20.04.2019      99      0
 

Традиционное боевое искусство филиппинцев


В чем разница между арнис, эскрима и кали?

Сегодня можно найти множество версий происхождения такого вида боевого искусства, о его мастерах и о том, как всего несколько бойцов могли противостоять большому количеству противников и о том, как они побеждали в каждой схватке, несмотря на то, что были смертельно ранеными.

Искусство эскримы появилось в 1950 году, вместе с эмиграцией мастеров, владеющих палкой, техникой безоружного боя и холодным оружием в США. Сегодня, эскрима – это эффективный стиль оружного и безоружного боя с помощью палки или филиппинского клинка. Обучения начинаются с тренировок с палкой длинной 62 см.

Кали – древнее боевое искусство родом из Филиппин. Оно использует как режущее, так и ударное оружие. Режущее оружие включает в себя копье, меч-боло, нож, тогда как ударное оружие включает закаленные при помощи огня ротанговые палки и палки из твердых пород деревьев. В кали так же есть система рукопашного боя, которая включает нанесение всевозможных ударов руками, ногами, локтями и прочими частями тела.

В противовес другим боевым искусствам, таким как кун-фу и карате, которые сначала изучают рукопашный бой, прежде, чем перейти к работе с оружием, филиппинские боевые искусства кали начинают с оружия. В кали техники владения клинковым оружием изучается первыми и потом легко трансформируются в работу ударным оружием и рукопашный бой. Гуру Вейд объясняет это просто: “Ничего не меняется”.

В довершение всего пекити тирсия использует множество вариантов и комбинаций оружия, а также все, что в бою может сойти за оружие. Кусок арматуры, стальная труба, бита или просто палка может покалечить или даже убить так же легко, как меч-боло или мачете. Нужно всего лишь приложить чуть большее усилие.

Первое упоминание о смертельном искусстве кали отсылает нас к Фердинанду Магелану  и эпохе завоевания Филиппин Испанией (1521 год). Вооруженные исключительно примитивными мечами, копьями и палками вождь Дату Лапу-Лапу и его свирепые воины одержали победу над испанцами, экипированными копьями из лучшей испанской стали, убили Магеллана  и, в конце концов,  выгнали из страны защищенных железными панцирями воинов.

В 1570 Филиппины окончательно пали под тактикой испанцев “разделяй и властвуй” –  настраивании племен одних островов против других и провоцировании и поддерживании гражданской войны на островах. Однако  в течение всей оккупации испанцы с опаской и осторожностью относились к филиппинскому оружию, т.к.

Однако филиппинцы смогли сохранить свои боевые искусства, практикуя их в секрете только в семейных кланах и сплоченных, связанных тесными узами коммунах и деревнях (Barangay). Народные танцы также сохранили быстрые движения по треугольнику из классической работы ног кали. Забавно, что филиппинцы танцевали свои ритуальные танцы или театрализованные битвы моро-моро, состоящие из боевых движений запрещенного боевого искусства, на праздниках для удовольствия и развлечения своих испанских повелителей.

В разных частях Филиппин традиционное филиппинское боевое искусство менялось под влиянием испанской культуры. Так появились боевые искусства эскрима (Escrima) и арнис де мано (Arnis de Mano). Термин эскрима происходит от испанского слова escrime или escrima, что означает фехтование мечом. Также есть мнение, что оно образовано от skirmish – стычка, схватка.

По одной из версий арнис происходит от слова arnes – декоративных доспехов, использующейся актерами в танцах и представлениях моро-моро, в моменты, когда они изображали испанских солдат в обмундировании средневекового рыцаря. “De mano” просто обозначает “для рук”. Так что арнис де мано дословно можно перевести как доспехи для рук. Со времен испанской оккупации арнис, эскрима и кали – три термина, которые обычно используют, когда говорят о филиппинских боевых искусствах.

Школа пекити тирсия кали происходит из провинции Панай и Негрос Филиппин и является одной из немногих аутентичных боевых искусств, существующих на сегодняшний день. Это семейная школа, созданная и улучшенная семьей Торталь, история которой прослеживается с тех времен, когда носить и использовать холодное оружие было обычным и обязательным навыком для каждого мужчины.

Пекити тирсия кали – это система ближнего боя против нескольких противников, базирующаяся на использовании клинкового оружия. Некоторые считают, что гинунтинг – любимое оружие в пекити тирсия, также происходит из провинции Негрос.

Предлагаем ознакомиться:  Приворот на замок и его последствия

Название “пекити тирсия” дословно переводится как “подойти близко и порезать на кусочки”. В пекити работают со всеми видами традиционного филиппинского оружия. Движения основаны на принципе треугольника – перемещения, удары и приемы рукопашного боя.

Тем временем, возвращаемся в Беркли, где гуру Вейд терпеливо показывает правильные движения недалекому студенту, который недопонял чего-то в работе ног. Вместе с остальными калисто они долго и монотонно повторяют движения до тех пор, пока студент не поймет и не станет двигаться правильно. Тогда Вейд кричит “Вот оно!” и срывается с места в направлении другой группы.

“Диагональная атака превосходна!” – декламирует Тим Вейд, пока следит взглядом за спаррингом другой группы. Диагональная атака, как говорит гуру Вейд, способна разрушить любой горизонтальный или вертикальный удар или такой же диагональный удар.

Упражнения, которые дает Тим Вейд на своих семинарах, вооружают студентов чистыми и простыми навыками, пониманием сути боя и базовыми техниками работы по правилами боевого искусства пекити тирсия.  Он дает понять что ты должен тренировать и как.

Даже тем, кто работает безошибочно, гуру Вейд не дает забыть, что техники нуждаются не только в простом повторении, но отработке в динамике и условиях, близких к реальному бою.

Семинары гуру Вейда обычно опираются на установку, что противник вооружен, сильнее физически и лучше подготовлен. Это нормально. Для пекити тирсия лучшая защита – это нападение – простые и эффективные тактики созданы для немедленного прекращения схватки.

Помните, вы не хотите, чтобы вас ударили никаким оружием и защита себя должна быть вашей первоочередной задачей. Двигайся влево. Выбирай дистанцию и время! Работай ногами быстро! Входи! Бей! Атакуй!

Это боевое искусство вооруженного против вооруженного. Удар по кисти руки или предплечью, удар в болевую точку, перерезать сухожилия, сломать кости – это то, что позволяет контролировать оружие противника. “Ты должен быть способен контролировать свое оружие! Не дай им отнять его у тебя!” – кричит гуру Вейд. От своих учеников он требует, чтобы они были способны бить очень точно и быстро.

Семинар начинается с повторения базовых движений и проверки правильности механики и углов. Изюминкой пекити является то, что техники взаимозаменяемы – техника рукопашного боя и работы с ножом одинаковая. Техника работы ножом легко адаптируется для рукопашного боя.

Позже гуру Вейд показал, как в пекити тирсия работают против противника с пистолетом в ближнем бою, когда дистанция настолько коротка, что не позволяет противнику выстрелить с самого начала. Ничего не меняется. Перехватил. Блокировал, ударил! Доминируйте в бою.

Он демонстрирует приемы с одной палкой, но потом, когда он переходит к двойным палкам, не оставляется никаких сомнений, что гуру Вейд может бить очень жестко, очень быстро и очень точно. Ни один новичок боевых искусств не будет больше смотреть на ротанговые палки столь снисходительно. В равной степени производит впечатление его работа настоящим гинутингом, парой ножей Спайдерко и эспада и дага. Тренировка с реальным оружием – лучший способ проверить правильность своей техники.

Квинтэссенцией семинара можно назвать слова Тима Вейда, которые он повторил тысячу раз за эти два дня как своеобразную гарантию от пекити тирсия. Никто не сможет выбить нож из вашей руки. Единственный способ, когда вы можете остаться без ножа – если решите оставить его вонзенным в тело врага. В конце концов, пекити тирсия  – это совершенная система боя с оружием.

Принципиальной разницы нет. В сообществе боевых искусств принято использовать разные термины, чтобы подчеркнуть территориальные различия в  происхождении или обозначить временные рамки, когда то или иное филиппинское боевое искусство появилось. Эти три названия, как и многие другие, по сути обозначают группу стилей с похожими техниками рукопашного боя и работы оружием и методами их изучения.

Пекити тирсия кали – это школа или один из стилей кали. Т.к. кали – наиболее древнее, исконное филиппинское название (эскрима сформировалась под влияние испанцев, арнис имеет современное происхождение), то техники пекити тирсия более традиционны для Филиппин.

Предлагаем ознакомиться:  Обычаи и приметы на Благовещение Пресвятой Богородицы

Филиппинские боевые искусства известны как искусства боя с оружием. Как на счет рукопашного боя?

Многи считают, что филиппинские боевые искусства – это бой на палках и только. Типичное заблуждение. На самом деле ротанговые палки – это один из главных снарядом, используемых в тренировках. Конечно, палки можно использовать в бою, но это не единственное, что есть в арсенале этих боевых искусств. У филиппинцев есть все необходимые техники для работы с вооруженным или безоружным противником.

А работают тем, что является более подходящим в данной конкретной ситуации – и палками, и ножами, и голыми руками. Еще одна отличительная черта филиппинских боевых искусств – она учат гармонично использовать навыки рукопашного боя и техники работы оружием, эти техники взамосвязаны. Именно поэтому филиппинские боевые искусства следует понимать как целостную систему разнообразных техник, а не просто борьбу на палках.

Также не забудьте, что есть стили, которые вообще не используют палок в тренировках. Думог, Сикаран, Панантукан – все это примеры филиппинских боевых искусств, основанных исключительнно на техниках рукопашного боя.

Пекити тирсия кали здесь – вполне традициоонное для Филиппин боевое искусство. В нем активно используются палки, различные виды ножей, меч, копье и пустые руки.

Восстание Моро

В начале 20-го века, филиппинский мусульманин по имени Моро поднял восстание. Молодые исламские экстремисты резко противились иностранной власти и не желали подчиняться ни американцам, ни испанцам, ни кому бы то ни было вообще. Это было в период, когда испанцы ушли, а территорию Филиппин заняли американцы.

Американцы столкнули с пугающим феноменом “Los Moros Juramendados”. Это была группа фанатиков, которые секли себя плеткой до состояния помешательства и бежали по улицам, избивая и рассекая мечом всё и всех, кто попадался на их пути. Эти жаждущие крови люди врывались в расположение американцев полные веры, что каждый уничтоженных американец обеспечивает им место в мусульманском раю, ведь моро будут убиты в войне с неверными.

Их упорное неистовство было настолько сильным, что американские пистолеты 38-го калибра оказались слишком маломощными и  не могли противостоять моро. В конце концов, это привело к тому, что в 1911 году американцы изменили кольт, увеличив калибр пули до 45-го. Это оружие, имеющее ужасающую мощь, было сделано специально, чтобы останавливать фанатиков моро.

Смертоносное искусство кали, которое моро также использовали, было решающим элементом, который вместе с религиозной фанатичностью, позволил с успехом идти по выбранному ими пути разрушения.

Во время второй мировой войны Филиппины были оккупированы Японией, и снова филиппинцы отказались повиноваться новым захватчикам более, чем предыдущим. Приветствуя американцев, филиппинцы охотно поступали на военную службу в американскую армию. Первый и второй филиппинские пехотные полки, вооруженные своим любимым оружием – мечем боло, сражались в кампании за освобождение своей родины.

Филиппинцы также организовывали партизанские отряды, известные как батальоны боло. Партизаны предпочитали ближний ножевой и рукопашный бой. Для атаки они обычно организовывали строй в форме обратного треугольника. В дальней вершине треугольника шел человек, который добивал врагов, оставленных  другими партизанами из передних рядов.

После войны многие предприимчивые филиппинцы, практикующие кали и эскрима (калисто и эскримадо), покинули Филиппины и отправились на Гавайи и в Калифорнию, которые стали новым домой для большой филиппинской диаспоры в США. И конечно, они привезли с собой разные стили филиппинских боевых искусств.

Почему филиппинские боевые искусства считаю простыми?

Когда говорят о простой или упрощенной манере движения, имеют в виду не слабую эффективность этих боевых искусств, а системный подход к выбору техник. Филиппинские боевые искусства были созданы с тем расчетом, чтобы их легко было изучать. Это боевое искусство изначально создавалось, чтобы за короткое время научить крестьян защищать свои земли от нападок жителей других поселений или иностранных захватчиков.

Не было времени и причин учить вычурным, сложным техникам или приемам, требующим специальных способностей. Полезны только те навыки, которые доказали свою эффективность и которым легко обучить. Жизни людей, которые учились этим боевым искусствам, зависели от их эффективности и простоты. В большинстве своем среди этих людей не было ни профессиональных солдат, ни воинов, только крестьяне, которым нужно защитить свою территорию.

Часть из них вообще не имели таланта, склонности к боевым искусствам. Выбор был не большой: или научиться или погибнуть в бою. Нет времени обстоятельно учить драться, если деревня подверглась внезапному нападению. Таким образом, в самое короткое из возможного время нужно учить самым эффективным и привычным с двигательной точки зрения приемам. Это философия простоты до сих пор присуща филиппинским боевым искусствам и является их отличительной особенностью.

Предлагаем ознакомиться:  Пророчества Монаха Авеля о России Путине и гибели империи

В пекити тирсия кали есть стиль женской самообороны баджак. Простыми и эффективными приемами здесь женщины овладевают уже на первых занятиях, а года достаточно, чтобы достичь навыков уровня мастера.

Почему часто о филиппинских боевых искусствах говорят “больше, не значит лучше”?

Придерживаясь философии простоты, большинство техник даются ученику сразу на начальном этапе обучения. Это важная отличительная черта филиппинских боевых искусств. Ученик может выбрать то, что подходит ему лично и создать свою личную тактику ведения боя. Базовые, но глубоко изученные принципы более важны, чем множество “сырых” техник.

Разница между опытным воином и новичком не в знании большего количества приемов, но в мастерстве исполнения меньшего количества лично отобранных для себя техник. Каждый боец филиппинских боевых искусств владеет небольшим ядром универсальных приемов, которые могут быть использованы во множестве различных ситуаций.  Принцип простоты лежит в основе всех прочих принципов филиппинских боевых искусств.

Почему названия приемов так отличаются?

У каждого бойца своя манера ведения боя, свои вариации общих техник. Это объясняет, почему для филиппинских боевых искусств характерно множество разных названий одних и тех же техник. Основа у этих искусств схожая, но есть вариации. Это особенно хорошо видно, если сравнивать филиппинские боевые искусства, например, с японскими.

Также не забывайте, что на Филиппинах 7 107 островов. На каждом острове свой диалект, язык многих островов не имеет ничего общего с языками соседних. Нет ничего удивительного, что один простой прием имеет тысячи названий – все они верные.

Некоторые базовые принципы и характеристики филиппинских боевых искусств

  1. Используем только те приемы, которые доказали свою эффективность и которым легко обучить.
  2. Во всем придерживаемся принципа простоты.
  3. Каждый практикующий филиппинские боевые искусства владеет небольшим набором техник, отобранных и подогнанных под себя.
  4. Рукопашных бой и оружие могут чередоваться.
  5. Манера движений – плавная, текучая.
  6. Используем углы, чтобы свести на нет атаки противника.
  7. Для атаки используем центральную линию углов (биссектрису).

Являются ли филиппинские боевые искусства композитными?

Безусловно. Если идея состоит в том, чтобы использовать только то, что работает, то постоянно будут появляться новые техники. Какие-то приемы разрабатываются самостоятельно. Какие-то заимствуются из других систем, искусств и ассимилируются.

Источники, откуда иностранные боевые стили проникали в филиппинские боевые искусства:

  1. Внешняя торговля – Филиппины расположены на пересечении важных мировых торговых путей. Это создало благоприятные условия для культурного обмена и проникновения боевых искусств других народов в культуру филиппинцев.
  2. Оборона – Филиппины вынуждены были защищаться от нападок иностранных захватчиков, а также сражаться между собой. Собственные техники совершенствовались, отрабатывались на врагах или заимствовались у них.

Как можно охарактеризовать филиппинские боевые искусства в целом?

Общие характеристики меняются от стиля к стилю. Картинка ниже иллюстрирует филиппинские боевые искусства на фоне других. Эти характеристики общие для всех искусств. Действительно, Нет способа сравнивать боевые искусства как-то иначе, кроме как по общим параметрам. С одной стороны боевое искусство может казаться линейным (движении прямолинейные), с другой – круговым (движения закругленные). Здесь представлены только общие параметры.

Почему для филиппинских боевых искусств характерны движения по треугольникам, кругам или полукругам?

Треугольник – очень важный символ в филиппинских боевых искусствах. Треугольник – самая устойчивая геометрическая фигура и используется в качестве символа силы, крепости. Многие школы включают треугольник в свои эмблемы. Треугольник также используется для описания теоретических основ. Вот некоторые их таких основ – работа ногами, стойка, принципы обезоруживания противника, построение атак.

Влияние круговых аспектом можно легко увидеть в системе Kali Villabrille/Largusa, где они противодействуют атакующим углам. Однако наиболее ярким примером круговых движений в филиппинских боевых системах будет обезоруживание пустыми руками и перемещения.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector