29.04.2019      64      0
 

Суеверия и правда о христианских амулетах


Польский атеист – первый наставник в вере

– Меня некому было учить. Первой книжкой, которая дала мне представление о вере, была книжка польского атеиста Косидовского «Библейские сказания». В этой книжке давался какой-то текст из Священного Писания, а рядом было страницы две комментариев.

Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью

Можно привести множество других примет и суеверий, связанных со смертью и погребением. В любом поселении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению. В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним. Они совершенно не понимают, а бывает и, наоборот, умышленно ставят себя в конфронтацию к учению Церкви и святых отцов.

Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Ко всякой подобной информации нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода людьми. Нужно помнить, что диавол есть отец лжи и со своим воинством прилагает все усилия, чтобы заблудить человека в истине и отдалить его от Церкви и ее истинного учения.

В заключение надо сказать, что всякий христианин, имеющий хоть капельку мужества и гражданской ответственности, просто обязан помочь единоверцу или человеку, почти готовому ступить на Церковный путь спасения во Христе, в правильном понимании Божественных истин. Все мы смертны, но эта неопровержимая истина лишается духовной глубины и превращается в банальность вне учения Церкви, которое свидетельствует о том, что человек был сотворен Богом для бессмертия. Все суеверия и измышления вокруг этого главного вопроса губительны для души православного христианина.

Иеромонах Дометиан, священник домовой часовни “Спас Нерукотворный”, Новосибирск

Астрологические прогнозы, гороскопы, предсказания и пророчества в наши дни получили еще большее распространение. Им придаются разнообразные привлекательные формы: от лаконичной газетной памятки для бизнесменов до яркой телевизионной программы; от изысканно-утонченных гаданий по «И Цзин» («Книги Перемен») до псевдонаучного компьютерного прогноза;

Задача подобного информационного давления на человека состоит в том, чтобы: во-первых, приучить его к мысли о предопределенности слепой судьбы, кармической и генетической заданности всей жизни; во-вторых, отвлечь человека от мыслей о Боге, от молитвы, от желания узнать волю Бога о себе, оторвать от сыновней привязанности к Богу, от стремления жить не по своей испорченной воле, но по воле Господа.

Большинство предсказателей предлагают «спасительные рецепты», которые все больше подчиняют жизнь человека «князю мира сего». Пропаганда оккультного, теософского, рерихианского, йогического, даосского, буддийского, тантристского и многих других мировоззрений отторгает человека от Бога. Особая опасность грозит современному человеку от проявления неоязычества: знахарей, экстрасенсов, биоэнергетиков, йогов, цигунистов и явных колдунов.

На самом деле, все подобные «биоэнергетики» сами становятся игрушками в руках диавола. За некоторую силу и знание, которые он дает им, колдуны и знахари расплачиваются своими душами и душами тех, кого они очаровывают. Слово «очаровывают» не случайно. Такие врачи обычно очень обаятельны. Они притягивают к себе людей, в буквальном смысле слова зачаровывают.

Суеверия и правда о христианских амулетах

В любом случае необходимо быть предельно осторожным и перед посещением «народного целителя» побольше узнать о нем, разобраться в истоках его «лечебного искусства». Даже использование «врачевателем» молитв, креста и наличие в его доме икон не могут служить гарантией того, что перед вами подлинный врач, а не шарлатан, или, что еще хуже, – сатанист.

Конечно, всегда лучше посоветоваться со своим духовником о намерении посетишь такого «целителя». Вспомните слова Спасителя: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:22-23).

Дар исцелений дается очень немногим православным людям за подвижничество, святую жизнь и по особому Божиему определению. На подвиг исцелении, а особенно изгнания злых духов, священник получает обязательно благословение старцев и церковной иерархии, которые подтверждают Божественное происхождение этого дара у человека.

Множество суеверий и предрассудков вошло и в нашу церквно-приходскую жизнь. О ней очень точно писал профессор А. Ч. Козаржевский, большой знаток церковной жизни. Прислушайтесь к его словам: «Довоенные прихожане в большинстве своем успели получить минимум духовных знаний еще до 1917 года, хорошо знали церковную службу и были свободны от предрассудков, получивших теперь распространение: свечи передавали не только через правое плечо, не протягивали сложенных ладоней при словах «мир всем», не различали «добрых» и «сердитых» икон Божией Матери, не ставили свечей к иконам только ради достижения каких-то конкретных милостей свыше, не ходили всем скопом с неверующими на кладбище в первый день Пасхи, зная, что для поминовения усопших Церковь установила Радоницу.

Верующая интеллигенция не совмещала христианских убеждений с антихристианской мистикой – астрологией, теософией, рерихианством и прочими учениями. В храме стояли спокойно, в голову не приходило расхаживать, расталкивая людей. Не было в обычае посещать разные храмы, особенно по праздникам. Держались своего прихода, хорошо знали друг друга, у каждого было привычное место молитвы.

Суеверия, как вы видите, могут быть явными, давно известными (такими как черная кошка, пустые ведра, счастливые и несчастливые числа и дни), но могут возникать и в скрытой, закамуфлированной и даже наукообразной форме.

Некоторым суевериям приписывается и прямо Божественное происхождение. Об их живучести напоминают нам записки и поучения архиепископа Никона (Рождественского).

«Лет пятьдесят тому назад, когда я еще учился в духовном училище, крестьянские мальчики, мои сверстники, принесли мне листочек, переписанный полууставом, под заглавием «Святое письмо». В нем говорилось, что в святом граде Иерусалиме близ гроба Господня был слышан глас с неба: «Поражу весь мир бедствием!

» А чтобы это бедствие не случилось, предписывалось читать, а главное – переписывать и рассылать приложенную при письме молитву, причем обещалось счастье тому, кто перепишет девять таких молитв и разошлет своим знакомым, а кто этого не исполнит, того поразит беда. И вот крестьянские дети старались переписывать эту безграмотную молитву и снабжали ею соседей, в том числе и меня.

Представьте себе, что это суеверие с молитвою и «святым письмом» живет и доселе! И теперь странствует эта молитва по святой Руси, и теперь тщательно переписывают ее досужие простецы и посылают повсюду, воображая, что сим делают доброе дело! Худо то, что, по-видимому, такими письмами закидывают наше христолюбивое воинство.

Благо, пересылка в действующую армию бесплатная. Пишущий сии строки получил несколько писем, коими просят разъяснить: что это за молитва, что за «святое письмо»? Можно ли верить им? Конечно, воины могли бы обращаться с такими вопросами ближе – к своим военным священникам, но или не догадываются, или нет близко священников, а бумага и карандаш под руками, да и пересылка даровая.

Недобросовестные сочинители подобных писем не страшатся быть лжесвидетелями о Боге, как говорит святой апостол Павел (1Кор. 15:15). Так, в одном подобном «письме» мы читаем: «Сие письмо найдено за иконой в Почаевской лавре. Письмо это писано золотыми буквами Самим Иисусом Христом. Кто это письмо хочет прочитать, то оно само раскрывается, потом опять закрывается в скором виде (?

) и возвращается в собор за образ святого Михаила» Далее идут наставления, после которых следуют обычные в таких апокрифических письмах угрозы и обетования: «Кто не будет верить этому письму, тот будет проклят отныне, а кто будет давать списывать и прочитывать письмо, то хотя бы имел столько грехов, как на небе звезд и в море песку или на земле травы, то все будет прощено, а кто это письмо имеет и не дает списывать другим, тот будет Богом наказан и изгнан из Царствия Божия.

Подумаешь, как все просто: возьми лоскуток бумаги с полуграмотным письмом, которое написал какой-то сочинитель от имени Христа – и будешь цел на войне, а вот если будешь носить на себе святое Евангелие, крест Христов, то этого тебе сочинитель не обещает, – его писанье, оказывается, имеет какую-то чудотворную силу, а слово Божие – нет… Бедные невежественные простецы, верящие подобным вымыслам!

Трах-тибидох – и стал «духовным»

На самом деле в данном случае грешником себя следует считать тому, кто так бездумно взялся судить другого человека, вместо того чтобы помочь ему в тяжелую минуту.

Человеку может стать плохо в храме по самым разным причинам — от повышенного давления, от обострения хронической болезни, а иногда — просто от духоты.

Церковь никогда не связывала такое временное недомогание человека в храме с его греховностью.

– С какими суевериями приходится сталкиваться вам как настоятелю прихода?

– Для меня самым диким суеверием всегда было неадекватное отношение ко всякого рода святынькам. В свое время шокировало, что паломники из Дивеево привозили землю с канавки Пресвятой Богородицы и не знали, что с ней делать. Никто не объяснил, зачем брать эту земельку, как ее использовать. Кто-то даже советовал добавлять ее в пищу.

Были еще суеверия, связанные со знаменитым иерусалимским хлебом, заквасочкой, которую раздавали втихаря, и обязательно нужно было прочитать определенные заклинательные слова, чтобы было счастье, здоровье, покой и так далее.

Понятно, что если у человека нет какой-то серьезной духовной жизни, то найти легкую форму, с помощью которой – «трах-тибидох»! – всё становится на место, всегда легче. Всё это зависит от фантазии и невежества.

В 90-е годы, когда люди не имели духовных знаний, не читали Священное Писание, всякого рода оккультизм хлынул и сразу как-то прижился. У людей была жажда, они впитывали всё, что связано с духовной жизнью, пусть даже в кавычках.

И отсюда возникли синкретические суеверия, которые мы получили впоследствии и с которыми мы боролись все эти 20 лет.

Святые отцы против суеверий

В руку Твоею, Господи, жребии мои (Пс. 30:16).

Предлагаем ознакомиться:  Глаз Фатимы — самый мощный исламский оберег

Вера в слепую судьбу взамен веры в живого, личного Бога есть тяжкий грех. Ее не должно быть у христиан, знающих о всеблагом и премудром Промысле Божием.

По учению Православной Церкви, Господь каждому предопределяет судьбу его в здешней, временной, и в будущей, вечной, жизни не безусловно, но на основании предвидения, как будет вести себя человек во время земной жизни. Но вопреки сему учению распространено между многими превратное мнение о судьбе или роке.

Некоторые верят, что судьбою для всякого человека предопределены все обстоятельства жизни и даже все поступки и действия. И как они определены, так непременно и совершаются независимо от самого человека и его воли, и сколько человек ни старайся, ему ничего не изменить в своей судьбе. Эта вера закреплена пословицами: «от своей судьбы никуда не уйдешь», «чему быть тому не миновать», «на роду написано».

Это поверье существует не только в темном простонародье, но и людей образованных, от которых приходится иногда: слышать: «роковая пуля», «роковой шаг и поступок жизни». Такое мнение о судьбе как о силе, прихотливо властвующей над всеми, милостивой к одним и грозной к другим без разбора, без сообразования своих распоряжений с требованиями правды, мудрости, благости имеет языческий характер и заимствовано у язычников.

Греки и римляне – язычники – верили, что судьба есть какое-то особенное божество, которое имеет власть не только над людьми, но и над самими богами. У магометан верование в судьбу дошло до крайней нелепости. Аллах Магомета сам производит добрые и дурные дела в людях, сам вводит в заблуждение кого хочет и направляет к добру кого хочет.

Все зависит от него, а люди – только несчастные орудия в руках его. Ясно, что если человек не имеет свободы располагать собою и делает то, что ему предопределено, не человек виновник зла и греха, а Бог. Он, по учению Корана, сам посылает злых духов к неверным, чтобы подстрекать их ко злу. Бог Магомета – деспот, который руководствуется одним безусловным произволом и прихотью.

К сожалению, эти превратные понятия о судьбе суеверные христиане перенесли на единого истинного Бога, так что некоторые оправдывают тяжкие грехи, ссылаясь на волю Божию. Иной без просыпу пьянствует и в ответ на обличение и вразумление доброжелательных к нему людей говорит: «Рад что ли я, что так делаю?

Что может быть нечестивее этого суеверного мнения о Боге, как о неумолимой судьбе, как о слепой силе, властвующей над миром? Правда, без воли Божией и волос с головы не падает. Каждый из нас зависит от всевластной воли Божией: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1Цар. 2:6-7).

От Господа исправляются стопы мужу (Притч. 20:24). Но во всех этих случаях Господь действует согласно с премудростью Своею, благостью и правосудием. Притом Он употребляет Свою власть, не нарушая свободы человеческой, не отнимая у человека его воли. Свобода воли есть такой дар Божий, который Господь сохраняет даже и в злодеях.

Не отнимая у человека воли, Господь предоставляет ему на выбор живот и смерть… благословение и клятву (Сир. 15:14; Втор. 30:19), и уже совершенно в воле человека сделать выбор. Господь устрояет нашу судьбу согласно с тем, что изберет человек и чего заслуживает он. Если хотите и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же ли не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст (Ис. 1:19).

Правда, не всегда нам видно соответствие между делами людскими и воздаянием за них. Часто мы видим, что люди благочестивые и честные бедствуют, страдают от обид и несправедливостей людских, не имеют успеха в своих делах и предприятиях, а нечестивые и беззаконные благоденствуют и во всем успевают. Если Бог справедлив, то зачем Он это попускает?

Не действует ли Он в этом случае подобно слепой судьбе, не разбирающей достойных и недостойных? Конечно, нам в настоящей жизни многое является непонятным в отношениях Бога к людям, в устроении их судьбы. Но что непонятно теперь, то объяснится для нас на том свете. Теперь дела Божии являются перед нашим взором, как бы через тусклое зеркало, но когда мы узрим Бога лицом к лицу, тогда все будет для нас ясно (1Кор. 13:12).

Во всяком случае, несомненно, что счастье нечестивых непрочно, что успехи их в делах житейских скоропреходящи, что без наказания Господь их не оставит. Если не в этой жизни, то в будущей Господь воздаст им по делам их. Равно и благочестивые люди, если не в этой жизни, то в будущей, наследуют тем большую награду, чем с большим смирением и большею преданностью воле Божией переносили житейские невзгоды, которыми Господь испытывал их для укрепления в них веры и любви к Нему.

Возмутительные злоупотребления человеческой свободы, терпимые Господом, не должны колебать нашей уверенности в правосудии и премудрости Божией еще и потому, что Господь попускает их к славе Своего имени. Он из самого зла извлекает добро. Люди злые без ведома их делаются орудиями Его промышления о людях.

Например, как возмутительно поступили с Иосифом братья его! Они отдали его в неволю египтянам; но в Египте он прославился и сделался благодетелем не только Египта, но и окрестных стран, снабжая их хлебом во время семилетнего голода. Посему он сказал братьям своим: вы совещасте на мя злая, Бог же совеща о мне во благая (Быт. 50:20).

Какое ужасное злодеяние совершили иудеи, когда довели Христа до крестных страданий и смерти! Они думали, что дело Христово погибнет, но как жестоко обманулись они в своей надежде! Они явились бессознательными орудиями в деле искупления человеческого рода крестною смертью Спасителя. Тяжкий и непростительный грех взяли они на свои души, но этот грех послужил к спасению людей.

Фаталисты готовы обвинять Бога в том, будто Он наводит людей на грех, подобно Аллаху Магомета. Но это обвинение богохульно. Бог ненавидит грех и всевозможные употребляет средства для противодействия греху. Правда, говорится о Боге, что Он ожесточил сердце фараона, но это не то значит, что Сам Бог вложил злобу и ожесточение в сердце фараона, а то, что требования Господа Бога отпустить евреев, обращенные к фараону, вызвали злобу фараона, и он ожесточился против Бога.

По суеверному языческому представлению судьба или рок неумолимы. Но о Боге Промыслителе этого никак нельзя сказать. Его можно умолить, как показывают многие примеры Его снисхождения к обращающимся к Нему с мольбою о помиловании. Царю Езекии пророк Исаия по повелению Божию возвестил, чтобы тот готовился немедленно к смерти и составил духовное завещание.

Заплакал Езекия и стал умолять Господа пощадить его. Господь услышал его мольбу, и пророк Исаия на обратном пути из царского дворца еще не успел дойти до ворот, как получил новое повеление от Бога – объявить Езекии, что Господь отменяет Свой приговор и дает ему еще пятнадцать лет жизни. Могло ли бы это случиться, если бы определения Божии походили на неумолимый рок или судьбу?

Вообще, ничего нет общего между Богом и так называемою судьбою. В руках Господа наш жребий, но Господь всегда готов даровать нам благоприятный жребий. От нас, от нашей воли, зависит заслужить благоволение Божие. Аминь.

Против примет

«Многим из христиан, – говорит святой Василий Великий, – кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда – все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок.

Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Еще древле, по закону Моисееву, очарования, волхвования, ворожба, птицегадания отринуты как изобретения демонов. Сказано: Не вражите, и ни сряща смотрите от птиц (Лев. 19:26); языцы бо, которых потребит… Господь Бог от лица твоего… сии чарований и волхвований послушают;

тебе же не тако даде Господь Бог твой (Втор. 18:12-14). Кто может советоваться с оправданиями Божиими, тому при рассуждении, чего не должно делать, не прилично брать себе в советники, даже не в советники, но в учители и законодатели, существа неразумные. Птица не знает собственной своей опасности, которая уже перед глазами;

Ежели по действию демонов птицы летают для твоего обольщения; то не сиди и не смотри с отверстым ртом на демонские обаяния, и не отдавай себя под влияние диавола. Он, если однажды уловит душу, легко увлекаемую в погибель, не выпустит ее из рук, а употребит ее на всякое злое дело. Но и каркающий ворон, и кружащийся орел по недостатку лова приводят в страх суеверное сердце.

Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится и зажмурит глаза. Что бедственнее такой жизни – все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?»

Не по Шмелеву

– Обряд как одежда, безусловно, нужен. Как атмосфера. Но когда обряд сам по себе заменяет духовную жизнь, то возникают околоцерковные суеверия. Мы, священнослужители, постоянно сталкиваемся с такой проблемой: человек в храм не ходит, а знакомого просит: ты там записочку подай, чтобы у меня получилось всё на работе или в семье. Таким людям уже требуется духовная реанимация. Спрашиваешь: а ты к Богу хотя бы дома обращался?

Первым делом отвечают: а мне было некогда. Я говорю: ну, давай попробуем, встанем с тобой и пять минут почитаем хотя бы молитвы «Отче наш», «Царю Небесный». Сколько это займет времени, если мы внимательно помолимся? И ты увидишь, что за 24 часа в сутки можно найти 5 минут на молитву. И раз ты не нашел, это говорит о твоем глубоком духовном поражении.

– Я вспоминаю «Лето Господне» Ивана Шмелева: мы видим там некий образец: вот Россия, которую мы потеряли, в которой была жизнь идеальная. А там столько этих языческих традиций! Например, гадают, а положительный, церковный персонаж – Горкин, говорит: «А мы, крещеные, на круг царя Соломона лучше пошвыряем, дело священное».

Предлагаем ознакомиться:  Как управлять сном осознанные сновидения и как осознать себя во сне

– Я должен сказать – это многим, наверно, не понравится, – но вред в этом колоссальный. Суеверия, обряженные в якобы церковные одежды, разрушают истинное понимание духовной жизни. И тогда возникает ситуация, которую наша страна пережила в ХХ веке.

Ведь когда произошли катаклизмы, это не кто-то из-за границы приехал и устроил, это как раз те люди, которые называли себя верующими православными христианами. Они ломали кресты и поджигали храмы, сжигали иконы, потому что к ним пришли новые люди и сказали, что это всё ерунда, что в Бога верят глупые люди, а вы теперь просвещенные, вы должны всё это сломать. Вот такого рода невежество, которое коренится в человеке с помощью суеверий, в конце концов, и вырождает саму суть духовной жизни.

Честно скажу, никогда не советовал читать «Лето Господне», особенно воцерковляющимся людям. Там очень много такой ерунды, которая принимается за настоящий православный образ жизни.

Грех волшебства

К разряду грехов против первой заповеди принадлежит волшебство, когда люди, оставив веру в силу Божию, верят тайным и, большею частью, злым силам тварей, в особенности злых духов, и стараются действовать ими. Таким образом, в грехе волшебства виновен и тот, кто верит в тайные силы тварей, и тот, кто сам действует этими силами.

Волшебство есть у нас одно из наследий от наших предков. Наши предки, когда еще были язычниками, верили в разнообразные силы природы. Все, что их окружало: деревья, камни, ручьи, болота, озера, животные – все это в их воображении представлялось живым, одушевленным; и так как эти предметы или приносили им вред, или доставляли благо, то, не имея ясного представления о Боге, верховном правителе мира, они в этих предметах видели богов, то добрых, то злых;

они чувствовали над собой силу этих богов и, не имея возможности защитить себя от них, прибегали к разным лицам, которых называли колдунами, знахарями, кудесниками и просили их помочь им в борьбе с таинственными силами природы. Так укоренилась вера в колдунов, которая выражалась в разнообразных волхованиях.

Постепенно волшебством опутана была вся жизнь славянина язычника. Он не мог шагу ступить, не прибегая к участию колдунов. Особенно сильно это участие колдунов проявлялось в важнейших событиях жизни: при свадьбах, при похоронах, при болезнях, при отправлении в путь, при случаях смерти, при разнообразных встречах с людьми незнакомыми.

И эта вера в колдунов не уничтожилась с принятием христианства. Прошла тысяча лет с того времени, когда святой Владимир просветил русскую землю светом Христова учения, а волшебство не уничтожилось. Оно еще владеет умами русских жителей и городов, и сел, и  деревень. Там еще и доселе верят колдунам, боятся их, стараются разными способами задобрить их. Не чужды этого греха и образованные люди, прибегающие к ворожбе, к гаданиям, занимающиеся верчением столов, вызыванием умерших и т. п.

Обращаться к волшебникам – великий грех. Сам Бог через пророка Иеремию говорит следующее о тех людях, которые обращаются за помощью к волшебникам: не слушайте… волхвующих вам… ни чарований ваших, ни обаятелей… яко лжу прорицают тии вам (Иер. 27:9-10); а святые отцы и правила Святых Соборов отлучают от общения церковного как самих волшебников, так и тех, которые ищут у них помощи.

Вот что сказано о таких людях в Правилах Вселенских и Поместных Соборов (VI Вселенский Собор, правило 61): «Предающиеся волшебникам… дабы узнати от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимьи». И святой Василий Великий учит: «Облако-гонители, гадатели подлежат шестилетней епитимии;

закосневающие в сем извергаются из Церкви; покаявшийся в волшебстве подлежит епитимии». Правила святой Церкви называют их идолослужителями, скверноубийцами и льстецами: «Чародеи и волшебство творящий суть идолослужители и скверноубийцы…» Святой Иоанн Златоуст учит: «Аще и Святыя Троицы имя глаголется на таких, аще и святых будут призывания, аще и знамение крестное наводится, бежати подобает сицевых и отвращатися».

Вообще, волшебство отдаляет нас от света Христовой истины, от послушания святой матери Церкви, стесняет нас в нашей деятельности, ослабляет нашу веру в Промысл Божий, в силу молитвы христианской, ослабляет нашу надежду на предстательство святых угодников Божиих, одним словом, держит нас в оковах язычества. Все это побуждает христиан чуждаться этого жалкого наследия языческих времен. Аминь.

Евангелие – главное лекарство от суеверий

Если человек хочет понять, каким должен быть дух и образ жизни христианина, то пусть откроет Евангелие, послания апостолов, есть множество житийной литературы. И увидит настоящие примеры. А сколько примеров тех достойных людей, которых Церковь сегодня прославляет как новомучеников!

Когда я пришел молодым священником на приход храма святых апостолов Петра и Павла, столкнулся с множеством суеверий. К сожалению, священник, который был передо мной, оказался их рассадником. Он не имел никакого духовного образования – тогда огромная нужда была в священнослужителях, храмы возвращали, служить было некому, и ставили первых попавшихся верующих людей. Разъяснить было некому.

Целый год или больше я по два-три раза в неделю собирал в храме прихожан и просто с ними беседовал. Мы читали Евангелие, я им объяснял, чему учит Христос, чему учат апостолы, чему учит Церковь, а от всего остального, что с этим не связано или противоречит этому, – вы отходите. Я никого не ломал, не старался сразу заклеймить, мол, вы – невежды в законе, старался подходить деликатно. Но приучал, чтобы они все традиции проверяли, основываясь на Священном Писании и Священном Предании. Вот это два столпа!

И до сих пор – а я уже 21 год на этом приходе – каждое воскресенье мы собираемся в актовом зале, и я беседую с прихожанами. С теми, кто готовится к крещению, встречаемся по два-три месяца, стараемся людям ответить на все вопросы и привить хоть какой-то интерес к истинному источнику знаний – к Евангелию и учению святых отцов.

Суеверия будут всегда. Так устроен человек: еще не имея добродетелей любви и смирения, он будет водим страхами: за свою жизнь, за своих близких, а раз в сердце живет страх, то он порождает всяких чудовищ.

Об астрологии

Известный христианский философ Тертуллиан (2-3 вв.) писал: «Среди ремесел мы выделили бы некоторые занятия, которые прямо повинны в идолопоклонстве. Об астрологии и говорить нечего… Не стану говорить о том, что астролог почитает идолов, чьими именами он расписывает небо и которым приписывает все Божие могущество, так что люди больше не считают необходимым обращаться с просьбами к Богу, думая, что нас направляет непреклонная воля звезд.

Скажу лишь, что идолы эти – ангелы-богоотступники, вступавшие в связи с женщинами и также изобретшие эти искусства, а потому проклятые Богом. О, мудрость Божия, достигающая до самой земли, свидетельством чего являются даже люди, не уразумевшие истину! Вот уже изгоняют звездочетов, как и их ангелов.

Рим и вся Италия запрещены звездочетам, так же, как небо – их ангелам. Одно и то же наказание – изгнание – определено и учителям и ученикам! Но, скажут нам, приходили же к Христу маги с Востока; нам известна близость магии и астрологии. Значит, толкователи звезд первыми возвестили о Рождении Христовом, первыми Его почтили.

В этом, полагаю я, они оказали Христу услугу. Ну и что же? Неужели нынешним звездочетам покровительствует вера тех магов? Будто нынешняя астрология идет от Христа, словно Христовы звезды они наблюдают и предсказывают по ним, а не по звездам Сатурна, Юпитера, Марса и прочих покойников того же рода. Но дело в том, что эта наука допускалась лишь до евангелия, так что после появления Христа никто уже не должен был толковать ничью судьбу по небу.

И те ладан, смирна и золото, которые маги принесли к колыбели Господа, означали как бы завершение священнодействий и мирской славы, которые должен был прекратить Христос. И несомненно, что по воле Бога привиделся им сон, чтобы они шли обратно к себе, но не той же дорогой, которой пришли. Это надо понимать как знак того, что им следовало оставить свою секту, а не так, что необходимо было избежать преследования Ирода, поскольку он их и не преследовал и не подозревал, что они отправились по иной дороге, так как не знал и той, по которой они пришли, так что под дорогой надо понимать секту и учение. Потому магам и было предписано, чтобы оттуда они шли по-иному.

Также и другой вид магии, которая занимается чудесами и практиковалась в том .числе и против Моисея (Исх. 7:2), Бог допускал лишь до евангелия. Так, уже обратившийся в христианскую веру Симон маг, который задумал образовать торгашескую секту и в числе чудес своего ремесла торговать и Духом Святым, нисходящим через возложение рук, был осужден апостолами и отвергнут (Деян. 8:18-23).

Другой маг, состоявший при Сергии Павле, за то что он противостал тем же апостолам, был наказан слепотой (Деян. 13:6-11). Я уверен, что та же судьба постигла бы и астрологов, если бы кто из них столкнулся с апостолами. Но поскольку магия, видом которой является астрология, наказывается, то должны наказываться и все ее виды.

После евангелия только и приходится слышать, что о покоренных софистах, халдеях, заклинателях, гадателях и магах. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие? (1Кор. 1:20). Ничего-то ты не ведаешь, астролог, если не знаешь, что должен стать христианином.

Что делать, если тебе «сделали на смерть»

– Что вы говорите людям, которые приходят и жалуются на порчу или сглаз?

Предлагаем ознакомиться:  Приметы на день рождения - что нужно и что нельзя делать имениннику и гостям

– Часто с этим сталкиваюсь: «меня сглазили» или «мне сделали на смерть» – это, как правило, люди верующие, но абсолютно нецерковные, и поэтому им кажется, что есть некая сила, которая больше, чем Бог.

Так как они Бога не знают, веры настоящей и опыта жизни с Богом не имеют, то у них дуалистическое представление о мире: есть добро, есть зло, но зло коварнее, поэтому с ним надо бороться какими-то специфическими способами. С одной стороны, может быть, это и верно, но страшно за них, когда они зло наделяют такими сверхъестественными способностями, сильнее тех, что даются в дарованиях от Бога.

Современный человек живет в постоянном стрессе. Радио включит: там все кричат, что рубль упал, доллар поднялся, война идет, голод надвигается, а тут еще начальник или подчиненные бестолковые, в семье вечный стресс. И получается, что для человека самое тяжелое – идти на покаяние.

Покаяться – это настоящий разворот, настоящее изменение его жизни. Недаром многие люди боятся этого. Думают, что придешь, и тебя как на допросе будут наизнанку выворачивать, чтобы ты все свои темные уголки души обязательно за один раз просветил.

Нет, покаяние наступает с того момента, когда человек знакомится с учением Христа. Когда он начинает сравнивать: чему учил Христос? А как я живу? И когда человек это понимает, то начинает потихоньку и молиться, и менять свой образ жизни.

Главное для людей, которые считают, что их сглазили или сделали порчу, – успокоиться и прийти потом в храм. Хотя бы постоять, помолиться, а если есть возможность, то поговорить со священником или разумным, духовно опытным человеком.

–Протоиерей Александр Авдюгин, писатель, рассказал на своей страничке в интернете такую историю: один большой начальник, с которым он знаком, позвонил ему чуть ли не ночью, прислал за ним машину. Семья весьма образованная, люди в храм ходят, исповедуются, причащаются. Жалуются батюшке: пришел конверт без адреса, открыли – оттуда посыпалась то ли пыль, то ли земля, просыпалась на ковер.

И проклятия на бумажке какие-то. Отец Александр на подходе к дому видит, что уже жгут во дворе ковер. Паника полная! Еле он их удержал, чтобы не жечь полы. Несмотря на свою образованность, эти люди настаивали, чтобы был проведен обряд для нейтрализации зла. Батюшка отбился кое-как, но на следующий день пошел им навстречу и освятил квартиру…

– Да сплошь и рядом такое случается. Несколько дней назад у меня была аналогичная ситуация: человек познакомился с другим человеком, а тот ему сказал: «Что-то я смотрю на тебя – чувствую, что тебе сделана порча на смерть. Ты поищи у себя: где-то лежит этот специальный артефакт, его нужно обязательно найти». Даже описал ему, как сей артефакт должен выглядеть: какие-то иголочки с ниточками.

И что вы думаете: находит! (Я уж думаю, не тот ли это вредитель, который этот артефакт и засунул?) И у него истерика: «Я чувствовал, что со мной что-то происходит! Я понимал, что погибаю, но не понимал, почему и как!» А ведь он верующий, по праздникам приходящий. Как говорим про таких: рождественники, пасхальники.

Убеждать человека в таком состоянии, что «по вере вашей да будет вам», бесполезно. Когда человек тонет, то бессмысленно ему объяснять, как дышать и двигать руками, надо его вытаскивать. Так и тут: успокаиваем человека, обещаем ему завтра приехать и освятить жилище. Освящаем, а потом садимся пить чаёк и за чаем спокойно говорим. Заходит разговор об исповеди, говорю: сначала почитайте о заповедях.

Если человек действительно готовится к покаянию, то удивительным образом Господь начинает его вразумлять: он начинает видеть нечто большее, чем хотел бы сказать на исповеди. И неизменное действие благодати Божьей на исповеди происходит всякий раз, человек начинает понимать, что в его жизни происходит что-то не то, поэтому всякая дрянь и клеится, всякие «ясновидцы» и экстрасенсы доводят его до истерики.

В этом икономия наша и заключается.

А если кто не понимает про фаворский свет…

– Существует немало суеверий, связанных с названиями церковных праздников. Многие священники критикуют такие названия как «Ореховый», «Яблочный Спас», говоря, что это на грани кощунства. А вот один священник недавно написал в сети: «Разве вы не понимаете, что сегодня для подавляющего числа простых и не простых людей наше православие играет всего лишь празднично-украшательную, нарядно-обрядную роль, чтобы как-то скрасить наше утлое, серенькое, бедненькое народное существование? А с другой стороны, подумаешь: а кому нужен тот невидимый, нетварный свет концептуально-умозрительных схем богослова Паламы!»

– Не надо впадать в панику по поводу невежества нашего народа – это всегда было, во все времена. Когда Господь приходит к богоизбранному народу, когда наступила полнота времен, то сколько в Него уверовало людей? Ведь Сам Господь проповедовал! Он ведь не оставил ни одной записочки – Он своим примером показал путь, и Сам о Себе говорил: «Я есть путь и истина, и жизнь, и кто хочет – идите за Мной».

Удивительно: Он зовет за собой, Он никого не загоняет. Поэтому и мы никаким богословием не должны никуда загонять народ. Если ты богослов, хорошо – значит, тебе дано больше, чем другому человеку. Но для того Господь пастырей и поставил, чтобы пастыри учили. Если нет пастыря, то овцы рассеются, будут похищаться и волками, и ворами. Так было во все времена.

Тут можно вспомнить слова апостола Павла своей пастве: когда вы были младенцами, то я кормил вас молоком, но когда вы повзрослели, то пора принимать твердую пищу. Народ – как дети: он неспособен переваривать твердую пищу богословия о нетварном свете. Даже в семинарии лишь один-два студента способны понять богословие Симеона Нового Богослова или Григория Паламы. Остальные могут лишь заучить определенные тексты, чтобы сдать экзамен. И среди священников так же.

Поэтому не надо унывать. Мы должны миссионерствовать и учить народ каждый на своем месте: священник, диакон, воцерковленный и разумный мирянин – все должны своим светом, своей доброй жизнью, как Господь заповедовал, учить других прославлять Отца Небесного.

Думаю, не надо отчаиваться от того, что ты познал высокие истины, а твои близкие эти истины не могут воспринять. Мы познали истину не для того, чтобы её впихнуть в кого-то, а для того, чтобы стать ещё более милосердными, заботливыми, жертвенными. Слава Богу, если в этом проявляется наше познание, а если мы от высоких истин озлобляемся на наших ближних, то лучше таких истин не знать.

Доброта бабушек и чванство богословов

– А что хуже: человек добрый, милосердный, проявляющий деятельную любовь к ближним, но с какими-то суевериями, или человек богословски просвещенный, но далекий по жизни от образца христианина?

– «По вере вашей да будет вам» – дела свидетельствуют о нашей жизни, христианская ли она. Из патериков известно, что и у преподобных подвижников по незнанию бывали вероучительные заблуждения, потому что некому было их наставить. Бывало, что святой ошибочно учил других, но когда узнавал истину, то каялся и просил прощения у всех.

Я еще застал тех бабушек-праведниц, которые жили в глухих деревнях во время советской власти, они трудились, молились, воспитывали своих внуков, и внуки при первой же возможности летели к своим бабушкам. И навсегда сохранили память о доброте и молитвенности этих старушек.

У меня самого такая бабушка была, она никогда не заставляла ничего, но всегда была очень доброй, я видел, как она молится. Это удивительный пример, который потом остается на всю жизнь. Хотя она не была богословски образована и вряд ли смогла бы адекватно ответить на мои вопросы, но своей любовью и молитвой она покрывала все мои будущие вопросы.

Видел я и очень образованных людей, со степенями кандидатов богословия и даже выше, и не всегда приятно было сидеть с ними за одним столом… Такого чванства и цинизма я не встречал даже в светских людях.

«Посидим на дорожку»

– Вот действительно, вспоминает человек свою бабушку, которая была и добрая, и молитвенная, но говорила: не зашивай ничего перед дорогой. И у человека складывается ощущение, что ничего страшного-то в таких суевериях нет…

– Бывают такие приметы, в которых есть какая-то реальная подоплека, но впоследствии о ней забыли. Например, я в детстве очень любил читать Мориса Дрюона «Проклятые короли», это эпопея о французских королях. Интересный там был сюжет – уничтожался орден тамплиеров 13 октября 1307 года, и это было в пятницу.

А «посидеть на дорожку»? Я до сих пор помню и всегда это делаю: перед выходом «сижу на дорожку» с одной только целью – вспомнить, не забыл ли документы, деньги, ключи. Понятно, что это хорошая примета.

Церковные суеверия и приметы часто связаны с незнанием Священного Писания. Праздновать дни рождения или не праздновать? Вот появилась секта свидетелей Иеговы, они запрещают праздновать день рождения. И очень многие прихожане спрашивали: к нам приходили, рассказывали про веру и сказали, что ни в коем случае нельзя праздновать день рождения, это так? Потому что как раз убийство Иоанна Предтечи произошло в день рождения царя Ирода.

Ну, секта – это понятно, они могут проповедовать всё что угодно. Но православные христиане должны четко понимать, откуда что происходит, и объяснять другим.

Говорят, что, когда церковная свеча коптит и гаснет в руках — это дурной знак.

На самом деле это всего лишь знак того, что свеча была сделана с нарушением технологии и является бракованной. Видеть в подобных приметах некие «знаки» — настоящее язычество, прокравшееся в Церковь и своими нелепыми «страшилками» отнимающее у людей радость Богообщения.

Иоанн Златоуст писал об этом так: «Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, — говорят, — первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям.

Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector