16.03.2019      29      0
 

Техники Хатха йоги практика для достижения совершенства


Шлока 62. Пища, которая благоприятствует садхане хатха-йоги

(Наиболее благоприятная пища для йога):
хорошие крупы, пшеница, рис, ячмень, молоко, топленое масло, желтый сахарный
песок, сахар кристаллизованный, мед, сушеный имбирь, патола (пряность из
огурцов), пять овощей, фасоль и чистая вода.

Все зерновые и рис содержат
карбогидраты и комплекс витаминов группы В. Свежее молоко и топленое масло
содержат слизь, смазывающую слизистую оболочку пищеварительного тракта и более
мелких каналов, которая вымывается в практиках шаткармы; она нейтрализует любую
кислотность и жар в желудке, которые могут возникнуть при выполнении практики.

В трактате «Гхеранд Самхита»
называются вышеупомянутые «Пять овощей»: баласака, каласака, патолапатрака,
вастака и хи-малочика. Это лиственные овощи наподобие шпината. Легкие, легко
перевариваемые бобовые, такие как красная чечевица, фасоль и другие,
рекомендуются, поскольку они содержат протеин, а бобов и мелкого горошка типа
конского горошка следует избегать, потому что они плохо перевариваются и
вызывают скопление газов. Важна чистая вода, свободная от химикалий, излишних
минералов и вредных бактерий, особенно для практик очищения организма.

Йог должен принимать питательную и сладкую
пищу, смешанную с топленым маслом и молоком; она должна питать дхату (основные
компоненты тела) и быть приятной и подходящей.

Наиболее важным требованием к пище
является то, что она должна питать дхату. Всего имеется семь дхату, или
основных структур тела: кожа, плоть, кровь, кости, костный мозг, жир и сперма
(или яйцеклетки). Все, что нарушает их естественный баланс, должно быть
исключено из пищи.

Хотя молоко и топленое масло и
рекомендуются в пищу, их нельзя принимать в больших количествах. Большое
количество выпиваемого молока создает проблемы со слизью, а избыточное
количество топленого масла накапливается в теле в виде жира. С другой стороны,
если у вас аллергическая реакция на молоко, не пейте его. Если рис вызывает
вздутие живота и задержку жидкости в теле, не ешьте его.

«Приятная и подходящая пища»
означает пищу, которая годится для метаболизма индивидуального тела и которая
заставляет человека чувствовать себя здоровым, ментально удовлетворенным и
стабильным. Для каждого человека наилучшей может быть своя собственная диета,
поэтому вы можете поэкспериментировать с различными продуктами и с различными
количествами, прежде чем найдете для себя правильную диету.

Следует, конечно, принимать во
внимание, что диета, приводимая здесь, пригодна для климатических и других
условий, характерных для Индии. Это также диета для практикующего хатха-йога,
отдающего много часов в день постоянной садхане, а не для человека, который
занимается один час раз в неделю в классе йоги и имеет много других дел главы
семьи.

Особенности практики хатха-йоги

Этот вид йоги сочетает в себе физические и дыхательные упражнения, благодаря взаимодействию асан и пранаям, достигается тот самый желаемый эффект – физическая и духовная сила. Ощутив свои возможности, человек может достигнуть внутреннего спокойствия и равновесия, которого так не хватает в современном мире.

Еще одним важным элементом в хатха-йоге является взаимодействие с внутренними энергиями, в Индии эти практики получили название мудры и бандхи.

Изначально хатха-йога считается основой занятий любым направлением йоги, так как ее методы безопасны и направлены на равновесное развитие человека и создание гармоничной системы физической и духовной силы. Благодаря такой совершенной системе, этот вид практики является целостным и не требует какого-либо вмешательства, также он является идеальной базой для развития и совершенствования.

Предлагаем ознакомиться:  Техника спортивного восстановительного массажа в остеопатии

Не стоит делать вывод, что хатха-йога – это аналог гимнастики или фитнесса, это совсем не так, так как физическая форма является только ступенью для создания гармоничного и равновесного состояния, поэтому не является целью, которую любыми способами необходимо достичь. Во время практики ученики стремятся получить равновесие существующих внутри энергий.

Как уже было упомянуто, йога не является гимнастикой, этот вид практики даже ближе к философским течениям, потому что предполагает свои особые принципы взаимодействия с самим собой и окружающим миром.

Еще в XV веке индусы создали целый трактат, посвященный практике, ее методам и основам. Так, среди них упоминаются как практические советы касательно питания, так и философские аспекты.

Техники Хатха йоги практика для достижения совершенства

В Сваратма Хатха Йога Прадипика говорится о вреде переедания, общения с обычными людьми и неустойчивости своего ментального состояния, также указывается на то, что нет необходимости в строгом следовании правилам и распорядкам, так как практике способствует умение различать важные и второстепенные действия. Среди полезных действий и умений упоминаются настойчивость, упорство и отсутствие страха.

Для успешной практики рекомендуется не есть тяжелую пищу за 4 часа до занятия, за час до него можно выпить молока или съесть какой-то фрукт.

Но отдельно объясняется, что здесь нет какой-то подоплеки, причина проста – после сытной еды ученик просто не сможет заниматься и будет испытывать дискомфорт, из-за чего на занятии не получиться достичь запланированного результата.

Особых требований к одежде и инвентарю тоже нет, главное условие – ничто не должно мешать выполнению асан и пранаям, а это значит, что одежда должна быть легкой и свободной, обычно занятия проходят босиком на коврике.

Есть в хатха-йоге и важные рекомендации касательно отношения к практике и себе в целом. Так, самый важный принцип – Ахимса. Он предполагает ненасилие к себе. Это значит, что не нужно насиловать себя во время асан, если какое-либо здание недоступно вашему телу по каким-либо причинам, то не нужно издеваться над собой, нужно продолжить работу и развивать свою физическую силу для достижения желаемого результата.

Во время групповых практик наставники предупреждают, что не нужно сравнивать себя с другими учениками, и гнаться за чужими достижениями, — важен ваш личный прогноз, нужно сравнивать себя не с остальными, а с собой вчерашним. Но тут важно найти тонкую грань между Ахимсой и ленью, ведь велико искушение остановиться на имеющемся уровне, и перестать работать над собой, аргументируя это ненасилием.

Для гармоничной и результативной практики нужно начать прямо здесь и оценить собственные возможности, не нужно прыгать выше собственной головы и производить на кого-то впечатление, во время выполнения асан сконцентрируйтесь на технике и осознанности всех своих действий. Сравнение с другими – главное препятствие в собственном развитии.

В этой практике есть также и этические рекомендации, соблюдение которых позволяет установить органичные отношения с окружающими людьми. Это своеобразные «10 заповедей» йоги, выполнение которых устраняет внутренний конфликт, поэтому являются внутренней потребностью, они называются «яма и нияма». К яме относится запрет на причинение вреда и на присвоение чужого, приветствуется правдивость и контроль над чувственной сферой жизни, ненакопительство.

Шлока 67. Асана, пранаяма и т.д. должны практиковаться до тех пор, пока не будет достигнуто совершенство

Асаны – это собственно позы, которые принимают практикующие во время занятий. Их можно считать основой практики, они выполняются для повышения физической выносливости и достижения комфорта в теле, благодаря чему физический аспект не мешает во время медитаций и не отвлекает от нее.

Техники Хатха йоги практика для достижения совершенства

Для начала работу над физическим телом лучше осуществлять с наставником, который сможет проконтролировать правильность выполнения и технику. Для начинающих достаточно занятий через день. В дальнейшем можно самостоятельно приступать к асанам и выполнять их чаще. Но есть комплексы, такие как Сурья Намаскар, например, которые подойдут для ежедневного выполнения.

Предлагаем ознакомиться:  Бхакти йога: преданность, любовь и служение

К дыхательным упражнениям переходят только после того, как уверенно освоят асаны, обычно это занимает два-три года.

Когда ученик достигает совершенства в выполнении асан, он сам собой переходит к более осознанным дыхательным упражнениям – пранаяме.

Асаны разделяются на позы стоя, балансы, позы сидя (наклоны и скрутки), прогибы и перевернутые позы. Все они имеют свой эффект и воздействие на физическое и духовное состояние. В конце практики используются перевернутые позы, а занятие завершается шавасаной или позой трупа, которая расслабляет тело после практики и успокаивает ум.

Асаны, различные виды кумбхаки и другие
просветляющие средства следует практиковать в системе хатха-йоги, пока не будет
достигнут результат в раджа-йоге.

Эта глава, посвященная асанам,
завершается еще одним напоминанием о цели практикования хатха-йоги. Как уже
говорилось в самом начале, практика хатха-йоги необходима единственно для
достижения раджа-йоги. Хатха-йога — это базис для раджа-йоги. Тот факт, что
хатха-йога должна практиковаться до достижения раджа-йоги, говорит о том, что
эти две йоги внутренне связаны между собой. Это на самом деле одна йога; хатха
является динамичным и подготовительным аспектом йоги, а раджа является ее
пассивной и кульминационной стадией.

Хатха-йога и раджа-йога, однако,
превратились в две различные системы. Раджа-йога утверждает, что сначала идет
яма/нияма, а затем асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.
Хатха-йога начинает с асаны, пранаямы и шаткармы и не делает упора на
какие-либо моральные дисциплины. Она требует только, чтобы образ жизни был
наиболее благоприятным для практики и совершенствования садханы. В ней нет
каких-либо моральных законов, вызывающих напряжение в уме.

Хатха-йога ведет к раджа-йоге,
когда практикующий начинает выполнять яму и нияму и продолжает садхану асан и
все остальное. Таким образом, хатха-йога предшествует раджа-йоге. Пока человек
не достигнет реализации в раджа-йоге, он не достигнет совершенства и в
хатха-йоге. Совершенство и реализация через хатха-йогу означают самадхи, то
есть совершенство в раджа-, дхьяна-, лайя- и самадхи-йогах.

Шлока 65. Совершенство достигается только практикой

Пранаяма с помощью управления дыханием позволяет контролировать внутренние энергии человека. В йоге дыхание разделяется на три основные части – вдох, задержка дыхания, выдох. И именно осознанное управление этими тремя этапами и позволяет получать еще один инструмент контроля нервной системы и связующее звено между физическим и ментальным.

Наставники отмечают, что бездумная практика неподготовленными учениками может принести больше вреда, чем пользы, поэтому к этому этапу развития в практике хатха-йоги стоит относиться очень внимательно.

Даже те, кто считает себя опытным йогом, должны быть осторожны во время пранаямы, потому что чрезмерные усилия могут нанести вред и стать причиной энергетического дисбаланса.

Мудры и бандхи

принципы хатха йоги

С помощью этих практик в рамках хатхи-йоги энергия, полученная во время выполнения асан и пранаямы перераспределяется по каналам.

Бандхи еще называются замки, которые ограничивают потоки энергии и не дают ей выйти наружу. Самые распространенные – три бандхи:

  1. Это корневая бандха, которая заключается в сжатии ануса;
  2. Подтягивание живота;
  3. Подбородочный замок.

Все три бандхи используют и изучают по отдельности или комбинациями, в зависимости от преследуемых целей.

Мудры представляют собой различные жесты, которые имеют свою символику и значение. Они используются во время медитаций и асан, также в сочетании с пранаямой. Наставники утверждают, что мудры могут создавать настолько мощные потоки энергии и во время их выполнения есть столько нюансов, что выполнять их самостоятельно не стоит.

Предлагаем ознакомиться:  Хатха-йога: асаны для начинающих в домашних условиях

Шлока 66. Ни ношение особой одежды, ни одни только разговоры не дают сиддхи — только практика

(64) Независимо от того, молод человек или
стар, дряхл, болен или слаб, он может достигнуть совершенства во всех йогах
путем практики.

(65) Совершенство вытекает из практики.
Без практики как может это случиться ? Только чтением шастр никогда не
достигнуть совершенства в йоге.

(66) Ни ношение одеяния сиддхи, ни
разговоры о практике (не приводят к совершенству). Только через применение
практики человек становится сиддхой. Это истина без всяких сомнений.

Есть поговорка, что практика
приводит к совершенству, и это именно то, о чем здесь говорится. Вы можете
прочитать о таком количестве принципов, которое вы можете вместить в себя
интеллектуально, но пока они не будут введены в практику, никогда не будет
испытана их реальность и не будет проявлен их внутренний потенциал.

Регулярная практика любой техники
йоги создает в теле и уме определенную структуру, и после многих лет практики
совершенство достигается независимо от начальных условий. Кого-то могут
отпугнуть занятия йогой, потому что он чувствует себя физически
несоответствующим этому. Не имеет значения, является тело старым или молодым,
больным или слабым — все пригодны для выполнения практики хатха-йоги и для
достижения самореализации. Если человек имеет внутреннее желание пережить
истину существования, то он преуспеет независимо от своего первоначального
физического состояния.

Там, где истина существует, нет места для
иллюзий и обмана. Человек не может стать йогом, всего лишь приняв
соответствующий внешний вид; невозможно также обмануть кого-то другого и
заставить его поверить в это; отсутствие внутренней силы и понимания сделает
явным любой обман. Человек может обманывать самого себя, внешне изображая йога
или аскета, но атму обмануть невозможно, и не может также одежда дать человеку
силу и знания. Этого можно достигнуть только тренировкой тела и очищением
грубого сознания.

Цели хатха-йоги

Многие практикующие ошибочно полагают, что при достижении определенных успехов во время выполнения асан, они завершают свои познания. Это совершенно не так, так как техника и качество выполнения асан является не целью, а средством. Ведь именно благодаря развитию физической выносливости, есть возможность добиться больших успехов в медитации.

Не нужно думать, что хатха-йога является панацеей от каких-то проблем, она лишь раскрывает уже имеющиеся возможности и способности, а потенциал каждого человека безграничен. С помощью гармонизации внутреннего и внешнего состояния, удается добиться не только духовного баланса, но и избавления от беспокоящих проблем.

При этом важно, что постоянство практики наблюдается благодаря внутренней дисциплине, без воздействия извне. Так как, по мнению наставников, инициатива должна исходить от собственных интересов и стремлений практикующего, только его желание должно быть причиной практики. В случае если она осуществляется без внутреннего желания, а под внешним давлением, то она будет неполноценной и не наполненной сознанием и вдохновением. В такой ситуации нельзя говорить о развитии умений и достижении высоких уровней осознанности.

Если удается добиться регулярности в практике, можно достичь крепкого здоровья и более уравновешенного состояния ума. Благодаря этим важным факторам, практикующий имеет возможность добиться успеха в любой области, но главное – более осознанное отношение к внутреннему состоянию и во взаимоотношениях с окружающими.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector