20.04.2019      43      0
 

Мой первый опыт исцеления


Глава I. Антропологические предпосылки: состав человеческой природы

Душа и тело

Отцы Церкви часто настаивали на том, что человеческое естество не есть только душа или только тело, но оба они вместе и нераздельно составляют человека.

Утверждая, что тело является составной частью самого человека, признавая за ним равное достоинство с душой[32] и отказываясь приписывать ему отличные от души происхождение и судьбу[33], они спорят со спиритуалистическими концепциями, согласно которым тело — всего лишь воплощение души, свидетельство ее падения, источник ее нечистоты, могила (σωμα — σημα)[34], которая случайно заточила ее, добавленный и неглавный элемент, тогда как душа одна составляет сущность человека и должна будет проявить себя или достичь исполнения предназначения при отделении от тела, через поступательное отрицание последнего[35].

Утверждая, соответственно, что человек состоит из души и тела[36], они противостоят всем формам материализма или натурализма, которые отрицают душу, или сводят ее к эпифеномену тела, или считают ее произведенной и зависящей от тела, а тело считают сущностью человека и основой всякого человеческого проявления[37].

«Душа не есть человек, — пишет святой Иустин Мученик, — но душа человека; тело не есть человек, но тело человека»[38]. И священномученик Ириней говорит: «Ибо ни плотское создание само по себе не есть человек совершенный, но есть тело человека и часть человека; ни душа сама по себе не есть человек, но душа человека и часть человека»[39].

Таким образом, человек — это душа и тело вместе, соединение двух субстанций. Отцы Церкви не устают повторять, что человек по природе состоит из двух частей, что его существо не может быть сведено к одной или другой субстанции, что его сущность составлена из двух элементов. «Человек создан по природе и состоит из тела и души», — отмечает в другом месте священномученик Ириней[40].

И Афинагор пишет: «Человек, сделанный из тела и души, двойственен»[41], «он состоит из двух частей»[42]. «…Познай, что ты из двух частей состоящий человек, из души и тела; и что… Тот же Бог есть Творец души и тела», — говорит святитель Кирилл Иерусалимский[43]. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «человек — разумное животное, которое состоит из двух сущностей, из бестелесной души и материального тела»[44].

У святителя Григория Нисского находим: «Что такое человек? Душа и тело одновременно или только одно из двух? Но совершенно очевидно, что единство обоих характеризует живое существо»[45]. Процитируем еще святителя Григория Паламу: «…только душа или только тело не может называться человеком, но оба вместе, так как они были созданы вместе по образу Божию»[46].

Он тем более един в своих двух природах, что душа и тело происходят от единого акта творения в один и тот же момент. «Так как человек, состоящий из души и тела, един, нужно предполагать одно общее происхождение его состава…» — пишет святитель Григорий Нисский[48].

Божественное Слово, уточняет преподобный Никита Стифат, «не поставило вперед одну из двух природ в поддержку второй, так что одна предшествовала другой, либо была причиной, либо следствием, будь то тело по отношению к душе или душа по отношению к телу, а напротив, объединило без смешения обе природы в единую субстанцию…»[49].

Мой первый опыт исцеления

Преподобный Максим подчеркивает, что части обязательно к чему-то относятся и они обе одновременно необходимы, чтобы составить совершенный вид (ειδος), каким является человек[54]. Сама смерть, подчеркивает преподобный Максим, разделяет тело и душу только относительно: ни тело, ни душа не существуют тогда отдельно, но всегда являются душой и телом не только человека, но человека, рассматриваемого как целое, частью которого они остаются[55].

Предлагаем ознакомиться:  Что можно сказать про знак Зодиака мужчина Стрелец

Несколько этих замечаний показывают нам, что отцы Церкви постоянно пытаются защитить равновесие в понимании структуры человеческого существа: обе его составляющие субстанции различны, не будучи разделены, и объединены, не будучи смешаны. Душа соединена с телом, пишет преподобный Симеон Новый Богослов, «неизреченно и непостижимо и смешана с ним несмешиваемо и неслитно»[56].

Таким образом, невозможно полностью изучать одно без другого, рассматривать человека через душу независимо от тела, хотя оба они сохраняют свою природу и в некоторой степени свое собственное предназначение[57]. Соединение души и тела означает, что в любой человеческой деятельности они участвуют вместе и испытывают одни и те же движения.

Что душа соединена с телом, «это показывает сочувствие, по которому живое существо всецело сочувствует самому себе, как единое», — отмечает Немесий, епископ Эмесский[58]. Он также замечает, что душа, «будучи многоразличной, представляется и сочувствующей телу, вследствие некоторого сродства с ним, и владеющей им иногда, и от него владеемой»[59].

«Какая боль, какая радость, какое движение тела, которые не были бы действием общим для тела и души?» — спрашивает святитель Григорий Палама[60]. Преподобный Максим пишет более конкретно: «Всякая сложная природа (…) обладает своими частями, объемлющими друг друга естественно и по необходимости. Это касается человека и любой другой сложной природы.

Чтобы подтвердить ответственность души и тела за грех, отцы Церкви подчеркивают общность их действий: «В любой деятельности они связаны друг с другом и вместе участвуют в результате. Итак, если они находятся в таком положении, то, ожидая, что грядет суд над прожитой жизнью, почему ты отделяешь одну от другого?

«Говорят, что четыре вещи изменяют телесное устроение и сообщают уму как страстные, так и бесстрастные помыслы: Ангелы, бесы, погода и образ жизни. Ангелы изменяют (это устроение) словом, бесы — прикосновением, погода — своими превратностями, образ жизни — качеством и количеством еды и пития, их излишеством или недостатком.

Помимо этого, изменение телесного устроения происходит через память, слух и зрение, ибо душа первая подвергается воздействию печальных или радостных обстоятельств. И подвергнувшись воздействию их, душа, (в свою очередь), изменяет и телесное устроение, а оно, изменившись, внушает и уму (соответствующие) помыслы»[68].

Это значит, что в человеческом существе ни один элемент не может действовать без участия другого. Плоть без души не может ничего совершить[69], ни душа без плоти, но по разным причинам — телу нужна душа, чтобы жить и двигаться[70], а душе нужно тело, чтобы проявляться, самовыражаться и воздействовать на окружающий мир[71].

Так как тело слуга, орган или инструмент души[72], инструмент, необходимый для выполнения функций по связи с миром и по проявлению своих способностей в условиях земного существования. В этих рамках все действия души, поскольку они проявляются, могут существовать только через тело[73]. Остается ли душа невыраженной, если телесные органы, необходимые для реализации ее деятельности, находятся не в состоянии осуществлять их инструментальную функцию?

Таким примером является зародыш, у которого эти органы еще не развиты, как четко объясняет святитель Григорий Нисский: «…даже если душа не проявляет себя в видимом какими-либо действиями, она тем не менее уже присутствует в зародыше. Ибо и вид будущего человека в этом зародыше в возможности уже есть, но он сокрыт, так как невозможно ему проявиться вследствие необходимой последовательности (развития).

Мой первый опыт исцеления

Также и душа в нем присутствует, но невидимая; она проявится только при осуществлении ее естественной деятельности, сопровождая рост тела»; «в соответствии с устроением и совершенствованием тела, возрастают вместе с телом и деятельности души»[74]. Мы увидим в дальнейшем, что так бывает и у взрослого человека при некоторых болезнях, которые затрагивают телесные органы и мешают им осуществлять некоторые возможности души, к осуществлению которых они были изначально предназначены.

Предлагаем ознакомиться:  Сытный салат с авокадо и фисташками

Но это также справедливо для первых лет жизни, когда душа, хотя она имеет от рождения всю полноту своих возможностей, может их проявить только сообразно развитию организма. Святитель Григорий Нисский пишет так: «…даже если душа не проявляет себя в видимом какими-либо действиями, она тем не менее уже присутствует в зародыше.

именно душа дает жизнь телу, именно ей оно обязано своим формированием, именно она управляет его деятельностью и поддерживает его целостность[79]. Смешение тела и души происходит благодаря последней, которая проникает в каждую его часть и делает тело своим органом. Преподобный Максим отмечает: «Душа, распространяясь по всему телу, обеспечивает ему жизнь и движение, будучи простой по природе и бестелесной, не разделяясь или заключаясь в теле, но обладая каждым из его членов, так как оно предназначено ее принимать в силу от природы заложенной в нем способности вмещать ее деятельность»[80].

Преподобный Макарий в свою очередь пишет: «Так и душа, будучи тонким телом, обложилась и облеклась членами сего тела, облеклась оком, которым смотрит, облеклась и этим ухом, которым слышит, и рукою, и ноздрями, и, одним словом, душа облеклась всеми членами тела и срастворилась с ними; вследствие чего и совершает все отправления, какие предлежат ей в жизни»[81].

Немесий Эмесский обобщает все эти аспекты: душа, «будучи бестелесной, проникает всюду… и в то же время она остается неизменной, как несмешиваемые вещи, и сохраняет свою целостность, наконец, она обращает к своей жизни все, в чем бы она ни была, и не попадает от него в зависимость. Подобно тому как солнце своим присутствием превращает воздух в свет, делая его световидным, и свет соединяется с воздухом без смешения, так и душа, соединившись с телом, пребывает в нем совершенно неслитной.

Но разница в том, что солнце, будучи телом и будучи ограничено в определенном пространстве, не находится везде, где его свет… тогда как бестелесная и не ограниченная местом душа проникает вся через все и своим светом проникает и все тело; нет ни одной освещенной ею части, в которой она не находилась бы полностью.

Ведь не она управляется телом, но сама управляет им; и не душа в теле, как в сосуде или в мешке, но скорее — тело в ней»[82]. Хотя душа управляет организацией и функционированием тела, однако человек только частично владеет своим телом. Если уточнить меру этого господства, то можно будет определить сложную природу души. Это определение позволит также установить, в какой степени душа независима от тела.

Дух, душа и тело

История про исцеление ребенка

исцеление ребенка

– Есть!

– Едет целая группа психологов, я – как журналист. Хочешь, я тебя включу в список, ты ведь психолог? Представляешь? В Крым на 35 дней, за казенные деньги. Море, вино, шашлык, девочки, кустотерапия…

Я согласился. Халява кому не нравится, скажите, пожалуйста?!

Это сладкое слово “ха-ля-ва”.

Поехал. И оказался в санатории для детей-инвалидов сирот дошкольного возраста, страдающих сахарным диабетом.

В первый день у меня был тако-о-й шок!.. Какое там море?!! Какие девочки?!! Какая кустотерапия?!!

Я начал интересоваться, для какой цели мы приехали? Зачем здесь понадобились психологи?

Оказалось, на одном берегу расположены три одинаковых санатория.

Все лекарства они получают из одного аптечного управления, продукты питания берут с одного продовольственного склада. Воздух, море – все одно и то же!

Почему только в одном из трех происходит выздоровление детей от диабета, а в двух других нет?

И я, случайно оказавшись на халяву среди психологов, обрек свою голову на страдания.

Московские психологи две недели поработали, отписку сделали, отдохнули, уехали. А я там застрял на три месяца, потому что мне надо было докопаться до истины.

Предлагаем ознакомиться:  Лилит – жена Адама одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины.

Кроме всего прочего, получилось так, что на моих ушах, на моей шее повисли дети четырех-пяти лет, считая, что папочка приехал. Может быть, именно поэтому позднее я усыновил троих детей.

Примерно через месяц-полтора наблюдений я начал замечать, что игры этих детей чем-то отличаются от других.

Именно в детском восприятии, именно в детской искренности, именно в детском воображении кроется секрет.

Так каким же путем они выздоравливают? Как срабатывает детское воображение? Прежде чем узнать это, мы должны знать, как относятся к болезни дети.

И как же?

Да никак!

Они просто через короткое время, дней через десять, привыкают к болезни как к своим штанишкам. У них ко всему происходит адаптация.

Единственное, к чему дети не могут привыкнуть, к чему у них есть постоянная тяга от природы, – это инстинктивная потребность в родительской любви и защите. Мать-природа так устроила, что ребенок должен быть около взрослых.

Внимание, ключ!

Какая особенность есть у детей? Они всегда вечно голодные во внимании, ласке, любви, особенно маленькие дети. Сколько Вы ребенка не ласкайте, ему все равно мало. Через две минуты опять голодный около тебя стоит.

– Ну, что? Как дела? Как день прошел? Иди сюда, поцелуй папочку. Чмок! А теперь иди к мамочке, иди, не мешай папочке. Иди к бабушке!

Все. Ребенок не получил того, в чем испытывал колоссальную потребность.

– Хорошие девочки вот таки-и-ми должны быть. Хорошие мальчики так себя не веду-у-т.

И вдруг, когда ребенок заболевает, происходит чудо. Отец забыл о своем телевизоре, на задних лапках прыгает, готов выполнить любое желание.

Мамочка, которая не дает в горячую духовку голову пихать и шлепает всякий раз по попочке, кружится, ухаживает, переживает.

Бабушка сказки читает, песенки поет. И дедушка откуда-то появился пыхтя. Все над головой.

Происходит запись: утоление голода и жажды любви связано с болезнью!

– Моя милая, скажи, пожалуйста, когда ты очень хочешь, чтобы тебя погладили по головушке или что-то хорошее сказали, что ты делаешь?

– Говорю, что голова болит или животик болит.

Получается, что ребенок как бы притворяется. Вы согласны? Но…

Те дети, которые находятся с родителями, оказывается, болезнь воспринимают как источник ласки, заботы, внимания, любви. А у детей-сирот тоже огромная генетическая тяга к ласке, природная потребность быть под защитой.

– У тебя тоже есть.

– А где мои родители?

– А почему тогда они не приходят, не забирают меня?

– А когда моя бабушка приедет? Когда дедушка?

– Ты сейчас болеешь. Вот когда выздоровеешь, они придут, заберут тебя.

Работающие там, оказывается, сами не знали, что их обман сработает на выздоровление! Они-то знали, что болезнь неизлечима.

И оказалось, что этот великий внутренний зов способен уничтожить любую страшную болезнь.

– А что такое болезнь? А что такое выздоравливать?

– У тебя в крови много сахара, понимаешь? Ты сахар не ешь!

Малыши начинают очень быстро вникать, что от источника любви, защиты, покоя его отделяет какой-то Бармалей, который называется болезнью.

Кстати, о Бармалеях и других страшных героях сказок, которые нам, взрослым кажутся такими забавными. Ну подумаешь Баба-Яга, Водяной или Леший. Мы же понимаем, что они ска-зоч-ны-е.

А вот ребенок не понимает. И когда мамы и папы начинают запугивать своих малышей страшилками типа: “Леший утащит, если не будешь слушаться” у детей бывает самая настоящая паника, которая порой приводит к серьезным последствиям. Дети замыкаются в себе и перестают мечтать.

А вас в детстве пугали Бармалеем? Давайте проверим, как отразилось это на вашей способности реализовывать желания. Об этом нам расскажет 2-х минутный бесплатный тест


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector