16.04.2019      7      0
 

Ванф этрусская богиня смерти и загробного мира


Политеистическая система верований

Системой верования у этрусков был имманентный политеизм; это подразумевает, что все видимые явления считались проявлением божественной силы и сила была сведена к божествам, которые действовали непрерывно в мире людей и могли быть разубеждены или уговорены в пользу человеческих дел. Сенека Младший говорил (спустя длительное время после ассимиляции этрусков), что различие между «нами» (население Римской Империи) и этрусками состояло в том, что: «Тогда как мы верим, что молнии высвобождается как результат столкновения облаков, они верят, что облака сталкиваются, чтобы высвободить молнию: поскольку они приписывают всё божеству, они закономерно верят не в то, что вещи имеют значение потому, что они происходят, а в то, что они происходят, поскольку у них есть значение»[1].

Этруски верили, что их религия была открыта им в древности провидцами, из которых двумя главными были Тагет и Вегойя.

https://www.youtube.com/watch?v=vm15zSsjrwI

В лейтмотивах искусства этрусков, касающихся религии, прослеживается три слоя. Один представлен божествами местного происхождения: Тиния, верховный небесный бог-громовержец, Вейя, богиня земли и плодородия, Catha, солнце, Тивр, луна, Сефланс, бог огня, Туран, богиня любви, Ларан, бог войны, Leinth, богиня смерти, Thalna, Turms и бог Фуфлунс, чье имя некоторым неясным образом родственно названию города Популония.

Этими божествами правили более высокие, которые, по-видимому, отражали индоевропейскую систему: Уни, Сел, богиня земли, Менрва. В качестве третьего слоя выступали греческие боги, заимствованные этрусской системой в течение этрусского периода ориентализации в 750/700-600 до н. э.: Аритими (Артемида), Апулу (Аполлон), Аита (Аид) и Паха (Вакх).

Пророки и пророчества

Этрусские жрецы специализировались на предсказаниях. Они делились на авгуров (отсюда слово инаугурация) и гаруспиков. Первые гадали по полёту птиц, а вторые по внутренностям жертвенных животных (прежде всего по печени).

Религия этрусков была религией откровения. Её писанием был корпус этрусских текстов, названный Etrusca Disciplina (этрусские знания). Это название появляется полностью у Валерия Максима[3], но Марк Туллий Цицерон в эпоху поздней Римской республики ссылался на disciplina в своих записях по предмету. Массимо Паллоттино разделил известные (но не сохранившиеся) манускрипты на три группы: Libri Haruspicini, формулирующие теорию и правила прорицания по внутренностям животных, Libri Fulgurales, темой которых было прорицание по ударам молний, и Libri Rituales.

Предлагаем ознакомиться:  Народные приметы о смерти делятся на приметы перед смертью и приметы после смерти: какие существуют приметы предвещающие смерть и как кошки связаны со смертью

Последние включали в себя Libri Fatales, описывающие правильные ритуалы основания городов и святилищ, осушения полей, формулирования законов и указов, измерения пространства и разбиения времени; Libri Acherontici, касающиеся загробной жизни, и Libri Ostentaria, правила для интерпретации предзнаменований.

Эти работы не являлись пророчествами или священными писаниями в обычном смысле. Они ничего не предсказывали непосредственно. У этрусков не было никакой систематической этики или религии и никаких великих видений. Вместо этого они сконцентрировались на проблеме желаний богов: если боги создали вселенную и человека и имеют определённые намерения относительно всех и всего в ней, почему они не разработали систему общения с человечеством?

Этруски полностью принимали таинственность желаний богов. Они не пытались рационализировать или объяснить их действия или формулировать относительно них какие-либо доктрины. Вместо этого они разработали систему дивинации, истолкования знаков, которые боги посылают людям. Поэтому Etrusca Disciplina в основном представляла собой свод правил гадания. М.

История учения

Прорицательские расспросы в соответствии с учением производились жрецами, которых римляне называли гаруспиками или жрецами. В Тарквинии находилась их община из 60 человек. Этруски, как свидетельствуют надписи, использовали несколько слов: capen (сабинское cupencus), maru (умбрское maron-), eisnev, hatrencu (жрица). Они называли искусство гадания по внутренностям животных zich nethsrac.

Религиозные практики

Этруски верили в глубинный контакт с божественностью. Они не делали ничего без надлежащего совета с богами и знаков от них. Эти практики в общем были унаследованы римлянами. Боги назывались ais (позже eis), множественное число от которого — aisar. Они находились в afanu или luth, священном месте, таких как favi, могиле или храме. Туда необходимо было приносить fler (множественное число — flerchva), «подношения».

Вокруг mun или muni, могил, существовали маны — души предков. В иконографии после V века до н. э. умершие изображаются путешествующими в подземный мир. В некоторых примерах искусства этрусков, таких как Гробница Франсуа в Вульчи, дух умершего определён термином hinthial (буквально «(тот, кто) внизу»).

Никакое публичное событие не проводилось без netsvis, гаруспика, или его женского эквивалента, nethsra. Они читали выпуклости на печени правильным образом принесенной в жертву овцы. Хорошая, здоровая печень считалась благоприятным признаком в то время, как изъяны, паразиты и болезни были грозными предзнаменованиями или выражением недовольства богов.

Печень животного разделялось на различные регионы, подвластные определенным божествам. Согласно этому делению, гаруспики могли узнать, какому божеству и какую именно жертву нужно принести, чтобы его умилостивить. Отдельно стоит отметить, что этрусские жрецы вынимали печень из жертвенного животного, римские же предсказатели по печени не вынимали орган из тела животного, а толковали знаки по органу и окружающим частям тела животного.

Предлагаем ознакомиться:  Как сделать сильный заговор на любовь только белые методы

У нас имеется бронзовая модель печени, чья религиозная значимость до сих пор является предметом горячих споров, размеченная на секции; возможно, она выступала наглядным пособием для объяснения того, что должна означать выпуклость в этой области. Прорицание при помощи гадания по внутренностям животных — это традиция, восходящая к культурам Плодородного полумесяца.

Верования о загробном мире

Загробный мир занимал важное место в мифах этрусков. Весьма многочисленны боги подземного мира, из которых наиболее известен Фебруус (ср. февраль). Потусторонним миром управляла Танр — змееволосая богиня, напоминающая горгону. Связующим звеном между мирами живых и мертвых была Вант — богиня с факелом, напоминающая образ статуи Свободы. Этрусский Аид был населен греческими мифологическими персонажами, а также некоторыми местными, таким как Сатре (Сатурн).

По результатам археологических находок можно говорить о переходе от кремации, свойственное захоронением культуры Вилланова, к погребению. Этот переход начался в VIII в. до н. э. и продолжался довольно долго. Причины и значение этого перехода неясны, но соответствуют окончанию единой европейской культуре полей погребальных урн (1250—750) эпохи средней бронзы[4].

Кроме того, этруски славились своими некрополями, где могилы имитировали домашние строения и характеризовались просторными комнатами, росписями на стенах и могильной мебелью. В могиле, особенно на саркофагах, была скульптура усопшего в её или его лучшие дни, часто с супругом. Не каждый имел саркофаг;

Мифология

Источники

Мифология подтверждена некоторым количеством источников различных сфер; к примеру, изображения на большом количестве керамики, надписи и выгравированными сценами на cistae (богато украшенные шкатулки) из Пренестины и на specula (богато украшенные ручные зеркальца). В настоящее время опубликовано около двух дюжин выпусков Corpus Speculorum Etruscorum с описаниями этих зеркал.

Мифология

Главными богами этрусков были:

  • Тин (итал. Tinia) — небесный бог-громовержец, аналогичный Юпитеру.
  • Уни — жена Тина, аналогичная Юноне
  • Менрва (Минерва) — богиня мудрости, покровительница ремесел.
  • Туран (итал. Turan) — богиня любви и жизни, аналогичная Венере. Нередко изображалась в окружении пантер и лебедей с веткой в руке[5].
  • Аплу (итал. Aplu) — покровитель пастухов, родственный Аполлону. Связан с культом целебных вод. Изображался обнаженным мужчиной в лавровом венке[6].
  • Сефланс (итал. Sethlans) — безбородый бог подземного огня, аналогичный Гефесту и Вулкану. Изображался в хламиде[7].
  • Фуфлунс — аналог Диониса.
  • Нефунс (итал. Nethuns) — бог морей, аналогичный Нептуну. Его символом был трезубец.
  • Сатре — бог-первопредок, царь золотого века, аналогичный Сатурну

Боги загробного мира:

Предлагаем ознакомиться:  Примета шмель залетел в комнату

  • Айта — бог подземного царства, аналогичный Плутону.
  • Ванф (итал. Vanth) — крылатый демон смерти.
  • Турмс (итал. Turms) — бог преисподней, аналогичный Гермесу (Меркурий)
  • Хару (итал. Charun) — демон смерти, родственный Харону. Он изображался в виде существа с крючкообразным носом, острыми ушами, крыльями за спиной, в руке держал свой основной атрибут — молот на длинной рукояти. На голове его был колпак, а бедра прикрывала юбка[8].
  • Тухулка (итал. Tuchulcha) — змееволосый демон подземного мира. В могиле Орка он изображен как существо с крыльями грифа, ушами лошади, подымающимися в виде змей над головой волосами. Тухулка иногда изображался с двузубыми вилами[9]

Второстепенными божествами были лазы (итал. Lasa) — в виде обнаженных девушек с крыльями, а также лесные демоны сильваны (итал. Selvans).


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector