09.03.2019      28      0
 

Традиции выбора шамана у народов Центральной и Западной Сибири


Сила духа-животного

Шаманы издревле верили, что их внутренняя сила — это сила животных, растений, солнца и других основных источников энергии Вселенной. Они использовали свои особые способности, свою внутреннюю силу для исцеления людей, делились этой силой с ними, общались с другими живыми созданиями, чтобы жить счастливой жизнью в гармонии с Природой и Космосом.

За тысячи лет до Чарльза Дарвина люди шаманских культур были убеждены, что люди и животные находятся в родстве. В их мифах, например, животные обычно очень похожи на людей; их различия определяются многообразием видов животных, существующих и по сей день.

Так, койот в их историях злонамеренный, а ворона осуждали за то, что он пользуется услугами других, убивающих для него дичь. В мифах о сотворении мира часто повествуется о том, что с тех пор, как животные были облечены в те формы, в которых они существуют теперь, — люди перестали понимать их.

Если мифический рай с единством человека и животного утрачен в обычной реальности, — в необычной реальности для шамана он все еще существует. У австралийских аборигенов понятие «Время сна» основано на уверенности, что мифическое прошлое все еще существует параллельно с обычной реальностью, и туда можно проникнуть в снах и падениях. Шаман — единственный, кто способен видеть единство человека и животных, входя в ШСС, и мифическое прошлое ему также доступно.

В мифологии северо- и южноамериканских индейцев повествуется не о приключениях койота, ворона, медведя, а о похождениях Койота, Ворона и Медведя, то есть это всегда имена собственные. Короче говоря, индивидуальными чертами наделяются целые виды п даже классы животных. Поэтому, обладая силой какого-то одного медведя или орла, человек обретает силу целого рода медведей или орлов. Владелец духа животного-хранителя извлекает силу из всего рода или вида, хотя он приобщен к этой силе через отдельного индивида.

Связь между миром людей и миром животных для шамана очень важна, ибо с помощью своего духа-хранителя он подключается к могущественным силам млекопитающих, птиц, рыб, насекомых и других живых существ.

Предлагаем ознакомиться:  Приворот на деньги читать в домашних условиях который точно сработает

Североамериканские индейцы (салиш и оканогон) часто называют духа-хранителя животным силы. Это очень подходящий термин, так как он подчеркивает как сам факт передачи силы духом-хранителем, так и его животную форму. Тем не менее прибрежные салиш часто упоминают о духе-хранителе в человеческом виде. Такая двойственность духа-хранителя характерна для многих шаманских культур.

Индейцам племени кокопа, живущим в долине реки Колорадо, животное силы является во сне в человеческом обличий. Хиваро утверждают, что дух-хранитель в видениях предстает перед ними как животное, а во сне — как человек.

В способности животных появляться в человеческом образе нет ничего удивительного, если принять во внимание, что люди и животные считаются родственниками и в былые времена могли беседовать друг с другом. В необычной реальности животные по-прежнему способны являть себя шаману в человеческом виде. Так, шаманы Южной Австралии могут разговаривать с птицами и другими животными.

Индейцы племени лакота сиу говорят, что животное дух-хранитель часто разговаривает с шаманом в его видениях. Индеец по имени Хромой Олень рассказывает: «Вдруг я услыхал крик большой птицы, и она тут же ударила меня по спине крыльями. Послышался крик орла, заглушающий голоса других птиц. Казалось, он говорил: «Мы ждали тебя! Мы знали, что ты придешь. И вот ты здесь. Отсюда начинается твоя тропа: рядом с тобой всегда будет находиться призрак, твое второе «я».

Способность духа-хранителя являться в виде человека и говорить с людьми доказывает наличие его внутренней силы. Эта сила также проявляется, когда духи-хранители показываются в необычной для себя стихии, например, — летающие змеи или млекопитающие. Все эти проявления — признаки особой силы животного, способного преодолеть свою обычную природу. Принятие человеческого облика — магическое проявление его силы. Являясь хранителем шамана, животное наделяет его такой же силой перевоплощения.

Уверенность шамана в том, что он может принимать форму своего духа-хранителя, заимствуя при этом у него силу, — давнее и широко распространенное убеждение. Например, шаманы племени арунта в Австралии часто перевоплощаются в орла либо ястреба. При посвящении в шаманы в австралийском племени вираджери человек проходит через необычные ощущения, когда у него на руках отрастают перья и вырастают в крылья.

Тогда его учат летать, потом он с помощью песнопений лишается крыльев и возвращается в обычную реальность. На крайнем севере Скандинавии лапландские шаманы обращались в волков, медведей, северных оленей, рыб. Сибирские и эскимосские шаманы часто превращаются в волков. Американские индейцы племени юка шаманов, имеющих силу превращаться в медведей, называют «медвежьими знахарями». Начинающий шаман и на самом деле присоединя ется к настоящим медведям, ест их пищу, живет среди них иногда все лето.

Предлагаем ознакомиться:  Рак и Весы совместимость знаков зодиака в любви сексуальных и дружеских отношениях

Древнее шаманское поверье о способности человека обращаться в животное существовало в Западной Европе до эпохи Возрождения. Христианская церковь, разумеется, считала людей, занимавшихся подобными метаморфозами, колдунами, ведьмами и чародеями и преследовала их с помощью инквизиции. Тем не менее коллега Галилея, алхимик и ученый Джованни Ваттиста Порта в 1562 году опубликовал знаменитую книгу «Природная магия», где описал, как с помощью галлюциногенной настойки совершить такое превращение.

Он замечал: «Человек воображает, что превратился в рыбу. Широко расставив руки, словно плавники, он начинает плавать по земле, иногда выныривает, а потом снова погружается. Другой считает, что стал гусем, — ест траву, грызет землю губами, как это делает настоящий гусь, а иногда поет и хлопает руками как крыльями».

Подобно этому Кастанеда описывает превращение в ворону с помощью галлюциногенного напитка, а также наблюдения дона Хенаро за перевоплощениями шаманов в орлов и сов.

Однако для такой трансформации вовсе не обязательно принимать галлюциногенные препараты. Вполне достаточно шаманского танца под барабан. Например, в племени индейцев кариб на севере Южной Америки посвящение в шаманы происходит при ночных танцах, когда посвящаемые в танце подражают движениям животных.

— By! Медведь! By! By!

Говори — By! By! By!

Ты приходишь!

Ты — красивый юноша,

Ты — медведь-гризли.

Ты вылез из своего меха.

Ты приходишь, я говорю: ву, ву, ву!

Вот я бросаю медвежий жир в огонь,

Все для тебя, медведь-гризли,

Мы с тобой одно целое!

Я встаю, встаю,

Я, от чьей поступи дрожит земля. Я встаю, встаю,

Я, в чьих чреслах громадная сила, Я встаю, встаю,

Я, который бьет себя хвостом по спине, Я встаю, встаю,

Предлагаем ознакомиться:  Биополе: что это такое и зачем о нём нужно знать?

Я, который трясет в гневе шеей, Я встаю, встаю,

Я, чьи рога такие изогнутые и острые.

В Сибири, Америке и других местах шаманы подражают крикам птиц и животных, тех, чьей силой они хотят воспользоваться. Хромой Олень говорил, что когда он изображает медведя, то кричит и рычит по-медвежьи, выставляя пальцы вперед, словно на них огромные когти. И это не просто исполнение обряда, но акт поддержания единства со своим духом-хранителем.

Индейцы Мексики и Гватемалы называют духа-хранителя нагваль от ацтекского слова «нагуалли» (скрытый под маской). Нагвалем называется как сам дух-хранитель, так и шаман, перевоплощающийся в него. В Мексике этот термин относится также к шаману, способному к такой трансформации независимо от того, совершает он ее в данный момент или нет. Кастанеда называет нагвалем дон Хуана.

Кастанеда различает понятия нагваль и тональ. Слово тональ происходит от ацтекского «тонналли» и относится к символу дня рождения, часто связанному с каким-либо животным. Тонналли было частью ацтекского календаря и подразумевало предопределение, — нечто аналогичное нашему гороскопу. Понятие тоналя, таким образом, относится к судьбе, предопределенной от рождения до смерти.

В антропологической литературе Мексики и Гватемалы иногда смешиваются понятия тонального и нагвального животных из-за неясного их понимания, а также из-за того, что в некоторых племенах эти понятия действительно смешивались.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector