01.04.2019      35      0
 

Насколько значим Леший в славянской мифологии


Леший в Ведьмак 3

Да, кстати, если вам интересно (а если не интересно, то листайте ниже — я вернусь к мифологии славян, просто не смогла удержаться, чтобы не поболтать об игре =)), то в самой обалденной игре — Ведьмак 3, убить лешего не сложно (если он не на 8 уровней выше вашего):

  1. используем Ирден (только посильнее прокачанный);
  2. двимеритовую бомбу — она собьет у противника возможность восполнять здоровье;
  3. лунную пыль (эта бомба не даст лешему стать невидимым);
  4. масло против реликтов (некоторые рекомендуют масло против призраков, но я пользуюсь первым вариантом);
  5. если не нравится Ирден, берите любой, какой удобнее (кроме Аарда — у лешего иммунитет к оглушению).

В бою делайте перекаты под противника, ну и постоянно уворачивайтесь. Так же, не забывайте про волков, которых леший призывает — они могут доставить массу неприятностей. Я специально для них беру Игни.

А теперь вернемся в наши реалии.

Шишига — общее название нечистой силы и домашних духов

У слова «шишига» немало синонимов — шишиган, шиш, шишок. Известную представительницу нечистой силы кикимору иногда называют шишиморой. В некоторых легендах шишок — собирательный образ духов и существ, живущих в домах большинства людей. Последних тоже причисляют к силам зла. От чертей и бесов их отличает возможность сосуществовать с человеком без вреда для него.

В старину назвать шишом могли домового, лешего, болотника, банника, овинника, беса или черта. Соответствует и список мест обитания — в доме за печью, в лесу, на болоте, в бане, овине. Это название получило распространение на западе России. Легенды других регионов часто используют его по отношению к нечистым духам, которые не имеют ничего общего с вышеуказанными сущностями, но об этом ниже.

Изначально так называли духов, не несущих вреда человеку, если их не разгневать. С приходом христианства произносить вслух слова «черт» или «бес» стали бояться. Известная примета — нельзя звать черта, иначе он явится. Люди опасались накликать нечистую силу, поэтому называли ее одним из привычных названий, употребляемых по отношению к другим потусторонним существам.

Шишигой именовали людей, которые контактировали с нечистью, умели вызывать её и колдовать, например, деревенских ведьм. На Печоре так называли Бабу-Ягу.

Легенды про шишиг из различных частей страны различаются между собой. В Сибири шишигу, или шишимору, связывают только с водяным, лешим и болотником. При этом источники разделяют эти понятия и указывают, что сущность находится в услужении одного из трех хозяев.

Выглядит она малопривлекательно — горбата и некрасива, отличается небольшим ростом. Шишига всегда женского пола. Ведет ночной образ жизни. Как и вся нечистая сила, шишига появляется после заката и уходит прочь к рассвету.

По легендам, ею может стать покойница. Девочка-шишига — умершая некрещенной, без имени. Такие становятся кикиморами или безыменными русалками. Последние отличаются от обычных русалок тем, что лысые и некрасивые, предпочитают мелкие речки и озера, обитают в зарослях камыша. Они набрасываются на случайных прохожих и топят их. Могут защекотать до смерти. Особенно не любят шумные пьяные компании, которые нарушают покой нечисти.

Кикимора и болотная шишига — синонимы. Это существо живет на болотах. В Коми верят, что увидевший его долго не проживет — утонет или умрет другим образом. Возможно, это связано с тем, что кикиморы топят встреченных людей в болотах или заманивают в топь. Они могут появиться и в жилище. По легендам, кикимор в жены берут только домовые, банники и овинники.

Лесная шишига, или лешенка, обитает в непролазных лесных чащах. Она способна заставить человека заблудиться в лесу. О таком явлении говорят — «блуд водит». Лешенка может запутать даже там, где потеряться, казалось бы, невозможно. Она может водить человека до тех пор, пока он не умрет от жажды и голода.

Люди, которые только начали изучать славянский пантеон, иногда ошибаются и считают, что был такой бог — Шишига. Предпосылок для этого немало. Известно, что славяне всегда пытались подружиться с нечистью, живущей вокруг них. Сам факт ее существования заставлял наших предков задуматься о том, что худой мир лучше доброй ссоры. Обряды задабривания сущностей были довольно схожи со славлениями богов, и вполне реально перепутать их между собой.

Языческий бог Шишига не существовал в славянском пантеоне. Так именовали духов, живущих неподалеку от людей или даже в домах. Выше описано, что это — и синоним к слову «черт», и общее название для всех духов и сущностей.

Славяне верили, что в началеРусальей недели, или в первый день лета, особенно активен шиш. Это время считали самым подходящим для того, чтобы на год вперед установить мир с нечистым. К водоемам носили одежду для русалчат, оставляли рушники и ленты на деревьях для болотных и лесных духов. Угощали домового, банника и овинника.

Однако не только этому посвящен праздник начала лета. В старину его называли Днем Духов, когда умершие могут явиться в гости к живым родственникам. Праздник духов во многом был похож на Самайн или Хэллоуин. Отдавать почести было принято не только усопшим родственникам, но и людям, которые после смерти превратились в шишков.

Предлагаем ознакомиться:  Заговоры в полнолуние новолуние и на убывающую луну секреты лунной магии

Насколько значим Леший в славянской мифологии

У слова «шишига» имеется несколько значений. Так называли домового и банника. Кроме того, в некоторых регионах это слово служило синонимом черта или беса. Встречается в литературе и другое значение — род болотной, речной и лесной нечисти. Иногда ошибочно считают, что Шишига — языческий бог, но это не так.

Леший — самый известный лесной дух, повелитель всего леса, ему подчиняются и звери, и птицы, лесные растения и даже погода. Он заботится о том месте, в котором живет. Без его разрешения нельзя заходить в лес, и уж тем более не стоит рубить деревья, охотиться и жечь костры. В общем и целом, леший — это олицетворение леса, можно сказать — сам лес.

За нарушения запретов и неуважительное отношение к лесу леший может и наказать. И наказания эти бывают разными: от самого простого — припугнуть, до гибели провинившегося в лесной чаще.

Наши предки считали, что любимое время лешего, как и многих духов — ночь. Однако, увидеть его можно утром и днем. Крестьяне верили, что лесовик ходит по лесу по своим, определенным тропинкам. И горе тому, кто посмеет ступить на его тропу. Такой поступок был наказуем.

А живет леший в самой густой и непроходимой лесной чаще. Почему-то считается, что хвойные рощицы хозяину леса милее. Узнав о том, что какая-то роща стала домом для лешака, люди считали ее заповедной и старались обходить стороной.

Этот лесной дух знаком нам с детства, и помимо популярности имеет еще кучу имен. Серьезно, я насчитала несколько десятков только в русском языке (с учетом территориальности), однако исследователи сообщают, что в общей сложности леший имеет сотни имен:

  • связанных с местом жительства: боровик, лесак, лешак, моховик и т. д.;

  • подчеркивающих уважительное отношение к хозяину леса: лес праведный, Сам, лесной дедушка, лесной хозяин и т. д.;

  • сообщающих о демоническом происхождении: бука, шишко, дикенький мужичок, полуверец, страшный, проклятый и т. д.;

  • говорящих о внешности: волосатик, красноплеший, худенький и т. д.;

  • указывающих на характер: блуд, водило, кожедер, костолом, шатун, щекотун и т. д.

Однако, самое известное и привычное нам имя — леший, то есть, «лесной».

Образ лешего в славянской мифологии расплывчат, многогранен и очень сложен. Это сквозит во всем, что его касается: от имен и внешнего облика, до образа жизни и отношения к людям. Попробуем по порядку с этим разобраться.

В восприятии русского народа лесной дух появился позже, чем человек. Это рождение связано с противостоянием Бога и Сатаны. Созданный по образу и подобию Господа человек, стал причиной завести божества тьмы. Сатана решил создать свое подобие, но у него получались только черти и бесы. Разгневанный Господь изгнал этих созданий с небес, и те обосновались там, куда упали.

Леший в мифологии белорусов – это сын Адама и Евы, которые побоялись показывать свое порождение Богу. Взращенный в густых лесах, дух побоялся выйти на свет и так и остался обитателем чащобы.

Леший в мифологии северных народов так же связан с созданием Господом человека. Людей Бог создавал из глины и сделал их непрочными, а из лиственницы, он сотворил более крепких существ, которые, выходя из его рук, сразу убегали в леса. Таким образом, они превратились в лесных духов и не стали показываться на глаза человека.

Боязливые существа из глины очень много страдали от леших. Заходя в лес, они становились игрушкой для коварного духа. Леший в чаше стучит, скрипит и ухает, а иногда заводит человека в самую непроходимую чащу, а потом пугает.

Принято считать, что леший похож внешне на людей, кроме исполинского роста и зеленого цвета кожи. В связи с этим и обычаи они имели схожие. Леший мог быть женатым и иметь много детей, а мог жить бирюком. Он в лесу дружит с водяными, кикиморами и себе подобными. Вместе эти существа придумывают всякие козни для человека.

Когда лешему скучно, он любит играть в карты. Ставкой в таких игрищах являются стада животных. Крестьяне, увидев миграцию белок и зайцев, говорили, что их леший гонит. Отсюда и сформировалось представление о картежных играх в лесных дебрях. На самом деле, человек не мог объяснить причину внезапной миграции зверьков и давал этому факту свое толкование.

Леший в мифологии не только проказник, но и помощник, которого надо задабривать. Чтобы волки не портили стада, а дичь ловилась в силки, на пенек возле лесной опушки надо поставить вино или положить еду. Бутылку вина леший распивает с медведем, которого очень уважает.

Живет леший часто с такой же бабой. Она зеленого цвета, с обвисшей кожей и очень морщинистая. От такой жизни лесному духу приходится искать себе пару среди человеческих женщин. Леший воровал девушек и скрывал их в чаще, где они постепенно переставали разговаривать и теряли свой облик.

Маленьких детей так же уводил в чащу леший. Он растил их как родных и те так же переставали разговаривать. В России был зарегистрирован такой случай, когда тринадцатилетний мальчик исчез в лесу. Он вернулся в деревню через длительное время. По свидетельству очевидцев, его кожа стала как кора дерева, а говорить он разучился полностью. После таких сведений, рассказы о Маугли не кажутся фантастичными.

Предлагаем ознакомиться:  Как наполнить жизнь смыслом или чем опасны пустые слова

Леший в мифологии существо фантастическое и бесовское. Существует другая версия появления этих существ в лесах. Леший считается родственником снежного человека, то есть он переходное звено между людьми и приматами. По некоторым версиям именно такие существа населяют лесные чащобы. Они менее развиты, но имеют право на существование.

Леший в мифологии

С давних времен в сказаниях многих народов встречаются описания странного лесного духа. Он изображается зеленым и с листвой в волосах. Это существо принято называть лешим и приписывать ему различные шалости. Где же в болей мери можно почерпнуть информацию об этом духе. Леший в мифологии отражается чаще, чем в других источниках. Так же упоминание о нем встречаются в сказках и сказаниях разных народов.

Шишок или шишка — черт, пакостник и помощник ведьм

Что означает слово «шишига» в русских легендах и сказках? В некоторых из них можно проследить четкую аналогию этого персонажа с чертом. Что интересно, прическа бесов на старинных русских иконах тоже называлась шиш.

На то, что это название было синонимом к слову «черт», указывает и этнограф Иосаф Железнов. Он приводит в пример уральские предания по которым атаман Ермак Тимофеевич имел в услужении шишигов, или чертей. Когда сил казаков не хватало для победы в сражении, атаман выставлял против врагов армию нечисти. Подобно чертям, шишиги прислуживают ведьмам и колдунам.

Согласно поверьям, шиш обитает в доме, овине, бане. Забредает он также на болота и в леса. В жилище вреда от такой нечисти мало. Чтобы поселиться вместе с человеком, требуется разрешение домового, а он заботится о порядке. Поэтому шиш либо не будет вредить, либо его прогонит домовой-хозяин.

Но что грозит людям, которые живут без домового или не дружат с ним? Шиш, который полюбит париться в бане, может приставать к женщинам. Особенно если они предпочитают темное время суток, когда нечисть более активна. В старину не ходили в баню ночью, поскольку там парится шиш. Он также может подменить новорожденного, еще некрещеного младенца на своего. По легендам, черти и эльфы тоже отдают детенышей на воспитание людям.

В лесу встреча с таким духом может серьезно напугать. Они громко кричат и стонут, скрипят ветками и насылают страшные видения. Пугать предпочитают детей и женщин. На болотах «благодаря» этому существу можно угодить в топь. В Новгороде верили, что оно задерживает лошадь в пути.

Шишигу можно наслать колдовством в качестве мести. Поселить в доме или бане нечистую силу — неплохой способ испортить недругу жизнь. Кроме этого, шишом называли обозленного домового, который наказывал нерадивых, ленивых домовладельцев. В этом случае действия домашнего хранителя похожи на атаку злых сил, но они направлены на благое дело — отучить от лени и научить вести хозяйство.

Если верить христианской мифологии, шишига боится креста, молитвы и святой воды. В старину для того, чтобы выгнать ее из бани, парили лен. Его боится любая нечисть.

Как выглядит леший

Внешний облик этого мифологического существа очень разнообразен. Крестьяне представляли лешего похожим на людей (за исключением некоторых деталей), и в образе животных, растений и даже в образе природных стихий. Одним словом, лесной дух, как и многие, ему подобные духи, может принимать практически любой вид.

  1. Очень часто лешего представляли дряхлым стариком, неожиданно возникшем на пути;
  2. Человекоподобный облик лесовика тоже разнообразен:

    • он высокий, выше елей;

    • низкий, ниже былинки;

    • он может изменять свой рост (издали он велик, вблизи – мал);

    • у него зеленые волосы и глаза;

    • похож на крестьянина (иногда зажиточного, иногда нет);

    • иногда подпоясан красным кушаком, иногда совсем без пояса;

    • иногда леший полностью раздет;

  1. Еще одно описание лешего сообщает нам, что он может показаться человеку в образе птицы или зверя. Например, зайца, медведя, тетерева, петуха, дикого козла, иногда теленка и даже кошки.
  2. Очень часто в образе лешего присутствовало что-то демоническое, что-то, что роднило его с проклятыми душами. Какой-либо изъян во внешности (отсутствие уха, бровей, ресниц).
  3. Нередко в сказках леший выглядит, как человек поросший мхом или листьями человек. Иными словами, сочетая в себе людской и растительный облик.
  4. Также, часто лесного духа изображали с чертами присущими и человеку, и животным (он мог иметь рога, копыта и т. п.).
  5. Может обернутся и диким жеребцом, причем «стремительно летящим по ветку». Есть описание лешего, где говорится о том, что оборачивался он в кучера, погонявшего лошадей.
  6. Еще мог стать сосной, мхом и иным другим растением.
  7. Мог быть ветром или бурей.

И это лишь некоторые из описаний лесного хозяина. Однако, уже по ним можно судить, насколько этот образ многогранен.

Где живет леший?

Выше я уже говорила, что живет леший в чащобе — священной для славян роще. Но это еще не все. Как бы в подтверждение всей многогранности персонажа славянских мифов, выступает образ жизни лесовика. Так, существует несколько версий:

  • леший не имеет подруги и живет один;

  • лесной хозяин не только женат, но и имеет детей (это отсылка к лесному духу в женском обличии);

  • и последнее — лешие живут целыми общинами со своей иерархией и хозяйством (главный в подобной общине, как раз, и является истинным хозяином леса).

Жилище лесовика славяне тоже описывали по-разному:

  • на севере России считали, что леший живет в охотничьих избушках и решает, кого пускать на постой;

  • ближе к центральной части страны крестьяне полагали, что лесовик живет в «избушке на курячьей голяшке» (как Баба-Яга);

  • некоторые крестьяне считали, что дом лешего покрыт кожами, «украшен» частями человеческих тел, а дверь в избу подперта ногой;

  • также бытует мнение, что лесной дедушка живет в непроходимой чаще, в болоте, в ущелье, в пещере или просто под землей (туда он проваливается зимой и впадает в спячку).

Предлагаем ознакомиться:  Сонник Ружье 😴 приснилось, к чему снится Ружье во сне видеть?

Не каждый лесной дух имеет собственное жилье и уж тем более, семью, а вот леший отличился. Однако, семья у него такая же странная и сомнительная.

Славяне считали, что в жены лесовик берет проклятых женщин и девушек. И иногда даже приходит в деревню свататься. Жену лешего называют лешачихой, лешевицей или косматкой, и описывают ее, как некрасивую и неопрятную.

Дети у лешего под стать. По одним поверьям — это либо проклятые , либо уведенные им дети. По другим — рожденные от проклятой женщины (лешачихи). Это очень некрасивые, уродливые, существа.

Выглядит леший по-разному, характер имеет такой же разнообразный:

  • хозяин леса мудр и не любит суету;

  • он проказник и шутник, часто пугает людей шутки ради;

  • в некоторых губерниях крестьяне считали, что лесной дух умом не вышел, как и многая нечисть;

Современный леший

Во многих советских сказках и мультфильмах образ лешего весьма позитивен. Его изображают как мудрого старичка, готового прийти на помощь заблудившемся в лесу. Однако, это не совсем так. Несмотря на все свои положительные качества, лесной дух все же остается враждебным для человека.

Современный леший, как раз, такой и есть — опасный, как ни крути. Образ лешего 21-го века можно проследить по некоторым песням, играм, рассказам и, конечно, былинным историям. И, практически в каждой из них, этот дух либо вредит человеку, либо губит его.

  1. Например, леший может перепутать все тропинки в лесу, и горе охотник или грибник не найдет дорогу домой. В такой ситуации говорят, что человека «леший водит».
  2. Или же прикинуться кем-то знакомым и увести в чащу.
  3. Также может обойти вас в лесу (как-бы замыкая в круг). В таком случае, вы будете ходить в этом заколдованном круге и не найдете пути назад. Когда такой случается, то в народе говорили «леший обошел».
  4. Может спрятать все опознавательные знаки, все метки и прочую навигацию, чтобы, опять- таки, человек блудил по лесу.
  5. Еще леший может защекотать до смерти. Не зря одно из его имен — щекотун.
  6. Ну, и наконец, может напугать до чертиков. Голос лешего иногда сильный и громкий, иногда как эхо. А одно из любимых занятий — издавать разные звуки в лесу: от простого ауканья, до чего-нибудь вполне демонического. Он может шуметь ветром, шуршать листвой, отвечать, как эхо.

Но, как считали наши предки, леший не всегда обижает людей. Если уважительно относится к лесу, его обитателям, соблюдать ритуалы и жить, что называется «по чести», то никакой лесной дух не страшен. А даже, наоборот, может помочь: найти грибные места, показать избушку, в которой можно переночевать, вывести потерявшегося из леса, и спасти от гибели.

Даже сейчас, в 21-ом веке, можно услышать, как кого-то «увел леший». Или кого-то спас. Или дал ответ на какой-либо важный вопрос.

Однако, я повторюсь, лесовик был и остается враждебным существом, от которого следовало уметь себя обезопасить. Способов несколько:

  • молитва — отличный способ от всякой нечисти;

  • мат, да-да, русская отборная брань, ее даже леший боится (к слову, черт тоже);

  • и способ, который поможет скинуть чары лесовика — надеть всю одежду наоборот, то есть, наизнанку (только помните — всю одежду).

Календарь лешего

Пасха у леших тоже праздник. Считали, что им в этот день можно принести крашеные яйца в дар. Это, конечно, весьма странно, но из фольклора слов не выкинуть =)

6-е июля (канун Иванова дня) — лешего можно не только увидеть, но и заключить с ним договор.

2-е августа праздник, вообще, для всех зверей, и их лесного владыки, соответственно.

4-го сентября лесные духи покидают свои леса. Идут к человеческому жилью и проказничают.

27-е сентября — всеобщий сбор лесовиков и зверей. Люди даже опасались ходить в этот день в лес. Также, 27-го сентября все лешие проваливаются под землю, на зимовку. В некоторых губерниях крестьяне считали, что это случается лишь с первыми заморозками. А весной, с первой оттепелью, лешие «выскакивали из земли». По другим же поверьям, никакой зимовки у них и не бывает. Ну, и наконец, некоторые считали, что на зимовку лесной хозяин уходит 17-го октября.

17-е октября — страшный день. В этот день леший с лесом расстается. И делает это весьма шумно: носится туда-сюда, кричит, ломает деревья, пугает зверей. В лес не то что ходить боялись, туда даже не заглядывали — там «леший бесится». Кстати, именно этот день считается Днем лешего.

Да, на сегодняшний день, новых легенд про лешего уже почти не найти. Но кое-какие истории все же появляются, а значит — мифологический герой древних славян жив. И не только в лесах (которых становится все меньше и меньше), но и в песнях, фильмах и играх.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector