21.04.2019      15      0
 

Топотун лесное существо из английских легенд


Духи-хранители и домашние духи

Так же, как и по всему миру, в фольклоре британских островов существует дух жилища, или домовой. Обычно таких духов называют Брауни из-за темно-коричневого цвета кожи. Представления об их жизни в домах схожи со славянскими. У жителей принято подкармливать Брауни, оставляя молоко в блюдечке и различную выпечку.

Домовые же в ответ оказывает небольшие услуги и выполняет работу по дому. Эти духи не ограничиваются обитанием рядом с человеком, их родная стихия – горы и леса. Так, разновидность Брауни, работающих на рудниках, называют Синие шапки. В пограничных между Шотландией и Англией областях Брауни, обитающих в домах, также называют Доби.

У других человеческих сооружений также есть свои духи-хранители. Например, Церковный грим следит за состоянием церкви и прилежащих погостов. Считается, что это поверье являются отголоском ритуала, известного как “строительная жертва”. Дух-хранитель создавался во время жертвенного ритуала, совершавшегося при строительстве церкви: в стену заживо замуровывалось какое-нибудь животное (как правило, собака, кошка, бык, свинья или петух), которое становилось стражником здания.

Природным духом-хранителем можно назвать Бузинную матушку, духа-хранителя бузины родом из Скандинавии и Британии, нещадно мстящего за порчу своего дерева без спроса. Ее аналогом можно назвать Крыжовничную женушку, которая выглядит как огромная гусеница и также является духом-хранителем, но уже кустов крыжовника.

[править]Характер и деятельность

После оживления Топотун сопровождает Урфина Джюса во всех его начинаниях. Медведь души не чает в своём хозяине и служит ему верой и правдой. Так, например, Топотун ловит для Джюса кроликов и другую живность, силой поддерживает авторитет Урфина среди деревянных солдат, а после первого свержения Джюса добровольно отправлятся с ним в изгнание.

Не отличаясь особенным умом (эта роль принадлежит другому приспешнику Урфина — филину Гуамоко), Топотун выступает скорее как самый приближённый телохранитель своего повелителя. Кроме того, Джюс использует Топотуна в качестве своеобразного транспорта — ездит на нём верхом, либо перевозит поклажу.

Топотун выгодно отличается от других спутников Урфина Джюса: медведю чужда характерная для филина Гуамоко хитрость, не обладает он и злобным нравом, присущим клоуну Эоту Лингу. По натуре Топотун простодушен, добр и всецело предан хозяину, которому к тому же «обязан вечной благодарностью» за оживление[2].

В книге «Огненный бог Марранов» Топотун выступает в том же качестве верного слуги Джюса, однако в финале, после вторичного падения власти Урфина, медведь по непонятным причинам покидает своего хозяина.

Дальнейшая судьба Топотуна неизвестна. Достоверно лишь то, что в последующие два-три года (соответствующие книгам «Жёлтый туман» и «Тайна заброшенного замка») Топотун не вернулся к своему хозяину, несмотря даже на то, что тот переосмыслил свою жизнь и стал порядочным человеком.

Предлагаем ознакомиться:  Фантастические существа из средневековых бестиариев

Призраки

Англия по праву считается мистической страной. В свое время, благодаря сплаву четырех культур, средневековая Англия оказалась больше других стран населена привидениями, и с годами эти представления только усиливались. Ее туманы и многочисленные замки таят в себе таких паранормальных существ, как призраки.

Согласно исконным представлениями жителей Британских островов, неупокоенными душами становились умершие неестественной смертью, неправильно погребенные или ставшие таковыми по заклятию (например, если колдун “обязал” душу умершего охранять клад). Последние становились в какой-то степени духами-хранителями.

Однако, благодаря верованиям, появившимся в Средневековье, призраки также стали обладать самостоятельной жизнью, аналогичной жизни живых. Теперь призраки в замке могли появиться просто потому, что так захотели, без каких-либо дополнительных условий. Живые могут их видеть или пострадать от них, но далеко не всегда могут определить историю их происхождения. В качестве примера можно привести Черную Аннис и Тидди Мана, которые действуют сами по себе, а об их происхождении можно только строить гипотезы.

Стоит отметить, что со временем изменялись не только представления о призраках, но и сами рассказы о призрачных феноменах. По мере усиления в умах людей представлений о чистилище, истории о визитах с того света приобретают нравоучительный характер. Истории о призраках пропитываются гуманистической и протестантской моралью, и имеют развитие только на страницах писателей-мистиков.

Топотун лесное существо из английских легенд

К призракам также можно отнести духов, предвещающих различные события (чаще всего смерть). Прежде всего это Банши (в кельтском фольклоре – женщина-призрак, явление или крик (стоны) которой предвещают смерть), а также демонические псы – Чёрный Шак, Скрайкер, Грим и зеленошерстный Ку Ши, или стайная их разновидность в виде своры сверхъестественных собак, преследующих грешников или предвещающих гибель всем, кто их увидит: Неистовый гон, Дьявольские собаки Дэнди или Гончие Гавриила.

В литературе приобрел большую популярность такой фольклорный персонаж, как Дуллахан, по сути являющийся мужской разновидностью ирландской банши. Это известный всем всадник без головы. Его внешний вид представляет собой довольно пугающую картину: он мчится на черной лошади, держа под мышкой или в правой руке свою голову с сияющими глазами, а в другой руке – хлыст, представляющий собой человеческий позвоночник.

Другие мистические существа

Встречаются в общебританском фольклоре и водные существа, самым известным представителем которых является Несси – чудовище, обитающее в шотландском озере Лох-Несс. Обычно его изображают как существо, похожее на динозавра или огромного длинношеего тюленя: толстое массивное тело, длинная шея, маленькая голова.

Предлагаем ознакомиться:  Как выглядит лесной дух

Тему водных существ можно продолжить таким мистическим персонажем, как келпи – некий водяной дух в образе коня из шотландской мифологии, который уволакивает людей в воду. Это не простое существо, как Несси, а оборотень, способный превращаться в животных и в человека (как правило, келпи превращается в молодого мужчину с всклокоченными волосами). Считается, что перед штормом можно услышать, как келпи воет.

Водяную лошадь в фольклоре Шетландских островов называют “нъогль” и “морской конь Эх-Ушге”. Она не является оборотнем и выглядит как обычная лошадь, но так же как келпи уволакивает людей в воду.

Менее опасным для человека считается существо под названием Крод Мара. В шотландском фольклоре так называются волшебные морские коровы, которые иногда выходят на берег и могут спариваться с обычными коровами. Они опасны тем, что могут увести все стадо в неизвестном направлении.

Помимо этого, в легендах встречаются существа, напоминающие русалок. Это Мерроу (ирландские русалки, с рыбьим хвостом и небольшими перепонками между пальцами) и Кеаск (также известная как “дева волн” из в фольклора шотландских горцев).

В поверьях островов к северу от Шотландии присутствует морской народ в виде крупных тюленей, способных превращаться в людей. Их называют Шелки. Считается, что для того, чтобы встретится с таким “русалом”, необходимо пойти к морю и пролить в воду семь слезинок. В основном истории про взаимоотношения людей и этих мистических существ носят эротический характер, хотя известны случаи, когда эти существа просто помогали человеку. В отличие от водного народа Роан, они не могут сами превращаться в людей, скидывая тюленью кожу.

К оборотням также можно отнести Мулиартеха. Этот змей выбирается из моря и, превращаясь в одноглазую старуху, просится в дом. Если его пустить, то он набросится на людей.

В поверьях Британских островов встречаются также страшные и злые чудовища. Среди них можно выденить Нукелави (морской дух, похожий на кентавра без кожи, несущий смерть всему, что встретится на пути: скоту, растениям и людям), Федал (соблазняет мужчин и увлекает под воду), и Фо-а, которая также является злым водяным духом. Традиционно фо-а описывают как антропоморфных безносых существ с конской гривой, перепонками между пальцами или с шипастым хвостом.

Как и в иных культурах, в фольклоре Британских островов присутствуют свои оборотни, вампиры и полтергейст. Оборотни здесь превращаются не в волков, а в лис. Вампир же представляет собой женщину, не видимую никому, кроме жертвы. Такие существа называются Ланнан-ши и относятся частично к водным духам, т.к.

Среди прочих мистических существ особенно выделяются Фейри и Пикси. Их воплощения часто встречаются в литературных произведениях жанра фэнтези, причем иногда их относят к одному виду, а иногда к разным. Все они являются озорными природными духами, любящими подшутить над человеком. В некоторых произведениях к этой же разновидности относят Эльфов.

Среди всех Фейри в фольклоре выделяется ирландский представитель – Лепрекон. Это озорные фэйри, выглядящие как маленькие пожилые человечки, сапожники по профессии. Они отличаются тем, что любят ирландский домашний самогон и являются духами-хранителями сокровищ. Существует множество поверий, связанных с лепреконами.

Предлагаем ознакомиться:  Страшные городские легенды, оказавшиеся правдой

Считается, что их сокровища находятся в горшочке, зарытом в потаенном месте, которое известно только лепрекону и которое он может указать в обмен на свою свободу, если ухитриться его поймать. Помимо спрятанных сокровищ, у лепреконов есть монеты, которые они носят с собой в двух кожаных мешочках: серебряный шиллинг, который всегда возвращается в кошелек, если им расплатиться, и золотая монета, которую леприкон использует для подкупа честных людей, оказавшись в трудной ситуации. Она обычно превращается в листья или пепел, как только лепрекон с ней расстается.

Несмотря на обилие персонажей, британский фольклор сейчас находит отражение в основном в художественных произведениях – книгах, фильмах, сериалах, играх и даже мультфильмах. Среди действующих лиц современных фактов, рассказанных очевидцами, встречаются приемущественно призраки и Лох-несское чудовище. Другие представители британских легенд практически не попадают в рассказы и на камеры очевидцев.

[править]Происхождение образа

В биографии Топотуна содержатся некоторые указания, позволяющие предположить, что образ Топотуна частично заимствован А. М. Волковым у Л. Ф. Баума (из книг которого Волков почерпнул также саму идею Волшебной страны и исходные образы нескольких основных персонажей).

Так, у Л. Ф. Баума упоминаются целых три медведя, из которых, возможно, Волков и «собрал» своего Топотуна. Это, во-первых, безымянная медвежья шкура, принадлежавшая некой старой женщине по имени Дина, и случайно оживлённая волшебным порошком[3]; во-вторых, гуттаперчевый медведь по кличке Топтун (перевод И.

Париной, в оригинале — Para Bruin) — почётный гость на праздновании дня рождения Принцессы Озмы в книге «Путешествие в Страну Оз»[4], он же — один из главных героев другой сказки Баума «Король Имбирь и Цыпа-Херувимчик» (англ. «John Dough and the Cherub»), не относящейся к «озовской» серии; и в-третьих, в медведя, набитого соломой, был ненадолго превращён Страшила по воле злой колдуньи Миссис Юп (вероятный прообраз великанши Арахны) в книге «Железный Дровосек из Страны Оз».

Надо сказать, что «Баумовские» медведи играют в «озовских» книгах эпизодическую роль, их жизнеописание отличается краткостью, в то время как «Волковский» Топотун — яркий, полноценный, хорошо прописанный персонаж, занимающий заметное положение в двух книгах из шести.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector