07.06.2019      1      0

0


Возникновение

Ислам возник в первой половине 7 в. н. э. в торговых городах Хиджаза (Западная Аравия) Мекке и Медине.

Священной книгой ислама является Коран — канонизированное собрание откровений пророка Мухаммада.

Ислам — самая молодая из так называемых авраамических (восходящих к иудаизму) религий.

Он сохраняет явные следы влияния как иудаизма, так и христианства, а также некоторые следы влияния других развитых религий.

Влияние иудаизма на ислам в особенности проявляется в области догматики и, в меньшей степени, культа.

Основные положения ислама

Основные положения ислама: вера в единого, всемогущего, милосердного Бога (Аллаха) и в Мухаммада как его пророка, вера в Божье предопределение, в загробную жизнь, в воскресение мертвых и в воздаяние за добрые и злые дела в раю и в аду.

Главные обряды и обычаи: пятикратные ежедневные молитвы (по-арабски салат, по-персидски намаз) и омовения, пост в месяц рамадан, паломничество в Мекку (хадж), обязательная благотворительность (закат).

Мусульманам вменяется в обязанность распространение своей религии посредством меча, священная война против неверных (джихад), ибо ислам должен стать достоянием всего человечества, всемирной религией.

После своей победы в Аравии ислам чрезвычайно быстро распространился в странах Азии и Африки; в течение ста лет он стал господствующей религией на Ближнем Востоке, в Иране, Средней Азии, Северной Африке и проник в Европу (Испания).

Проповедь Мухаммада основывалась на его убеждении в близости страшного суда и глубокой вере в единого Бога.

Сходство ислама с иудаизмом

Взгляды пророка сформировались под влиянием непосредственных контактов с представителями двух старших монотеистических религий и, прежде всего, с евреями Аравийского полуострова.

Мухаммад вначале не считал себя основателем новой религии, он претендовал лишь на восстановление древней религии Авраама (Ибрахима) и связывал свое учение со священными книгами евреев и христиан, о содержании которых он имел, однако, неполное и подчас искаженное представление.

Основное положение ислама о едином Боге, сотворившем мир и управляющем людскими судьбами, об Аллахе Милостивом и Справедливом, несомненно, воспринято Мухаммадом от евреев.

Библейские персонажи играют важную роль в Коране; Авраам рассматривается как основатель монотеизма и одновременно основатель Кабы («Черного камня») — древнего святилища в Мекке, почитание которого восходит к доисламским временам.

Себя Мухаммад рассматривал как продолжателя миссии живших до него великих пророков, оставивших людям боговдохновенные книги.

К числу этих пророков он относил Адама, Ноя, Моисея, Давида, Соломона и Иисуса.

Вообще пророчество играет в исламе значительно большую роль, чем в христианстве. Многие библейские персонажи именуются в Коране пророками, хотя в Библии они не носят этого имени.

Мухаммад выступает в исламе как последний из пророков, «печать пророков». Представление о том, что пророчество в позднейшее время прекратилось, заимствовано Мухаммадом из иудаизма (Иома 9б).

Подобно иудаизму и в противоположность христианству ислам подчеркивает совершенную трансцендентность Бога и отрицает боговоплощение.

От иудаизма заимствовано также представление о том, что Бог открывается людям не только непосредственно или через пророков, но и при посредстве книги (китаб).

Первоначально Мухаммад ставил Тору выше Корана, и лишь позднее он пришел к выводу о равноценности обеих книг или даже превосходстве Корана над Торой, которая, по его мнению, в своем нынешнем виде не соответствует книге, дарованной Моисею, но является результатом позднейшей фальсификации.

Ухудшение отношения Мухаммада к иудаизму связано с крушением его надежд на то, что богатые и влиятельные евреи Медины признают его посланцем Божьим, пришествие которого обещано в Писании.

С этими надеждами связывался ряд введенных Мухаммадом заимствований из еврейского ритуала: обращение в сторону Иерусалима во время молитвы (кибла), пост в десятый день первого лунного месяца (ашура), запрет употребления в пищу свинины, введенный наряду со специфическим для ислама запретом употребления вина.

Обычай обрезания, издавна практиковавшийся арабами, не носит в исламе того исключительно религиозного значения, которое придается ему иудаизмом.

Ввиду упорной оппозиции евреев его проповеди, Мухаммад ввел ритуальные новшества, подчеркивающие отличие ислама от иудаизма.

Он предписал обращаться во время молитвы в сторону Мекки (Коран, сура 2:136–139), перенес пост на месяц рамадан, отменил большую часть еврейских пищевых запретов (см. Кашрут), сохранив лишь запрет на употребление свинины, крови, падали и мяса, предназначенного в жертву языческим богам, а также упрощенную процедуру ритуального убоя.

Он отменил обязательный субботний отдых, мотивируя это тем, что Бог не нуждался в отдыхе после сотворения мира (сура 50:37), и объявил пятницу днем молитвенного собрания, не связанным, однако, с запрещением работать. Эти отличия мусульманского ритуала от еврейского являются в то же время свидетельством связи ислама с еврейской религией.

Фундаментальное сходство ислама с иудаизмом проявляется в свойственном обоим неразрывном переплетении религии и закона.

С самого начала ислам представлял собой синтез религии, политических норм и права, синтез, в котором религии принадлежала ведущая роль.

Подобно иудаизму после разрушения Храма, ислам в принципе не знает иерархии священников; роль профессиональных законоведов-теологов (факихов) в исламе подобна роли раввинов в иудаизме.

Некоторую параллель христианским священникам можно усмотреть в той роли, которая приписывается в шиизме имамам (см. ниже).

Унифицированная система религиозного образования, использование арабского языка как общего для всего мусульманского мира языка культа, права и науки, всеобъемлющая зависимость общественных и культурных форм от религиозных предписаний сделали ислам основой своеобразной цивилизации, которая объединяет различные народы, исповедующие эту религию.

Подобно иудаизму, ислам возник на основе письменного закона (Коран), развитого и дополненного позднее в системе устного закона, представленного, в первую очередь, священным преданием (сунна), которое состоит из множества канонизированных сообщений (хадисов) о высказываниях и действиях основателя ислама и его сподвижников.

Наряду с Кораном и сунной, в мусульманском религиозном праве (шариат) используется в качестве основ заключение по аналогии (кияс) и установленное практикой согласие верующих (иджма).

Право самостоятельного суждения по вопросам религиозного закона, основанного на ревностном изучении его источников (джтихад), признавалось лишь за учеными первых поколений.

В ортодоксальном течении ислама (суннизм) возобладало мнение о неоспоримости суждений ранних авторитетов; в другом его течении (шиизм) право интерпретации религиозного закона предоставляется потомку Мухаммада — имаму — и от его имени — богословам-муджтахидам.

Многие еврейские поучения, афоризмы, этические предписания перешли в хадисы; вся литература хадисов так же, как и легенды о пророках, отражает знакомство с Галахой и Аггадой, как они изложены в талмудической и мидрашистской литературе.

Фундаментальное сходство между иудаизмом и исламом не всегда является отражением прямого влияния одного на другой, но часто объясняется тем, что сходная религиозно-правовая структура обеих религий предопределила подобные пути их развития в последующие столетия.

Одним из каналов, по которому осуществлялось влияние еврейской традиции на ислам, была так называемая литература исраилият.

К ней относятся: 1) рассказы, заимствованные из Библии, Талмуда и Мидраша, используемые арабскими историками, толкователями Корана и авторами легенд о пророках для объяснения слов Мухаммада в тех случаях, когда их смысл неясен или противоречит Библии;

2) описания жизни и деятельности мусульманских мистиков, а также благочестивых людей, относимых традицией ислама к бану Исраил (`народу Израиля`).

Влияние мусульманского права несомненно сказалось на методах трактовки Галахи главами талмудических академий — гаонами; в более поздний период оно явственно сказывается в своде Мишне Тора Маймонида.

Мусульманская культура, впитавшая наследие Греции и эллинистического мира, оказала существенное воздействие на некоторые области еврейской мысли.

Предлагаем ознакомиться:  Восточный гороскоп (календарь) по годам

После нескольких столетий полного разрыва между этим миром и иудаизмом труды греческих философов и ученых снова вошли в орбиту еврейских мыслителей благодаря арабским переводам (с более ранних переводов на сирийский язык).

Ранний суфизм (мистическое направление в исламе) имел, среди прочих, и еврейские источники.

Еврейская философия в странах ислама развивалась под прямым влиянием арабской философии и в тесной связи с ней.

Основоположник средневековой еврейской философии Саадия Гаон испытал влияние мусульманских богословов-рационалистов мутазилитов, создателей спекулятивной догматики (калам), которые первыми в мире ислама стали использовать философские идеи античности в целях религиозной апологетики.

Переход от калама к платонизму и аристотелизму в еврейской философии происходил параллельно аналогичному процессу в арабской философии.

Произведения средневековых еврейских мыслителей писались, как правило, на арабском языке; по содержанию они чрезвычайно близки к произведениям современной им арабской философской литературы (см. Шломо Ибн Габирол, Авраhам Ибн Дауд, Иосеф Ибн Цаддик, Авраhам Ибн Эзра, Моше Ибн Эзра, Маймонид).

В свою очередь, влияние суфизма сказывается в поэзии Ибн Габирола и особенно в сочинении на арабском языке Бахьи Ибн Пакуды «Ховот hа-левавот» («Обязанности сердца»), проповедующем аскетизм и в значительной степени построенном по образцу аналогичных мусульманских произведений.

Наиболее видным представителем суфизма в иудаизме был сын Маймонида Авраhам бен Моше бен Маймон, автор книги «Кифайят ал-абидин» («Достаточно для набожных»).

Упомянутые сочинения Бахьи Ибн Пакуды и Авраhама бен Моше оказали особенно большое влияние на еврейские общины на Востоке и сыграли важную роль в некоторых более поздних мистических движениях.

Еврейская литература на иврите в странах ислама также развивалась под влиянием арабской поэзии и прозы, плодотворно используя их формы, стихотворный размер, поэтические образы и т. п.

Сравнительно благоприятное социальное положение евреев в Испании под властью ислама обусловило исключительный культурный расцвет испанского еврейства, в котором сочетались эстетическая утонченность с глубиной философской мысли и активной политической и общественной деятельностью.

Еврейство мусульманской Испании родило славную плеяду мыслителей и поэтов («золотой век» еврейской поэзии).

Мусульманская полемика с иудаизмом и евреями представлена сравнительно небольшим количеством произведений.

Наличие значительных масс подданных-христиан во владениях ислама и угроза исламу со стороны христианских держав привели к тому, что мусульманская полемика направлялась главным образом против христианства.

Результатом отказа евреев признать миссию Мухаммада явились враждебные высказывания в Коране в адрес евреев (сура 5:15–16, 65–69 и другие).

В качестве одного из главных антиеврейских мотивов в Коране обычно цитируется сура 2:58, где говорится о тех, кого Божий гнев покарал унижениями и нищетой за то, что они не верили Божьим знамениям и убивали безвинных пророков, были мятежны и непокорны.

Эти слова, вырванные из контекста, использовались на протяжении веков для антиеврейской полемики; им придавалось вечное, неисторическое значение.

Недоброжелательное отношение к евреям нашло еще более резкое выражение в старых хадисах. Под влиянием столь авторитетных для них высказываний многие мусульмане прониклись фанатической ненавистью к евреям.

Воздействие аггадического материала

Наряду с еврейским религиозным законодательством, на священную книгу ислама оказал большое влияние аггадический материал мидрашей.

Для понимания многих частностей в изложении Мухаммадом библейских рассказов необходимо знакомство с Аггадой.

Пророк уделяет особое внимание библейским героям, судьба которых представляется ему сходной с его собственной (Ной, Лот, Моисей).

Особой любовью Мухаммада пользуется Авраам (Ибрахим) — отец Исмаила, легендарного родоначальника арабов, — первый, кто отвратился от идолопоклонства и признал истинного Бога.

Жизнь Авраама рисуется в Коране в соответствии с аггадическим преданием (Быт. Р. 38:13), слегка видоизмененным и приближенным к обстоятельствам жизни Мухаммада (см. суры 6:74–82; 21:52–69; 22:43; 39:15–23; 37:81–95; 43:25–285, и т. д.), причем неясно, кто из сыновей Авраама — Исаак или Исмаил, — должен был быть принесен в жертву (см. Акеда).

Аггадические мотивы обнаруживаются в повествовании Корана о жизни Моисея, в рассказах о Соломоне и его власти над миром духов (см. суры 21:81–82; 34:11–12; 38:35–39), в подробном описании приключений пророка Ионы (Юнис).

Относясь с глубочайшим уважением к личности и учению Иисуса, Мухаммад, тем не менее, не считает его сыном Божьим и подчеркивает в позднейших сурах, что Всемилосердный (рахман) не имеет детей, но «у Него есть достойные почитания слуги» (см. сура 21:26–30).

К священным местам ислама относятся легендарные гробницы библейских патриархов (см. Махпела пещера), а также Храмовая гора в Иерусалиме, откуда, по преданию, Мухаммад вознесся на небо.

Антиеврейские мотивы в Коране

Упрочение ислама и распространение его за пределы Аравии сопровождалось смягчением отношения к евреям.

Уже Мухаммад провозгласил терпимость по отношению к «народам Писания» (ахл ал-китаб) — евреям и христианам.

Евреи не рассматривались как неверные, против которых следует вести священную войну, но, вместе с христианами и другими представителями монотеистических религий, как «подопечные», «находящиеся под покровительством» (см. Зимми).

Им предоставлялась свобода исповедания своей религии при условии уплаты ими особой подушной подати (джизья); сбор этого налога часто сопровождался унизительными церемониями.

С именем одного из виднейших сподвижников Мухаммада, халифа в 634–644 гг. Омара ибн ал-Хаттаба, во времена которого арабами были завоеваны обширные территории в Азии и Африке и заложены основы государственной организации арабов в завоеванных странах, связывается введенное значительно позднее ограничительное законодательство о евреях и христианах (см. Омаровы законы).

Евреям во вновь завоеванных странах было запрещено строить синагоги, они были устранены от занятия общественных должностей; были введены специальные отличия в одежде для евреев и христиан и т. п. В основном отношение Омара к многочисленным евреям завоеванных областей было довольно мягким.

Ограничительные законы в странах ислама далеко не всегда применялись во всей строгости. В целом ислам относился к религиям, основанным на Писании, более или менее терпимо (особенно по сравнению с христианством в средние века).

Суровые гонения на иноверцев бывали сравнительно редко и лишь в некоторых мусульманских странах (например, в 12 в. при династии Альмохадов в Северной Африке и Испании). Гораздо меньшей терпимостью, чем мусульмане-сунниты, отличались фанатики-шииты.

Отдельные случаи перехода евреев в ислам имели место уже в начальный период проповеднической деятельности Мухаммада; распространение ислама сопровождалось массовым обращением в него евреев Ирака и Эрец-Исраэль.

Помимо насилия, переходу евреев в ислам способствовала близость новой религии к иудаизму. Впоследствии насильственное обращение евреев в ислам практиковалось лишь сектами, порвавшими с суннизмом (см. выше).

В 1008–20 гг. многие евреи Египта и Сирии были вынуждены формально принять ислам под угрозой изгнания из страны фатимидским халифом Хакимом; они продолжали, однако, тайно совершать обряды еврейской религии и в 1020 г. получили разрешение халифа вернуться к своей вере.

Последовательную политику насильственной исламизации евреев проводили Альмохады (см. выше).

Попытка насильственного обращения в ислам евреев Йемена, предпринятая династией Зейдитов, была ликвидирована с завоеванием страны войсками египетского султана (12 в.).

Крушение саббатианского движения в 17 в. привело к возникновению еврейско-мусульманской секты дёнме.

Массовому насильственному обращению в ислам подверглись в 1839 г. евреи Мешхеда в Иране. Несколько жертв кровавого навета в Дамаске (см. Дамасское дело) были вынуждены перейти в ислам под угрозой смертной казни. В Йемене в 19–20 вв. известны случаи похищения сирот-евреев с целью их обращения в ислам.

Некоторые выходцы из еврейских семей, обращенных в ислам, сыграли видную роль в развитии мусульманской теологии: Абдаллах Ибн Салам (умер в 630 г.), Каб ал-Ахбар (умер в промежутке между 652 г. и 655 г.), Вахб Ибн Мунаббих (родился в 656 г. — умер в промежутке между 732 г. и 738 г.) — один из создателей хадиса, Абдаллах Ибн Саба (7 в.

Предлагаем ознакомиться:  Как защититься от негатива с помощью амулетов

Отрицательное отношение к евреям в арабской литературе

В общем арабские предания и литература отражают отрицательное отношение к евреям — недоверие и подозрение, презрение и враждебность.

Евреев обвиняют в том, что со времен Мухаммада они были врагами ислама — либо вступая в прямые военные столкновения с Мухаммадом, либо устраивая заговоры, направленные на подрыв ислама посредством ереси, крамолы и коварной враждебности.

Ответы еврейских полемистов на выпады мусульман начали появляться в 10 в., однако специальные трактаты против ислама были редки.

Одним из наиболее известных еврейских мыслителей, подвергших критике ислам, был Сад Ибн Каммуна (13 в.).

Еврейских полемистов ожесточали унижения и произвол, ставшие участью евреев под мусульманским игом, но они признавали, что ислам стоит ближе к иудаизму, чем христианство, хотя христианство и иудаизм зиждутся на общем библейском основании.

Таково, в частности, было мнение Маймонида, несмотря на то, что в «Йеменском послании» («Иггерет Тейман») он писал об исключительно враждебном отношении «племени Исмаила» к евреям.

В средневековой мусульманской литературе евреи изображались как фальсификаторы Священного Писания, вероломные предатели и коварные преступники.

В книге сирийского автора 13 в. ал-Джаубари, полной ненависти к евреям, обличаются преступления еврейских врачей, убивающих своих пациентов.

Великий арабский историк 14 в. Ибн Халдун видит признаки Божьего гнева и кары в рассеянии евреев по всему миру, в их отчуждении от остального человечества, в позоре и унижении, которые выпадают на их долю.

Средневековые мусульманские авторы уподобляют евреев дьяволу из-за присущего им высокомерия. Евреи изображаются мятежным народом, врагами мирового порядка.

Подобные взгляды высказываются с еще большей решительностью в наши дни в арабской пропаганде.

Образ еврея — заклятого врага мусульман — превратился в демонический стереотип еврея, врага человечества.

Уже в мусульманской литературе 19 в. появляется тема кровавого навета.

На формирование отрицательного стереотипа еврея в мусульманской литературе оказал несомненное влияние христианский антисемитизм, проводниками которого часто были арабы-христиане.

С конца 19 в. евреи постепенно становятся одним из главных объектов вражды мусульман, что связано с тем, что заселение евреями Эрец-Исраэль, а позднее — создание Государства Израиль выглядели в их глазах вызовом и угрозой всему миру ислама.

В 30–40-х гг. 20 в. антисемитская пропаганда фашистских держав нашла в мире ислама благодатную почву: на арабском языке вышло несколько изданий книги Гитлера «Майн кампф», арабская пропаганда широко использовала старую антисемитскую фальшивку «Протоколы сионских мудрецов».

Долгий конфликт арабов с Израилем способствовал превращению демонизированного образа еврея в неотъемлемую часть идеологии «исламизма» и в неарабском мире, например, идеологии сторонников Хомейни в Иране.

На конференции ведущих мусульманских теологов в Каирской академии исламоведения ал-Азхар (1968) евреи были представлены врагами Аллаха и всего человечества; утверждалось, что в самой природе евреев заложены пороки, вызывающие к ним ненависть у всех народов, среди которых они живут; евреи изображались сбродом, лишенным каких-либо признаков нации, а Израиль — воплощением самых низких черт евреев.

Теологи, принявшие участие в конференции, призывали к уничтожению Израиля, утверждая, что приверженцы сионизма обречены на рассеяние самим Аллахом.

Мусульманские организации и режимы, в первую очередь Иран, играют ключевую роль в развитии так называемого военно-исторического ревизионизма, псевдонаучной теории, отрицающей Катастрофу.

За годы своего правления президент Ирана М. Ахмадинежад неоднократно выступал со скандальными заявлениями такого рода.

В одном из выступлений перед журналистами он заявил, что Европа, создавая Израиль в центре арабского мира, преследовала план «окончательного решения» еврейского вопроса.

Политику израильских властей президент Ирана охарактеризовал как «идентичную преступлениям германских нацистов и неонацистскую по сути». В другом интервью он заявил, что «Холокост — еврейский миф, никогда не происходивший в действительности».

В 2006 г. в Тегеране состоялась международная выставка работ художников-карикатуристов, отрицающих Катастрофу и глумящихся над памятью ее жертв.

Выставку организовала государственная газета «Хамшахри». Выставка явилась своеобразным ответом на появившиеся в датской газете «Юлланде-постен» сатирические изображения Мухаммада.

В том же году иранское правительство организовало в Тегеране международную конференцию «Исследования Холокоста, международный взгляд», в которой участвовали 67 представителей военно-исторического ревизионизма из разных стран.

Организаторы конференции заявили, что их цель — представить трибуну для дискуссии по тем вопросам, обсуждение которых запрещено на Западе.

Среди суннитов отрицание Катастрофы распространено не в меньшей степени. Так, одно из наиболее влиятельных и многочисленных движений мусульман-суннитов Великобритании «Эмигранты» в 1998 г. развесило в Лондоне и других городах страны плакаты «Холокост — реальный факт или голливудская фикция?»

Один из лидеров «Эмигрантов» заявил: «…еврейский Холокост является фабрикацией и все знают это. Настоящий Холокост — это убийство евреями мусульман в Палестине».

Когда в Великобритании 27 января 2007 г. в торжественной обстановке отмечали памятный день Катастрофы, Мусульманский совет Британии заявил, что мусульмане не участвуют в траурных мероприятиях, потому что в их ходе не упоминается об актах «геноцида в Кашмире и Палестине».

Мусульманский мир был возмущен решениями 2-го Ватиканского собора (28 октября 1965 г.), снявшими с еврейского народа обвинения в ответственности за распятие Иисуса, и вообще политикой католической церкви, направленной на преодоление антиеврейской традиции и укрепление связи между христианами и евреями.

Мусульманские деятели увидели в этом результат влияния евреев на католическую церковь и политическую победу Израиля. В 1979 г. главный советник президента Египта А. Садата А. Мансур заявил: «Ватикан снова продал Христа евреям, но по высокой цене — за деньги и достоинство арабов».

Усиление ваххабизма

В 1980-х – начале 2000-х гг. значительно выросло число сторонников так называемого радикального ислама, как в ортодоксальном исламском течении — суннизме, так и в другом его течении — шиизме.

Одним из основных постулатов радикального ислама, общим для обеих его ветвей, является утверждение, что во второй половине 20 – начале 21 вв. ислам оказался перед лицом смертельной опасности: он может быть уничтожен «западной отравой», то есть увлечением современными светскими и материалистическими идеями и соответствующим образом жизни.

Главным носителем этих идей исламские теологи объявили Соединенные Штаты Америки и его пособника — Израиль, а также многие правительства мусульманских стран, насаждающие идеалы и ценности общества массового потребления со всеми его недостатками, такими как сексуальная свобода, распространение алкоголя, наркотиков.

В борьбе с врагами ислама: США, Израилем, местными арабскими режимами — хороши все средства, в том числе и массовый террор, направленный против гражданского населения, гражданских и военных объектов (например, взрыв в зданиях Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., теракты на территории Израиля во время «интифады ал-Акса» — см. Палестинская автономия).

С точки зрения сторонников концепции «Дар-ал ислам» (буквально «Дом ислама»), утверждающей, что территории, на которых когда-либо господствовали мусульмане и существовали мусульманские государства (в том числе и Испания), являются владениями ислама, неприемлем тот факт, что Палестина, которая расположена в центре исламского мира и в которой находится третий по значению город исламского мира Иерусалим и святыни ислама — мечети Куббат-ас-Сахра (так называемая мечеть Омара) и Ал-Акса, — продолжает оставаться в руках евреев.

Это приводит к резкому усилению антиизраильской и антиеврейской пропаганды в исламских странах, к своеобразной демонизации образа еврея в качестве врага ислама и всего человечества.

Исламские ученые объявляют, что евреи — это не нация, а отбросы тех обществ, в контакте с которыми они находились.

В многочисленных книгах, статьях, фильмах проводится мысль, что характер евреев не изменился со времен пророка Мухаммада, так как иудаизм способствует сохранению отрицательных черт.

Предлагаем ознакомиться:  Амулеты и талисманы и их значение

Египетский мусульманский богослов К. Оуэн писал, что вся древняя и современная история Израиля — логический результат «сцен кровосмешения, половых извращений и нарушений указаний пророков, которыми полна Библия».

Муфтий Ливана Х. Халед считал, что евреи были наиболее жестокими врагами ислама и мусульман со времен Мухаммада и остаются таковыми в образе сионистов.

Согласно современному исламу, евреи порочны по своей природе, подрывают основы морали и развращают народы Ближнего Востока распространением порнографии, алкоголя, наркотиков.

Даже для умеренных кругов ислама характерен взгляд, согласно которому евреи — проводники растленной западной культуры.

Мусульманские богословы, особенно шиитские, пишут о конфликте между «властителями мира» (странами Запада) и «угнетенными» (странами ислама).

Основным представителем «властителей мира» на Ближнем Востоке является Израиль. Лидеры ливанской Хизбаллы утверждают, что Израиль — «порождение западного империализма и западного высокомерия», так как Запад — источник «мирового зла» — создал Израиль с целью утвердить свое влияние на Ближнем Востоке и укрепиться в центре арабского мира.

На этом основании лидеры Хизбаллы и других организаций делают вывод, что Израиль должен быть уничтожен. Подобные мотивы часто звучат также в проповедях и выступлениях лидеров суннитского Хамаса (Исламское движение сопротивления, см. ниже).

В феврале 2007 г. на встрече крупнейших суннитских и шиитских ученых, транслировавшейся в прямом эфире катарским телеканалом «Ал-Джазира», бывший президент Ирана А. Н. Рафсанджани призвал к единству двух ветвей ислама, заявив, что сионизм и Израиль — главная опасность.

Основная цель священного джихада — борьба с Израилем, уничтожение евреев. Так, в 1994 глава организации «Исламский джихад» Ф. Шакаки заявил: «Продолжение джихада против сионизма — наша святая обязанность и смысл нашей жизни. Мы будем убивать израильтян везде, где бы они ни находились».

В борьбе с сионистами и «американскими империалистами» активно используют самоубийц (шахидов).

Массовый террор смертников становится основным оружием исламистов в борьбе против Израиля, войск союзной коалиции и солдат иракского правительства в Ираке.

Хотя ислам запрещает самоубийство, мусульманские духовные лидеры нашли для них теологическое оправдание.

Так, один из лидеров Хамаса шейх Ахмад Баха заявил: «Такие убийства не являются самоубийствами. Мы называем их акциями джихада, Коран рекомендует джихад в борьбе против врагов.

Аллах разрешает отвечать врагу ударом на удар, это месть Аллаха, а не человека. Именно он выбирает героя, который приносит себя в жертву. Воля Аллаха должна исполниться».

Среди своих последователей шиитские и суннитские проповедники насаждают культ смерти. Так, в Ираке в 2000 г. было образовано движение «Взыскующие мученичества».

Лидеры движения утверждали, что в 2006 г. в его рядах насчитывается около 20 тыс. человек. Движение принимает как шиитов, так и суннитов, как мужчин, так и женщин. Основными врагами объявлены США и Израиль.

Насаждение культа смерти начинается с детского сада, ведется на всех стадиях образования и сочетается с пропагандой ненависти к врагам ислама — евреям и христианам.

Религиозные деятели, школьные учителя, даже родители воспитывают детей в убеждении, что целью жизни истинного мусульманина является смерть во имя Аллаха, связанная с убийством врагов.

Палестинка Умм Нидаль Фархат, два сына которой совершили самоубийственные террористические акты, в феврале 2004 г. заявила, что всегда мечтала стать матерью шахида.

Культ смерти воспитывается и у палестинских девочек: в честь шахидок организуются демонстрации, им посвящены теле- и радиопередачи.

Исламское движение сопротивления (Хамас) разработало программный документ движения «Путь Аллаха».

В нем провозглашена основная цель движения: «Мы стремимся водрузить знамя Аллаха над всей территорией Палестины».

Главной и единственной целью движения провозглашается уничтожение Израиля: «Израиль существовал и будет существовать до тех пор, пока ислам не уничтожит его, как он уничтожил других своих врагов».

Всякий мусульманин, живущий в любой части мира, должен помнить, что «освобождение Палестины — священная обязанность каждого мусульманина».

Согласно учению руководителей Хамаса, заключение мирных соглашений с Израилем, участие в мирных конференциях, привлечение руководителей немусульманских стран для посредничества при решении спорных вопросом между исламскими странами — это измена исламу.

В программных документах Хамаса прямо повторены традиционные обвинения евреев из европейской антисемитской литературы: евреи, якобы, виновны в организации Великой французской революции 1789 г., октябрьского переворота в России 1917 г., они объявлены ответственными за Первую и Вторую мировые войны.

Для современного ислама вообще характерен радикальный антисемитизм, хотя арабские лидеры всячески отвергают это обвинение под предлогом того, что сами арабы — семитский народ.

В 20 – начале 21 вв. мусульмане активно заимствовали догматы европейского антисемитизма.

Так, в исламских странах часто используют в качестве документального свидетельства о стремлении евреев к мировому господству «Протоколы сионских мудрецов».

Даже лидеры светских арабских режимов (например, Г. А. Насер) способствовали распространению антисемитских фальшивок в своих странах и были убеждены в их подлинности.

В 2002 г. по каналу государственного египетского телевидения был показан многосерийный фильм «Всадник без лошади», фактически представляющий собой экранизацию «Протоколов».

Фильм пользовался успехом в арабских странах, и только после протестов правительства США там отказались от его показа.

Одно из исламских суннитских течений, резко усилившееся в последнее время, — ваххабизм. Его основоположник — исламский деятель 18 в. Мохаммед бен-Абдулла ал-Ваххаб, живший на территории современной Саудовской Аравии.

Он выработал основные положения ваххабизма: все мусульмане — братья независимо от места их проживания; праздность недопустима, вся жизнь правоверного мусульманина должна быть посвящена укреплению и распространению ислама; отступников «необходимо возвращать в лоно истинной религии, в том числе и силой»; с иноверцами и еретиками, следует вести джихад — священную войну.

Ваххабиты стоят у власти в Саудовской Аравии и в некоторых других мусульманских странах.

Ваххабитом является крупнейший террорист конца 20 в. – начала 21 в. Усама бин Ладен — саудовский мультимиллионер, принимавший активное участие в борьбе против советских войск в Афганистане, куда он прибыл в декабре 1979 г.

В ходе боев он был тяжело ранен. В 1983–84 гг. он создал на территории Пакистана две организации: «Исламский фронт спасения» и «Дом последователей», которые занимались сбором средств, закупкой вооружения, вербовкой добровольцев в мусульманских странах, доставкой их в Пакистан и обучением в тренировочных лагерях, действуя в тесном сотрудничестве со спецслужбами США.

После вывода советских войск из Афганистана бин Ладен создал из афганских ветеранов террористическую организацию Международный исламский фронт джихада «Ал-Каеда».

«Ал-Каеда»

Организация стремится к уничтожению Израиля, изгнанию «христианских крестоносцев» с Аравийского полуострова, нанесению мощных террористических ударов по США; она активно поддерживает крайние исламские группировки в Чечне, Дагестане и других районах России.

С начала 1990 г. боевики Усамы бин Ладена осуществили серию атак против американских объектов, крупнейшими из которых были: взрыв комплекса зданий ВВС США близ Дахрана в Саудовской Аравии (1988 г.); взрывы в столице Танзании Дар-эс-Салам и столице Кении Найроби рядом со зданиями американских посольств (1998 г.).

«Ал-Каеда» совершила самый кровавый теракт в истории человечества — атаку на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 г., во время которой погибли более 3 тыс. человек (см. выше).


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector