11.08.2019      8      0
 

Мероитский алфавит и мероитский язык Нубия


Применение древнеегипетского письма другими народами

О древнеегипетском языке (и, соответственно, также о древнеегипетской письменности) читайте на странице Египетские языки.

Французский лингвист Жан-Франсуа Шампольон. выступая 27 Сентября 1822 г. с докладом перед членами Парижской Академии надписей и словесности. сообщил о том, что он научился расшифровывать древнеегипетские иероглифы. Это достижение стало результатом его многолетнего изучения трехъязычной надписи на Розеттском камне.

На этой плите из черного базальта выполнен текст на древнеегипетском языке (иероглифами), египетском разговорном (демотическим шрифтом) и греческом языке. В 1824 году Шампольон опубликовал главный труд своей жизни «Очерк иероглифической системы древних египтян », ставший краеугольным камнем современной египтологии.

Однако, иракский историк Яхья Мир Алем в 2004 году заявил, что за тысячу лет до француза Шампольона древнеегипетские иероглифы расшифровал средневековый арабский ученый Ибн Вахшийя ан-Набати. К такому выводу он пришел после исследования написанной в начале IX века нашей эры арабской рукописи «Страсть познания написанных знаков », в которой раскрываются значения некоторых древнеегипетских иероглифов.

Древние записи, сделанные египетскими иероглифами на подземных частях стен пирамиды фараона Униса, долгое время представляли собой большую проблему для науки: ни у кого не получалось их расшифровать. Дешифровку выполнил профессор Ричард Штайнер из нью-йоркского университета Ешивы. Оказалось, что эти тексты написаны на языке древних ханаанцев, на котором они говорили 5000 лет назад.

Письменностью Древнего Египта, по-видимому, пользовались и соседние народы, прежде всего, нубийцы. Вероятно, именно из нубийской письменности и произошла мероитская.

Другим потомком, возможно, является протобиблское и/или протосинайское письмо, из которого произошел финикийский алфавит.

В отличие от клинописи, египетское письмо не было заимствовано для записи текстов на других языках, однако многие ученые полагают, что оно, по-видимому, послужило основой для развития нового типа письма, разработанного применительно ко многим западносемитским языкам (финикийскому, древнееврейскому, арамейскому и др.).

Западносемитские племена жили недалеко от Египта и часто находились под властью египтян, в силу чего многие из них могли быть знакомы с египетским письмом. В западносемитских письменностях используется тот же принцип, что и в египетском фонетическом письме, а именно, на письме фиксируются только согласные звуки.

Предлагаем ознакомиться:  Видеть во сне живого человека мертвым к чему это

Если предположить, что при создании своего письма западные семиты исходили из египетского, то тогда они полностью пренебрегли, так сказать, внешней атрибутикой последнего – логограммами, детерминативами, двух- и трехсогласными знаками, – оставив только самое принципиальное, т.е. простейшие фонетические знаки, обозначавшие один согласный.

(Истрин. Развитие письма)

Мероитский язык – язык надписей Мероитского царства на Среднем Ниле (в районе слияния Белого и Голубого Нила) 2-й половины 1-го тыс. до н. э. — 1—4 веков н. э [эпоха Рима]. Предположительно относится к нило-сахарским языкам. Надписи выполнены двумя разновидностями алфавитного мероитского письма, восходящего к египетскому.

Мероитские памятники изданы Лепсиусом (в “Denkm a ler”, V); описание см. у Розова, “Христианская Нубия”; Sch a fer, “Nubische Namen bei d. Klassikern”. Попытку разбора надписей (не окончена) сделал Бругш, в “Aegypt. Zeitschriften”, 1887 г.

Хронология мероитской истории:

  • -2400: начало царства Керма [почти Джерма ], в котором, возможно, говорили на прамероитском языке
  • -2000: князья Куша и Саи, возможно, имеющие прамероитские имена
  • -1500: первые реальные следы мероитского языка (имена военачальников, передаваемые египетскими иероглифами); конец царства керма. Начало египетской колонизации.
  • -1000: Конец египетской колонизации.
  • -700: XXV династия; культурный язык опять египетский, но имена фараонов мероитские.
  • -200: первые следы мероитского письма;
  • 420: последние известные мероитские письмена; мероитский язык дал начало нубийскому

Мероэ (гр. Meroe:) – полуостров между Бар-эль-Азреком и Атбарой (по-египетски Беруи и Меруау). На правом берегу Нила, в 83 верстах от устья Атбары, лежал город Мероэ. бывший столицей эфиопского царства в персидское, птолемеевское и римское время и служивший иногда резиденцией царям и в более ранний период.

По имени его и эта эпоха истории Эфиопии называется мероитской. Перенесение столицы было вызвано, вероятно, желанием выбраться из тесной долины в обширные степи Сеннаара [Междуречья?!] и Кордофана; последствиями его было выступление мало-помалу на первый план варварского элемента и забвение египетской культуры.

Предлагаем ознакомиться:  Что означает частое совпадение одинаковых чисел на часах

Последние известия о Мероэ относятся к 3 веку после Р. Х. он пал под ударом блеммиев. От мероитского периода сохранилось довольно много надписей, как иероглифических, так и курсивных, напоминающих демотические; последние еще не разобраны ; язык их, кажется, нубийский. На месте города – развалины храмов и пирамиды, напоминающие гробницы среднего царства.

Мероитский алфавит и мероитский язык Нубия

Геродот сообщает о существовании в Мероэ оракула Амона (Зевса) и о почитании здесь Амона и Осириса. Впрочем, его Мероэ слишком близко к Египту; может быть, он имеет в виду другой город, современный Meraui. Вероятно, об этом пункте упоминает Август в “Monum. Ancyranum”, как о “ближайшем к Напате”, до которого доходили его завоевания.

Нубия поставляла в древний Египет золото, наемников, рабов, слоновую кость, ладан, эбеновое дерево. С эпохи древних царств Нубия играла важную роль в истории Египта. Находилась она под властью Египта. В новом царстве случилось все наоборот, Египет был завоеван нубийцами. В ответ на это римляне разрушили столицу нубийцев – Напату. Но нубийцы потом построили новую – Мероэ. В 4 веке нашей эры Мероитское царство завоевали аксумиты.

Новое царство обеспечило Нубии относительное процветание, затрагивавшее, возможно, только верхние слои общества, подвергшиеся “египтизации”. Нубия приносила Египту высокие доходы. В Позднюю эпоху отношения Египта и Нубии кардинально изменились. Накануне воцарения в Египте XXV династии, в Нубии между Напатой и Донголой возникло быстро расцветшее независимое княжество.

Власть нубийцев над Египтом продержалась до завоевания этой страны ассирийцами. Последний царь XXV династии Танутамон, правивший в 664-656 гг. до н. э. [перед Давидом], вернулся в свою столицу в Напате. Неудача нубийцев, которую они потерпели в качестве правителей Египта, существенно повлияла на формирование первого независимого государства в среднем течении Нила.

Археологически засвидетельствован поход мероитской армии в Египет в 24 г. до н. э. Нубийцы тогда захватили Филэ и Элефантину и привезли в свою столицу колоссальную бронзовую статую Августа, помещенную в наосе на высоком пьедестале, сооруженном специально для этой цели. Видимо, это было сделано после подписания мира между Августом и Мероэ в 23 г. до н. э.

Мероэ – первая крупная африканская цивилизация, напрямую связанная со средиземноморской культурой [в чем причина? мероитцы – ассимилированные европейцы – гараманты или арии ?] и находившаяся под влиянием египетского искусства.

Предлагаем ознакомиться:  Фото цветка тещин язык приметы значение растения

Мероитский алфавит и мероитский язык Нубия

В Нубии процветало не только государство Мероэ. В том же регионе, у четвертых порогов возвышается священный комплекс Мусавварат-эс-Суфра. раскопки и частичная реконструкция которого проводились экспедицией Берлинского университета Гумбольдта под руководством Ф. Хинце. Помимо главного священного комплекса, принадлежность которого до сих пор не установлена, и который был основан еще до перенесения столицы в Мероэ, заслуживает внимания храм Львов, построенный в конце 3 века до н. э.

Блеммии (маджаи древнеегипетских источников [иранцы]?) — воинственные кочевники, населявшие с древнейших времен Восточную пустыню, в середине 3 века начали продвигаться в долину Нила. Во времена Силко блеммиям принадлежал район от Талмиса до Примиса. Нубады (очевидно, “красные ноба” надписей Эзаны), переселившиеся в долину Нила из района оазиса Эль-Харга на рубеже 3-4 веков, занимали территорию от блеммиев до третьего порога.

Блеммии (или блеммийцы – греч. blemmyes, коптск. belehmu — слепые, эф. bega) – кочевой народ хамитического происхождения, населявший территорию на правом берегу Нила – Восточную (Нубийскую) пустыню, потомки маджаев (упомянутых в древнеегипетских текстах), предки беджа [современный северно-кушитский ) народ.

https://www.youtube.com/watch?v=9GhFiVEpQ2w

Этот ливийский разбойнический народ на юге и западе [?] от Египта боялись даже римские императоры, так что Диоклециан старался обезопасить себя от них посредством дани и уступки земли. Затем при Диоклетиане блеммии изгнаны с Нильской долины в области южнее Сиены (ныне Асуан). В последующие столетия блеммии оставались язычниками и производили опустошительные набеги на Египет. Остается открытым вопрос, с каким нубийским племенем эпохи фараонов блеммиев можно идентифицировать. [Из энциклопедий]


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector