20.02.2019      50      0
 

Что такое мантра ОМ и что дат человеку способы использования священного слога


Происхождение мантры

Слог ОМ существовал и будет существовать всегда. О нем миру поведали визионеры и мудрецы, уловившие данную вибрацию во время глубочайшей медитации. Произнося слог ОМ, вы пытаетесь посредством него передать всю безграничность Вселенной посредством речи и мышления.

Не думайте, что мантра ОМ – это наследие философии индусов и йогов. Как на разных языках по-разному звучит, например, слово Бог, так и у данной мантры имеются вариации. Если верить тем же мудрецам и учителям, то в нашем языке ОМ(АУМ) звучит, как АМЕН или АМИН(ь).

Религиозные традиции также различны, как и люди. Но сейчас не об этом, а о мантрах, наиболее популярными из которых являются МАНИ ПАДМЕ ХУМ, а также НАМАХ ШИВАЙЯ и, конечно же, – БХУР БХУВАХ.

Бытует мнение, что всем известная библейская фраза «Вначале было слово. И слово было Бог», кроме того подразумевает также священный слог ОМ. Да, слово Бог имеет славянское происхождение, а на других языках звучит иначе.

Другие варианты для практики

Нужно изначально понять: перевод и значение Ом Мани Падме Хум может существенным образом отличаться. И речь не только о том, кто об этом рассказывает, но и о том, кто слушает. Ведь когда лама (или другой транслятор Дхармы) оказывается в обществе, к примеру, начинающих практиков, то для этих людей нужно дать понятное объяснение, которое актуально именно на этом этапе. Но когда-то передача учения идет опытным практикам, тогда содержание подобного общения становится более глубоким.

Тут может использоваться сравнение с какой-то математической формулой. Например, сейчас практически каждый образованный человек знает: Е=МС2, но понимание этой формы будет совершенно разным у студента филологического факультета, который вообще физикой не интересуется, и профессора кафедры физического факультета. Ситуация с буддийскими мантрами обстоит похожим образом.

Как известно, Далай-лама является воплощением Авалокитешвары, который, в свою очередь, как известно, является бодхисаттвой сострадания. Авалокитешвара дал обет не оставлять сансару до того, как все остальные существа не обретут природу Будды и благополучно не переберутся в Нирвану. При чем тут слоги Ом Падме Хум, задумается читатель.

Мантра, о которой идет речь, является коренной мантрой для Авалокитешвары, то есть фактически представляет собой звуковую эманацию этого существа, а также его суть и молитву к нему. Например, в индуизме имена Господа считаются неотличимыми от него самого, поэтому произнесение этих священных имен в форме мантр имеет такое высокое значение.

Таким образом, близкими оказываются и Далай-лама с этой мантрой. Поэтому сначала рассмотрим именно его трактовку:

  • Ом — коренной слог (так называемая биджа или семенная мантра, а также первый звук который появился в этом мире, то есть в восточных религиях фраза звучит так: Вначале было слово (точнее слог) и слово было Ом), который на самом деле состоит из букв А-У-М. Они, в свою очередь, символизируют тело, речь и ум, соответственно и двоякую природу, то есть загрязненную и чистую этих проявлений человеческого бытия;
  • Мани — альтруизм, рожденный состраданием, качество, которое стремятся развить не только бодхисаттвы, но и все буддисты, они стараются действовать на благо всех живых существ в глобальном и локальном смысле, качество антиподом которому является эгоизм, хотя, конечно, строго говоря, такое противопоставление не совсем верно;
  • Падме — мудрость, то есть глубокое понимание мира, понимание истины обо всех аспектах действительности, именно такое качество позволяет освободиться от страданий и освобождать других существ;
  • Хум — объединение альтруизма и мудрости, которые представляют собой соединение сердца (альтруизм, чувственный аспект, искреннее сострадание ко всем) и ума (мудрость, глубокое понимание и умение верно действовать), и такой союз имеет огромное и глубокое значение, кроме остального, этот союз дает возможность преобразовать загрязненные тело, речь и ум в чистые.

Если мудрость и альтруизм пребывают в союзе, они очищают тело, речь и ум, то есть такой человек начинает действовать идеально и в полном соответствии со своей истинной природой. Помимо этого, мантра также указывает и на Авалокитешвару, который достиг идеала альтруизма и мудрости. Он ведет другие живые существа к освобождению, благодаря своему безграничному состраданию.

Предлагаем ознакомиться:  Лучшие молитвы и заклинания на удачу перед судом

Каждое из рассматриваемых слов (слогов) также имеет и литературное значение и даже вполне может использоваться в повседневной речи. На обывательском уровне они составляют некое подобие короткого стиха и для сочетания Om Mani Padme Hum перевод выглядит следующим образом:

  • Ом — Всевышний, первоначало;
  • Мани — драгоценность, кристалл;
  • Падме — лотос;
  • Хум — сердце.

Таким образом, возможные варианты интерпретации могут говорить о:

  • Всевышнем, который есть драгоценность в лотосном цветке сердца;
  • Наличии в сердце первоначала, которое подобное драгоценности в лотосе.

Также распространенным переводом является нечто наподобие: «О, драгоценность в лотосе!». Эти слова могут менять значения и интерпретироваться по-разному, в зависимости от контекста и уровня прочтения, поэтому и простор для переводов столь велик.

Помимо этого, тут следует учитывать и наличие буддийской символики, которая может оставаться неявной для непосвященного. К примеру, лотос — не просто цветок, а символ чистоты и буддийского идеала. Ведь лотос растет из тины, из земли и грязи озерного дна, но не затрагивается грязью и раскрывается красивейшим творением на поверхности.

Этот чудесный цветок не касается воды, хотя и растет в воде. Есть и другие удивительные качества, которые становятся объектами для буддийской медитации и концентрации, используются как символы идеальных взаимоотношений живого существа с этим миром.

Если говорить о популярных и универсальных буддийских мантрах, то помимо означенной (шестислоговой) следует вспомнить и о девятислоговой (по другим источникам десятислоговой, смотря как читать) мантре: Ом Ушниша Бимал (Бимале, Вимале) Хум Пе (Пема, Пхат). В скобочках даны другие варианты произношения.

Эти слоги оставил знаменитый проповедник Падмасамбхава, который принес буддизм на территорию Тибета. Фигура тоже весьма интересная и далеко не просто проповедник. Тем не менее, биография Падмасамбхавы заслуживает отдельного рассмотрения.

Эта мантра считается защитником дома и способна даровать нужное людям. Для того чтобы исполнилась какая-то просьба, следует просто практиковать повторение. Согласно буддийской традиции, просто узнать о существовании этих слогов является большим счастьем для любого живого существа, настолько велика мощь этого священного сочетания звуков.

По мнению духовных учителей, мантра Ом является источником всех времен, всего, что было, есть и будет. Эта самая священная сакральная мантра, которая может использоваться для достижения любой цели. Она является сущностью самой Вселенной, возникшей при ее создании. Звук Ом охватывает все существующие вибрации в одном звучании, которое передает всю безграничность Вселенной.

Эта мантра упоминается в самых древних писаниях как основной и священный звук – АУМ, представляющий четыре состояния сознания:

  • А – бодрствование, восприятие мира с помощью физического проявления. Это рождение и начало, символ материального проявления Вселенной.
  • У – дремота, состояние между бодрствованием и сном, период сновидений. Этот звук символизирует развитие и трансформацию, ум человека и вселенский Разум.
  • М – глубокий сон без сновидений, период распада, безграничность сознания.

Безмолвие, которое возникает между многократным произношением этого звука, символизирует четвертое состояние блаженства и идентичность с Высшим Разумом. В целом звук Ом (АУМ) олицетворяет Бога или энергию, которая управляет созданием, развитием и распадом Вселенной. Также этот священный звук означает прошлое, настоящее и будущее.

Мантра ОМ имеет весьма условное значение, которое требуется только для того, чтобы человеческий разум имел хоть какую-то зацепку в объяснении запредельного и необъяснимого, что нельзя выразить ограниченной речью.

Звук «А» считается символом материальной Вселенной. То есть это индивидуальное тело человека и состояние бодрствования – восприятие мира посредством физических органов чувств.

Звук «У» символизирует Вселенский разум, индивидуальный ум, состояние сновидения.

Звук «М» — символ индивидуального сознания, безграничного вселенского осознания и состояния глубокого сна без сновидений.

Весь слог АУМ символизирует индивидуальную душу, Абсолют и сверхсознательное состояние, объединенные в бодрствовании, сне со сновидениями и сне без сновидений.

Предлагаем ознакомиться:  Нумерология - Совместимость партнеров по дате рождения и имени

«А» — это начало и рождение;

«У» — развитие, движение, трансформация;

«М» — распад.

Вместе АУМ – это олицетворение энергии, управляющей создания, развития и распада Вселенной. Также АУМ – это есть Бог.

У индусов АУМ ассоциируется с триадой богов. «А» — Брахма Творец Вселенной), «У» — Вишна Хранитель Вселенной), «М» — Шива Разрушитель). АУМ – это не что иное, как обозначение Брахмана, через которого Вселенная существует, растет, зреет и с которым сливается воедино.

Рождение Вселенской вибрации ОМ на устах и в разуме позволяет человеку стремиться к расширению своего сознания, открывая ему безграничность, разрушая рамки и пределы, что приводит к просветлению и единению с Высшими силами.

Ом открывает перед человеком его сущность, успокаивает, уравновешивает, лечит физическое тело. На энергетическом уровне очищаются все каналы тела, снимаются блоки и зажимы, активируются потоки энергии во всех чакрах.

Упоминание в текстах

О звуке ОМ говорилось еще в древних трактатах и священных писаниях. Там также делался акцент на его великое значение. Так, в тексте «Мандукья Упанишада» от А до Я разъясняется мантра ОМ и ее значение.

Самое простое разъяснение мантры: «Звук ОМ – это все! Прошлое, настоящее, будущее. Все это отображается и есть в звуке ОМ. А также все то, что находится за пределами данных трех времен, также включено в звук ОМ».

В упанишадах (священных писаниях Вед) собрана вся мудрость древних писаний. И в большинстве упанишад можно встретить упоминание о мантре ОМ.

«Жаждущие просветления должны вдуматься в звук и смысл ОМ. ОМ является нерушимым Брахманом. ОМ – это лук, а индивидуальность – стрела, при этом Брахман является целью. Выпущенная из лука стрела летит в указанную цель и попадает. Также духовный искатель (садхака) жаждет познания ОМ и тем самым слияния с Брахманом».

«Огонь потенциально присутствует в дереве, но не заметен, пока не потрешь одну палочку о другую. «Я», как этот огонь; постигается постоянным осознанием и принятием священного звука ОМ. Пускай тело ваше станет палочкой, которая производит трение, а ОМ – палочкой, о которую это трение производится. Таким образом вы сможете познать свою настоящую сущность, скрытую глубоко в вас, словно огонь, в каком-то смысле сокрыт в дереве».

Майтри Упанишада

«ОМ – это священный звук Вселенной. Это звуковая форма «Я».

Сила священного слога

В большинстве буддийских школ начальный уровень практики начинается с так называемого очищения, которое включает в себя начитку мантр. Адепт берет обет начитать какое-то количество (как правило, 10 тысяч или 100 тысяч) и таким образом очищает себя для перехода на новую ступень. Рассматриваемая тут мантра тоже может быть частью подобного обета.

Однако многие используют и более банальные способы применения. Не зная перевода на русский, набивают Ом Мани Падме Хум как татуировку на теле, ведь тибетские слоги или санскрит выглядят так экзотично и загадочно. Конечно, ничего негативного такой символ означать не может, но и эффекта вне практики от этого немного.

В буддизме советуют именно разбираться в значении священных слогов. Ведь в отличие от индуизма, тут сам по себе священный звук не имеет прямой идентификации со Всевышним и Его эманацией в звуковой форме. Об этом отличии и скажем более подробно далее.

Ом часто сравнивают со стрелой, чей наконечник является мыслью, пронзающей тьму невежества, чтобы достичь света высшего состояния.

Тот, кто практикует эту мантру, является истинным мудрецом. А что такое мудрость, как не возможность знать, то что скрыто за внешней оболочкой.

Пранава OM является самой главной из мантр Йоги. Она упоминается во всех текстах Индии (Веды, Упанишады, тантрические тексты).

Все мантрические формулы в иудаизме и буддизме начинаются с Ом. «Аум» превратился в «Аминь» иудаизме и христианстве.  Вспомните слова из Евангелия от Иоанна: » В начале было Слово, и Слово было Бог».  В Древнем Египте Ом превратился в «Амон», в Исламе в «Амен».

Предлагаем ознакомиться:  Родинка на среднем пальце левой руки или правой значения

Ом является сердцем вселенной.

Представьте себе полную луну и ее отражение в воде. Очевидно, что луна и ее отражение — это не одно и то же. Если вы бросите в воду камешек, то отражение деформируется, но на луну камень не окажет никакого влияния.

Точно так же «Ом» является отражением того, что она представляет, верным отображением истинной реальности.  Как и вода «Ом» отражает форму и божественный свет.

«ОМ» выходит за пределы слышимого звука. «Тот, кто может услышать звук, который не звучит, избавлен от сомнений», говорит Дхьянбинду-упанишада (Упанишада о точке созерцания).

Отличия буддийских и индуистских мантр

В каждой традиции варианты чтения святых слов отличаются. Тема является весьма глубокой, но нужно представлять себе хотя бы поверхностно в чем наблюдаются основные отличия. Ом Мани Падме Хунг — мантра изначально буддийская, то есть относится к этой традиции и в основном используется именно людьми, которые себя к данной традиции причисляют.

При этом в рамках даже самой традиции (тем более, если учитывать наличие как минимум четырех основных течений в буддизме) разные ламы могут давать немного разные трактовки, может варьироваться методика практики. Например, чаще всего начитывание ведется весьма активно и произнесение в итоге становится похожим на своеобразный гул или гудение. Такие звуки легко увидеть на записях с молящимися монахами.

ОМ-медитация

Медитировать при чтении мантры можно в позе Сиддхасана, Ваджрасана или Падмасана. Еще можно попробовать сидеть в кресле и читать мантру, но если верить йоговским источникам, то эффект от мантры будет снижен.

Прежде чем приступить к чтению сядьте поудобнее, приняв одну из выше указанных поз, расслабьтесь, сделайте три глубоких вдоха и выдоха и освободите свое тело от всякого напряжения.Начинать чтение мантры следует вслух (шепотом), при этом под чтение понимается пение. Так вы успокоите разум и подготовите его к основному этапу медитации.

Чтобы перейти на следующий уровень, сделайте глубокий вдох, а на выдохе как можно дольше и громче пропойте АУМ или ОМ. Мантра произносится от 3 до 9 раз на каждый этап. Теперь можете перейти к мысленному произнесению мантры. Опять сделайте глубокий вдох и на выдохе, не открывая рот, мысленно произнесите ОМ или АУМ от 3 до 9 раз.

Заканчивая медитацию, отпустите контроль дыхания и позвольте своему телу дышать естественным образом – произвольно. Сосредоточьте свое внимание на сердцебиении, с каждым ударом сердца мысленно произносите коротко и четко АУМ или ОМ. Данная практика называется аджапа-джапа, в ней мантра соединяется с естественными ритмами тела. Данному этапу медитации можно посвятить от 10 до 30 минут.

Вибрации, визуализация и имена Господа

Если вернуться к различиям в практике мантр, то для индуизма основным фактором является звук. Как правило, в мантре содержатся различные имена Господа и эпитеты, которыми он описывается и прославляется. Звук считается неотличимым от самого Господа, является своеобразной его экспансией, то есть правильное произнесение звука выполняет основную функцию и именно на этом акцентируют внимание индуисты, они стараются верно произносить сочетание звуков.

В буддизме к повторению мантр добавляется визуализация и различные другие практики. Возможно использовать различное произношение, но используется специальная концентрация, которая может быть весьма глубокой. Часто повторение сочетается с выполнением различных практик и работой ума, которая требует тренировки, а в индуизме зачастую достаточно просто повторять искренне, с верой и нужным произношением.

Также требуется понимание значения мантры. Полезно рассуждать и размышлять на тему мантры, знать как переводится каждый слог, изучать сочетания, делать собственные исследования. Ведь в буддизме стараются достигнуть сочетания мудрости и метода.

В данном варианте под методом понимается повторение мантры, которое дает различные блага практикующему, а под мудростью понимается умопостижение мантры и медитация на эти слоги и значение таковых. Таким образом, буддийская традиция советует не просто заучивать какие-то слоги, но стараться глубоко постигнуть этот сакральный смысл. При этом также простых умствований мало, нужно регулярно добавлять метод, то есть попросту практиковать повторение священных слогов.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector