10.04.2019      2      0
 

Медитации в буддизме — Buddha World


Место для медитации

Иногда люди думают, что лучше всего для медитации подходит комната со свечами, статуями и благовониями. Если вы хотите создать такую атмосферу – хорошо, но все эти сложности необязательны. Тем не менее, важно, чтобы комната была чистой и опрятной.

Также очень важна тишина, особенно в начале. Но если мы живём в большом городе, это может быть непросто. Поэтому многие медитируют рано утром или поздно вечером. Когда вы продвинетесь в практике, шум не будет вас беспокоить, но поначалу он может сильно отвлекать.

Буддийская медитация

Основную проблему определения специфики буддийской медитации буддологи видят в том, что буддийская форма медитативной практики, с одной стороны, возникла на основе брахманско-шраманской йоги, а с другой стороны, она занимает центральное место в буддийской сотериологии. Именно буддийская медитация считается в религиоведении тем новым элементом, который Будда Шакьямуни внёс в религиозную жизнь Индии.

В некоторых буддийских источниках[каких?] утверждается, что архат (буддийский святой) может совершать любые преступления и при этом не оскверняться (то есть не накапливать неблагую карму). Европейские исследователи увидели в таких утверждениях сходство с «белокурой бестией», или сверхчеловеком Ницше, находящимся «по ту сторону добра и зла».

Медитации в буддизме — Buddha World

Иная точка зрения состоит в том, что подобное понимание носит поверхностный характер, так как архат находится «по ту сторону добра и зла» не из-за собственной аморальности, а, наоборот, потому, что он достиг высшего морального совершенства, при котором все его мысли, слова и поступки становятся благими автоматически, без каких-либо усилий с его стороны.

Буддийский путь спасения представляет собой совокупность моральных норм, психотехники и определённых теоретических представлений. В соответствии с палийской традицией, они обозначаются следующими понятиями: «культура поведения», «культура психики», «культура мудрости». Каждая из данных категорий специфицируется во множестве матрик (терминологических списков, снабжённых числовой индексацией).

В европейской буддологической литературе «культура поведения» обычно называется этикой, а «культура психики» и «культура мудрости» часто объединяются в понятии «буддийская медитация». Согласно буддийскому учению, успех медитации возможен только при соблюдении нравственной чистоты медитирующего, поэтому «культура поведения» служит подготовительным этапом медитации. Этому этапу соответствуют следующие звенья восьмеричного пути: правильное действие, правильная речь и правильный образ жизни.

Буддийская добродетель включает в себя четыре уровня этических наставлений:

  1. Правила поведения для обычных мирян, совпадающие с нормами морального кодекса древнеиндийского общества. Главные из них – пять заповедей (панча шила): «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лги», «не опьяняй себя».
  2. Правила внешнего поведения для членов буддийской общины.
  3. Общие методы самотренинга, направленные на достижение членами общины различных уровней спасения.
  4. Методы самотренинга по программе достижения высшей цели буддийской сотериологии – состояния архата. Четвёртый уровень представляет собой совокупность предыдущих трёх уровней плюс реализацию главных буддийских доктрин: четырёх благородных истин, восьмеричного пути и устранение аффектов.

Первые три уровня имеют много общего с методами тренировки брахманских и шраманских общин. Четвёртый же является полностью буддийским нововведением.

Уникальная буддийская точка зрения на духовный путь состоит в том, что любой человек может достичь Просветления собственными усилиями без опоры на слепую веру[5].

В буддологической литературе понятие «буддийская медитация» употребляется в двух основных смыслах: широком и узком. В широком смысле данный термин служит синонимом всей совокупности разнообразных методик физического и духовного самосовершенствования, в узком смысле – как обозначение всех методов созерцания (bhavana).

Буддийская медитация в узком смысле (бхавана) включает в себя практику «самообладания» (смрити), практику концентрации (самадхи) и практику мудрости (праджня), иначе называемую випассана. Именно випассана представляет собой главную составляющую буддийской медитации. Випассана – это интенсивное понимание, которое даёт проникновение в глубь вещей.

Согласно раннему буддизму, истинная природа вещей – это дхармы (простейшие элементы бытия). В буддийской медитации шаматха и випассана дополняют друг друга, но если шаматха нацелена на очищение сознания от всех его прежних объектов, то випассана обеспечивает перекодировку реальности в терминах буддийского учения, то есть вырабатывает привычку видеть и мыслить дискретно (разлагать реальность на дхармы-элементы).

Для планомерной перестройки психики в раннем буддизме были созданы различные классификации дхарм. Первоначально они представляли собой руководства по медитации и лишь впоследствии, в период развития различных буддийских школ, стали предметом теоретического рассмотрения. По словам Э. Конзе, «теория дхарм – это, по существу, техника медитации» [6].

Предлагаем ознакомиться:  Гонг-медитация Кундалини - история практики, ее польза, методика

Медитации занимают важное место в жизни буддистов. Так, например, ваджраяна утверждает, что путем постоянных медитативных практик вкупе с соблюдением других правил можно достичь состояния будды уже в этой жизни, а в махаяне и хинаяне этот путь приближает к пробуждению в следующих перерождениях. Без них также не представляется возможным достижение архатства в тхераваде.

Медитация в буддизме – это совокупность духовных практик, которые в конечном итоге способны привести к постижению состояния пробужденности, бесконечной любви, сострадания, к разрыву круговорота сансары, достижению нирваны.

Медитации в буддизме — Buddha World

Эти практики могут состоять из наблюдения, направленного внутрь себя, направления внимания, развития интуиции. Иногда медитацию условно разделяют на практику действия и созерцания.

Здесь важно упорство и постоянство. Достигнув определенного уровня, не стоит бросать практики – важен не просто результат, а сам процесс, в ходе которого человек может лучше исследовать себя и окружающий мир.

В практиках важно абстрагироваться от внешнего мира с его будничной суетой, поэтому для этого процесса должно быть отведено особое, тихое, спокойное, благостное место, куда нужно возвращаться ежедневно в определенное время суток.

Нет строгих правил на этот счет – каждый человек должен найти свое время, которое подходит именно ему, чтобы сконцентрировать внимание вовнутрь и на время отрешиться от повседневности. Опыт разных буддийских школ может нам подсказать, когда лучше делать подобные «перерывы для души».

Примечания

  1. Лысенко, 2011, с. 464.
  2. Андросов, 2000, с. 735.
  3. For instance, Kamalashila (2003), p. 4, states that Buddhist meditation «includes any method of meditation that has Enlightenment as its ultimate aim.» Likewise, Bodhi (1999) writes: «To arrive at the experiential realization of the truths it is necessary to take up the practice of meditation…. At the climax of such contemplation the mental eye … shifts its focus to the unconditioned state, Nibbana….» A similar although in some ways slightly broader definition is provided by Fischer-Schreiber et al. (1991), p. 142: «Meditation – general term for a multitude of religious practices, often quite different in method, but all having the same goal: to bring the consciousness of the practitioner to a state in which he can come to an experience of ‘awakening,’ ‘liberation,’ ‘enlightenment.'» Kamalashila (2003) further allows that some Buddhist meditations are «of a more preparatory nature» (p. 4).
  4. Лысенко, Терентьев, Шохин, 1994, с. 179.
  5. Камалашила (Энтони Маттьюз). Медитация. Буддийский путь покоя и прозрения. — СПб: Уддияна, 2003. — 320 с. — 1500 экз. — ISBN 5-94121-016-7.
  6. Conze E. Buddhist Thought in India. Michigan 1970, p. 98.

Время для медитации

Тхеравада

Сложно с ним не согласиться. Пример тому – монахи течения тхеравады, ортодоксальные в своих взглядах. Вся их жизнь посвящена духовному служению, а каждый день строится по строгому расписанию. 

Они поднимаются с постели рано утром, до первых лучей солнца, и так же рано отходят ко сну. Первое, с чего начинается их день – медитация. Монахи уверенны, что утро – самое подходящее время для практики.

Медитации в буддизме — Buddha World

До рассвета наша планета спокойна, ее не тревожит мирская суета, природа источает спокойствие, а животная суть внутри человека спит. Также спит человеческое непробужденное сознание, которое всегда блуждает и не дает отречься от ненужных дум. Энергия, которая поступает в тело и наполняет душу утром, остается до конца дня.

Монахи тхеравадинского буддизма практикуют несколько раз в день – утром, днем, вечером – в определенные часы, достаточно долго, усердно. Конечно, строго следовать их примеру в современных реалиях с нехваткой времени, постоянной занятостью и погруженностью в работу для многих не представляется возможным.

Все же людям, стремящимся к просветлению, следует выделять хотя бы 30-40 минут в день, чтобы заняться своим духовным развитием. Если медитировать один раз в день, лучше выбрать для этого утренние часы, сразу после пробуждения. При этом просыпаться следует как можно раньше – с 4 до 6 часов.

Отлично работает также вечерняя медитация – она помогает расслабиться после трудового дня, успокоить ум, прислушаться к внутреннему, настоящему «я». Идеальное время для этого – час до и час после захода солнца. Во многих странах, поддерживающих тхераваду, это время приходится на 18-20 часов.

Сложность вечерней практики заключается в том, что людям после сложного рабочего дня бывает нелегко прекратить поток мирских мыслей о проблемах, навалившихся за день. Настроиться на правильный лад поможет омовение – в городской реальности это обычный душ – или беседа с духовным наставником, с человеком, который следует правильным путем.

Предлагаем ознакомиться:  Техники осознанных сновидений для начинающих

Тем счастливчикам, которые могут заняться практикой еще и днем, стоит выбрать послеобеденное время – с 15 до 17 часов. Конечно, следует придерживаться приблизительно одинаковой продолжительности медитаций. Но если обстоятельства не позволяют, то в дневное время хорошо позаниматься хотя бы 15-20 минут.

Здесь есть одна сложность – днем сконцентрироваться бывает еще сложнее, чем в утреннее или вечернее время. Поэтому важно делать это постоянно, чтобы времени на успокоение и расслабление уходило меньше.

Медитировать можно и ночью – в том случае, если вы привыкли быть в это время активным. Такая привычка особенно может помочь людям, страдающим бессонницей, нарушениями сна. Всего 15-20 минут в день – и через некоторое время о лекарствах и седативных средствах можно забыть.

Тибетский буддизм

Стоит поучиться медитации у тибетских монахов, таких спокойных, невозмутимых, сильных телом и духом. Проснувшись около 6 утра, они на заре отправляются на групповые практики, которые включают в себя физические упражнения, закаливание, солнечные ванны и, конечно же, медитацию. Это неотъемлемая часть философии тибетского буддизма.

Тибетская медитация складывается из аналитической и однонаправленной составляющих. Однонаправленная предполагает концентрацию сознания на определенном объекте – это так называемая шаматха. Аналитическая отслеживает отрицательные отклонения тела, разума: ложь, гнев, сплетни, сквернословие, зависть, насилие.

В ходе медитации часто сочетаются дыхательные упражнения, при которых сознание концентрируется на вдохах и выдохах, аналитическая часть, созерцание, медитация любви, радости, добра. Проводить такую практику лучше, подобно ламам, утром – с 5 до 6 часов. Она поможет проснуться, пробудить внутренний мир и открыться миру окружающему.

Тибетский буддизм тесно связан с астрологией. Она, в свою очередь, диктует свои правила, точнее, рекомендации, когда лучше проводить медитативные практики:

  • 5-6 утра;
  • 11-12 часов дня;
  • 17-18 часов;
  • 22-24 часа.

Любопытно, что тибетские монахи, приступая к практикам, обеспечивали себе легкий доступ к еде. Оно и логично – на пустой или, наоборот, полный желудок сложно сконцентрировать внимание. Поэтому, планируя медитативные практики в привычном распорядке дня, следует прислушаться к опыту лам и не проводить их сразу после еды или на голодный желудок.

Но, пожалуй, основой всего медитация становится именно в направлении дзен-буддизма. Дзен сам по себе предполагает устремление внутреннего взора вглубь себя, сохранение равновесия при любых условиях, изучение феномена бытия. А ведь это и есть цель любой медитативной практики.

В центре учения дзен стоит понятие «дзадзен», что переводится с японского языка как «медитировать сидя». Техника его предельно проста на первый взгляд – просто сидеть, не делая абсолютно ничего. Но только тот, кто не пробовал дзадзен, считает, что это легко.

Для удобства лучше сесть на подушечку или просто мягкую поверхность в позу лотоса или полулотоса, прикрыть глаза, но не закрывать их полностью, освобождая себя от мыслей. В этом случае есть две сложности: бесконечный поток сознания и непреодолимое желание спать.

В связи с этим есть одна рекомендация по поводу времени: практиковать дзадзен можно в любой момент, удобный конкретному человеку, располагающий отрешению от мыслей. Но при этом следует избегать времени, когда придется бороться со сном, а именно сразу после сна, когда организм не проснулся до конца, и непосредственно перед сном, когда тяжесть прошедшего дня влечет в страну сновидений.

Лучше выбрать время через полчаса-час после пробуждения или приблизительно за пару часов до отхода ко сну. Хороши также дневные часы, когда в помещение проникает дневной свет.

В начале рекомендуется медитировать короткими промежутками – от трёх до пяти минут, – потому что концентрироваться дольше будет трудно. Лучше проводить короткие сессии с более высоким качеством сосредоточения, чем более длинные, в которых ваш ум блуждает, вы грезите наяву или засыпаете.

Важно, чтобы тело и ум были расслаблены; не переусердствуйте. Иногда вам будет хотеться медитировать, иногда нет. Прогресс не будет линейным. В какие-то дни вы будете чувствовать себя замечательно, а в другие – не так уж и хорошо. Через несколько лет вы увидите, что качество вашей медитации постепенно улучшилось.

Литература

на русском языке
  • Андросов В. П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты / Ред. Т. М. Швецова. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — 800 с. — 2000 экз. — ISBN 5-02-018115-3.
  • Аюшеева Д. В.Буддийская созерцательная традиция и современная наука // Вестник БНЦ СО РАН. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2016. — № 4 (24). — С. 55—60. — ISSN2222-9175. Архивировано 10 апреля 2017 года.
  • Конзе Э.Буддийская медитация: благочестивые упражнения, внима­тельность, транс, мудрость / Пер. с англ.. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 144 с. — ISBN 5-211-03163-6.
  • Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. — М.: «Восточная литература», 1994. — 383 с. — (История восточной философии). — ISBN 5-02-017770-9.
  • Лысенко В. Г.Медитация в буддизме // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Вост. лит.,ИФ РАН, 2011. — С. 463—469. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
на других языках
Предлагаем ознакомиться:  Тибетские мантры омоложения от монахов

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 февраля 2019 в 05:48.

Медитация на дыхании

Большинство людей сначала осваивают медитацию, во время которой нужно просто спокойно сидеть, сосредоточившись на дыхании. Это особенно полезно, если вы чувствуете сильный стресс.

  • Дышите через нос, естественно – не слишком быстро и не слишком медленно, не слишком глубоко и не слишком поверхностно.
  • Сосредоточьтесь на одном из двух участков тела. Если вы чувствуете сонливость и хотите взбодриться, сосредоточьтесь на ощущениях в ноздрях, когда воздух входит и выходит через них, а если ваш ум блуждает и его нужно сделать более устойчивым – сосредоточьтесь на ощущениях в животе, который движется вперёд и назад.
  • Дышите внимательно, подсчитывая циклы вдохов и выдохов, считая от одного до десяти. Когда ум начинает блуждать, мягко возвращайте его к дыханию.

Не пытайтесь выключить ум. Основная задача в том, чтобы как можно быстрее замечать, когда внимание начинает блуждать, и возвращать его обратно. Почувствовав вялость и сонливость, постарайтесь взбодриться. Это непросто! Мы привыкли не замечать притупленность и блуждание ума, особенно если возникает беспокоящая эмоция, например, мы думаем о человеке, на которого злимся. Но дыхание всегда с нами: это надёжный объект, к которому мы можем возвращать внимание.

Развитие любви к другим

Успокоив ум с помощью дыхательной медитации, вы можете использовать это спокойное, открытое и бдительное состояние, чтобы почувствовать больше любви к другим. В начале будет недостаточно просто сказать: «Теперь я всех люблю», чтобы действительно это почувствовать. У этой мысли не будет силы. Поэтому нужно использовать цепочку размышлений, чтобы развить это чувство:

  • Все живые существа взаимосвязаны, все мы живём вместе.
  • Все мы равны в том, что хотим быть счастливыми и не хотим страдать.
  • Все мы хотим нравиться другим и никто не хочет, чтобы его не любили или игнорировали.
  • Все существа одинаковы, в том числе я.

Поскольку все мы взаимосвязаны, мы чувствуем:

  • Пусть все будут счастливы и обладают причинами счастья. Как было бы замечательно, если бы все были счастливы и ни у кого не было проблем.

После этого размышления представьте в своём сердце тёплый жёлтый свет, подобный солнечному, излучающий любовь во всех направлениях, к каждому существу. Если ваше внимание начинает блуждать, возвращайте его назад к этому чувству: «Пусть все будут счастливы».

Медитация в повседневной жизни

Благодаря практике этих медитаций у вас появятся инструменты, которые вы сможете использовать в повседневной жизни. Конечная цель не в том, чтобы концентрироваться на дыхании целый день, а в том, чтобы использовать развитые навыки в повседневной жизни, чтобы сосредотачиваться на том, что вы делаете.

Когда вы разговариваете с другим человеком и ваш ум начинает блуждать: «Когда же наконец он замолчит?» – практика поможет вам вспомнить: «Это человек. Он хочет нравиться другим и хочет, чтобы его слушали, точно так же как я». Таким образом медитация поможет вам в повседневной жизни, например во время общения с другими.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector