16.04.2019      8      0
 

Руны старшего футарка и их значение


Руны старшего футарка

Всего символов в старшем футарке — 24. Они разделены на три равные группы группы, называемые эттами. Вкратце расскажем о значении рун старшего футорка.

Включает в себя следующие рунические символы:

  1. Феху. Символ материального благосостояния, выраженного в деньгах, имуществе, связях. В негативном значении может означать серьёзные финансовые потери, неудачи в карьере, потерю влиятельного покровителя
  2. Уруз. Олицетворение физической силы, скорости и выносливости. Символ жизненной энергии, крепкого здоровья, мудрости. В негативном значении может означать заболевания, спад жизненных сил
  3. Турисаз. Руне покровительствует бог Тор — бог войны и разрушения. Поэтому и руна является символом колоссального разрушения. В позитивном значении — это уничтожение всего старого и ненужного, мешающего продвижению вперед
  4. Райдо. Символ путешествий, долгих поездок, везения и удачи. Помогает человеку стать успешным и реализоваться. В негативном значении — олицетворения застоя, стагнации, деградации человеческой личности
  5. Ансуз. Помогает стать коммуникабельным, учит общению с людьми и взаимопониманию, наделяет мудростью. В негативном значении — манипуляции во вред окружающим, которые плохо повлияют на самого манипулятора
  6. Кеназ. Символ творческой энергии, направленной на созидание, открытие чего-то нового, олицетворение любви и страсти
  7. Гебо. Символ богатых даров, партнёрских любовных отношений. В негативном значении указывает на зависимое положение от другого человека
  8. Вуньо. Олицетворение гармонии и счастья. Умение находить удовольствие и радость в простых вещах. В негативном значении — пессимизм, уныние, энергетический вампиризм

Руны второго этта

Рунам второго этта покровительствует богиня Хеймдаля. Вкратце расскажем о значении каждого символа:

  1. Хагалаз. Означает препятствия, трудности, проблемы. Но не в негативном плане — это те испытания, которые развивают личность, закаляют волю и характер. «Полезный кризис»
  2. Наутиз. Символ тяжёлых жизненных испытаний — бедностью, одиночеством, ограничениями. Вместе с тем руна помогает развить колоссальную выносливость и обрести счастье, найти смысл жизни и научиться ценить то, что имеешь
  3. Иса — психологические зажимы, комплексы и ограничивающие развитие личности установки. Это могут быть и застарелые обиды, которые человек не отпускает, из-за которых не может двигаться вперед. Руна указывает на необходимость разобраться в своем внутреннем мире
  4. Йера — долгожданный результат, который человек получит, благодаря своему долгому и упорному труду. Материальное вознаграждение, урожай, моральное удовлетворение. В негативном смысле — задержки и остановка
  5. Эйваз — стабильность во всех смыслах. В личной жизни, работе, дружбе, развитии. Человек знает, к чему идет, он правильно поставил цели. Поэтому любой ветер для него будет попутным
  6. Перт — очень женская руна, которая усиливает репродуктивные способности, хорошо влияет на женское здоровье, приносит в жизнь радость и счастье
  7. Альгиз — указывает на наличие в жизни влиятельного покровителя, сильного защитника. В негативном значении — человек совершенно один во враждебном мире
  8. Соулу — олицетворение успеха, невероятной жизненной энергии, крепкого здоровья. В негативном значении — успех кажущийся, выдуманный. Счастье может рухнуть, словно карточных домик

Руны третьего Этта находятся под покровительством бога Тира и имеют следующие значения:

  1. Тейваз — символ лидерства, колоссальной власти, но применяемых исключительно в благих целях, а не в угоду собственным интересам. В негативном значении — несправедливость, серьезные конфликты
  2. Беркана — олицетворение стремительного роста, как физического, так и духовного. Это любовь к жизни и постоянно стремление улучшить ее качество. В негативном значении — проблемы во взаимоотношениях, нервный срыв, неконтролируемое поведение
  3. Эваз — символ стабильного, но не слишком быстрого роста, продвижения по карьерной лестнице, улучшение материального положения, создание семьи. В негативном контексте — поспешное поведение, которое навредит
  4. Манназ — олицетворение личности, внутреннего мира, Эго. Символ гармонии с самим собой, развитого духовного потенциала, высокой степени осознанности
  5. Лагуз — женская руна. Применяется для магических ритуалов, в которых необходимо заручиться поддержкой энергии Воды
  6. Ингуз — символ домашнего очага, супружеской крепкой любви, теплоты и заботы, которые могут дать только родные и близкие люди
  7. Дагаз — означает промежуток между завершением одного этапа развития и началом нового. Перепутье, временной промежуток после реализации старых целей и перед постановкой новых
  8. Отила — символ Рода. Олицетворение верности родным, Родине. Символ чувства долга, чести и достоинства. Также означает безопасность и наличие у человека моральных принципов, фундаментальных духовных ценностей

Руны — мощные магические символы, с которыми нужно обращаться крайне аккуратно. Их используют для гаданий, сложных магических ритуалов. Каждая руна имеет свое, особенное значение, которое может меняться. Читайте подробные свойства каждого символа в статьях из раздела «Руны».

Руны — слово, которое хотя бы раз в жизни слышал каждый. От него веет древними тайнами, магией и северными мифами. Однако силу рун можно использовать и в современности, если посвятить некоторое время их изучению. Руны можно использовать как оберег, придавать с их помощью силу важным для вас предметам или гадать на них.

Всего в Футарке 24 руны, имеющих форму, и ещё одна — двадцать пятая — пустая руна Одина.

Номер Руна Значение
1 Феу приобретение, сохранение, имущество
2 Уруз бык, сила
3 Турисаз ворота
4 Ансуз добрая весть, получение
5 Райдо путь, дорога, движение
6 Кано свет, факел
7 Гебо партнёрство, дружба, содружество
8 Вуньо радость
9 Хагалаз стихия, неуправляемые силы природы
10 Наутиз заторможенность
11 Иса лёд
12 Йера урожай
13 Эйваз задержка
14 Перт поиск, развлечение, песня
15 Альгиз защита, осока, рога лося
16 Соулу солнце
17 Тейваз воин, копьё, формирование
18 Беркана берёза, рост
19 Эваз конь, перемены
20 Манназ я
21 Лагуз вода
22 Ингуз завершение, итог
23 Отал наследство
24 Дагаз день
25 Руна Одина судьба

II ИСТОРИЯ РУНОПИСИ ДО ХХ ВЕКА

Учитывая время, которым датируются древнейшие рунические находки, принято считать, что рунический алфавит возник в I—II вв. н. э. на основе одного из южноевропейских алфавитов. Вопрос «какого именно» остается спорным. Исследователи склонялись к различным противоречивым теориям возникновения Футарка, таким, как рождение его на основе латинских или греческих букв.

В дальнейшем наибольшее число сторонников завоевала теория норвежского рунолога К. Марстрандера. Согласно данной теории, руны могут быть возведены к группе североиталийских алфавитов, употреблявшихся в течение нескольких столетий до н. э. и ставших известными германцам от кельтов. Однако прямой прототип рунического письма не был установлен.

Благодаря археологическим исследованиям последних нескольких десятилетий, рунологам удалось отодвинуть гипотетическое время возникновения старших рун с II—III века н. э., до первой половины I века н. э. но эта цифра предположительная и спорная.

Руны старшего футарка и их значение

Аналитическим путем был выведен протогерманский язык, писменностью которого на поздних этапах являлись руны. Теоретически протогерманский (некоторые именуют его «койн») существовал и развивался в промежутке от 500 года до н. э. до 500 года н. э. Часть периода совпала с частью временного промежутка использования старших рун.

Есть вероятность того, что руны были и до первого века, однако археологических свидетельств этого нет.

Во Во всяком случае рунический алфавит по своей структуре сильно отличается от всех других, и это отличие пока не нашло научного объяснения. Есть мистическое — что руны футарка являются мироописательной системой и пришли людям свыше.

Несмотря на то, что почти не сохранилось старшерунических надписей на деревянных предметах, предполагается, что именно дерево было тем первоначальным материалом, на который наносились руны. На это указывает характерная заостренная и угловатая форма рунических знаков, избегающих горизонтальных и округлых линий.

А вот, собственно, и старший футарк на рисунке 2.1, первый и главный рунический алфавит, преобразовавшийся в будущем во множество исходивших из него и из друг друга вариаций — младших футарков.

Рис. 2.1. Старший футарк

В начале существования футарков имелась особенность, весьма распространенная среди старых языков, не обошедшая стороною и рунопись — пробел в руническом тексте вообще не использовался, текст писался слитно. Лишь со временем пропуск между словами начал использоваться, причем пробелов в тексте могут быть даже излишки, ими могут разбиваться двуосновные слова.

Часто вместо пробела использовалось вертикальное двоеточие. Также можно встретить крестик или просто точку на уровне середины строки. Попадаются вертикальные троеточия и прочие разделители.

Первый и древнейший рунический алфавит называется старшим футарком, он встречается на археологических находках с незначительными различиями (например в начертании руны Ингуз), но по сути остается одним и тем же алфавитом. Со временем он преобразовался в т.н. младшие футарки, варианты и модификации которых куда многочисленнее. О младших футарках и их огромном разнообразии речь пойдет позднее.

Предлагаем ознакомиться:  Повяжите нитку на запястье чудесная сила красной нити миф или реальность

Сам старший футарк, просуществовал более-менее стабильно до V века, и всё реже встречался вплоть до восьмого. Многие руны старшего футарка имели несколько аллографов (вариантов начертания). Найденные археологические свидетельства говорят о том, что использовался он в основном для вполне обычных гражданских целей — языковой коммуникации, фиксации данных. Это имена владельцев предметов, названия самих предметов, авторские подписи на предметах, надписи на памятниках.

Уже тогда использовались лигатуры — графические соединения нескольких знаков, для передачи общего звука, что стало основанием для последующих модификаций и переходу в современной культуре в рунические вязи. Также использовались рунические формулы (линейное написание нескольких рун, в которые скорее всего вкладывался мистический смысл), и даже большие текстовые заклинания.

Иногда можно встретить название «футорк». Это связано с тем, что в ряде младших футарков 3-я руна Ансуз означала звук «о», а не «а». Но «футарк» — термин общепринятый и обычно используется по отношению к любому руническому ряду.

Ниже на рисунке 2.2 очередные разновидности футарков: один из страших и два младших рунических ряда (читатель может сравнить предпредпоследнюю руну Ингуз старшего ряда на рис. 2.1 и на рис. 2.2 — оба ее варианта верны).

Рис. 2.2. Некоторые варианты старшего и младших футарков

Самое раннее упоминание наличия письменности у германцев — широко известная цитата древнеримского историка и писателя Тацита: «Срубленную с плодового дерева ветку они (германцы) нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, — глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками.

Но доподлинно неизвестно, были то руны или нет, видел это Тацит или писал по слухам.

Известно однако, что была отдельная должность или профессия специалиста по рунам, эриля — такая должность вероятно была достаточно уважаема в обществе, где грамотность являлась не слишком распространенной.

Рис. 3.1. Наконечник копья

из Эвре Стабю

Сохранилось около 200 надписей старшими рунами. Одна из древнейших найдена на наконечнике копья из Эвре Стабю, Норвегия, ок. 200 г. н.э., изображенном на рис. 3.1. Надпись «raunijaz» на нем значит «испытывающий».

Руны старшего футарка и их значение

Наконечники копий с нанесенными на них руническими надписями, обозначавшими наименования оружия («нападающий» и т.д.) были найдены и в других частях Европы: на острове Готланд, в Пруссии, в Польше, на Украине. Помимо оружия, рунические надписи вырезались и на других предметах: орудиях, украшениях, амулетах.

А вот еще один из самых старых известных рунических артефактов — Костяной гребень на рис. 3.2, датирующийся 2-й половиной II в. н.э, который был найден в Vimose (Вимос) на о. Фюн, Дания.

Рис. 3.2. Костяной рунический гребень с острова Фюн, Дания

В основном ученые сходятся во мнении, что надпись на артефакте гласит «Harja» (Хагалаз — Ансуз — Раидо — Йера — Ансуз), однако руны начерчены неаккуратно и некоторые резы недостаточно четки, что б уверенно прочесть их. Это самая старая руническая надпись. Данный гребень экспонируется в Национальном музее Дании.

С одной стороны до автора «Истории рунической традиции» доходили сведения, что копье из Эвре Стабю содержит наиболее древнюю из известных рунических надписей, с другой — если посмотреть на датировку, то гребень с острова Фюн, вероятно древнее копья и многие исследователи считают так. Во всяком случае из-за отсутствия точной датировки уверенно говорить — какой из этих артефактов самый древний, не имеет смысла.

Некоторые ученые склоняются к версии, что руны используются аж с 50-х готов нашей эры, приводя в свидетельство Мельдорфскую фибулу (Fibula di Meldorf), датирующуюся примерно этими годами и показанную на рис. 3.3. Однако научный мир не может на 100 % подтвердить то факт, что надпись на фибуле составлена из рун.

Рис. 3.3. Мельдорфская фибула

Существуют и прочие тексты на находках до I века, на счет которых возникают споры — считать их руническими или нет.

На вышеупомянутых артефактах еще не представлен полный набор рун старшего футарка, однако, вполне вероятно, тогда он был уже сформирован.

Судя по всему, на заре рунической традиции различные племена пользовались практически одним и тем же старшим футарком, который имел лишь незначительные различия в зависимости от племени, территории и др. факторов, но по сути оставался единым руническим рядом. В Европе старший футарк сохранялся в виде действующей письменности до IV в. включительно.

Надо заметить, при тогдашнем устройстве общества на основе культа силы, в целом невысокой грамотности населения и отсутствии четких правил, которых придерживались бы все, в письменах неизбежно возникали ошибки. На артефактах встречаются различные варианты написания одного и того же, это касается в том числе и геометрии рун, что усложняет труд ученых по исследованию рунических надписей и традиции древних народов вообще.

Руны на оружии

С IV–V веков распространяются рунические надписи на оружиях, и древнейшие рунические мечи датируются именно этим периодом. На многих из них руническими знаками выштампованны имена мастеров, например Ранвик, Тасвит и другие.

При их изготовлении использовалась так называемая техника «узорной сварки», т.е. клинок меча изготавливался из разноразмерных полос и брусков, кованых из железа. Иногда оружейных дел мастер переплетал между собой бруски железа и стали. Меч становился прочным и одновременно достаточно гибким для последующей обработки, в т.ч.

На следующем рисунке 4.1. еще один пример рунического оружия — найденный в Темзе скрамасакс, т.е. боевой нож, с односторонней заточкой и, как правило, асимметричным хвостовиком. Датируется V веком н. э. Виден начертанный на оружии Футарк.

Рис. 4.1. Скарамакс из Темзы

Еще один интересный и известный артефакт — копье из Ковеля, Западная Украина, датирующийся VI веком и показанный на рис. 4.1.1.

Рис. 4.1.1 Копье из Ковеля, Западная Украина

Надпись на копье Tilarids, что значит «целеустремлённый» и написана бустрофедоном, т.е. способом письма, при котором направление написания чередуется в зависимости от чётности строки (если первая строка пишется слева направо, то вторая — справа налево, третья — снова слева направо и т.д., при перемене направления письма буквы писались зеркально).

Руны на камнях

Рис. 4.2 Рунический камень G 88

При гадании

Семантика (смысловая нагрузка) каждой руны плотно перекликается с её значением в магическом плане. Например, руна Лагуз значит «вода», а при гадании обозначает переменчивость ситуации, на которую сделан расклад. Часть значений рун может быть ясна интуитивно, с остальными не разобраться без предварительного изучения.

Сам верховный скандинавский бог Один в эпосе «Старшая Эдда» призывал тех, кто недостаточно хорошо смыслит в рунах, не заниматься их нанесением.

Особое внимание при гадании следует уделять тому, в каком положении выпала руна: в прямом или перевёрнутом. Значения одной и той же руны в этих двух положениях существенно отличаются — они имеют общее смысловое поле и противоположный посыл.

Например, руна Турисаз обозначает ворота. Прямое положение этой руны при гадании значит, что в вашей жизни переломный момент, но он однозначно к лучшему — следует проститься с прошлым и смело шагать в будущее.

Турисаз в перевёрнутом положении тоже имеет отношение к воротам, но предупреждает совсем о другом: о том, что вы, возможно, ещё не готовы к грядущим переменам. При выпадении перевёрнутой Турисаз следует помедлить и ещё раз хорошенько обдумать свой путь.

Предлагаем ознакомиться:  Почему бьется посуда в доме значение приметы

Также при гадании смысл руны может в некоторой мере разниться в зависимости от того, по какой системе вы гадаете (по одной руне, по трём, на человека, на ситуацию, на грядущий день и так далее), но общий посыл будет неизменен.

II ИСТОРИЯ РУНОПИСИ ДО ХХ ВЕКА

Руны на камнях

Особое место среди них занимает рунический камень G 88 из Кюльвера (рис. 4.2).

В данном случае надпись явно сложнее, чем просто имя мастера-изготовителя, разбита на 2 части, между которыми орнамент. Этот камень — древнейший из известных памятников, содержащих на себе полный старшерунический ряд (футарк).

Камень G 88 был найден летом 1903 г. Хансом Ханссоном, ректором народной гимназии Гамлебю, в одной из гробниц при раскопках могильника в полукилометре южнее хутора Кюльвер, или же Килвер (швед. Kylver), приход Стонга, остров Готланд, Швеция. Целостность гробницы была нарушена и камень уже был сдвинут от первоначального положения.

Ниже на рис. 4.3. первая надпись с камня G88 из 25 знаков, 24 из которых образуют старшерунический строй (вышеупомянутый рунический ряд), а замыкающий символ, похожий на «елочку», обычно трактуется, как повторенная несколько раз руна Тейваз или комбинация Тейвазов и Ансузов.

Рис. 4.3. Рунический ряд (левая надпись) на камне G 88

Вторая надпись на камне, та, что правее насчитывает 5 рун и представляет собой палиндром su(e)us — значение слова остается неопределенным, несмотря на многочисленные попытки толкования, начавшиеся сразу после обнаружения памятника.

Для справки. Палиндром (от греч. πάλιν — «назад, снова» и греч. δρóμoς — «бег», иногда также палиндромон, от гр. palindromos «бегущий обратно») — число, буквосочетание, слово или фрагмент текста, одинаково читающееся в обоих направлениях (например, число 404, слово saippuakauppias (с фин. продавец мыла) или текст «а роза упала на лапу Азора»). Иногда палиндромом неформально называют любой симметричный относительно своей середины набор символов.

Рис. 4.4. Один из Галлехуских рогов

(развертка поверхности с изображениями)

Уже в те времена руны употреблялись для украшения предметов быта, а может и не только украшения, но еще и придания сакрального смысла.

Одними из популярных предметов для нанесения рун были рога для питья меда или пива. Обычно вместе с рунами на них наносились и рисунки. На рис. 4.4 показан один из так называемых Галлехуских рогов, сделанных из золота примерно в конце IV или начале V века.

Надпись на роге читается следующим образом: «ekhlewagastiR holtijaR horna tawido», что значит: «Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог».

Очень много артефактов, в том числе и эти рога, не дожили до наших дней и были утеряны по глупости или неосторожности.

Рунические надписи найдены не только на камнях, оружии и утвари. Известны т.н. брактеаты (от лат. bractea — жесть) — плоские тонкие монеты из золота или серебра с чеканкой на одной стороне. В период переселения народов, приходившейся на VII–VIII века нашей эры, эти круглые золотые пластинки обычно имели петлю и использовались в качестве нашейного медальена.

К таковым в числе прочих можно отнести брактеат с о. Готланд, содержащий короткую руническую надпись и свастику (рис. 4.5) или брактеат из шведского города Вадстены, датируемый VI в. и содержащий надпись, похоже включавшую старший футарк, но частично поврежденную (рис. 4.6).

Рис. 4.5 Брактеат с рунами

и свастикой с о. Готланд

Рис. 4.6 Брактеат из г. Вадстены, Швеция

Надписи на брактеатах преимущественно не поддаются дешифровке, выглядя как бессмысленный набор рун. И лишь небольшая часть из них имеет смыслосодержащие слова или фразы.

Опережая период времени, которому посвящен раздел, автор хочет подметить, что на VII в. н.э. история брактеатов не заканчивается.

В IX — начале XII вв. снова началась чеканка брактеатов, а точнее т.н. полубрактеатов, чеканившиеся с двух сторон, что из-за толщины монеты приводило к искажению изображения с обеих сторон.

Уже в XII в. общество снова перешло на односторонние брактеаты. Из-за чеканки с одной стороны брактеаты выходили выпуклыми на аверсе и вогнутыми на реверсе. Их размер также колебался: большинство были диаметром 15 мм и массой 1 г, но некоторые доходили диаметром до 40–45 мм и имели значительно большую массу. Брактеаты вышли из обихода к началу XVI в., хотя в Швейцарии местами чеканилась брактеатоподобная валюта вплоть до XVIII века.

Что касается рисунков на брактеатах, то они могли изображать человечекую голову, человеческую фигуру в сопровождении животного или без, изображение сильно стилизованного или вымышленного животного или животных, животный трискель (или трискелион, трискел, трискеле — древний символический знак с лучевой симметрией в виде трех бегущих ног, выходящих из одной точки), комбинацию головы всадника и животного под ним;

вышеперечисленные изображения дополнялись прочими декоративными элементами. Также в данный перечень можно включить двусторонние имитации римских имперских медальонов. Перечисляя вышеприведенные типы изображений, автор основывался на классификации тематик чеканки брактеатов, предложенной датским нумизматом Кристианом Юргенсеном Томсеном и описанной шведским нумизматом Оскаром Монтелиусом.

Рунические кольца

Современные коллекции археологических находок в числе прочего содержат и средневековые кольца с руническими надписями.

Древнейшим из них считают золотое кольцо из г. Кёрлина (еще именуемый, как Korlin, Coslin или Кёслин) в Померании, датируемое VI веком. Внешная часть кольца делится на 10 плоских треугольных граней, на одной из которых изображена свастика, еще одна разделена чертой на 2 части и содержит руническую вязь и комбинацию из 3-х рун, а на остальных просто орнамент из рисунков. Развертка внешней стороны этого кольца показана на рис. 4.7.

Рис. 4.7. Развертка кольца из Кёрлина

Последовательность из рун Ансуз, Лагуз и Уруз читают, как «alu» — магическую формулу, имеющую сакральное значение и весьма распространенную на археологических находках. Эта формула на артефактах порою встречается в искаженных написаниях.

Руническая вязь над «alu» исследователи считают совмещенными рунами Лагуз и Ансуз, причем одна из них перевернута относительно другой, в таком случае комбинация читается, как «la». Многие усматривают в ней сокращение от «laukar» — с одной стороны, оно переводится, как «лук» (растение), с другой также имеет мистический смысл и распространено на древних артефактах как в полном виде, так и различных сокращениях.

Кажется странным, что в то время, как сокращение «la», судя по всему, читается слева направо, формула «alu» на развертке читается справа-налево. Не исключено, что развертка на рисунке отзеркаленна и тогда «alu» будет написано правильно — слева направо, а «la» наоборот.

Другое кольцо, тоже с датировкой VI в., однако не такое древнее, как предыдущее, найдено в XIX веке в румынской деревне Пьетроасса и продемонстрировано на рис. 4.8.

Рис. 4.8. Кольцо из Пьетроассы

После нахождения золотой клад, в составе которого было кольцо, в значительной мере оказался расхищен прежде, чем предметы из него доставлены в музеи. И хотя кольцо избежало этой участи, уже в 1875 г. оно в свою очередь было украдено из музея в г. Бухаресте. Когда грабителя поймали, тот уже успел частично переплавить кольцо, а оставшуюся часть повредить. Руническая надпись на кольце оказалась расколотой. Уже в начале XX века фрагменты кольца снова похищены и затем вновь возвращены в музей.

А в ходе Первой Мировой войны при отступлении румынских войск фрагменты кольца опять пропали, на этот раз будучи вывезенными из Румынии и спустя почти полвека, в 1956 г. возвращены обратно.

Хорошо, что еще до первой кражи была изготовлена медная копия кольца из Пьетроассы, по которой делались его зарисовки и чтения рун.

Готский алфавит

В рамках раздела «История рун, IV–VI вв.» стоит отдельно рассмотреть тему готского алфавита. Сам по себе он не является руническим, однако уже в это время началось влияние христианства в обиходе северных народов и создание алфавитов на основе футарков.

Предлагаем ознакомиться:  Страстная неделя – приметы и что нельзя делать?

Вернемся немного назад во времени. Народ готов, обитавший на о. Готланд в Балтийском море, будучи язычниками, в качестве письменности использовал разновидность общегерманских рун. В последствии готы распространились путем завоеваний и миграций почти по всей Европе, до IV в. продолжая пользоваться рунописью. Кстати, старший футарк, бывший в ходу у готов, можно увидеть на камне из Кюльвера (рис. 4.2).

Ситуация изменилась, когда епископ Ульфила, иначе именуемый Вульфила (ок. 360 — ок. 430 гг.), занимавшийся распространением среди язычников-готов арианства (одного из учений в христианстве, утверждавшего сотворённую природу Бога-Сына и неединосущность его с Богом-Отцом), в начале IV века создал упомянутый выше готский алфавит на основе готских рун.

Новое готское письмо поначалу использовалось готами параллельно рунам, а затем в значительной мере пережило их — вестготы (ветвь готского племенного союза, распавшегося к середине III века на две ветви: вестготов и остготов) в Испании и на юге Франции еще долго продолжали пользоваться письмом Ульфилы, пока оно не было запрещено церковью наряду с готскими рунами в 1018 г. За данным решением последовало уничтожение многих книг, выполненных буквами готского алфавита.

На рисунке 4.9, в левой его части, начертание готских рун в порядке футарка и соответствующие им готские буквы, приводимые Найджелом Пенником в его книге «Магические Алфавиты». В правой части рисунка 4.9 таблица из той же книги с названиями готских букв, соответствующими им звуками и готскими рунами.

Рис. 4.9. Начертания, названия и фонемы готских рун и букв (по Н. Пеннику)

Интересен тот факт, что на популярном интернет-рессурсе Википедии приводится таблица с готскими буквами (рис. 4.10), где фигурируют 27 букв, а не 25, как у Н. Пенника. Так же в Википедии сказано, что каждая готская буква соответствовала определенному числу, что и видно по таблице. Две буквы, фигурирующие в Википедии и отсутствующие у Пенника, носят названия koppa и sampi. Они не имеют фонетических значений, а служат лишь для обозначения чисел, а именно 90 и 900 соответственно.

Рис. 4.10. Готский алфавит по материалам из Википедии

Значение в перевёрнутом положении

  • Феу: в материальном плане у вас всё хорошо либо станет хорошо в ближайшем будущем.
  • Уруз: вы оседлали могущественную силу, которая несёт вас к победе, сметая всё на своём пути. Грядут перемены.
  • Турисаз: вы стоите на пороге чего-то нового и долгожданного. Отпустите груз прошлого, порадуйтесь настоящему, загадайте цели на будущее — и шагайте вперёд.
  • Ансуз: ждите хороших новостей.
  • Райдо: на вашем пути нет препятствий, пусть сомнения не тревожат вас.
  • Кано: ситуация кристально ясна, а ваши сильные качества работают на полную мощь и ведут вас к успеху.
  • Гебо: у вас есть союзники, и они — ваша главная сила, основной ресурс. Не стесняйтесь работать вместе и просить о помощи.
  • Вуньо: ситуация, на которую вы гадаете, благополучна. Ваши действия принесут вам радость.
  • Хагалаз: вы не можете управлять стихией, которая влечёт вас за собой. Вы можете только понять, куда она вас доставит, и готовиться к последствиям. Стелите соломку.
  • Наутиз: вам мешают внешние силы. Возможно, недоброжелатели, а может, просто так сложились обстоятельства.
  • Иса: ситуация, на которую вы гадаете, переживает период заторможенности, но пусть вас это не расстраивает: подобно тому, как под толстым слоем льда заключён бурлящий речной поток, так и тут под обманчивой личиной бездействия копятся внутренние ресурсы, зреют перемены. Впереди период взламывания льда и возрождения.
  • Йера: ждите успеха и удачного завершения своих начинаний.
  • Эйваз: что-то извне вам мешает.
  • Перт: ситуация, которой интересуетесь, таинственна. Будьте настороже, но помните, что наиболее вероятен благополучный исход, полный радости и отдыха.
  • Альгиз: не переживайте насчёт второстепенных деталей — обстоятельства сложились так, что вы можете сосредоточиться на основной цели: ваши интересы надёжно защищены.
  • Соулу: прежде всего вам следует направить усилия на достижение целостности и гармонии — и тогда перед вами не останется существенных препятствий.
  • Тейваз: вы — на пике движущей силы. Вы полны энергии и чётко видите цель, вы подобны безупречному воину в пылу схватки. Не останавливайтесь, сейчас у вас всё получается быстро и качественно.
  • Беркана: профессиональный или личностный рост, расширение бизнеса или семьи — на что бы вы ни гадали, это что-то сейчас переживает период расцвета.
  • Эваз: подготовьтесь к переменам и не пытайтесь их предотвратить — они к лучшему.
  • Манназ: вы сами — главная сила и главная мощь для достижения собственной цели. Загляните в себя, разберитесь, чего вы на самом деле хотите, и шагайте смело к своей мечте: у вас хватит ресурсов.
  • Лагуз: ничто не постоянно, и сейчас вы ощущаете это особенно остро. Не пытайтесь запрудить реку, прочувствуйте течение и отдайтесь ему.
  • Инсуз: подобно тому, как после упорного труда по выращиванию урожая человек пожинает плоды, так и вы обретаете результат своих усилий — обязательно благополучный. Руны предвидят успешное завершение долгого проекта в какой бы то ни было сфере.
  • Отал: завершается один период, начинается другой. Завершение — это и боль от того, что ничто не постоянно, и радость от того, что каждый этап нашей жизни даёт нам уникальный опыт. Не мешайте естественному течению событий, не ускоряйте их ход — пусть уходящее уйдёт само, оно обязательно оставит вам нечто важное.
  • Дагаз: успех и удача сопутствуют вам в делах. Над вашими планами и чаяниями — безоблачное небо.
  • Пустая руна (руна Одина): ситуация, которую вы рассматриваете, не подконтрольна вам. Вашей судьбой управляют высшие силы, и что они для вас готовят — загадка даже для рун.

Не у всех рун есть перевёрнутое положение. У рун Гебо, Хагалаз, Иса, Йера, Эйваз, Соулу, Инсуз, Дагаз, руны Одина существует только прямое положение.

  • Феу: возможны финансовые потери или затруднения.
  • Уруз: обстоятельства против вас. Найдите источник конфликта и постарайтесь устранить его. Если не справитесь — просто переждите сложный период.
  • Турисаз: это не просто порог, это перепутье. У вас множество вариантов, и каждый из них таит как плюсы, так и минусы. Требуются очень серьёзные размышления.
  • Ансуз: бессмысленно надеяться на удачу и ждать у моря погоды. Эти проблемы без вашего деятельного участия не разрешатся.
  • Райдо: вас ожидают сюрпризы и неожиданности, не всегда приятные.
  • Кано: возможно некоторое омрачение в пути, но вы справитесь.
  • Вуньо: вас настигает кризис. Не исключено, что выбраться из него получится только с помощью самопожертвования.
  • Наутиз: вы сами не даёте себе двигаться дальше.
  • Перт: вам не хватает лёгкого отношения к рассматриваемой теме.
  • Альгиз: вам не хватает защиты. Позаботьтесь о себе, укрепите тылы — вы сейчас слишком слабы, чтобы штурмовать свою проблему.
  • Тейваз: вам не хватает бодрости и силы духа на продолжение и завершение своих дел. Возможно, вы двигаетесь не в том направлении?
  • Беркана: нечто мешает вам расти и развиваться. Причина может быть как внутренней, так и внешней.
  • Эваз: не все возможности сейчас открыты для вас. Но это временно. Делайте то, что считаете правильным, и ждите перемен.
  • Манназ: в вас зреет внутренний конфликт. Требуется хорошенько разобраться в себе, прежде чем предпринимать решительные действия.
  • Лагуз: руны предупреждают вас о том, что на вашем пути может возникнуть препятствие, внешний или внутренний срыв.
  • Отал: возможны потери, будьте гибче и на время забудьте о правилах.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector