04.06.2019      25      0
 

Сакральные смыслы мантры Ом Мани Падме Хум


Мантра «Ом мани падме хум»: значение и ее влияние в потустороннем мире

Появление мантры «Ом мане падме хум» буддисты связывают с Бодхисаттвой Авалокитешваре. Это имя с санскрита переводится, как «Господь, внимающий миру».

Согласно Ведам, он дал обед помогать всем нуждающимся. Будда Авалокитешвара еще примечателен тем, что изображается и в виде женщины, и в мужчины. Его белый цвет символизирует невинность, поза Лотоса — мудрость, четыре руки — чистоту.

Считается, что Авалокитешвара освобождает души от вечного цикла перерождений в круге Сансары. Его почитают, как самого милостивого бога, который, несмотря на то, что сам освобожден от круга перерождения, остается там, чтобы оказывать помочь обычным душам.Авалокитешвара создал мантру «Ом мани падме хум» именно для того, чтобы люди могли познать достигнуть нирваны.

Первые попытки дать трактовку священного текста предпринимались еще в шестнадцатом веке. Тогда Далай Лама объяснял этот священный текст по слогам:Звук ОМ означает чистоту трех составляющих Будды: мыслей, слов и физической оболочки.

МАНИ (жест, в котором держит руки Авалокитешвара на всех изображениях) символизирует желание каждого человека достигнуть Просветления.

ПАДМЕ (поза Лотоса, в которой сидит Авалокитешвара) говорит о мудрости.

ХУМ говорит о единстве практики и знаний.

В буддизме считается, что в колесе Сансары расположены шесть миров. По этим слоям путешествует душа, в зависимости от своих наклонностей. В свою очередь, Авалокитешвара дарует душам освобождение.

Сакральные смыслы мантры Ом Мани Падме Хум

Мантра «Ом мане падме хум» представляет собой шесть слогов по числу миров Сансары:ОМ — это мир полубогов, чья негативная энергия гордыня. Таким образом, пение звука «Ом» спасает душу от рождения в теле полубога, избавляя ее от этого чувства.

МА — это мир титанов. Им присущи зависть, ревность, соперничество и конкуренция. Слога «Ма» предотвращает рождение души в этом мире, даруя ей освобождение от конкуренции и зависти.

НИ — это наш мир. Его жители, люди, погрязли в привязанностях, иллюзиях и заблуждениях. Слога «Ни» помогает душе избежать рождения в ипостаси человека, освобождая ее от негативных чувств этого мира.

ПЕ (ПАЙ) — животный мир, который отличает невежество. Слог «Пе» освобождает от попадания в этот мир.

МЕ — мир голодных духов, чьей основной силой являются жадность. Пение слога «Ме» освобождает от этого чувства, защищая душу от этого слоя.

ХУМ является звуком Ада. Основная энергия этого мира — ненависть. Пропевание слог «Хум» помогает душе очиститься от этой эмоции, таким образом душа избегает рождения в этом мире.

Как и мантру «Ом намах шивайя», слушать «Ом мани падме хум мантра» необходимо на начальном уровне практики, в записи, а потом постепенно привыкать петь ее самостоятельно в одиночестве каждое утро, отсчитывая число раз с помощью четок.По мнению буддистов, достигнуть просветления можно, пропев за один раз эту мантру сто тысяч раз.

Как и в других буддистских мантрах, в этой практике также важны внутренний настрой и вера. Петь ее нужно регулярно, осознанно произнося каждый из слогов с верой и  устремленностью. Только тогда священные звуки будут действовать и душа получит освобождение.

Одна из легенд повествует, что мантру подарил людям Авалокитешвара, самый почитаемый бодхисаттва на Тибете. Во время земной жизни он был учеником Будды и сумел достичь просветления. Но не покинул этот мир, а пожертвовал своей нирваной ради помощи людям, сокращая их муки в бесконечной череде перерождений.

Древние буддийские тексты написаны на священном языке санскрит, который допускает несколько вариантов интерпретации слов. Поэтому в буквальном смысле Ом Мани Падме Хум переводу не подлежит. Фраза наделяется множеством значений.

Поэтому переводчики пытаются просто передать суть санскритских слов на современных языках.

Далай Лама в 16 веке первым предложил следующую трактовку:

  • Ом отождествляется с чистотой Будды в трех проявлениях — разума, слова и тела;
  • Мани — жемчужина, символизирующая стремление к Просветлению;
  • Падме — это лотос, воплощение мудрости и светлых помыслов;
  • Хум (сердце) — обретение нирваны путем выполнения практик и пополнения знаний.

Авалокитешвара олицетворяет энергию сострадания, заложенную в каждом живом существе.

Предлагаем ознакомиться:  Карта Справедливость Таро смысл и особенности

Далай-лама 14 (XIV) пояснял, что мантра являет собой олицетворение чистоты тела, ума и речи Будды. Следующее слово «Мани», или «драгоценность» имеет соотношение с бодхичитта — твердым стремлением к просветлению, пробуждению Духа, состраданием, любовью. Слово «Падме», или «цветок лотоса» – а это Мудрость. И слово «Хум» понимаемое как неделимость метода (практики) и мудрости.

Буддийская мантра имеет и свое самостоятельное название «Шестислоговая», в связи со способностью шести составляющих слогов мантры спасать всех живых во плоти существ от повторного перерождения в шести сансарских юдолях (миров ада, голодных духов, животных, людей, полубогов, богов) и здесь каждый слог мантры символизирует вышеупомянутый определённый мир.

При  начитке дхарани (тибетской практики) принято читать «шестислоговую» мантру для содействия освобождения всех существ. Эту практику еще называют «Небесной активностью Авалокитешвары»). Здесь:

  1. слог «ОМ» — приводит к нейтрализации гордыни и самомнения,
  2. слог «МА» — снимает чувства ревности и зависть,
  3. слог «НИ» — освобождает от привязанности и эгоистических желаний,
  4. слог «ПАД» — рассеивает запутанность и неведение,
  5. слог «МЕ» — растворяет алчность и жадность,
  6. слог «ХУМ» — трансформирует злобу и ненависть.

Чтение мантры дает самодостаточность, процветание в необходимых для человека сферах жизни и изобилие. В этом смысловом значении:

  1. Звук «Ом» символизирует Брахму, который находится за всякими пределами непроявленного мира,
  2. Слог «Мани» — драгоценный кристалл либо камень,
  3. Слог «Падме» — символизирует лотос,
  4. А слог «Хум» — духовное сердце.

Источник цитаты: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ом_мани_падме_хум.

Несмотря на то, что мантра совсем короткая, но относительно ее перевода до сих пор нет единого мнения. При этом слова, из которой она состоит, действительно существуют в санскрите.

Однако удовлетвориться таким значением великой мантры могут только буддисты-неофиты. Образованные последователи Будды вкладывают в нее другой, сакральный, смысл.

По их мнению то, что священные слоги этой мантры образовали слова со столь красивым значением – это не более чем игра высших сил и языка.

С их точки зрения, чтобы раскрыть глубину этой мантры, необходимо осознать, что предназначена она именно бодхисаттве Авалокитешвара. В буддизме этот персонаж является олицетворением милосердия на земле.

Это звуки любви и сострадания каждому живому существу на планете.

  1. ОМ – мир богов
  2. МА – мир воинов, живущих на небе
  3. НИ – мир людей
  4. ПАД – мир животных
  5. МЕ – мир демонов, мучающихся от вечного голода
  6. ХУМ – мир ада

Если мы обратимся к буквальному смыслу этих ритуальных слов, то он довольно простой. «О жемчужина (или, в других вариантах, «драгоценность»), которая сияет в цветке лотоса!» Ее приписывают одной из самых знаменитых фигур в буддизме Махаяны – Бодхисатве сострадания. Он имеет несколько имен и ипостасей – Авалокитешвара и Гуань-Инь, мужскую и женскую.

Бодхисатва этот – одно из воплощений Будды. Он отказывается достигать нирваны, пока все живые существа не будут спасены. Его рождение окутано легендами. В отличие от Будды Гаутамы, о котором говорят как о реальном человеке, достигшем просветления, Авалокитешвара явился своему отцу уже шестнадцатилетним в цветке огромного лотоса.

Сакральный смысл этой ритуальной фразы, разумеется, не ограничивается только символикой и помощью в самосовершенствовании. Она, по верованиям буддистов, дает непосредственную практическую пользу в получении спасения. В их религиозных текстах утверждается, что произнесение этой мантры избавляет от перерождений в так называемых низших мирах. То есть такая практика способна прервать «круг сансары» и увести человека из этой «юдоли скорбей».

  • Слог «ом» закрывает путь в так называемый мир богов. Это место, подобное земному раю, жители которого испытывают разнообразные наслаждения. Но они не являются бессмертными, и когда их благая карма заканчивается, они вновь могут оказаться в кругу перерождений. Но пока им хорошо, они не думают о спасении.
  • Слог «ма» закрывает двери в мир полубогов. Эти существа очень хотят попасть в рай, и из-за этого постоянно грызутся друг с другом. Но их карма от таких конфликтов только ухудшается.
  • Слог «ни» не дает снова переродиться в нашем мире, где живут люди.
  • «Пад» – избавляет от переселения в тела животных, где можно застрять очень надолго – на тысячи лет.
  • Слог «ме» не дает после смерти стать одним из голодных духов, которые всегда ищут, кого бы съесть и не имеют отдохновения.
  • А «хум» избавляет от ада. С точки зрения буддистов, это иллюзорный мир, но причиняющий реальные страдания. Людям, которые там находятся, представляется, что их мучают, и им кажется, что это происходит бесконечно.
Предлагаем ознакомиться:  Мантра Будды Медицины защитит от любых болезней

Символика мантры

om-mani-badme-hum

Очень многие авторитеты тибетского буддизма (ламаизма) раскрывали в своих трудах смысл и значение этих слов. Во-первых, слово «мани», то есть жемчужина, олицетворяет главные моральные категории этой религии – стремление к просветлению (пробуждению от иллюзий этого мира), а также любовь и сострадание к живым существам.

«Падме», то есть лотос, традиционно символизирует мудрость и чистоту. А слово «хум», или сердце, означает буддийскую ортопраксию, то есть поведение, которое дает возможность прийти к спасению. В просторечии тибетцы и монголы называют эту фразу просто «мани». Таким образом они кратко резюмируют ее значение. Мантра «Ом мани падме хум» символизирует и собственно Авалокитешвару, совершенство его небесного тела, слов и ума.

Практическое значение мантры

Путь самосовершенствования души — это бесконечная череда смертей и рождений. Вселенная состоит из 6 миров, населенных разными формами живых существ. Душа, в зависимости от качества накопленной кармы, поочередно в них воплощается. Каждому присущи свои пороки и негативные энергетики.

  • Шесть слогов мантры Ом Мани Падме Хум отождествляются с шестью мирами:
  • Первое слово Ом соответствует пространству, населенному божествами. Но процветающие там радость и блаженство скрывают от взора необходимость в самосовершенствовании, а гордыня не дает увидеть страдания.
  • Слог Ма связан с миром воинственных и ревнивых полубогов (титанов).
  • Ни обозначает мир людей, обуреваемых привязанностями и желаниями.
  • Пад соотносится с пространством, населенным животными, бесконечно пребывающими в состоянии глупости и неведения.
  • Ме — путь в мир голодных и несчастных духов, чей разум находится во власти низменных страстей и жадности.
  • Хум означает ад, жители которого злобны, мстительны и гневливы.

Отрицательные энергетики каждого мира в разной степени присутствуют в сознании человека. Тибетская мантра Ом Мани Падме Хум — это обращение к Авалокитешваре, чтобы он помог сознанию справиться с пороками, спас душу от бесконечных мук перерождения и прервал круг сансары. Но вера не терпит эгоизма, поэтому возносить молитву следует не за себя, а на благо всего сущего.

Интерпретации мантры

Они связаны со скрытым сакральным смыслом ритуальной фразы. Одна из них, наиболее популярная в народе, означает, что у того, кто принимает Будду всем сердцем, будут процветать, подобно лотосам в пруду, богатство и драгоценности. Но это, конечно, не единственное и не совсем богословское значение. Мантра «Ом мани падме хум» (само прочтение и звуки этих слов) помогает, как считают приверженцы Махаяны, пробудить спящую в каждом человеке природу Будды.

Воздействие мантры на сознание

Чтение священных слов не только освободит разум от негатива, но и поможет обрести качества, необходимые для саморазвития:

  • Ом избавит от гордыни, но подарит милосердие и щедрость;
  • Ма успокоит ревность и откроет путь к праведной жизни;
  • Ни снимет оковы привязанностей и научит терпимости;
  • Пад приведет от невежества к знанию и радости;
  • Ме наладит внутреннюю гармонию;
  • Хум подарит мудрость

В духовном плане частое чтение мантры пробудит в человеке божественное начало. В материальном — принесет изобилие и финансовую стабильность. Но почувствовать силу духовных практик невозможно, просто читая теорию. Глубокое понимание придет лишь через внутреннее переживание.

Позитивный смысл

Многие буддийские учителя еще и потому считают полезным произнесение этой мантры, что, по их мнению, она может благотворно воздействовать на психику и сознание человека, который ее повторяет. Слово «ом» способно справиться с тщеславием и гордыней. «Мани» подавляет ревность, зависть, эгоизм. «Падме» произносят против невежества, глупости и жадности.

Предлагаем ознакомиться:  Сонник приснилось кровотечение во сне к чему снится кровотечение

А «хум» утихомиривает злобу и ненависть. Буддисты говорят, что слова способны менять человека именно из-за своего скрытого смысла. Поскольку мантра символизирует Бодхисатву, то, повторяя ее, человек тем самым хоть немного принимает в себя что-то из проявлений его природы. Ведь для буддистов звуки неотделимы от сущности, что имеет огромное значение.

Эта «царица мантр» в буддизме служит не только орудием самосовершенствования и борьбы с пороками. Она еще и способна привлекать к человеку положительные качества, превращая то, что мешает просветлению, в то, что ему способствует. И тут огромную роль играют не только слова. Мантра «Ом мани падме хум», значение которой мы рассматриваем, носит еще название «Шестислоговая».

И это неспроста. Каждый слог, составляющий эту фразу, тоже имеет сакральный смысл. Так, «ом» наделяет человека щедростью, «ма» – дает ему возможность вести правильную и достойную жизнь, «ни» – приносит терпение, «пад» – вызывает способность не только применять усилие, но и радоваться ему, «ме» – помогает медитации, а «хум» развивает мудрость. Кроме того, шесть слогов мантры символизируют количество рук Авалокитешвары, как его частенько изображают в буддийской иконографии.

Правильное произношение

Во время повторения мантры важно контролировать вдохи и выдохи. Они особым образом направляют и распределяют потоки внутренней праны:

  1. Глубокий вдох. Начало медленного выдоха. Ом — энергия наполняет голову.
  2. Вместе со слогом Ма энергия начинает опускаться ниже, растекаясь в верхней части тела.
  3. Ни — поток заполняет грудь и опускается в середину туловища.
  4. Пад — энергия разворачивается в обратном направлении.
  5. Ме — поток поднимается к голове.
  6. Хум — глубокий выдох. Прана покидает тело.

Кратность выполнения зависит от цели, обычно 3, 9, 27, 54 либо 108 раз. Мантра произносится медленно, нараспев (вслух или мысленно).

На первых парах внимание йогина будет сосредоточено на технике выполнения. Цикличное дыхание подарит организму равновесие и гармонию, а с опытом чтение войдет в полезную привычку.

Практики с мантрой

При пении Ом Мани Падме Хум значение имеет не только дыхание, но и настрой в целом. Техника исполнения проста: нужно занять удобную позу, успокоиться и закрыть глаза.

Дождаться, когда выровняется дыхание. Сердце должно быть открыто, переполнено сочувствием и желанием помочь. Продвинутые йогины совмещают чтение с визуализациями и выполнением асан.

Новичкам рекомендовано подготовиться к практике заранее:

  1. Вникнуть в смысл своих действий. Сильные мантры следует произносить обдуманно.
  2. Послушать, как звучит текст из уст профессионала (например, найти запись в интернете). Незначительные отличия звучания в разных исполнениях роли не играют, важен внутренний комфорт йогина во время пения.
  3. В процессе медитации сознание сосредотачивается не на словах, а на ощущениях. Поэтому сначала необходимо запомнить мантру и потренироваться.
  4. Звук нужно не только слышать, но и чувствовать!

Современная наука подтверждает, что гармоничные вибрации оказывают благоприятное воздействие на мозг человека, влияют на настроение и общее самочувствие. При регулярных занятиях эффект не заставит себя ждать долго. Но перед началом процесса нужно очистить мысли от негатива и настроиться на положительный результат.

Например те кто поклоняются Вишну, или Нарайане, произносят мантры:

  • Ом Намо Бхагавате Васудевая;
  • Ом намо Нарайна.

Каждая из этих мантр имеет свою удивительную историю. Первая  из вышеперечисленных мантр была открыта великим мудрецом Нарадой муни. Он дал ее своему ученику Дхруве махараджу, много тысяч лет назад.

Дхрува махарадж был сыном царя, но оскорбленный своей мачехой он отправился в лес медитировать и совершать аскезы, когда ему было всего 5 лет. На своем пути он встретил мудреца Нараду и тот дал ему мантру «Ом Намо Бхагавате Васудевая» и объяснил как ее правильно повторять и какую аскезу совершать.Дхрува махарадж сосредоточенно произносил эту мантру и достиг совершенства в ее повторении, осознав Вишну в своем сердце и увидел Господа перед своими глазами.

Те кто поклоняются Шиве, произносят мантру обращенную к Шиве, но в начале эти мантры все равно содержат звук «ОМ», тем самым указывая на высшую власть Нарайаны, Вишну или Кришны.

Поклонение Шиве

Сакральные смыслы мантры Ом Мани Падме Хум

Мантры Шивы звучат так:

  • Ом намах Шивая;
  • Ом Махадевая намаха.

Буддизм

Ом Мани Падме Хум


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector