08.08.2019      8      0
 

Глава 3.6 медитативные техники


Разогревающие игры и психотехники

Для того, чтобы запустить
двигатель автомобиля, необходим стартер;
для того, чтобы задать динамику тренинга,
нужны специальные разогревающие игры.
Каждый день тренинга, да и каждое
тренинговое занятие следует начинать
с некоторых процедур, погружающих
участников в особую игровую атмосферу
тренинга, позволяющих быстро и без
усилий настроиться на специфичную
групповую работу.

Особенно большое
значение имеет этап разогрева на самом
первом тренинговом занятии – здесь он
может длиться до нескольких часов.
Разогревающих игр очень много. Часто
ведущие используют хорошо известные
детские подвижные игры, эффективность
которых для разогрева не вызывает
сомнений уже хотя бы потому, что они
безотказно вызывают у участников
резонанс детских воспоминаний и чувств.

Иногда игры, предлагаемые
ведущим в начале занятия, выполняют не
только функцию разогрева, но и становятся
“мостиком” к теме занятия и к тем
проблемам, на которые хочет обратить
внимание ведущий. Однако не стоит
разогревающие процедуры перегружать
глубинными смыслами, на начальном этане
важно подготовить почву для последующей
продуктивной работы.

В этой главе мы приведем
несколько примеров разогревающих игр
и психотехник. Интересующиеся смогут
подобрать немало таких процедур в
литературе, указанной в конце книги.

Знакомство

Ниже мы опишем варианты
проведения процедуры знакомства в
начале работы группы, также относящиеся
к разогревающим психотехникам. Некоторые
из этих вариантов достаточно хорошо
известны, другие являются авторскими
разработками.

— Нам предстоит большая
совместная работа, а потому нужно
познакомиться и запомнить имена друг
друга. В тренинге нам предоставляется
шикарная возможность, обычно недоступная
в реальной жизни, – выбрать себе имя.
Ведь часто бывает: кому-то не очень
нравится имя, данное ему родителями;
кого-то не устраивает форма обращения,
привычная для окружающих, – скажем, все
вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется,
чтобы к ней обращались “Леночка”
или “Ленуля” или особенно необычно
и ласково, как обращалась мама в детстве.

Некоторым но душе, если их называют по
отчеству без имени – Петрович, Михалыч.
А кто-то втайне мечтает о красивом имени,
которое носит его кумир. Есть люди,
которые имели в детстве забавную кличку
и были бы не против, чтобы и сейчас в
неформальной обстановке к ним обращались
именно так. У вас есть тридцать секунд
для того, чтобы подумать и выбрать для
себя игровое имя. Все остальные члены
группы – и ведущие тоже – в течение
всего тренинга будут обращаться к вам
только по этому имени.

Такое
предложение вызывает оживление и улыбки.
Некоторые сразу же задают вопрос о том,
можно ли оставить свое собственное имя,
которое его носителя вполне устраивает.
Безусловно, человек вправе оставить за
собой любое имя. В тренинге бывали
случаи, когда кто-либо из участников
требовал, чтобы к нему обращались по
имени и отчеству.

Ведущий и в этом случае
не возражает. Опыт показывает, что если
все остальные участники выбирают для
себя не совсем обычные игровые имена,
то участник, к которому все вынуждены
обращаться официально, скоро начинает
испытывать некоторый дискомфорт. Иногда
уже к концу первого дня работы он
обращается к ведущему и группе с
предложением изменить свое имя.

Такое
право сохраняется за всеми участниками.
Интересно, что использование игрового
имени в тренинге не только сразу задает
определенную игровую условность
происходящему в группе и готовит
участников к выходу за пределы житейски
ограниченной реальности, но и cnoco6cmвуem
развитию рефлексивных процессов.

— А теперь представимся
друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу
и прочно запомнить все игровые имена.
Наше представление будет организовано
так: первый участник называет свое имя,
второй – имя предыдущего и свое, третий
– имена двух предыдущих и свое и т. д.
Последний, таким образом, должен назвать
имена всех членов группы, сидящих перед
ним.

Записывать имена нельзя – только
запоминать. Эта процедура называется
“Баранья голова”. Почему? Если вы,
называя своих партнеров, забыли чье-то
имя, то произносите “баранья голова”
– конечно, имея в виду себя, а не того,
кого забыли. Дополнительное условие –
называя имя человека, обязательно
посмотреть ему в глаза.

Большое
значение имеет то, какое имя предлагает
первый из участников: если он не побоялся
рискнуть, то и другие выберут необычные,
яркие имена. Обычно представление
происходит по кругу по часовой стрелке
и начинается с участника, сидящего слева
от ведущего. Таким образом ведущий
оказывается человеком, завершающим
представление и вынужденным назвать
имена всех участников группы.

Если
группа велика, то сделать это не так-то
легко, однако успешное выполнение
задания мощно работает на авторитет
тренера. На наш взгляд, вполне приемлема
ситуация, когда на предварительной
встрече с группой ведущий может быть
представлен официально, со всеми
регалиями и степенями, а во время
“Бараньей головы” он сообщает свое
игровое имя, по которому просит к нему
обращаться.

Если в
группе собрались люди, ранее уже знакомые
друг с другом, например, сослуживцы, то
ведущему лучше настоять на использовании
нетрадиционных игровых имен, чтобы не
включались стереотипы привычных
служебных отношений.

Процедура “Баранья
голова” может использоваться как
разогревающая игра в начале каждого
нового дня работы: мри этом к своему
имени каждый участник добавляет каждый
раз еще по одному слову или словосочетанию,
например, на темы “Моя мечта”, “Мое
самое большое достоинство”, “Предмет
моей гордости” и т. п.

Заметим, что в этой
игре не следует предлагать такие темы,
как “Мой недостаток” или “Моя
главная жизненная проблема”.
Многократное повторение участниками
имен друг друга в сочетании с называнием
проблемы приобретает значение
коллективного внушения и закрепления
этой связи не только в голове самого
участника, но и в головах всех остальных.
Поэтому гораздо лучше, если многократно
прозвучат имена и достоинства людей и
произойдет “якорение” на позитиве.

Вариант
II. “Наши имена”.
Ведущий предлагает всем участникам
группы встать в круг. Каждый по очереди
делает шаг к центру круга и произносит
свое имя в той форме, которая ему самому
особенно нравится. После этого по сигналу
ведущего все тоже делают шаг к центру
и повторяют его имя. Сам участник не
двигается и молча наблюдает за этим.

Вариант
III. “Имя-движение”.
Участники группы, как и в предыдущих
вариантах, по очереди произносят свои
игровые имена, но сопровождают их
определенным движением рук, может быть,
характерным для себя жестом. Затем все
хором называют имя очередного участника
и повторяют его жест.

— Сейчас мы разобьемся
на пары. Дается десять минут на то, чтобы
вы рассказали друг другу о себе как
можно подробнее – ведь вам предстоит
представлять своего партнера группе.
Постарайтесь получить как можно больше
разносторонней информации о своем
партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили
в самопрезентации следующие самые
важные вопросы:

  • чего я жду от работы
    в тренинге;

  • что я ценю в самом
    себе;

  • предмет моей гордости;

  • что я умею делать лучше
    всего.

— Презентации будут
происходить следующим образом: один из
членов пары сидит на стуле, второй встает
за его спиной, положив первому руки на
плечи. Стоящий будет говорить от лица
сидящего, называя себя именем своею
партнера. В течение одной минуты –
строго одной минуты, не больше и меньше!
– стоящий говорит, играя роль сидящего.

Ровно через минуту я прерву монолог;
если кто-то закончит раньше, мы будем
молчать, пока не истечет отведенная на
выступление минута. Таким образом, ваша
задача -построить свою презентацию так,
чтобы она длилась точно шестьдесят
секунд. После этого любой член группы
– и я в том числе имеет право задать
выступающему любые вопросы, на которые
тот должен отвечать также от лица
сидящего.

Какие качества ты
наиболее ценишь в людях?

Что ты считаешь самым
отвратительным?

Есть ли человек, который
оказал сильное влияние на твою. жизнь?
Кто он?

Назови твое самое
заветное желание.

Чего бы тебе хотелось
добиться в жизни? И т.п.

Курсовая работа: Групповая дискуссия один из основных тренинговых методов

1   …   14   15   16   17   18   19   20   21   …   25

^

  • Общее представление о медитации
  • Медитации-визуализации как метод психологического тренинга
  • Общие правила применения медитативных техник

Общее представление о медитации

Как уже говорилось выше, по нашему мнению, медитации в настоящее время должны считаться полноправными тренинговыми методами и ввиду их широкого распространения, и ввиду их эффективности в групповой работе. Впрочем, нельзя не оговориться: в строгом смысле не все «медитативные» техники, применяемые в тренинговых группах различных направлений, являются собственно медитациями. В изначальном своем значении медитация – это система духовной практики, которая позволяет приблизиться к центру своего Я и тем самым принять на себя ответственность за содержание своих мыслей. Шри Бхагаван Раджниш в своей «Оранжевой книге» пишет: «Медитация – это не-деяние, это состояние вне воли. Это расслабление… В медитации не требуется никаких логических операций или выводов, вы не делаете ничего особенного – вы просто есть… Не нужно тащить траву из земли – придет весна, и трава сама вырастет. Медитация это состояние, когда даете жизни идти своим естественным чередом – не направляя ее, не контролируя, не манипулируя, не навязывая ей никакой своей дисциплины. Это состояние естественной спонтанности и есть медитация».

Эта система духовной практики родилась на Востоке и принадлежит Востоку. Европейцы и американцы различными способами пытались «врастить» ее в свою культуру. Не все эти способы оказались удачными. Наиболее успешной «европеизированной» модификацией восточных медитативных и телесных техник, пожалуй, можно считать метод аутотренинга Шульца.

В современных психологических тренингах используется большое количество техник, основанных на релаксации, методах «исконной» медитации, элементах аутотренинга, суггестивных и аутосуггестивных приемах. Достаточно часто эти техники обозначают словом «медитативные». Результаты применения подобных техник носят разные названия: трансовые состояния, состояния измененного сознания, суггестивное погружение и пр. Некоторые психотерапевты не мудрствуя лукаво говорят просто о психологических упражнениях по визуализации. Мы называем такого рода методы медитациями-визуализациями, поскольку практически всегда они связаны с созданием зрительных образов.

^

Представляется целесообразным заботиться о том, чтобы в тренингах развития самосознания психотехники такого рода не приводили участников группы в гипнотическое состояние – в противном случае мы будем иметь дело не с развивающим тренингом, а с методом директивной психотерапии, которым может заниматься только специалист соответствующего профиля. Практический психолог, не имеющий медицинского образования, по нашему мнению (не претендующему однако на абсолютную истинность), должен, как черт от ладана, бежать от методов работы, в которых он некомпетентен. А когда дело касается гипнотических техник (в широком смысле применяемых нами постоянно, даже в быту), психолог обязан быть вдвойне осторожным.

В каждой такой психотехнике можно выделить три структурные части: психологические воздействия, направленные на релаксацию участников и переход к спокойному, неконцентрированному состоянию сознания; задаваемые ведущим визуализации; постепенный выход из расслабленного состояния. Термин «медитации-визуализации» в общем-то нельзя считать очень удачным, поскольку подобные психотехники обычно включают в себя не только зрительные системы, но и аудиальные, и кинестетические; иначе говоря, эффектом такой работы может стать «фильм», в котором участвует сам человек, или даже ощущение погружения в некую новую реальность, нечто вроде яркого сна, задействующего все модальности восприятия (поэтому некоторые психотерапевты называют эти состояния трансовыми – мы избегаем употребления слова «транс», дабы не приводить в трепет непосвященных, мгновенно ассоциирующих «трансовое» с «мистическим»).

Относительно описываемых ниже медитаций-визуализаций следует сказать следующее: их применение не требует каких-то особенных узкоспециальных профессиональных навыков, но все же желательным является прохождение хотя бы краткосрочного обучения, дабы не нарушить святую заповедь «Не навреди!».

^

Чтобы не повторяться в дальнейшем, сделаем ряд замечаний, общих для всех подобных упражнений.

Каждая такая психотехника сама по себе занимает 15-20 минут. Именно на это время должны быть рассчитаны сопровождающие голос ведущего музыкальные отрывки (обычно это специальная музыка для медитаций и релаксаций). До начала упражнения ведущий должен позаботится о том, чтобы ничто не помешало его проведению (если за окном комнаты, в которой проходит тренинг, дорожные рабочие как раз собираются действовать отбойным молотком, то ведущий может смело гарантировать себе стопроцентный провал этой психотехники). Для проведения медитаций и телесно-ориентированных упражнений в тренинговой комнате должны быть предусмотрены маты или чистые и достаточно мягкие ковровые покрытия.

Ведущий предупреждает, что не нужно изо всех сил стараться следовать тому зрительному ряду, который будет задаваться в упражнении. Если образы, о которых он станет говорить, появятся без особых усилий со стороны участников и им легко будет следовать – замечательно. Если возникнут другие картинки – ничего страшного. Смотрите на них. Если вообще ничего не возникнет – можно просто думать, что где-то есть то, о чем говорится. Нужно отдаться своим ощущениям и плыть на их волнах, не пытаясь действовать. Излишнее старание, сознательные волевые усилия могут только разрушить необходимое состояние и помешать погружению в медитацию.

Проведение подобных психотехник может спровоцировать переход ведущего в психологическую позицию «сверху» и предоставить ему возможность использования директивных (даже авторитарных) методов воздействия.

Будь умным!

Если его задача состоит в том, чтобы избежать такого резкого изменения статуса, то в комментариях к упражнению нужно сделать особый акцент на обучающем характере предлагаемых медитаций, подчеркнуть, что участники смогут самостоятельно применять эти техники в дальнейшем, приблизительно запомнив текст самовнушений.

Во время медитации-визуализации участники либо лежат на спине, либо сидят в «позе кучера» на стульях. Поза должна быть удобной, такой, чтобы во время упражнения не появилось желания шевелиться, чтобы сменить ее. Глаза закрыты. Те участники, которые не желают принимать участие в этой психотехнике (а такие бывают; обычно это люди, имеющие отрицательный опыт внушающих воздействий – бывшие телепациенты Кашпировского, экс-ученики новоявленных «гуру» и клиенты разномастных «магов»), просто сидят тихо на своих местах, не мешая остальным. Иногда случается, что во время следующей медитации-визуализации они рискуют (и обычно успешно) присоединиться к своим товарищам по группе. Произнося текст психотехники, ведущий должен зорко следить за внешними проявлениями состояния участников группы, чтобы вовремя заметить неадекватные реакции, если таковые случатся.

У текстов упражнений по медитации-визуализации есть некоторые особенности, о которых нужно помнить при воспроизведении известных или конструировании новых формулировок. Во-первых, везде применяется настоящее время (за исключением специальных установок на позитивное самочувствие по окончании упражнения). Во-вторых, все воздействия должны содержать позитивный настрой – для этого следует избегать употребления отрицательной частицы «не», все предложения должны звучать утверждающе. В-третьих, отрицательные эффекты могут иметь формулы, вызывающие ощущение тяжести в мышцах, поэтому, на наш взгляд, лучше говорить о тепле, вялости, расслабленности.

По окончании процедуры обязательно получение обратной связи от каждого из членов группы. Желателен подробный отчет об ощущениях во время медитации, о возникавших образах, об актуальном состоянии. Каких только рассказов вы не услышите от своих клиентов! Некоторые из них совершают такие путешествия, испытывают такие яркие впечатления, получают так много интересной, а порой просто загадочной информации, что ни один сон не сможет с этим сравниться.

Вместе с тем может обнаружиться и обратный полюс: кое-кто из участников признается, что промучился от скуки все пятнадцать минут, с нетерпением ожидая конца упражнения, поскольку ничего не чувствовал и ничего не видел. Кто-то откровенно заснул при первых «гипнотических» словах ведущего, используя возможность «добрать» не доставшееся накануне ночью, и мирно просопел до команды открыть глаза. В вашей группе могут оказаться люди с высокой степенью тревожности, а то и выраженные невротики. У них даже самые безобидные визуальные установки ведущего иногда провоцируют мрачные или кошмарные видения. Если вашей целью не является направленная психотерапевтическая работа с ними, то можно просто предложить им не участвовать в дальнейших медитациях. У одного-двух участников такие упражнения могут вызвать учащенное сердцебиение и/или головную боль. Часто это гипертоники – им также не стоит принимать участие в медитациях. Кроме того, причиной отрицательных реакций может быть излишне быстрое выведение из расслабленного состояния. Ведущему следует учесть этот факт.

Несмотря на возможность перечисленных негативных проявлений (утешьтесь тем, что они – не такое уж частое явление) у подавляющего большинства участников группы – при правильном проведении ведущим медитаций-визуализаций возникает ощущение хорошего отдыха, бодрости, восстановленных сил. Поэтому указанные техники могут быть применены не только в своих специфических целях, предусмотренных ведущим, но и в качестве общего средства снятия физического и психического напряжения, утомления, стрессовых реакций. Участникам групп обычно очень нравятся подобные процедуры – в четырех-пятидневном тренинге медитации-визуализации можно проводить ежедневно, а в длительных тренингах (12-15 дней) – вполне приемлемо и дважды в день, особенно при сильной утомляемости участников группы.

^

  1. Кому принадлежит приведенная ниже цитата: «Не нужно тащить траву из земли – придет весна, и трава сама вырастет.

    Медитация – это состояние, когда даете жизни идти своим естественным чередом – не направляя ее, не контролируя, не манипулируя, не навязывая ей никакой своей дисциплины»?

  2. Какие психотехники, содержательно близкие к методике медитации, используются в европейских психологических школах.
  3. Можно ли считать медитации гипнотическими техниками? Почему? Насколько, по вашему мнению, правомерно использование гипноза в психологических тренингах?
  4. Какие структурные части выделяются в медитативных техниках? Раскройте их содержание.
  5. Верно или неверно, по вашему мнению, высказывание:
    1. Практический психолог, не имеющий медицинского образования, не имеет права пользоваться ни одной техникой, содержащей элементы суггестии.
    2. Психологического образования достаточно для того, чтобы применять в практической работе медитации, аутотренинг, релаксационные техники.
    3. Психолог, практикующий медитации, должен обязательно иметь документ (сертификат), свидетельствующий о прохождении специального обучения и дающий право на применение суггестивных методов.
  6. Вставьте нужное слово – «может» или «не может» – в следующее высказывание: «Проведение подобных психотехник (медитаций)………. спровоцировать переход ведущего в психологическую позицию «сверху» и открыть ему возможность использования директивных (авторитарных) методов воздействия».
  7. Опишите внешние условия, необходимые для успешного проведения медитаций-визуализаций.
  8. Следует ли настаивать на строгом следовании участников группы за инструкцией ведущего и вызывании образов, обязательно совпадающих с предлагаемыми им?
  9. Возможны ли негативные переживания участников при проведении медитаций-визуализаций?
  10. Перечислите важнейшие особенности формулировок, используемых в тексте упражнений по медитациям-визуализациям.
  11. В каких целях могут использоваться медитации-визуализации в психологических тренингах развития самосознания?
  12. Является ли обязательным подробный опрос участников о самочувствии и получение обратной связи после медитаций-визуализаций?

^

Предлагаем ознакомиться:  Значение имени Дарина для девочки и женщины Полный анализ имени

Будь умным!

Если его задача состоит в том, чтобы избежать такого резкого изменения статуса, то в комментариях к упражнению нужно сделать особый акцент на обучающем характере предлагаемых медитаций, подчеркнуть, что участники смогут самостоятельно применять эти техники в дальнейшем, приблизительно запомнив текст самовнушений.

Во время медитации-визуализации участники либо лежат на спине, либо сидят в «позе кучера» на стульях. Поза должна быть удобной, такой, чтобы во время упражнения не появилось желания шевелиться, чтобы сменить ее. Глаза закрыты. Те участники, которые не желают принимать участие в этой психотехнике (а такие бывают;

обычно это люди, имеющие отрицательный опыт внушающих воздействий – бывшие телепациенты Кашпировского, экс-ученики новоявленных «гуру» и клиенты разномастных «магов»), просто сидят тихо на своих местах, не мешая остальным. Иногда случается, что во время следующей медитации-визуализации они рискуют (и обычно успешно) присоединиться к своим товарищам по группе.

У текстов упражнений по медитации-визуализации есть некоторые особенности, о которых нужно помнить при воспроизведении известных или конструировании новых формулировок. Во-первых, везде применяется настоящее время (за исключением специальных установок на позитивное самочувствие по окончании упражнения).

Во-вторых, все воздействия должны содержать позитивный настрой – для этого следует избегать употребления отрицательной частицы «не», все предложения должны звучать утверждающе. В-третьих, отрицательные эффекты могут иметь формулы, вызывающие ощущение тяжести в мышцах, поэтому, на наш взгляд, лучше говорить о тепле, вялости, расслабленности.

По окончании процедуры обязательно получение обратной связи от каждого из членов группы. Желателен подробный отчет об ощущениях во время медитации, о возникавших образах, об актуальном состоянии. Каких только рассказов вы не услышите от своих клиентов! Некоторые из них совершают такие путешествия, испытывают такие яркие впечатления, получают так много интересной, а порой просто загадочной информации, что ни один сон не сможет с этим сравниться.

Вместе с тем может обнаружиться и обратный полюс: кое-кто из участников признается, что промучился от скуки все пятнадцать минут, с нетерпением ожидая конца упражнения, поскольку ничего не чувствовал и ничего не видел. Кто-то откровенно заснул при первых «гипнотических» словах ведущего, используя возможность «добрать» не доставшееся накануне ночью, и мирно просопел до команды открыть глаза.

В вашей группе могут оказаться люди с высокой степенью тревожности, а то и выраженные невротики. У них даже самые безобидные визуальные установки ведущего иногда провоцируют мрачные или кошмарные видения. Если вашей целью не является направленная психотерапевтическая работа с ними, то можно просто предложить им не участвовать в дальнейших медитациях.

У одного-двух участников такие упражнения могут вызвать учащенное сердцебиение и/или головную боль. Часто это гипертоники – им также не стоит принимать участие в медитациях. Кроме того, причиной отрицательных реакций может быть излишне быстрое выведение из расслабленного состояния. Ведущему следует учесть этот факт.

Несмотря на возможность перечисленных негативных проявлений (утешьтесь тем, что они – не такое уж частое явление) у подавляющего большинства участников группы – при правильном проведении ведущим медитаций-визуализаций возникает ощущение хорошего отдыха, бодрости, восстановленных сил. Поэтому указанные техники могут быть применены не только в своих специфических целях, предусмотренных ведущим, но и в качестве общего средства снятия физического и психического напряжения, утомления, стрессовых реакций.

  1. Кому принадлежит приведенная ниже цитата: «Не нужно тащить траву из земли – придет весна, и трава сама вырастет.

    Медитация – это состояние, когда даете жизни идти своим естественным чередом – не направляя ее, не контролируя, не манипулируя, не навязывая ей никакой своей дисциплины»?

  2. Какие психотехники, содержательно близкие к методике медитации, используются в европейских психологических школах.
  3. Можно ли считать медитации гипнотическими техниками? Почему? Насколько, по вашему мнению, правомерно использование гипноза в психологических тренингах?
  4. Какие структурные части выделяются в медитативных техниках? Раскройте их содержание.
  5. Верно или неверно, по вашему мнению, высказывание:
    1. Практический психолог, не имеющий медицинского образования, не имеет права пользоваться ни одной техникой, содержащей элементы суггестии.
    2. Психологического образования достаточно для того, чтобы применять в практической работе медитации, аутотренинг, релаксационные техники.
    3. Психолог, практикующий медитации, должен обязательно иметь документ (сертификат), свидетельствующий о прохождении специального обучения и дающий право на применение суггестивных методов.
  6. Вставьте нужное слово – «может» или «не может» – в следующее высказывание: «Проведение подобных психотехник (медитаций)………. спровоцировать переход ведущего в психологическую позицию «сверху» и открыть ему возможность использования директивных (авторитарных) методов воздействия».
  7. Опишите внешние условия, необходимые для успешного проведения медитаций-визуализаций.
  8. Следует ли настаивать на строгом следовании участников группы за инструкцией ведущего и вызывании образов, обязательно совпадающих с предлагаемыми им?
  9. Возможны ли негативные переживания участников при проведении медитаций-визуализаций?
  10. Перечислите важнейшие особенности формулировок, используемых в тексте упражнений по медитациям-визуализациям.
  11. В каких целях могут использоваться медитации-визуализации в психологических тренингах развития самосознания?
  12. Является ли обязательным подробный опрос участников о самочувствии и получение обратной связи после медитаций-визуализаций?

Условия развития профессионального педагогического самосознания в тренинге

  • Переход
    самосознания на более высокий уровень
    как условие профессионального развития

  • Развитие
    самосознания как цель тренинга

  • Организационные
    аспекты комплектования групп и проведения
    занятий

  • Содержательные
    аспекты тренинговой программы развития
    профессионального самосознания

Переход
самосознания на более высокий уровень
как условие профессионального развития

Одной из важнейших
целей практически любого психологического
тренинга является развитие самосознания
его участников – об этом уже говорилось
выше. При этом речь должна идти не только
о самосознании в широком смысле как
иском личностном образовании, но и о
самосознании в приложении к конкретной
профессиональной деятельности, которой
занимаются участники группы.

Это особенно
важно, когда тренинг проводится с
коллективом сотрудников одного
предприятия или организации и преследует
цели, порождаемые проблемами совместной
профессиональной деятельности. В основе
организации тренинговой работы по
развитию самосознания лежат некоторые
теоретические положения. Разберем их
на примере изучения профессионального
педагогического труда.

В предложенной
Л. М. Митиной (1994) модели профессионального
развития учителя движущей силой является
процесс
саморазвития,
понимаемого как внутренняя
активность учителя по качественному
преобразованию себя самого, самоизменению.
Переживание противоречия отраженного
Я и Я-действующего
побуждает учителя к поиску новых
возможностей самоосуществления, к
осознанию тех характеристик собственной
личности, деятельности, общения, развитие
которых будет способствовать разрешению
этого противоречия.

Иначе говоря,
фундаментальным психологическим
условием творческой реализации педагогом
его собственных профессиональных целей
и ценностей является переход на более
высокий уровень развития профессионального
самосознания: противоречивое единство
Я-отраженного. Я-действующего и
Я-творческого задает и направляет
безграничный путь педагогического
самосовершенствования.

А каковы же психологические
условия развития самого профессионального
самосознания педагога? Мы придерживаемся
мнения, что развитие самосознания
неразрывно связано с преодолением
трудностей, возникающих перед педагогом
в его работе.

Употребляя
вместо термина “трудности”
термин “затруднения”,
А. К. Маркова определяет их как “субъективно
воспринимаемые человеком состояния
остановки или перерыва в деятельности,
столкновения с преградой или помехой,
невозможности перехода к следующему
звену деятельности”
(1993, с. 80). Главные затруднения учителя,
по мнению А. К.

Специфическими
трудностями учителя являются “проблемы
понимания и взаимодействия не просто
с другим человеком, а с развивающимся
человеком, а также необходимость
перестраивания типа педагогического
мышления в условиях быстрых социальных
изменений” (Там же, с. 81).

Предлагаем ознакомиться:  Филиппинская техника боя на палках

Очень важными являются
часто встречающиеся трудности педагога
в самоконтроле и самокоррекции своего
труда, которые выражаются в следующем:
недостаточная полнота и системность
психологических знаний, недостаточная
рефлексия и низкая критичность но
отношению к себе, когда учитель не видит
в самом себе причин, мешающих ему понять
ученика или влиять на него, не умеет
связать пробелы в обучении и воспитании
учащихся с недостатками своей собственной
работы.

Если
трудности преодолеваются неконструктивным
путем,
задействующим только механизм
психологической защиты, то в еще большей
степени фиксируются ригидные установки
и ценностные ориентации относительно
своей личности, своей педагогической
деятельности и общения. Напротив,
конструктивное
преодоление
трудностей стимулирует гибкое изменение
устаревших представлений о себе и своем
труде и обеспечивает переход на более
высокий уровень профессионального
самосознания педагога.

Можно предположить,
что сказанное выше об условиях
профессионального развития учителя и
развития его самосознания во многом
может быть отнесено и к другим
профессиональным группам, работающим
в сфере “человек человек”. Здесь
мы также сталкиваемся с необходимостью
целенаправленного и систематического
развития самосознания, перехода его на
более высокий уровень, что является
базовым условием профессионального
развития человека.

Развитие
самосознания как цель тренинга

Обратившись к проблеме
конкретных и эффективных методов,
позволяющих стимулировать расширение
и рост самосознания, и ознакомившись с
имеющимся в нашей стране и за рубежом
опытом, мы пришли к предположению о том,
что одной из наиболее удобных,
конструктивных, быстро действующих
форм психологической работы со
специалистами, чья деятельность связана
с активным общением, является специально
организованный тренинг развития
профессионального самосознания,
включающий помимо специальных
психотерапевтических и психокоррекционных
техник деловые и организационно-управленческие
игры, дискуссионные методы группового
принятия решений и т. д.

Поскольку большинство
существующих видов тренингов направлено
на снятие ограничений и преодоление
трудностей, мешающих оптимальному
развитию тех или иных сторон личности
и ее эффективной жизнедеятельности,
раскрытие внутренних потенциалов
человека и расширение его самосознания,
то именно тренинг позволяет реализовать
все необходимые психологические условия
развития профессионального и личностного
самосознания участников.

Теоретические положения,
изложенные выше, легли в основу
разработанной нами специальной
тренинговой программы, целью которой
являлось развитие профессионального
самосознания (50 часов). В качестве базовых
тренинговых методик были использованы
техники и приемы, применяемые в различных
психологических и психотерапевтических
школах – в гештальттерапии, психодраме,
нейролингвистическом программировании,
трансакционном анализе и групп-анализе,
телесно-ориентированной терапии и
арт-терапии. Кроме того, применялся ряд
авторских методик.

Следует оговориться,
что использование техник разных
психологических школ, имеющих кардинально
различающиеся, а порой и противоречащие
друг другу теоретические основания,
диктовалось не желанием демонстрировать
яркую компиляцию приемов, рассчитанных
на дешевый эффект, но не связанных единой
целью, а стремлением обогатить программу
наиболее действенными практическими
методиками, имеющими собственную
психокоррекционную ценность вне
зависимости от теоретического контекста
создавших их школ.

Основной
задачей
разработанного тренинга являлось
развитие
всех подструктур профессионального
самосознания – когнитивной (уточнение,
конкретизация и расширение системы
знаний о себе, своего Я-образа как
личности и профессионала), аффективной
(выработка позитивного самоотношения,
адекватное оценивание своих возможностей
и потенциалов) и поведенческой (закрепление
собственной Я-концепции в конкретных
ситуациях взаимодействия и общения,
отработка навыков эффективной
саморегуляции).

Организационные
аспекты комплектования групп и проведения
занятии

Важный момент, на
который следует обратить внимание, это
формирование тренинговых групп. Здесь
возможны два подхода: организация
“сборных” групп, в которых участвуют
специалисты из разных учреждений и
организаций (лица, обратившиеся за
психологической или психотерапевтической
помощью и не знакомые друг с другом),
или набор участников из одного коллектива,
например, из одной школы.

Как показывает
опыт работы с группами обоих видов,
второй вариант предпочтительнее в плане
устойчивости результатов тренинга,
повышения эффективности последующей
совместной работы участников и внедрения
инновационных технологий. Ведь если
человек, участвовавший в тренинге только
как один представитель от организации,
искренне стремится реализовать свой
раскрывшийся потенциал, а изменения,
происшедшие в нем, не согласуются с
нормами, ценностями и ролевыми ожиданиями,
присущими его “родному”
профессиональному коллективу, то
осуществлять профессиональное
саморазвитие в таких условиях ему будет
чрезвычайно трудно.

Напротив, если целая
группа сотрудников одного учреждения
участвовала в психологическом тренинге,
то она уже может стать в своем коллективе
своеобразным ядром, инициирующим
нововведения, ориентированным на работу
в гуманистической парадигме, способным
кардинально изменить обстановку в
организации.

Поэтому мы стремились
организовывать тренинги именно со
сложившимися профессиональными
коллективами (или хотя бы их частью). По
нашему мнению, целесообразно начинать
проведение тренингов с группами
административных работников, руководителей
высших звеньев в организации и директоров
(президентов фирм). Одной из целей
является создание мотивации руководителей
на принятие новой формы психологической
работы с сотрудниками их организаций.

Сами занятия лучше
всего проводить в специально подготовленных
помещениях, но ни в коем случае не на
месте работы участников группы. Для
проведения тренинга очень подходят
санатории, пансионаты, находящиеся за
пределами города. Если тренинг длится
5-6 и более дней, участники могут не только
жить и питаться в этих санаториях, но и
отдыхать, заниматься спортом и т. д.

Вообще во время тренинга-марафона не
рекомендуется уходить ночевать домой
(а в случае загородного санатория такой
соблазн у участников группы значительно
уменьшается). Такая рекомендация связана
с тем, что уход домой – “выпадение”
из контекста и атмосферы тренинга –
может затормозить групповую динамику,
а иногда и принести серьезный вред,
особенно если участники, нарушая принцип
конфиденциальности, рассказывают о
происходящем на занятии своим домашним
и наталкиваются на непонимание или
откровенные насмешки.

Медитации-визуализации как метод психологического тренинга

упорядочивание, обоснование и совместная оценка, полученной информации (оценки);

4. подведение итогов дискуссии — сопоставление полученных результатов с целями.

Понятно, что все процедурные моменты, представленные в каждой дискуссии, а так же время дискуссии, её интенсивность зависят от темы, целей и контингента участников (могут быть дискуссии с «открытым концом»).

Достижение согласия не всегда ставится целью дискуссии, прежде всего потому, что социальные ситуации проблемы таковы, что, как правило, не имеют единственной интерпретации или единственного решения — почти всегда возможны альтернативы.

1. сиюминутный результат в ходе обсуждения;

2. результат в течение групповых занятий;

3. отсроченный результат — лишь спустя более или менее продолжительный промежуток времени.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

Как проводить групповую дискуссию

Искусство дискуссии — это трудное ремесло, тьютор, однако, должен не только сам уметь участвовать в дискуссии, но и организовывать и вести групповую дискуссию. Главное, что необходимо помнить — дискуссия не просто последовательность монологов. Это один полилог, отдельные фрагменты которого связаны аргументацией его участников.

Выше мы уже видели, что всякая аргументация имеет три аспекта: содержательный, логический и коммуникативный. Т.е. человек должен воспринять то, что ему сообщают, понять это и принять предлагаемые тезисы, чтобы двигаться дальше. Одно из наиболее важных умений, которым должен обладать тьютор — умение организовать продуктивную групповую дискуссию.

Дискуссию можно считать продуктивной, только если в ходе нее вырабатывается некое новое содержание. Часто под продуктивностью понимают лишь освоение какой-либо части курса Но для менеджера представляется более важным понимать, почему группа действует так или иначе, почему работа зашла в тупик. Способность к анализу (рефлексии) и пониманию ошибок и затруднений в ходе групповой работы — основное качество эффективного менеджера.

Приобретение такого рода навыков тьютор часто не считает за результат и все внимание сосредоточивает на том, чтобы группа тщательно рассмотрела, например, концепцию Левина. При этом нередко реплики из группы, свидетельствующие о том, что работа идет не так успешно, как хотелось бы, рассматриваются как к делу не относящиеся и пресекаются.

Добиться эффективности дискуссии — задача не из легких. Одна из наиболее часто встречающихся на этом пути ловушек — опасность для группы ограничиться только обменом мнений. Это просто демонстрация своей позиции. Никто не поясняет, почему придерживается того или иного мнения, не подвергает сомнению своей позиции, не пытается понять, почему оппонент думает иначе.

Ничего нового не рождается. Каждый остается при своем мнении и глух к мнению других. Какова ценность такой дискуссии? Безусловно, участники группы получают богатую информацию о распределении позиций в группе. В случае несовпадения мнений могут возникать конфликты, которые выполняют мотивирующую роль, стимулируют желание участников группы высказаться, заявить свою позицию.

Дискуссия станет более продуктивной, если от спора о мнениях группа перейдет к высказыванию обоснованных суждений. Обоснованное суждение от мнения отличается наличием аргументов. «Почему я так считаю? „- вот вопрос, на который каждый участник группы должен ответить другим и, прежде всего, себе. Возможно, ответив на вопрос “почему», он изменит свое первоначальное мнение.

С аргументами уже можно работать. Можно оценивать их значимость и степень соответствия действительности, сравнивать их убедительность. Групповая дискуссия поднимется еще на ступень выше, если каждый участник и группа в целом задастся вопросом: «Откуда взялись эти аргументы?» Это уже процесс анализа и проблематизации оснований мнений (проблематизировать означает подвергать сомнению).

На данном этапе групповая дискуссия снова рискует зайти в тупик. Ценности у каждого свои и достаточно устойчивые. О ценностях не спорят, их понимают. Работа по изменению ценностей бывает кропотливой, неблагодарной и как правило внешне безрезультатной. Поэтому в большинстве случаев возможна лишь констатация факта существования тех или иных ценностей и более или менее полное понимание их сути.

Итак, для тьютора представляется важным постоянно отслеживать, на каком уровне проходит групповая дискуссия. Задача его — добиться продуктивности дискуссии, не позволив группе впасть в крайности — спорить о мнениях или ценностях. Средство от этих крайностей — почаще задавать себе и группе вопрос: ” Что мы сейчас делаем? Почему у нас это так получается?”

Заключение

Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).

Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

1 2   3   4   5   6   7   8   9   …   24

  • Сценарии
    тренинговых занятий

  • Алгоритмы
    и тренинговая работа

Сценарии
тренинговых занятий

Когда некоторые
специалисты-практики говорят о том, что
можно создать замечательный сценарий
занятия, который может транслироваться
и работать – то есть быть эффективным
независимо от особенностей личности
ведущего и специфики группы, это вызывает,
мягко говоря, недоумение. В общем-то в
нашей жизни и тем паче в психологической
практике все бывает – “На свете много
есть такого, друг Горацио, что и не
снилось нашим мудрецам!

“, но все-таки:
если бы созданный неким специалистом
один раз, апробированный на ряде групп
сценарий затем был бы “запущен в
серийное производство”, использовался
бы “под копирку” апологетами и,
невзирая на погодные условия, обеспечивал
бы всякий раз высшую степень эффективности
– то все! Можно умывать руки и закрывать
все исследовательские психологические
институты. А заодно и педагогические
вузы.

Были бы разом решены
все глобальные методологические,
методические, практические проблемы
психологии и педагогики. Потому как –
вот она, волшебная палочка, универсальный
инструмент “исправления” и
“выращивания” гармоничной личности.
Бери и пользуйся! И пойдут стройными
рядами актуализированные субъекты
саморазвития. Правда, из инкубатора…

Вспоминается чья-то
шутка об одном амбициозном поэте:
“Написал пять стихотворений о любви
– закрыл тему”.

Можно, конечно, помечтать:
вот гениальный педагог-новатор
подробнейшим образом описывает свои
уроки и даже демонстрирует их по
телевизору – сотни тысяч менее талантливых
учителей но всей стране тут же воспроизводят
эти уроки с точностью до запятой и
результат: в миллионах ленивых и туго
соображающих учащихся вдруг вспыхивает
неуемный огонь познания, и они личностно
растут прямо на глазах. Тут и там, как
грибы, множатся одаренности. Пара лет
– и создана новая формация людей, готовых
в принципе жить хоть при коммунизме.

Предлагаем ознакомиться:  Соединение Солнце-Меркурий в натальной карте

Каково? К сожалению (а
может, к счастью?), утопия. Пробовали уже
– и описывать, и демонстрировать, и
подражать. И не раз пробовали, особенно
с педагогами-новаторами, – не получается.
Делают вроде все, как учитель гений, ан
нет – вылезет не вовремя какой-нибудь
Вова Пупкин и жвачкой плюнет. И приходится
на него, родимого, орать и отвлекаться.
В общем, дети мешают. Без них так бы
замечательно внедрили талантливую
педагогическую технологию…

Так же обстоит дело и
со сценариями тренинговых занятий.

Нет волшебных сценариев,
нет универсальных инструментов, нет
чудодейственных рецептов, пригодных
на все случаи жизни. Потому что –
разговоры об уникальности личности
каждого человека, оскомину давно
набившие, не пустые. Потому что – мы и
в самом деле все разные: и ученики, и
учителя, и ведущие, и участники групп.

Поэтому и учат в
педагогических вузах и университетах
не тиражированию кем-то созданных планов
и сценариев занятий, а общим принципам
их создания, методологическим основаниям
и методическим приемам.

Алгоритмы
и тренинговая работа

Никто не сумел пока
создать алгоритм воспитания души.
Наверное, потому, что для каждой души
он свой, ведь душа у каждого развивается
по своему особому пути. Значит, психология
– не наука? Наука, конечно, поскольку
способна изучать общие закономерности,
механизмы и проявления психики. Но там,
где психология соприкасается с живой
конкретной душой, – там она из науки
превращается в искусство. А для искусства,
как известно, основное правило – это
приоритет исключений.

Практическая психология тренинга как искусство

Означает ли это, что в
искусстве нет алгоритмов? Разумеется,
не означает. Решая любую частную задачу
– в рамках своей глобальной сверхзадачи,
– художник, как и ученый, пользуется
определенными средствами, приемами,
представляющими собой известные
алгоритмы. Можно рискнуть и высказать
предположение, что создание произведения
искусства или научное открытие – это
результат новой комбинации известных
алгоритмов, помноженной на неожиданные
изменения в структуре какого-то алгоритма.

Точно так же происходит
и в практической психологии. Отсюда
понятна специфика работы ведущего
тренинговых групп, впрочем, как и любого
практического психолога: он должен
владеть значительным количеством
разнообразных алгоритмов (методов,
приемов) и уметь комбинировать эти
алгоритмы в самых разнообразных вариантах
в зависимости от обстоятельств его
деятельности (запроса заказчика, состава
группы, особенностей отдельных участников,
стадии группового процесса, последних
политических новостей…

направления
ветра, в конце концов). Но этого мало.
Если мы согласимся с тем, что деятельность
практического психолога сродни искусству,
то получается, что творчество – это
просто-напросто его профессиональная
обязанность. Стало быть, психолог должен
быть готов в любой момент забыть привычный
алгоритм и импровизировать, жонглируя
приемами, по ходу дела модифицируя
упражнения и изобретая новые.

Подобный уровень
профессионализма достигается только
на основе опыта и изначально заложенной
способности к творчеству. Чтобы виртуозно
“играть” приемами и упражнениями,
надо очень глубоко понимать их смысл,
прочувствовать их, то есть в каждом из
них пройти миг переживания. Тогда каждое
упражнение будет не сухим алгоритмом,
схемой действий, пошаговым планом – а
проживанием опыта, причем не только для
участников группы, но и для ведущего.

Проживая упражнение каждый раз вместе
с группой, ведущий каждый раз приобретает
новый опыт. Это не парадокс: психологические
игры и упражнения имеют удивительное
свойство, отличающее их от других
“способов структурирования времени”,
как сказал бы Э. Берн, повторение которых
не приносит ничего кроме скуки.

Их
содержание в любой момент готово блеснуть
новой, не виданной ранее драгоценной
гранью, повернуться неожиданной стороной.
Вы можете десятки раз использовать одно
и то же упражнение в разных группах,
даже почти не модернизируя его, и
обнаруживать в нем все новые смыслы –
эти великолепные жемчужины для украшения
личности.

Неисчерпаемость
содержания психологических игр и
упражнений как раз и есть площадка для
запуска творческого фейерверка группового
тренера. Тогда случается некий инсайт,
и творчески примененный прием дает
совсем не тот, что планировался ранее,
но еще более грандиозный эффект. И
ведущий чувствует крылья за спиной,
видит результативность своей работы и
осознает, что может сделать в своем
дневнике новую запись под скромной
рубрикой “методические находки”.

Но для этого нужно
хорошенько освоить уже созданные
алгоритмы, осознать хотя бы часть скрытых
в них смыслов, отработать их, увидеть
на практике, как они действуют именно
в ваших руках. И тогда – творите!
Пользуйтесь полученным инструментом
для достижения ваших целей, помня о
главном принципе: НЕ НАВРЕДИ!

Вопросы и задания
для самоконтроля

  1. Вставьте слово “можно”
    или “нельзя” в предложение:
    “Разработанные опытными ведущими
    сценарии тренинговых занятий……… в
    точности тиражировать в любой группе”.
    Объясните свою точку зрения.

  2. Почему практическую
    психологию можно считать сферой
    искусства? Согласны ли вы с этим мнением?
    Если нет, докажите обратное.

  3. Почему практическую
    психологию можно считать наукой?
    Согласны ли вы с этим мнением? Если нет,
    докажите обратное.

  4. Возможно ли в искусстве
    применение алгоритмов? А в практической
    психологии?

  5. Нужно ли практическому
    психологу овладевать системой методов,
    методик, приемов, техник, если его
    главный инструмент – собственная
    личность?

  6. Как вы думаете, почему
    во многих пособиях начинающему ведущему
    тренинга настоятельно рекомендуется
    все психотехники и упражнения вначале
    опробовать на себе?

ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры (Л. А. Петровская, 1982; Г. А. Ковалев, 1989; Т. С. Яценко, 1987 и др.).

Кроме того, исследователи – теоретики и практики тренингов – предлагают добавить к числу базовых методов тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства (Ю. Н. Емельянов, 1985), включающий. техники невербального взаимодействия, которые развивают восприимчивость к «языку тела».

Кратко охарактеризуем указанные базовые методы.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу «мозговой атаки»), и неструктурированных дискуссиях, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается. Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н. В. Семилетом предлагается рассматривать:

  • тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;
  • биографические, ориентированные на прошлый опыт;
  • интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, мри анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

Впрочем, для других направлений тренингов не меньшее значение приобретают игровые методы, которые включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансакционном анализе Э.

Берна.

Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты». Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.

Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством.

Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционном средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых методов в тренинговой работе действительно неисчерпаемы, отсюда такой большой интерес исследователей к организацнонно-деятельностным играм (А. А. Вербицкий, Ю. В.

Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.).

В следующий блок основных методов входят методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнении участники получают вербальную и невербальную информацию о том как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие.

Несколько особняком стоят методы телесно-ориентированной психотерапии, основателем которой является В.

Райх (W. Reich, 1960) В последнее время внимания практических психологов – ведущих тренинговых групп все больше привлекает этот вид терапии. Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).

Медитативные техники, по нашему мнению, тоже должны быть отнесены к тренинговым методам, поскольку опыт показывает полезность и. эффективность их применения в процессе групповой работы. Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции. Но на первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.

Некоторые из специалистов используют на тренингах трансовую суггестию – погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Что достигается за счет реализации комплекса суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза) тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем – 8-10 дней по 18-20 часов)» (А. П. Ситников, 1996 с 178)

Основные методы, используемые в психологическом тренинге, отражены на рисунке 4.

Рис. 4. Важнейшие тренинговое методы

Безусловно, важнейшим вопрос, возникающий при обсуждении правомерности использования суггестивных (в частности медитативных) техник. – этический. Поскольку внушение подразумевает некритическое восприятие сообщаемой информации реципиентом, то могут возникнуть обоснованные возражения против использования этих техник как жестко манипулятивных, что может противоречить гуманистическим установкам психолога или психотерапевта.

Соглашаясь с существованием опасности манипулирования группой со стороны ведущего, следует отметить, что, во-первых, техники внушения в практической психологии и психотерапии применяются давно и эффективно; во-вторых, доля этих методов в общем времени тренингов, как правило, мала: в-третьих, использование их подразумевает не только высокую квалификацию, но и высокий нравственный уровень психолога, ведущего группу;

Вообще говоря, нанести вред участникам группы может не только неосторожное или злонамеренное внушение, но и почти любое психологическое воздействие, производимое неумелым, низкоквалифицированным или преследующим эгоистические цели ведущим. А. Ф. Бондаренко, анализируя эту проблему, подчеркивает: «Так же как «этичность» выступает смысловым ядром семантического пространства Я, а духовность условием и атрибутом психотерапевтических воздействий и личностных изменении, забота об этике является не чем иным, как своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе» (1993, с. 65).

Отсюда понятно, почему такие высокие требования предъявляются к специалисту, берущему на себя ответственность организовывать тренинговый процесс, и почему настолько важным является скрупулезно продуманное составление тренинговой программы с учетом всех возможных последствий применения того или иного метода.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что такое групповая дискуссия как метод тренинговой работы?
  2. Назовите и охарактеризуйте виды групповой дискуссии:
    1. по степени организации процесса;
    2. по содержанию.
  3. Какие виды игр можно выделить в тренинге? Как вы сами оцениваете роль и значение игровых методов в тренинге?
  4. Что понимается под методами развития социальной перцепции?
  5. Среди конкретных психотехник сензитивного тренинга выделяют вербальные и невербальные. Как вы думаете, могут ли вербальные и невербальные упражнения преследовать и другие цели, помимо развития навыков социальной перцепции?
  6. Назовите основные подгруппы приемов, относящихся к методам телесно-ориентированной психотерапии.
  7. Какое понятие раскрывается и следующем определении: «….,. – погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков»?
  8. Правомерно ли использование в психологическом тренинге суггестивных (в частности медитативных) техник? Объясните почему.
  9. Какой важнейший вопрос связан с применением ведущим тренинговой группы «сильнодействующих» и манипулятивных психотехник?
  10. Согласны ли вы с утверждением Л. Ф. Бондаренко, что «… забота об этике является не чем иным, кик своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе»?

Глава 1.5

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   24


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector