28.04.2019      44      0
 

Тантра йога — упражнения для начинающих, виды Тантрической йоги


Особенности тантры натхов

Если рассматривать беспристрастно, то линия натхов и тантра – две крупные независимые традиции, хотя им обоюдно свойственны практики одна одной. Если сказать очень коротко, то тантра – это тантра, а натхи – это, в первую очередь, йога. Тем не менее, если соотносить с чем традиционная йога натхов больше связана – с современными, ориентированными на физкультуру системами йоги или же с тантрой, то ответ будет однозначен – больше с тантрой.

И когда ориентированные сугубо на коммерцию преподаватели йоги пытаются упростить йогу, делая заявления вроде «йога — это не религия», и другие подобные, то всё это можно рассматривать как нежелание разобраться в истинном положении вещей. Чаще всего в основе таких заявлений лежит невежество, попытка в сложный путь привнести иллюзии, будто в нем всё просто и поэтому все могут у этих преподавателей учиться.

Такое формирование представлений – это средство по зарабатыванию денег, а так как на традиционной йоге это сделать сложнее, потому что не всех ей можно учить, а если и можно, то не каждый это способен сделать, вот тут-то и появляется много наносного, связанного с понятием йоги. С этим уже ничего не поделаешь, да и все имеют право на свое существование, как первые, так и те, кто предпочитают не упрощать йогу как духовную практику.

Хоть и может показаться пессимистичным, но на самом деле, Кундалини пробуждается у единиц из великого числа пытающихся её пробудить, а настоящих тантриков не много даже в самой Индии, не говоря уже про Россию и Запад.

Итак, для начала нужно разобраться, что такое тантра и что такое йога натхов. У нас есть два главных источника по традиционной йоге; первый – Махариши Патанджали, второй – Горакшанатх. Всё остальное можно не рассматривать, потому как всё пошло от этих традиций, а если быть совсем точным, то, однозначно, от Горакшанатха.

В Индии верят, что Горакшанатх – Шива – бессмертен, у него нет места захоронения как у многих Учителей, то же самое относится к Матсьендранатху и другим известным Махайоги. Традиция очень древняя и это более чем очевидно, просто непрерывность линии передачи можно проследить начиная от X — XII веков, а с более ранним периодом возникают сложности исторического отслеживания.

Поэтому мы не можем в полной мере сейчас знать о той йоге, которая существовала ранее, особенно в прошлых югах. Считается, что в прошлые юги были предписаны ведические садханы, наверняка, существовали и какие-то натховские системы йоги, но сейчас многое утрачено или вообще считается неприменимым. Поэтому о тех временах мы можем иметь только представление («даршану»), чем и является йога Махариши Патанджали.

С тантрой ситуация обстоит примерно так же. Историю её появления полностью знать невозможно, предпосылки к тантрическим методам мы можем найти, например, в Атхарва-веде, и даже раньше, ещё культам дравидского происхождения были свойственны элементы, схожие с шактизмом. Но прошло много времени, жизнь изменилась, и теперь люди нуждаются в тех духовных практиках, которые актуальны в данное время. При этом, практики эти основаны на опыте мастеров прошлого.

Некоторые тантрические тексты даже утверждают, что ведические садханы бесполезны в духовном смысле. Однако их нужно правильно понимать – как аллегорию, они не против ведизма, а просто говорят о разумном отношении к ведическим методам. Так же и натхи не утверждают, к примеру, о «низком уровне» йоги Патанджали, тем более что это бессмысленно делать, т.к.

йога Патанджали – это просто философская доктрина, ее часто называют «брахманской». Отчасти это верно, потому что сам Патанджали, начиная с первой сутры, дает понять о том, что сей труд есть ни что иное, как сборник общих представлений о системах йоги, которые существовали ранее, в том числе и в ведические времена.

Но йога натхов и тантра – это совершенно иной подход. У этих двух доктрин есть одна общая характеристика, заключающаяся в широком использовании различных методов, адаптации в разных культурных и религиозных сферах. В этом тантрический подход и подход натхов предельно схожи. В самой своей сути, тантрический подход можно встретить и в исламе и христианстве, религиях Юго-Восточной Азии и стран Океании.

Тантра, в первую очередь, является «упаей» (методом), у натхов йога славится своей прикладной стороной, что говорит о её тантричности. Ведическая традиция сохранилась, хоть и не в таком виде как раньше, но и по сей день существуют брахманические ведические посвящения, система садхан, почитания ведических Божеств с рецитацией текстов Вед.

Это очень сложная практика, на самом деле, вряд ли в Индии сейчас можно найти хоть одного брахмана, кто в совершенстве мог бы знать ведический санскрит. В той или иной степени им владеют многие, но не полностью, многое утрачено. Раньше брахманы ведическими мантрами могли производить многие изменения в природе, сейчас те же самые мантры практически не работают.

Поэтому они в нынешнем ведизме несколько изменены. В ведизме перед нитья-садханой нужно долго делать «ануштхану» (подготовку), поститься определенным образом, придерживаться строжайшей брахмачарьи, там же для реализации мантра-сиддх нужно долго делать пурашчарану. В тантре все значительно проще, пурашчараны делаются быстрее.

Однако, есть ещё немало тантрических мантр не на санскрите, например, джайнские, буддийские, натховские, агхорические и т.п. Мантры, которые читаются на разных языках на территории Индии и в ближайших странах: Непал, Пакистан и т.д., называются «шабар-мантры». Мантра, согласно тантрам, является самим сознанием, важно понимать значение мантры, а не только то, как её произнести.

Есть у натхов и вайдика-упасаны, хотя они отличаются от тех, которые, например, в ведизме. Некоторые мантры натхов предназначены для натхов мусульман, есть мусульманские шабар-мантры, а так же сикхские, джайнские и даже такие, где почитается Будда. Существуют мантры, которые используются в наиболее известных натховских садханах, в почитании Божеств натховской Традиции. Так же есть мантры, которые применяются, в основном, всеми натхами во всех пантхах в ежедневных садханах.

Предлагаем ознакомиться:  Значение имени оксана судьба характер тайна замужество

Характерное отличие тантры натхов заключается в том, что у натхов большой акцент делается на мантрах, а в тантризме чаще используются янтры. Мантра – символ сознания Шивы, а янтра – энергии. Буквально слово «янтра» переводится как «устройство» или «механизм», а мантра – это то, что заставляет этот механизм включиться, работать. не всегда может представлять собой какое-то сложно сотворенное изображение, некоторые тантрики используют янтры, просто нарисовав биджи на бумаге специально изготовленной смесью.

Предположим, тантрику кто-то угрожает, наводя абхичару, в таком случае он может сделать из бумажной янтры «кавачу» и повесить себе на руку как амулет для защиты от негативных влияний, колдунов, грах или разных духов. В тантре, например, для реализации определенных сиддх, нужно выбрать подходящее место для садханы и сформировать там асану, начинать нужно в строго рассчитанное астрологическое время, а также тщательно подготовить место, где вычерчивается специальная янтра, это и будет местом вашей асаны, нужно так же грамотно подготовить место для проведения хомы.

Вообще, многие тантрики для этого используют шмашан, что означает не обязательно место сожжения трупов, место кремации хорошо подходит для шава-садханы, якшини-сиддхи садханы, абхичары и др. Но шмашан, как утверждают сами агхори – это место где тихо и вас никто не будет отвлекать. Обычно, в Индии агхори и тантриков-садху местные жители не тревожат.

К настоящим тантрикам в Индии очень большое уважение, но, на самом-то деле, тантриков, реализовавших сиддхи, немного. Не стоит путать обычных людей, которые могут проводить дома, в соответствии с праздниками, пуджу тому или иному Божеству, — это ещё не тантрики, а просто религиозные люди. Что же касается тантриков, то они, развивают сиддхи.

Даже в самой Индии люди довольно серьезно подходят к своему делу, для чего они получают посвящение от опытного мастера, тщательно изучают технологию обрядов и, конечно же, выполняют садхану, получая правильные результаты. Это очень непростая система, в ней нужно довольно детально и широко разбираться, и если сказать совсем честно, то посвятить этому жизнь. Потому что, став тантриком, человек начинает жить по совсем другим законам, в отличие от простых обывателей.

Вообще, для классической тантрической садханы нужно запастись не только терпением, но и материалом для изготовления нужного «самагри». Некоторые ингредиенты в Индии, если не брать дубликаты, стоят недешево, да и к тому же их не так-то просто найти, например, для того, чтобы изготовить смесь для рисования некоторых янтр, нужно достать порошок, сделанный из «набхи» (пупка) антилопы или тигра.

В Индии, впрочем, как и везде, немало шарлатанов, которые на ваших интересах делают себе деньги. Следовательно, все мифы про индийскую духовность можно смело выбросить из головы, да и сами эти мифы придумывают обманщики, подобные индусам. Впрочем, обмануть могут только тех, у кого карма к этому располагает.

Тантричность садханы натхов

Ранее считалось, что тантризм берет свои истоки в индуизме, потому этот вид учения является первоисточником. Именно отсюда буддисты переняли методы и практики, которые в дальнейшем воплотили в своем учении. Правда, сегодня все больше исследователей убеждаются в том, что тантризм сначала появился в буддизме, а потом уже перешел в индуизм.

Тантра-йога в индийской традиции основывается на священных текстах, в которых описаны специальные ритуалы, позволяющие достичь самореализации через взаимоотношения двух главных богов (Шива и Шакти), которые символизирует женское и мужское начало. Согласно этому учению, только благодаря воссоединению с богиней, бог Шива получает возможность творить.

Индийский тантризм имеет такие особенности:

  • в составе школ преобладают представители в основном из низших каст;
  • в них входит множество представителей, так называемых неарийских племен;
  • акцент на эзотеричности школ и практикуемых здесь обрядов;
  • широкое применение методов, которые использует йога;
  • отделение главных обрядов от учения брахманизма (ритуалы и моральные нормы);
  • особую роль в учении отводят половому энергетическому каналу, который берет свое начало у Шакти.

Главным отличием тантры от других учений индуизма является отказ от аскетического образа жизни. Здесь важна максимальная активизация потенциала тела. Также часто помимо обычных практик, во время занятий в тантризме проводятся магические и оргиастические ритуалы.

Их основная задача в том, чтобы высвободить сексуальную энергию, которая позволит помимо чувственного экстаза ощутить и его мистическую сторону. Тантрическая традиция рассматривает тело, как основной сосуд, а потому уделяет большое внимание ему. Вопросы продления жизни и решение алхимических задач присущи данному направлению.

Тантризм в Индии берет свое начало из культа Великой Богини-матери. Древность этого учения позволяет его приверженцам считать, что они являются источником, из которого пошли все остальные религии.

Важным элементом тантры является сопоставление микрокосма (человек) и макрокосма (мироздание). Ведь оба они сводятся к единению двух начал (мужского и женского), которое позволяет достигать нового уровня развития.

Мудрость и пустота заключены в женском начале, символом которого является лотос. Этот цветок пришел в тантризм из Индии, где он ассоциируется с чистотой, красотой и совершенством. Другим символом женского начала является специальный колокольчик (гханта).

Твердость духа, непоколебимость веры и вечность заключены в символе мужского начала, которым является ваджра. Это специальное оружие, созданное великим мастером и объединяющее в себе способности меча, булавы и копья. По аналогии часто ассоциируется с алмазом – самым прочным материалом, который способен резать что угодно.

Эти символы очень часто встречаются в изображениях индийских богов, часто в паре, что подтверждает главный постулат индуизма о том, что женское и мужское являются целым, способным в единении творить даже вселенную.

По мнению специалистов, которые проводят исследования в данной области, у тантрической традиции в буддизме есть следующие особенности:

  1. Тантра-буддизм предлагает своим последователям альтернативный путь, ведущий к просветлению, дополняющий стандартный путь махаяны.
  2. Его учение предназначено, прежде всего, для практикующих мирян, а не для аскетов и отшельников (монахов).
  3. Вследствие этого, он признает земные цели и приобретения, часто имеет дело с практиками, которые по характеру более магические, нежели духовные.
  4. Тантризм учит особенным видам медитаций (садхана), которые являются путем к осознанию, направленным на изменение индивида в воплощение божественного на протяжении этой жизни или через некоторый промежуток времени.

Эти виды медитации подразумевают активное применение различных типов мандал, мудр, мантр и дхарани, которые являются конкретными выражениями природы действительности.

Формирование образов разнообразных божеств в процессе медитативной практики путем творческого воображения является ключевой ролью в процессе осознания. Эти образы могут существовать как внутри, так и извне:

  1. Большое многообразие различных типов Будд и других божеств.
  2. Большой акцент делается на роли гуру (учителя) и необходимости получения от него наставлений и положенных инициаций для садхан.
  3. Существование многочисленных рассуждений о природе и силе речи, в особенности в связи с символами санскритского алфавита.
  4. Разнообразные обычаи и ритуалы, часто нетрадиционного для буддизма происхождения (например, хома), были адаптированы к данному учению.
  5. Духовная физиология преподносится как часть важного процесса преобразования.
  6. Делается акцент на важность женского начала, для чего используется сексуальная йога и ее различные формы.
Предлагаем ознакомиться:  Толкование карты таро пятерка жезлов в разных гаданиях

Конечно, данный список не является окончательным. Но по нему легко можно судить об особенностях, которыми обладает тантрическая практика буддизма. Точность и полный объем этих знаний и умений соответствует высшим тантрам, тогда как на начальном этапе формирования этого учения, изучаемые тексты включали лишь часть перечисленных особенностей и постулатов.

Изначально тантрический секс являлся тайной практикой, которая способствовала освобождению от низменных инстинктов, путем осознания того, как можно получать удовольствие, доставляя его другому человеку. Ритуальный секс (майтхуна) являлся завершающей частью проводимых обрядов и мистический действий. При этом ощущение экстаза было на ментальном уровне, позволяя стереть грань между духовным и физическим удовольствием.

Сегодня нео-тантра упростила эти ритуалы, позволяя своим последователям разнообразить сексуальную жизнь, но лишая их возможности самопознания и расширения своих духовных горизонтов. Чаще всего такое действо сопровождается использованием соответствующей музыки, разнообразных благовоний и асан, которые использует йога для открытия энергетических центров.

Тантрическая практика дает возможность своим последователям найти себя, осознать и реализовать силы, дремлющие внутри. Исполнение ритуалов способствует очищению оболочек, ощущению одухотворенности и осознания того, что ты достоин быть одаренным Божественным присутствием.

Такая йога позволяет в процессе соединения мужского и женского начала избавляться от разнообразных комплексов и блоков, а также учит воспринимать реальность без барьеров. Систематические занятия тантризмом раскроют ваше истинное «Я», позволят разобраться в отношениях с окружающими и подарят истинную внутреннюю свободу. Кроме того, как и любая йога, упражнения будут способствовать оздоровлению вашего организма, гармонизации внутреннего состояния и омоложению.

В тантре натхов нет такой сложной мантрологии и ритуалов, ориентированных на внешние составляющие, как в классической тантре. В принципе, это йогическая Традиция, несмотря на то, что ей не чужды и другие методы. Есть натхи, использующие панчамакары, причем такие тантрики-натхи могут по-разному применять практику, к примеру, майтхуны, чаще всего она совершается символически – в виде подношения цветов Божеству или же как «внутренняя майтхуна», когда пробуждается Кундалини и поднимается по чакрам вверх. Здесь нужно понимать, что само использование вина или ритуального секса, курение чараса – не является показателем вамачарской садханы. пригодна только для садхака, достигшего полного самоконтроля.

В первую очередь, вамачара означает осознавание, виденье того, на что простой смертный закрывает глаза, вамачарин вполне может и не использовать физические 5М. При этом мы не можем для духовной практики полноценно использовать то, что мы не осознаем. Например, если садхака живет с женщиной и у него с ней проблемы, то он не готов к использованию физических 5 М, как бы там не говорили тексты и начитавшиеся их «мыслители», это не будет вамачарой.

Каулическая садхана подразумевает внутреннюю ананду, но если у садхака есть недовольство тем, что он делает, то это не каулическая садхана. Можно много чего имитировать, заучить мантры и ритуалы, и то, как их правильно читать над вином и т.д., но если эта практика приносит дискомфорт и с женщиной у него проблемы, то это не каулизм

Мой Гуру говорил, что йога – это то, что спасает от очень многих больших проблем, включая смерть и инкарнации, поэтому без йоги не может быть никакой духовной реализации ни в тантре, ни в мантрах, ни в религии – ни в чем; и кто выбрал истинную йогическую традицию – у того хорошая карма, и что бы там ни было: проблемы с людьми, с телом, проблемы с нехваткой каких-либо знаний – у нас всегда есть альтернатива заняться практикой йоги чтобы стать совершеннее. А будучи совершеннее вы сможете решить те проблемы, которые вас тяготили ранее.

В этом отношении йога – уникальнейший путь, работающий с тем, что является самым основным, йога устраняет сам корень всех проблем. У нас может не оказаться ничего для практики дакшинарской или вамачарской тантрических садхан, но йогические методы работают с более глубокими вещами, которые всегда с вами.

Традиция натхов – тантрическая, потому что это метод, который ведет не к абстрактному, теоретическому счастью и религиозности, а к реальной реализации в сфере духовного. Если некоторые религиозные проповедники говорят о том, что вы когда-то попадете на небеса после смерти, если будете хорошими (в их понимании) людьми, то у натхов всё иначе.

Натхи предлагают попробовать практиковать то, во что не обязательно верить на слово, просто попробуй, и если вам станет лучше, то вы можете продолжить свой поиск, а если станет хуже, то можете взять и распрощаться. Конечно, это не значит, что вы в начале практики начнете «луну и звезды хватать руками», хотя, никто и не отрицает, что вы можете развиваться быстрее, чем кто-либо. Просто сам подход включает в себя возможность поиска, и в этом величие и широта мировоззрения йогинов.

Йогины не просто говорят, что «ты — не тело», ибо когда тело болит, вам не до всех этих проповедей и фраз, и вы ищете лекарство; они говорят, что нужно обратить внимание на то, что вас беспокоит, и серьезно этим заняться. В тантре придумано много уловок для того, чтобы ваша дхьяна стала качественной, составлены прекрасные стихи на санскрите, посвященные Божествам, начерчены янтры для любителей мистического и абстрактного, в конце концов, для вас есть шмашан, если вас тревожат проблемы смерти.

Предлагаем ознакомиться:  Особенности приворота и его последствия

Йога тантрична, и существует множество видов йоги: карма, джняна, бхакти, дхьяна, раджа, хатха, их бесчисленные методы – все они существуют для того, чтобы помочь нам познать себя, того себя, который содержит в себе знания всех сфер. Но люди ищут именно то, что им поможет в настоящий момент, и они приходят к духовному Учителю, который может из обусловленных методов выйти на то, что не обусловлено ничем, чтобы получить подсказку как применить метод. Сам человек не может знать, как правильно использовать устройство ему незнакомое, для него и устройство и рекомендация по его применению являются по сути одним и тем же.

В тантре есть много опасных вещей, и с позиции йоги такое разнообразие Богов, энергий и прочих проявлений Абсолюта – является не только Абсолютом, но так же и иллюзорной силой Абсолюта (Махамайи). Поэтому натха-йогин, в первую очередь, опирается на свое внутреннее состояние, во вторую очередь – на те упадеши, которые дает Гуру. Потому что Гуру есть метод (упая) и он является источником Шуддхавидьи (чистого знания), без которого вы не сможете преодолеть препятствия Махамайи. Адепт без чистого совершенного знания может не сдать экзамена Махамайи, которая решает, открывать ему тайны, лежащие в основе мироздания, или нет. Не всем они должны открываться, а только тем, кто достоин этого. Поэтому Йога и Гуру Горакшанатх – это то, что лежит в основе натховской тантры, и, как можно понять, общаясь со многими Гуру в Традиции натхов, такой подход важен для любого духовного направления.

Применяемые методы

У всего есть свои особенности и тонкости, конечно, внешние и внутренние методы могут друг от друга в чем-то отличаться. Например, вы с трудом найдете садханы, где вовне поклоняются янтрам, которые представляют собой изображения чакр. Такие янтры предназначены для внутреннего пользования, также есть янтры, которые используются в основном лишь во внешней практике.

Но простые люди, практикующие йогу как физкультуру, это не могут понять, а тантрики, рано или поздно, залезают в магические дебри. У некоторых потом даже могут появиться разные формы низшей одержимости, так как такого рода люди запутываются в энергиях тонкого плана и уже неспособны различить, что проникает в их тело и сознание.

Они могут каких-нибудь демонических существ принять за божественные силы, оправдывая их самыми разными способами, например, говоря: «неважно, я не-двойственный». Однако, на самом деле, эти люди зависят от двойственности, они ведь привязаны к грубым наслаждениям, у них все так же есть в этом мире много приятного и неприятного, того, что они считают высшим и низшим.

Именно поэтому очень важно, чтобы тантрические практики передавал реализованный мастер, с авторитетной традицией, где методы проверены издавна и многими, а также важно, чтобы этот человек имел большой опыт обучения в традиции у достойных уважения мастеров. Иначе, если метод даже и привлекательный и поначалу дает какие-то необычные состояния, нет гарантии, что все эти тонкие состояния приведут человека в дальнейшем к какому-то чистому духовному опыту.

Такой опыт должен помогать культивировать внутри непривязанность ко всему в этом мире, а не погружение в утонченные формы наслаждений, изощренные иллюзорные ощущения, которые садхака не должен как слишком идеализировать, так и быть к ним невнимательным. Идеально, когда есть состояние спокойной внимательности в отношении всего происходящего как во внутренних йогических процессах, так и во внешних, уже ритуального характера.

Основные элементы буддийских тантр

Большое значение в практике тантризма в буддийской традиции имеет система символов, которые используются для проведения разнообразных ритуалов или действий.

Самыми важными понятиями здесь выступают следующие символы:

  • Идам (персональное божество) — идеальный образ, с которым ассоциирует себя человек в состоянии медитации. Существует большое количество изображений идамов, выступающих в виде грозных или добрых божеств, имеющих множество голов, ног, рук. Порой они могут быть кровожадными, разрывая свои жертвы на части.
  • Мандала — символическое изображение мироздания, представляющее собой круговую диаграмму, схему или систему дворцов, являющуюся местом обитания божества. Можно встретить сложные пространственные или же динамические мандалы. Особой ценностью является искусство создания песчаных мандал, которые потом проходят ритуал разрушения, что указывает на текучесть, проходимость мироздания. Мандала применяется для процесса созерцания и для ритуала, который использует гуру-йога (подношение Учителю).
  • Яб-юм — эротическое изображение идамов, которые используют для сложной практики визуализации и созерцания.

Устрашающие ритуалы (например, чод), связанные с кладбищами, вызовом духов, использованием черепов и скелетов, поеданием протухшей или отталкивающей пищи и прочее, несут определенную смысловую нагрузку, символизм которой должен объяснить учитель.

Мантры, простирания связаны со специальными ритуальными действиями и подготовительной работой перед тантрическими ритуалами.

Особенностью Красной Тантры является отражение сексуальной стороны реальности. Она включает в себя упражнения и разнообразные медитации, которые обязательно сопровождаются сексуальным контактом. Принцип признания жизни «здесь и сейчас» является для нее главным.

Черная Тантра-йога помогает сформировать умения и навыки, которые позволяют управлять и манипулировать людьми. Данная практика позволяет тренировать ментальную силу и способствует быстрому достижению желаемой цели.

Белая Тантра дает возможность познавать не только настоящее, но и двигаться к будущему. Конечной точкой является возвышенность души. Такая практика особенно ценится мастерами, поскольку является наиболее эффективным способом достижения просветления и духовного развития.

Кроме того, тантрическая практика позволяет очищать свои оболочки с помощью исполнения мантр и принятия особых положений тела. Во время занятий многие упражнения выполняются в парах, проводится групповая медитация. Данное учение долгое время было одним из самых тайных, и лишь в конце прошлого века оно стало доступным для всех желающих.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector