно, в Православной Церкви считается, что «жена спасается чадородием». Это же мнение звучит в относительно недавно вышедшей книге «Дерзай, дщерь!», написанной, кстати, монахиней. Но возникает мысль: все ли женщины спасаются этим путем?

Иногда весьма категорично звучит призыв, в том числе из уст священнослужителей, ко вступлению в брак и деторождению, в результате некоторые, особенно начинающие церковный путь, особы женского пола ставят это единственной целью, забрасывают работу, учебу, думая только о поиске спутника жизни, а если «не судьба», то и жизнь даром прошла.

Но ведь есть и другие пути спасения для православной женщины. Кроме монашеского призвания, Бог попускает некоторым (и не только за грехи) одиночество в миру, или вдовство, или какое-либо заболевание, не обязательно детородной сферы, при котором создание семьи и рождение детей бывает противопоказано.

Другая проблема — в среде православных бытует, наверное, псевдохристианское мнение, что женщине грех работать: мол, сиди дома, занимайся домашним хозяйством и т.д. А как насчет развития и зарывания собственных талантов? »

Что ответить Ирине? Если мы почитаем внимательно Новый Завет, то не найдем там указания непременно быть женщине замужем — напротив. Если замужняя заботится об угождении мужу, то незамужняя заботится, чтобы угодить Богу, — писал Апостол. Хорошо, если человек женится/выходит замуж, но лучше оставаться так.

Это апостольское мнение. Многие почему-то считают, что в этом случае речь идет о монахах и монахинях. Однако во времена, когда писались эти слова, не было монастырей как таковых. Практиковались иные формы жизни в девичестве — например, институт диаконис. Диаконисы — христианки, которые несли общественное, как бы мы сейчас сказали, социальное служение.

Диаконисами были не только девицы, но и вдовы. Не согрешит вдова, вторично вышедшая замуж, но лучше ей оставаться во вдовстве, — говорит Апостол. Речи о монашестве, как видим, не идет. Угодить Богу можно в любом призвании, если Он требует служения именно на данном тебе поприще, и сейчас, в наши дни оскудения любви, дефицита истинно христианского отношения людей друг к другу, женщина как проповедница Христа не словами, а делами, может быть востребована в полной мере.

Но порой можно наблюдать такую ситуацию: женщина уже при деле, у нее есть замечательные возможности для раскрытия Божиих даров, неважно, работает ли она в больнице или в офисе, в детском саду или в художественной мастерской. Многим женщинам даровано редкое искусство общения с людьми, умение морально поддержать и реально помочь.

Женщина верующая старается поработать Господу истинным талантом, еще требующим полного раскрытия, неверующая делает это, согласовываясь с законом совести (ведь душа наша, как известно, христианка), но… Люди то и дело терзают ей нервы шепотом за спиной: «Бедняжка, ей так не везет с личным…» А так ли уж и не везет?

«Что дочь в девицах — это не велика беда. А замужем какая радость? Только тягота, труд и нужда. Какая же она беспридельная, когда у отца и матери? Пусть живет честно и трудится, и хоть всю жизнь так».

«Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил и вложил закон этот в естество наше, о тех же кои хотят не жениться, сказал: многий вместити, да вместит (Мф. 19, 5 и 12). Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтобы не было места безбрачию.

Последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения безбрачен по закону естественному, но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли, становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям.

Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй — естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают, что естественно телу, а что естественно духу, и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным».

Человек так настроил себя на земную жизнь, что ему всегда будет чего-то не хватать. Сейчас женщине не хватает мужской любви, завтра в браке будет не доставать тепла и ласки, или муж окажется «тряпкой», или ребенок родится больным и жизнь пойдет наперекосяк… Чаще всего так и случается. Почему? Да потому, что если человек не умеет довольствоваться своим нынешним состоянием, если он чего-то страстно жаждет и о чем-то мечтает, вопреки сегодняшнему дню (который, как учат святые отцы, всегда может оказаться последним), то такой человек не будет до конца счастлив и доволен, даже когда получит желаемое.

Женщины могут возмутиться: ведь речь идет о таких важных вещах, как семейный уют, продолжение рода — лучше быть несчастной с мужчиной, чем без него, и родить ребенка, пусть и не соответствующего ожиданиям, но не смотреть с завистью на чужие коляски. Да, такое мнение очень распространено, и основано как минимум на двух причинах.

Первая, важная и сильнодействующая — мощный половой инстинкт, плюс присущий только женщине инстинкт материнства. И даже жажда нежного мужского сочувствия, желание прислониться к сильному плечу и поплакать на нем — в некоторой степени одно из тонких проявлений полового инстинкта. Ведь если мама или сестра, гораздо нежнее, чём любой мужчина, вытрут ваши слезы, вы все равно останетесь неудовлетворенными, да?

Вам будет нужен именно мужчина. И это не грешно, это прекрасно, но все-таки это он самый и есть — половой инстинкт. «И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Все так — и Бог, и данная нам Им физическая природа благословляют женщину как носительницу новой жизни. Что здесь скажешь?

Да только то, что инстинкты, даже важнейшие и благороднейшие, могут уже не властвовать над душой женщины-христианки, нового создания в Боге, если сама она не будет отдаваться в их власть, усиливая ее постоянными слезами о своей несчастной женской доле. В конце концов, каждый живет так, как сам того хочет.

Допустим, не в вашей власти найти себе мужа, но ведь перестать нервничать и комплексовать на сей счет вам вполне под силу. Слова о влечении к мужу Господь говорил Еве при изгнании из Рая. Сейчас Господь вновь открыл нам двери в Рай. И если множество женщин спасаются чадородием, то почему вы уверены, что Господь именно вам не предназначил иной, еще более узкий — и только ваш — путь?

Вспомните сонм христианских мучениц — они отвергали выгоднейшие партии и не чувствовали себя при этом ущербными и достойными жалости. Они шли своим путем, они проживали пусть даже короткую, но самую полноценную жизнь и были счастливы тем, что для других было непонятно и Непостижимо — страданиями во имя Христа.

И если во имя верности Христу вам надо немного пострадать, обуздывая естественные инстинкты, неужели вы откажетесь? Неужели, «выскочив замуж» за первого встречного, вы рассчитываете таким образом исполнить Божью волю? Ищите, молитесь, ждите, работайте над собой — и если ваша доля быть женой и матерью, то Господь так или иначе пришлет вам вашего суженого.

Но если это не свершается столь быстро, как вам хочется, учитесь жить одна, никого не слушая и не допуская расслабляющей жалости к себе. В конце концов образ Марии, слушавшей у ног Христа учение Его, всегда был притягательней для всех, чем суетившейся об угощении Марфы (хотя и Марфа угодила Христу).

Но вот тут-то в силу вступает вторая преграда, далеко не столь важная, как первая, и намного легче преодолимая, но которая почему-то порой оказывает сильнейшее влияние на роковое необдуманное решение женщины «хоть за кого, лишь бы пристроиться» — пресловутое общественное мнение. И речь идет уже даже не о соседках и школьных подругах.

Самая большая ошибка считать, что брак — цель жизни женщины. Ибо цель любой земной жизни — жизнь вечная. Что для женщины самое главное? Да то же самое, что и для мужчины! Распознать волю Божию о себе и исполнить ее здесь, на этой грешной земле до Страшного Суда. А какая она, Божья воля? Да, для женщин (не побоюсь сказать — для абсолютного большинства) эта воля Божия может заключаться в рождении и христианском воспитании детей.

Предлагаем ознакомиться:  Совместимость в любовных отношениях, дружбе, браке: Рак и Весы

Но сколько бы нам ни внушали, что жизнь женщины неполна без создания семьи, всегда найдутся примеры, доказывающие обратное. Нигде — ни в Новом Завете, ни у святых отцов — вы не найдете такого утверждения. Негоже быть человеку единому! — сказал Господь, сотворив Адама. Но во Христе человек уже не один. Дух побеждает плоть.

Как жить одинокой женщине?

  • учебы;
  • создания собственного бизнеса;
  • туристических поездок;
  • занятий спортом;
  • общения с друзьями;
  • занятий хобби;
  • творчества;
  • построения карьеры.

Успешные женщины одинокими бывают часто, но если этот фактор сопряжен с целеустремленностью и уверенностью в себе, такие дамы всегда знают, чего хотят от жизни. Энергия, которая могла бы быть направлена на мужчину или детей, в данном случае тратится на что-то другое. Среди талантливых и наделенных высоким интеллектом людей очень много одиноких, на нашедших счастья в личной жизни. Женщины, которые выбрали одиночество:

  1. Софи Жермен – математик, механик, философ, доказала «Первый случай» теоремы Ферма.
  2. Софья Ковалевская – математик, писательница, работала профессором кафедры математики в Стокгольмском университете.
  3. Барбара МакКлинток – генетик, открыла перемещение генов, Нобелевский лауреат.
  4. Камилла Клодель – скульптор, ученица Огюста Родена.
  5. Грейс Мюррей Хоппер – математик, программист, благодаря ей появился первый язык программирования КОБОЛ.

Часть третья. Что делать?

Часто психологи утверждают, что одинокий человек сам виноват в своем одиночестве. Не могу с этим согласиться — пути Господни неисповедимы. Так что «кто виноват», мы выяснять не будем, а вот о том, что делать — пожалуй, подумаем. О многом мы уже поговорили. Упомянули вскользь и о низкой самооценке, и о неумении любить себя. Теперь поговорим об этом подробнее, уж слишком много путаницы с этими понятиями.

Что мучает В., автора письма, с которого мы начали книгу? В. сама признается в том, что надо было больше любить себя. Такие понятия как «любовь к себе» и «гордыня» верующие постоянно путают и тем самым немало вредят себе и другим. Отождествляя смирение — главную христианскую добродетель — с матерью многих пороков, с тем, что психологи называют низкой самооценкой, люди порой залезают в такие дебри, что им уже никто, кроме опытного священника (а, может быть, увы, и вкупе с врачом), помочь не в силах.

—  Не кажется ли вам, что христианское смирение часто путают с комплексом неполноценности?

—  Да, на самом деле очень часто встречается такое «уничижение паче гордости». И надо сказать, что скептическое отношение у многих людей к христианскому смирению, к христианской аскезе происходит не от того, что эти люди являются гонителями Христа, а потому что им не приходилось встречаться ни с настоящим смирением, ни с настоящей аскезой, зато много приходилось сталкиваться с тем, что за это выдается. А любой человек очень чувствует фальшь.

—  Психотерапевту порой ставят в вину, что он завышает у человека самооценку, а это не согласуется со смирением.

—  Если завышает, то это плохой психотерапевт. Если возвращает нормальную… Я бы взял на себя дерзость напомнить противникам высокой самооценки, что человек создан по образу и подобию Божию. И когда он начинает мешать себя с грязью, то тем самым мешает с грязью и этот образ и подобие. Возьмите в пример Василия Блаженного.

Дабы дорогие читательницы окончательно прояснили для себя, что за состояние души названо в этой книге низкой самооценкой, скажу лишь, что именно в этом состоянии человек ввергается в тяжкое уныние с сопутствующей часто мыслью «Бог меня не простит!» Иуду, как известно, это ввергло в петлю — он просто стал тошен сам себе.

—Отец игумен, многие люди боятся свободы, и оправдывают это тем, что мы можем верить только святым отцам, а к себе должны относиться крайне настороженно. Среди неофитов огромное количество людей, которые имеют очень заниженные представления о себе, то, что на языке психологии называется «пониженной самооценкой». Как, по-Ваше-му, имеет ли такой взгляд на себя основание в Евангелии?

—   Я очень часто задаю людям вопрос: «А что Христос делал с самооценкой людей?» Если мы считаем себя учениками Христа, то, прежде всего, давайте обратим внимание на то, каким образом обращался с самооценкой людей наш Божественный Учитель. Повышал ее или понижал? Представьте, Христос собирает толпу простого народа: не академиков, не кандидатов наук, а рыбаков, земледельцев, простецов и говорит: «Вы — свет миру», «Вы — соль земли».

Господь давал людям разрешение действовать: «дерзай!», Он не превращал людей в беспомощные и жалкие существа, помогал людям обрести веру в собственные силы, в важность и значимость их земного предназначения, в способность каждого человека стать чудотворцем: «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20).

Безусловно, Господь помогал каждому человеку почувствовать собственную ценность, осознать в себе печать Божественного образа, ощутить, что каждый человек бесконечно дорог и любим Богом. Архимандрит Софроний (Сахаров) в своей книге «Рождение в Царство непоколебимое» пишет об этом так: «Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий;

и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того — великий грех… Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца».

Если человек уверен в собственной ценности, если знает, что у него есть определенная цель, задача, для осуществления которой он родился на этой земле, то, осознавая это, он может двигаться в любом направлении. Если же на глубине сердца человек осознает себя ничтожеством, никчемностью, ничего не значащим и ничего не могущим существом, он ни на что не способен, он чувствует себя в этом мире лишним и для того, чтобы хоть как-то уйти от чувства тревоги, дискомфорта по этому поводу, он ищет сильного лидера, который будет помыкать им и распоряжаться им, как собственностью. И, конечно же, находит.

Господь давал людям разрешение действовать. Он показал пример очень позитивного настроя на жизнь, сказав, что верующему все возможно. Я думаю, что если мы в полноте доверяем Христу, мы действительно должны стремиться быть теми людьми, каковыми Господь хочет видеть нас. Нередко приходится сегодня встречать людей, настолько занятых осмыслением собственной греховности, что Христос просто уходит из восприятия человека. А ведь то, что больше всего занимает мысли человека (сознательно или неосознанно), обычно отражается в поведении и становится явью.

Чтобы понять, чего человеку не хочется, приходиться сначала это представить. Наш разум устроен так, что он начинает рассматривать эти образы, внутренне прослушивать слова и фразы, о которых нужно «не думать», вспоминая, вновь возвращаться к тем чувствам и ощущениям, которые «нужно забыть».

Мысленное «не думать» неизбежно превращается в «думать» и воплощается в жизнь.

Именно поэтому так безуспешна для многих людей «борьба с помыслами», они постоянно думают о том, о чем «не надо думать», вместо того, чтобы подумать, что для них более важно и значимо. Именно последний путь рекомендуют нам святые отцы, предлагая в случае возникновения бури греховных помышлений обращаться в своей молитве к Богу или предаваться размышлению о Нем и чтению Священного Писания.

Исходя из вышеизложенного, я предлагаю людям определиться с тем, чего они на самом деле хотят, вместо того, чтобы мысленно вращаться по кругу бесконечного осмысления нашей греховности. Ведь Господь наш повелел прежде всего искать Царствия Небесного и правды его, пообещав, что все остальное приложится само собой.

А как же покаяние? Оно необходимо для христианина. Покаяние и прощение являются мощными целительными средствами. Покаяние — это процесс отказа от ложного ради истинного. Прощение — оставление греховного груза ради движения вперед, ко Христу.

Грешному человеку очень трудно принять незаслуженную милость Божию, подаваемую в прощении. Хочется «заслужить» прощение, оказаться «достойным». Поэтому одним из важнейших моментов христианской жизни мне видится смиренное, несмотря на сильное (для многих) желание самобичевания, принятие от Господа этого прощения, осознание себя прощенным и желание с этим чувством двигаться дальше по дороге собственной жизни.

Пастырю необходимо отдавать себе отчет: ведет ли подобное усиление чувства вины к примирению с Богом и к выходу из греховного пленения? Вряд ли. Нередко вследствие такого душепопечения человек просто завязает в своей вине и опускает руки. Чаще всего оно ведет к отчаянию, унынию, депрессии, желанию все бросить… Кроме того, ненависть к себе, чувство вины и излишняя самокритичность вызывают уныние и ослабление душевных сил, что отнюдь не приводит человека к осознанию Радости Благой Вести Евангелия.

Безусловно, мнение великих святых очень значимо для каждого христианина. Но, к сожалению, некоторые современные церковные издания, в которых приводятся целые подборки ответов на все-все-все вопросы, вне учета контекста времени, обстоятельств, личностных особенностей вопрошавшего и отвечающего, являются для излишне простодушных людей большим соблазном. В применении святоотеческих советов и рекомендаций к современной жизни необходимо благоразумие и рассуждение.

При этом хочется подчеркнуть, что на первом месте для христианина должно стоять Евангелие. К сожалению, многие современные православные люди сегодня в большей степени сосредоточены на «концентрических кругах» третьей, четвертой степени важности: древняя иконопись, колокольный звон, знаменное пение, самодержавие, ИНН. Все это, безусловно, важно, интересно, занимательно, но если при этом мы хорошо знаем и помним о том, что главное в христианстве — это Сам Христос.

https://www.youtube.com/watch?v=HebsbcnmYaU

Подобным увлечением для многих православных людей является сегодня коллекционирование фотографии различных чудес и знамений. Но какой род ищет чудес и знамений? Как на этот вопрос отвечает Христос? Стоит задать этим восторженным женщинам несложный вопрос по Евангелию, и они недоуменно пожимают плечами.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector