28.04.2019      49      0
 

Запоминание и воспроизведение информации


2. Прямая аналогия.

Сопоставьте
задачу, над которой вы работаете, с рядом
задач из совсем других областей. Как
указывает Гордон (Gordon, 1961), этот метод
был использован Александром Грехэмом
Беллом: «Меня осенило: ведь на самом
деле хрящи человеческих ушей слишком
массивны по сравнению с нежной тонкой
мембраной, которая управляет ими, и если
такая тонкая мембрана может заставить
двигаться относительно громоздкие
хрящи, то почему бы моей более толстой
и плотной мембране не заставить двигаться
стальную пластинку. Так был придуман
телефон».

Поистине
плодородным источником аналогий является
биология, где с момента зарождения
первых форм жизни в процессе эволюции
было решено множество задач. Когда члены
«Синектики» столкнулись с необходимостью
придумать эффективный способ закупоривания
бутылок с клеем или лаком для ногтей,
то они воспользовались биологической
аналогией смыкания прямой кишки.
Действительно, это решение сработало
превосходно. (Вы можете поразмыслить
об этом, когда будете пользоваться
бутылкой клея ЛеПейдж.)

Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

  1. Основная мысль. Текст читается для осмысленного восприятия и выделения основных мыслей, установления взаимосвязей между ними. Не нужно воспринимать все в тексте. При необходимости основная информация подчеркивается или выписывается на отдельный листок.
  2. Внимательное чтение. Второе прочтение отличается повышенной внимательностью и вдумчивостью, следует обращать внимание на мелкие детали, подробности. Текст читается неторопливо. Главная задача этого этапа – мысленно привязать подробности к основным мыслям. В конце этапа нужно постараться вспомнить основные мысли и уже привязанные к ним подробности.
  3. Обзор. Текст бегло просматривается бегло, без углубленного чтения. Просмотр начинается с конца. Читающий мысленно задает себе вопросы по главным пунктам, пытается провести параллели с уже полученными сведениями о тексте. На этом этапе составляется примерный план текста и запоминается очередность основных мыслей.
  4. Доводка. Повторение текста по памяти в определенной последовательности: вспоминают основные моменты, постепенно переходя к подробностям. На этом этапе по возможности следует избегать подсматриваний в текст. Затем идет повторное прочтение с мысленными «засечками» на тех местах, которые чтец упустил или забыл. Почему так случилось? Если упущенная информация существенная, следует проработать ее.

Среди всех методов усвоения информации этот подходит для текстов небольших объемов.

Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже (через несколько часов в этот же день или на следующий). С течением времени динамика забывания замедляется.

Эта методика быстрого запоминания информации схожа с предыдущей, но имеет и свои отличия.

В Казанском университете был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые образовали 4 группы. Задача для всех – запомнить текст. В первой группе текст читался вслух 4 раза. Во второй – текст читался вслух 3 раза и 1 раз мысленно пересказывался студентами. В третьей – текст читался дважды и дважды пересказывался мысленно. В четвертой – текст читался вслух всего раз, а 3 раза мысленно пересказывался слушателями.

Результаты показали наибольшую эффективность запоминания у студентов четвертой группы. Чуть менее эффективно запоминали информацию слушатели третьей группы, еще меньше – второй, студенты первой группы хуже остальных запомнили информацию.

Благодаря этому эксперименту и появился метод ОЧОГ:

  1. Ориентировка. При прочтении текста важно понять его главную мысль. При необходимости ее записывают или подчеркивают, многократно повторяя в памяти.
  2. Чтение. При повторном прочтении с информацией знакомятся более внимательно, выделяются более мелкие детали, устанавливается связь между ними и основными мыслями текста. Мысленно несколько раз повторяются главные мысли, привязанные к деталям.
  3. Обзор. При быстром просмотре текста определяется, правильно ли были определены основные мысли и их связь с деталями. Для более глубокого понимания можно поставить вопросы к главным частям.
  4. Главное. Выполняется мысленный пересказ, а по возможности – и вслух. На этом этапе важно вспомнить основные мысли, ответить на поставленные вопросы.
Предлагаем ознакомиться:  Руна Соулу интересная информация для начинающих и практикующих рунологов

3. Символическая аналогия.

Запоминание и воспроизведение информации

Эта
стратегия решения задач требует
зрительного воображения. Ее цель —
оторваться от ограничений, накладываемых
словами или математическими символами.
У студентов, которые подключили
воображение для создания визуальной
картины в задаче с опухолью и крепостью,
самопроизвольно возникло понимание
того, что эти две задачи являются
аналогичными. Если вы пытаетесь создать
четкий зрительный образ задачи, то
можете увидеть и решение, просвечивающее
сквозь этот образ.

4. Фантастическая аналогия.

Какое
решение приходит вам на ум в ваших самых
безумных мечтах? Например, вы можете
вообразить двух маленьких насекомых,
которые будут автоматически застегивать
вашу куртку, или гусеницу-шелкопряда,
которая начнет быстро прясть шелк, чтобы
вы не замерзли при резком похолодании.
Это примеры фантастических аналогий.

Хотя
совершенно ясно, что аналогии оказывают
существенную помощь в решении задач,
большинству людей редко удается
самостоятельно выявить потенциальную
аналогию (VanLehn, 1989). Если вы в состоянии
изобразить внутренние связи, как в
предыдущей задаче, или установить
основные правила, как это было в задачах
с противоречиями, то, вероятнее всего,
вы уясните себе структуру решаемой
задачи и найдете подходящую аналогию.

Консультация
специалиста

Если
у вас не получается сразу, пробуйте
снова и снова. Затем отступите. Что толку
ощущать себя полным болваном
.

У.
С. Филдс (цит. по: Teger, 1979, р. XIV)

В
жизни часто случается, что мы не можем
решить задачу в одиночку. Иногда лучшим
способом решения задачи является
привлечение специалиста. Люди обращаются
к бухгалтерам для решения вопросов
платежей, к адвокатам по правовым
вопросам, к врачам при возникновении
проблем со здоровьем. Мы выбираем
чиновников, которые будут решать задачи
нашей страны, а ведение войны поручаем
военным специалистам.

Эти люди стали
высококлассными экспертами в своей
области благодаря приобретению
соответствующих знаний и неоднократному
применению этих знаний для решения
задач на практике. Поэтому часто
консультации специалистов становятся
отличным способом решения задачи. Их
опыт и знания, превышающие ваши
собственные, позволят решать задачи,
относящиеся к их специальности, намного
эффективнее, чем это сделает новичок.

Запоминание и воспроизведение информации

Если вы решили проконсультироваться у
специалиста, то задача приобретает вид:
а) как узнать, является ли данный человек
специалистом, и б) как выбрать, к какому
из специалистов следует обратиться.
Решением этих вопросов дело не закончится.
Вам нужно быть уверенными, что привлеченный
к работе специалист имеет в руках все
факты и рассмотрел все возможные
альтернативы.

Внимательно выслушайте
его анализ возможного риска и альтернативных
путей, но окончательное решение — за
вами. Специалист — это только помощь в
решении задачи, но не само решение.
Некоторые советы по выбору нужного
специалиста вы можете найти у Карлсона
(Carlson, 1995) или в разделе о компетенции в
главе 4.

Крок

Авторы
Билл Речин и Дон Уайлдер

Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест.

Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

Предлагаем ознакомиться:  Народные приметы и суеверия — узнайте о жизни всё!

А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

  • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
  • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
  • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
  • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

Пиктограммы окружают нас всюду: в магазинах, в аэропортах, в автотранспорте, на дороге

Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте. При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат). Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

Метод Цицерона можно использовать и для решения обратных задач: использовать хорошо знакомый ряд слов для запоминания обстановки комнаты

Данная техника — один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

Использование системы накопления: метод Аткинсона

Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

  1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
  2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

Пиктограммы окружают нас всюду: в магазинах, в аэропортах, в автотранспорте, на дороге

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

Предлагаем ознакомиться:  Причины зуда в области попы

Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление). Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное. Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» — слезу или антиулыбку, для «размышления» — лампочку и т.д.

Кстати, игра «Крокодил» тоже основана на методе пиктограмм. Человек пытается показать выданное ему понятие, используя собственные ассоциации

Кстати, игра «Крокодил» тоже основана на методе пиктограмм. Человек пытается показать выданное ему понятие, используя собственные ассоциации

Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.

Несколько примеров херсонского метода пиктограмм

Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

Примерное упражнение: нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов. Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение.

Спустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинки

Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы,  нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.

Такую систему активно использовали уже в далекие времена, когда пером умели пользоваться лишь избранные, а мудрецы не всегда могли доверять свои секреты

Суть системы такова:

  1. Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
  2. Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
  3. В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.

Чем больше количество повторений, тем лучше запоминается новый материал.

Несколько примеров херсонского метода пиктограмм

Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.

Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.

Исследования показали, что в результате применения этой техники:

  • выученные знания остаются на долго и легко всплывают в памяти,
  • способность запоминать совершенно любые вещи все время улучшается,
  • с помощью силы воли легко вспоминается любая информация.

Суть этого метода ни в чем другом, кроме повторения. Занятия лучше проводить по утрам, так как в это время суток наше восприятие еще свежо. Тренируйтесь каждый день и увидите: уже через месяц ваш мозг станет запоминать в разы больше информации.

Что важно помнить?

Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.

А память можно и даже нужно тренировать! Запоминать нечто новое полезно не только при подготовке к экзаменам, но и для жизни вообще. Уже в скором времени после начала использования выбранной методики можно увидеть, как мозг начинает запоминать другую информацию, которой мы пользуемся в жизни: запоминать телефоны, адреса, регулировать входящую/исходящую корреспонденцию и многое другое.

https://www.youtube.com/watch?v=viOKd3qqNtU


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector