29.05.2019      54      0
 

Русь Ведическая: Славянские Боги, колдуны, богатыри, злые и добрые Духи.


Аист

Аист
прежде был человеком. Однажды Бог дал ему мешок с гадами и велел
выбросить его в море, в огонь, закопать в яму или оставить на вершине
горы. Человек из любопытства развязал мешок, и вся не­чисть расползлась
по земле; в наказание Бог превра­тил человека в аиста, чтобы он очищал
землю от га­дов.

Со стыда у аиста покраснели нос и ноги.Аисты имеют человеческие пальцы,, душу; понима­ют язык
человека; плачут слезами; молятся Богу (это их клекот); вместе
справляют свадьбы; каждая семей­ная пара неразлучна и в случае гибели
одного из су­пругов другой добровольно идет на смерть вслед за ним;

Аист над чьей-то избой пролетит — к родам.

У кого-то совьет гнездо в трубе — к богатству.

Анчутка

Русь Ведическая: Славянские Боги, колдуны, богатыри, злые и добрые Духи.

Злой дух, одно из древних русских названий черта.Анчутка живет то в воздухе, то в воде и, как вся­кая нечисть,
мгновенно отзывается на упоминание своего имени. Лучше о нем
помалкивать, не то сей беспятый, рогатый, противный будет тут как тут!Обычно этого нечистого зовут анчутка беспятый.Полевые анчутки имеют вид маленьких женщин и мужчин.

Арысь-поле

Сказочное, быстрое, как ветер, существо, в которое обратилась молодая женщина, коварно заколдованная злой мачехой-ведьмой.Арысь-поле сделалась предводительницей звериной стаи, только
изредка, по ночам, прибегала домой, чтобы покормить своего ребенка.Три ночи только и могла Арысь-поле превращаться в женщину, а
потом должна была убежать за тридевять земель — и только ее и видели!

Дух,
охраняющий хлебные поля. В отличие от прочей нежити любимое время его
— полдень, когда и можно увидать этого маленького старичка с телом
черным, как земля, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из
колосьев и травы.Живет он в поле только весной и летом, во время всхода, роста и
созревания хлебов.

С начала жнитва наступает для него нелегкая пора:
приходится бегать от острого серпа да прятаться в недожатых полосках. В
последнем снопе — последний приют его. Потому и смотрят на этот сноп
старые люди с особым почетом: или наряжают его и с песнями несут в
деревню, или переносят в житницу, где хранят до нового сева, чтобы,
засеяв вытрясенные из него зерна, умилостивить покровителя полей, дав
ему возможность возродиться в новых всходах.

детки полевиков, межевички и луговички, бегают
здесь и ловят птиц родителям на обед. Если же найдут спящего человека,
то навалятся на него и задушат. Как и все духи, житный дед любит, чтобы
его задабривали как можно чаще. Глухими ночами уходят землепащцы
подальше от проезжей дороги, к какому-нибудь рву, и приносят в дар
полевику несколько яиц и старого, безголосого петуха — притом так,
чтобы никто не видел, иначе жыцень рассердится.

славянская мифология, Авсень, Овсень, бог, чудовища, существа

А в этом случае немало
может он напроказить в полях: и всякую истребляющую урожай гадину
напустит, и вообще весь хлеб перепутает, так что вырастет среди ржи
пшеница, а меж проса — ячмень. Задобренный же станет всячески оберегать
ниву зорким хозяйским глазом!Дабы полевые духи могли перезимовать без нужды и заботы, крестьянин,
следуя стародавнему обычаю, оставляет на полях несколько несорванных
яблок, а на току несколько пригоршней обмолоченного зерна, и за это
ожидает на будущий год хорошего урожая.

Второй
сын богини любви Лады, младший брат Леля. Даже самое имя его означает:
“следующий по Леле”, ибо брак всегда следует за любовью, венчает ее.
Полеля, бог брака, славянский Гименей, — древнейшее и наиболее чтимое
нашими предками божество. Облаченный в дорогие, златотканые одежды,
увенчанный венком из цветущего шиповника, он подает молодоженам такой
же венок — и рог, в котором всегда пенилось вино столь же хмельное, как
счастье, которого желал им сей добрый и ласковый бог.

Аспид

По
повериям древних, это крылатая змея, которая нос имеет птичий и два
хобота. В какие края летать она повадится, те места опустошит. Живет
аспид в горах каменных и на землю никогда не садится: только на камень.
Его невозможно убить стрелою, можно только сжечь.Аспид напоминает Змея Горыныча русских сказок, а также
василиска — чудовищного змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну — деву
змееголовую, которая, по древнему преданию, родила от Геракла
Артоксая, Липоксая и Колоксая — трех родоначальников скифских племен, а
значит, отчасти, и прапредков славян.

Аука

Это
дух леса, который, в отличие от прочей нежити, не спит ни зимой, ни
летом. Сам Аука маленький, пузатенький, щеки надутые. Живет он в
избушке, проконопаченной золотым мохом, вода круглый год от талого
льда, помело — медвежья лапа. Зимой ему особое раздолье, когда лешие
спят! Любит он морочить голову человеку в зимнем лесу, отзываться сразу
со всех сторон.

Баган

Дух-покровитель
рогатого домашнего скота. Он охраняет животных от болезней, умножает
приплод, а в случае гнева своего творит самок бесплодными или убивает
ягнят и телят при самом их рождении. Это некая разновидность дворового,
но менее значительная, ибо тот надзирает за всем вообще хозяйством.

Баенник (банник)

в эту пору моются черти, лешие, овинники,
русалки. Сунется неосторожно человек — “он” накинется, станет бросаться
горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, то есть
задом наперед, может совсем запарить, а все будут думать, что просто
угорел человек.Добиваются расположения баенника тем, что оставляют ему кусок
ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью.

А чтобы навсегда
отнять у него охоту вредить, приносят в дар черную курицу. Выстроив
новую баню, такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и
закапывают под порогом. Полезно также оставлять в кадушках немного воды
и хоть маленький кусочек мыла, в углу — веник: баенники любят внимание
и заботу!

Впрочем, несмотря на то, что “баня парит, баня правит, баня
все исправит”, она издревле признается нечистым местом, а банище — и
вовсе поганым. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте
сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а
там жди и нового пожара!

Безымень (след, тень)

Призрак-двойник;
привидение перед смертью; дух умершего неестественной смертью,
утонувшего, самоубийцы. Во всем похож на человека, но своего лица не
имеет и по безличью носит маску того, кем хочет показаться. Увидеть
такого двойника — к смерти. Так называют и призрак, образ человека,
вызванный в зеркале во время гадания.

Приписывая
превращения влиянию злого колдовства и в то же время признавая души
человеческие за существа стихийные, способные менять свои телесные
одежды, предки наши пришли к убеждению, что колдуны, ведьмы и нечистые
духи могут превращать людей в различных животных. Убеждение это глубоко
укоренилось у всех индоевропейских народов и вызвало множество
любопытных сказаний.

На Руси думают, что колдун, зная имя человека,
может по собственному произволу сделать его оборотнем, а потому имя
необходимо утаивать и называться иным, вымышленным. В пылу злобы и
мщения колдуны и ведьмы творят чары и оборачивают своих недругов
навсегда или на какой-то срок зверями. Таких невольных оборотней
называют вовкулаками, или волкодлаками, потому что всего чаще их
представляют в виде волков.

Это — более страждущие, чем зловредные
существа: они живут в берлогах, рыскают по лесам, воют по-волчьи, но
сохраняют человеческий смысл и почти никогда не нападают на деревенские
стада; только нестерпимый голод может понудить их искать себе поживы.
Нередко бродят они возле родного села и, когда завидят человека,
смотрят на него так жалостно, как будто умоляют о помощи;

славянская мифология, алкохост, чудовища, существа

Один пригожий юноша презрел любовь ведьмы, и
вскоре его постигло жестокое мщение: раз поехал он
за дровами, остановился в лесу, взялся за топор и только что
замахнулся на дерево, как руки его превратились в волчьи лапы, а затем
и весь он покрылся мохнатою шкурою; несчастный бросился к своим волам,
но те в испуге шарахнулись в сторону;

хотел было остановить их своим
голосом, но вместо людской речи раздался протяжный дикий вой. Другая
ведьма оборотила волком своего соседа, который впоследствии, когда
освободился от заклятия, рассказывал, что, будучи оборотнем, он
подружился с настоящим волком, ходил с ним на добычу, и хотя чувствовал
себя человеком, не мог выражать своих мыслей словами, а выл
по-волчьи…

Средства, употребляемые колдунами и ведьмами для превращения
людей в животных, сходятся с теми, силою которых они сами становятся
оборотнями. Средства эти следующие.Набрасывание звериной шкуры. Крестьяне уверяют, что в
старые годы случалось, снимая шкуру с убитой волчицы или медведицы,
находить под нею бабу в сарафане.

Есть рассказ, что на охотничьей
облаве убили трех волков, и когда стали снимать с них шкуры, то под
первою нашли молодого жениха, под второю — невесту в ее венчальном
уборе, а под третьей — музыканта со скрипкою.Волшебная науза (петля). Чтобы превратить свадебное сборище в
стаю волков, колдуны берут столько ремней или мочал, сколько нужно
оборотить лиц;

нашептывают на них заклятия и потом этими ремнями или
мочалами подпоясывают обреченных, которые тотчас же и становятся
волкодлаками. Такой оборотень не иначе может получить прежний
человеческий образ, как разве в том случае, когда чародейный пояс
изотрется и лопнет; но и после избавления долгое время бывает дик,
сумрачен и не скоро навыкает людской речи.

Народные сказки
свидетельствуют еще, что колдуны и ведьмы превращают людей различными
зверями и птицами, ударяя их зеленым прутиком, палкою или плетью
(кнутом-самобоем). Удару волшебного прута придается двоякое значение и в
преданиях о волкодлаках и оборотнях: им превращаются люди в звериные
образы, и, наоборот, им же разрушается сила заклятия, и превращенные
возвращаются в среду людей.

Яга Баба

Носительница
болезни; дух судьбы; образ смерти. Чтобы белая баба не вошла в дом и
не причинила несчастья, под крыльцом зарывали кобылью голову, вешали
косу над воротами или на верхнем косяке дверей, втыкали под матицей
можжевеловую ветку, приколачивали к порогу подкову.Перед кончиной умирающий иногда видел смерть в образе женщины,
одетой в белое. Странница в белом — вестница судьбы; со свечкой в
руках она внезапно появляется перед путниками и предсказывает будущее.

Помощница
ведьм и колдунов. Ее подсылают к людям, чтобы делать им разные
пакости. Роженицам, молодым матерям они подменивают детей собственными
ведьминками, которые не живут дольше семи лет и очень злы и глупы.
Дикие бабы сосут кровь у маленьких детей, отчего те бледнеют и хиреют.Дикая баба-летун является во сне или наяву молодым мужчинам
златокудрою красавицею.

Очаровывает она и женатых, так что они уходят
от своих жен, и, пока летавица сама не оставит мужчину, никакая сила не
вернет его жене. Летает с помощью сапог-скороходов, если же их снять,
теряет сверхъестествен­ную силу, послушно идет за человеком, укравшим
ее сапоги, и верно ему служит. Застать дикую бабу можно в поле или в
огороде, где растет горох, до которого она большая охотница.

славянская мифология, арысь-поле, зверь, чудовища, существа

Древняя
богиня тишины и покоя, домашнего благополучия. Повитухи, повивальные
бабки, помогающие молодушкам разрешиться от бремени, почитали ее своей
покровительницей, да и всякая женщина не пренебрегала ее советом.Храм Золотой Бабы находился, по преданиям, в стране
Обдорской, при устье реки Обиго.

Она держала на руках одного ребенка, а
другого вела за руку. Жители тех мест называли ребятишек ее внуками.Подле Золотой Бабы всегда лежало множество гуслей и других
музыкальных инструментов, кото рые непрерывно наигрывали сами собой 
—   то тихонько, то погромче. По звуку их жрецы предсказывали будущее,
ибо Золотая Баба почиталась доброй пророчицей.

Злая,
старая и мощная колдунья или волшебница; вид у нее страшный. Она не
столько в аду живет, сколько на этом свете. Дом ее — избушка на курьих
ножках, стоит и сама повертывается. Ее почитали как привратницу между
миром живых и мертвых, избушка — врата в мертвое царство. Древние наши
богатыри всегда находили ее лежащею на лавке;

нос ее висит через грядку
(шест в избе для вешания вещей, укрепленный в стене).Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу
свету в железной ступе (то есть колеснице самокатной), и когда
прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железною же
палицей, или пестом. А чтоб, для известных ей причин, не видно было
следов, то заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными
метлою и помелом.

Как всякое божество, Баба Яга то зла, то
добра, но все же, как от всякой непонятной силы, от нее исходит много
мудрости. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и
змеи — все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Белбог

Воплощение
света, бог добра, удачи, счастья, блага у западных славян. Святилище
его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и
серебряные украшения Белбога отражали игру лучей и даже ночью озаряли
храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка. Жертвы
Белбогу приносили веселием, играми и радостным пированием.

Живая память о древнем Белбоге и доныне сохраняется в белорусском предании о Белуне.Он представляется старцем с длинной белой бородой, в белой
одежде и с посохом в руках; является только днем, чтобы путников,
заблудившихся в дремучем лесу, вывести на дорогу. У белорусов есть
поговорка: “Темно в лесу без Белуна!

“Его почитают также подателем богатства и плодородия. Во время
жатвы Белун приходит на нивы и помогает жнецам в их работе. Чаще всего
он показывается в колосистой ржи с сумою денег на носу, манит
какого-нибудь бедняка и просит утереть себе нос: если тот исполнит
просьбу, то из сумы посыплются деньги, а Белун исчезнет. Поговорка:
“Мужик с Белуном подружился” означает, что кого-то посетило счастье.

Русалки (омутницы, водяницы, шутовки, болотницы, берегини, мавки)

По
архаическим представлениям наших предков, Берегиня — великая богиня,
породившая все сущее. Ее сопровождают повсюду светозарные всадники,
олицетворяющие Солнце. Культ Берегини был представлен березой —
воплощением небесного сияния, света. Со временем береза стала особо
почитаться на “русалиях” — празднествах в честь берегинь (русалок).

Фантастические
жилицы всех вод и источников Земли. Бледнолицые и прекрасные, с
долгими зелеными волосами, они поют восхитительные песни неземными
голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Тела
красавиц настолько нежны, что их можно проницать взором, однако из
объятий русалок никому не вырваться, да и не всякий смертный захочет
променять обольстительную русалку на привычных земных жен!..

Могут
завлечь русалки и случайного путника, особенно когда в лунную ночь
выплывут из вод, сядут на ветку ивы, низко склонившуюся к волнам, и
примутся расчесывать белым, из рыбьей кости выточенным, гребешком свои
чудные зеленые кудри, по которым всегда струится вода. Беда, если кто
поддастся их чарам!

Одного хотят русалки от людей: защекотать до смерти
и потопить.Летом, начиная с Троицына дня, русалки оставляют речные и
озерные омуты и выходят на землю. В эту пору ни одна девушка не решится
одна, без подруг, пойти в лес, опасаясь попасться русалкам: увлекут с
собою, сманят — домой больше не воротится.

“Ух, ух,
соломенный дух!” весело бегают по колосистой ржи или катаются по ней
взад и вперед, отчего рожь волнуется, как бы от дуновения ветра. Но
больше всего они любят прятаться в гречихе, за что и получили свое
название.Где русалки бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там
хлеба обильнее.

Однако от русалок не столько пользы, сколько вреда:
когда они плещутся в воде, играют с бегущими волнами или прыгают на
мельничные колеса и вертятся с ними,, то не преминут спутать у рыбаков
сети, а у мельников попортить жернова и плотины. Они могут насылать на
поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град;

похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна,
разостланные на траве для выбеливания; потом краденой пряжей завивают
свои березки. Самое верное средство, чтобы русалки отвадились, —
полынь, “трава окаянная”, как ее называют русские зелейники. Только
пользоваться ею надо умеючи.

Говорят, что русалки — это людские дети,
умершие некрещеными, ну и, конечно, красавицы, утопившиеся от
несчастной любви. Они выходят из воды еще перед Светлым Христовым
Воскресением, за день до Пасхи, когда обносят кругом церкви плащацицу. В
этот день вообще вся нечисть так и норовит напакостить добрым людям!

Блазня (мана, морока)

Наваждение,
призрак. Может показаться в любом месте: дома, в лесу, в поле. Ни одна
блазня не обходится без участия нечистых духов, которые помрачают
разум человека, заставляя видеть то, чего нет на самом деле. Понимая,
что перед ним видение, призрак, человек все же не может отделаться от
навязчивого образа.

Блуждающие огни

По
суверным представлениям, блуждающие, болотные и светящиеся на могилах
огни признаются за души усопших: удавленников, умерших неестественной
смертью, погибших от запоя и т.д. На Украине ходят рассказы о синих
огнях, вспыхивающих на могилах и курганах: огни эти разводят русалки.Блуждающие огоньки в лесах, на болотах, на кладбищах
указывают на зарытые там клады.

Древнее
почитание огня, основанное на величайших услугах, оказанных им
человечеству, и в настоящее время не совсем изгладилось из народной
памяти. Не зря называют его царь-огонь! Стихия, дающая тепло и свет,
снизошла с неба, чтобы разделить свою власть над человеческим родом
лишь с другой, столь же могучей стихией — водою.

славянская мифология, аспид, змея, чудовища, существа

Но, составляя основу человеческой культуры на земле, огонь,
вместе с тем, является и истребителем ее: при неудачном и несчастливом
применении он временами проявляет могучую и страшную силу, которая
сметает с лица земли все, что попадается ей на пути, и которая
заставляла первобытных людей, в благоговейном трепете, поклоняться огню
и умилостивлять его молитвами и жертвами.

Этот культ выразился у
славян в поклонении Перуну. Мгновенное освещение тучи и неба огненною
струею повсюду среди славянских племен признается небесным огнем и
издревле называется священным, причем, если гром ударит в человека или в
строение, то никто не станет их спасать, считая это сопротивлением
воле божией.

Кое-где на Руси во время первой грозы разводят в печи огонь,
как бы призывая этим покровителя земного пламени на помощь против
пламени небесного.В стародавние годы было в обычае поддерживать на домашнем
очаге неугасимое пламя, возженное от огня, добытого из сухой сердцевины
дерева: живого огня.

Живой огонь был в большом употреблении как мера
борьбы с болезнями. Через него переносили хворых, перегоняли стада. А
чтобы вера в очистительную силу этого огня стояла в деревне крепче, по
обеим сторонам костра выкапывали две ямы: в одну зарывали живую кошку, в
другую — собаку: этим отнимали у чумных оборотней силу бегать по
дворам кошками и собаками и душить скотину. Живым огнем возжигаются
купальские костры, через которые прыгала молодежь, дабы быть наделенной
здоровьем.

Домашний очаг считался в старину священным. В
его огне видели силу, не только дававшую человеку тепло и пищу, но и
отгонявшую от жилища всю нечисть, всякую болесть лютую. Очаг был первым
жертвенником славянина-язычника; пылающее на нем дерево — первой
жертвою повелителю огней небесных, Перуну-громовнику.

Вокруг очага
собирались в былую пору совещания родичей. Выселяясь из дедовского
гнезда, молодые непременно брали с собою к своему новому очагу горящие
уголья со старого. Только это, по верованиям древних предков наших, и
могло сохранить родственные связи. Если огонь в чьем-нибудь очаге
погасал, это сулило суеверному воображению всякие беды и слыло
предвестником умирания-угасания семьи.

Предлагаем ознакомиться:  Значение имени Мелания для девочки и женщины. Полный анализ имени.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector