07.05.2019      23      0
 

Практика Интегральной Йоги — Утренняя Роса


Введение

Постановка проблемы

Познание мира рано или поздно приводит человека к необходимости познания самого себя, ибо на разных уровнях своей природы он открывает различные грани Бытия. Таким образом, антропология объединяет в себе проблематику онтологии и гносеологии. Однако последняя невозможна без ответа на вопрос «Какова природа самого человека?».

Разрабатывая теорию своего духовного опыта, Ауробиндо Гхош (1872-1950), более известный под именем Шри Ауробиндо1, создал йогическую антропологию, в рамках которой человек и социальная реальность рассматриваются в контексте эволюции. Человек и мир соотносятся как микрокосмос и макрокосмос. Эволюция планетарного космоса привела к возникновению человека.

Но человек разумный – это не венец творения, а лишь переходное существо, так как эволюция продолжается: от разума к сверхразуму. Эволюция на индивидуальном уровне с помощью йоги (ибо йога – это способ концентрированной эволюции) приведет к эволюции на уровне вида, что неминуемо скажется на принципах социального устройства.

Такова в самых общих чертах антропология Шри Ауробиндо. Почему речь идет о ее реконструкции? Почему имеет смысл говорить о реконструкции его мировоззрения вообще? – Потому, что хотя Шри Ауробиндо прославлен, он практически неизвестен. Неизвестен как философ. Его знают как политика (борца за свободу Индии от колониальной зависимости), поэта (автора эпоса «Савитри» и других поэтических произведений), педагога (преподавателя правительственного колледжа в Бароде и ректора Бенгальского национального колледжа), филолога (открывшего тайный смысл Риг-веды), создателя интегральной йоги и даже аватара, но не философа.

Его сопоставляют с Патанджали, Шанкарой, Платоном, Марксом, Бергсоном, Тейяром де Шарденом, Хайдеггером, Юнгом, Уайтхедом, а его учение называют интегральной социологией, интегральным адвайтизмом или интегральной ведантой, и тем не менее парадокс остается: одни исследователи считают его тексты вершиной философской мысли XX в., а другие видят в них лишь бесформенное нагромождение интуитивных прозрений и бессмысленных построений.

Последнее мнение связано с тем, что в книгах Шри Ауробиндо много противоречий, а мысль (или композиция главы/книги) трудно улавливается в потоке речения. Основной корпус текстов был написан им для философского обозрения «Арья», которое издавалось с 1914 по 1921 год. В этот период вышли в свет «Жизнь Божественная», «Синтез йоги», «Эссе о Гите», «Тайна Веды», «Идеал человеческого единства», «Человеческий цикл».

Шри Ауробиндо писал несколько книг одновременно – по главе для каждого номера «Арьи». Поэтому в рамках одного номера или в смежных номерах можно проследить развитие какой-либо одной идеи, например – идеи сверхразума, разума или жизни. Такое параллельное изложение содержания одной и той же мысли теряется, когда главы различных работ сводятся в отдельные книги.

Противоречивость текстов Шри Ауробиндо связана и с тем, что они совмещают в себе редакции раннего и позднего периодов творчества (а значит разные идеи и разный терминологический аппарат). Так, «Жизнь Божественная» была переработана в 1939-1940 гг., а в 1948 г. вышел отредактированный «Синтез йоги» (изменения коснулись первой и второй частей).

Записи бесед Шри Ауробиндо со своими учениками (сделанные ими по памяти) тоже иногда умножают противоречия.

Среди последователей интегральной йоги распространено мнение, что Шри Ауробиндо в первую очередь поэт и лишь в последнюю философ. Отсюда следует, что для обретения духовного опыта нужно медитировать над строками «Савитри»2, а разбираться в философских тонкостях «Жизни Божественной» – пустая трата времени.

«Ох уж эта философия! Позвольте сообщить вам по секрету, что я никогда, никогда, никогда не был философом, хотя и писал философские произведения, – но это совсем другая история. Я знал весьма мало о философии до того, как стал практиковать Йогу и приехал в Пондишери, – я был поэтом и политиком, а не философом.

Как мне это удалось и почему? Во-первых, потому, что Поль Ришар предложил мне сотрудничать в философском обозрении, – а поскольку моя теория такова, что в соответствии с ней Йогин должен уметь приложить руки к любому делу, то я не слишком сопротивлялся; затем ему пришлось идти на войну, и он оставил меня в очень тяжелом положении: каждый месяц я должен был писать шестьдесят четыре страницы на темы философии, причем совершенно один.

«Во мне не было стремления к духовности, я развил духовность. Я не был склонен к метафизике – я развился в философа. У меня не было способностей к рисованию – я развил их с помощью йоги. Я преобразовал свою природу из того, чем она была, в то, чем она не была. Делал я это некоторым вполне определенным способом, а не с помощью чуда, и делал я это для того, чтобы показать, что можно сделать и как это может быть сделано» [10: 278; 27: 148].

Остается лишь добавить, что первое высказывание относится к 1934 году, а второе – к 1935-му.

С точки зрения Шри Ауробиндо, философия – это попытка объяснить человеческому разуму то, что находится за его пределами [8: 276]. Она необходима, но ее ограниченность связана с тем, что само мышление, направленное на вечность, происходит в рамках и условиях времени, то есть вне предмета своего постижения [33: 32].

Действительно, ментальный язык дробит в сознании реальность на слова, а слова выстраивает друг за другом, то есть в хронологической последовательности. Адекватная интенция мышления оказывается онтологически скованной временем, потому что именно в нем она и осуществляется. Познание вневременного в рамках времени становится фактически направленностью мышления на самое себя, на свое представление о реальности.

Метафизика как обращенность мысли на саму себя оказывается, в конечном счете, конструированием иллюзий, гипотетических моделей реальности. Такого рода познание может быть адекватным лишь при условии, что познаваемая в мышлении реальность обладает той же природой, что и мышление. В учении Шри Ауробиндо данное условие соблюдено быть не может, поскольку для него реальность превосходит природу мышления, ибо она сверхразумна. Быть философом – значит обладать способностью выражать во времени вечное, в мышлении – супра-ментальное.

Философия Шри Ауробиндо принципиально апостериорна: «Опыт и обобщение опыта я считаю истинной философией» [7: 103]. Под опытом здесь подразумевается не чувственный, а духовный, йогический опыт. Аристотель положил начало традиции рассматривать опыт как нечто низшее по отношению к знанию (или искусству).

Шри Ауробиндо придерживается иной точки зрения (и другой антропологической модели). Разум – инструмент, а не субъект познания. Разум может в равной степени обосновать противоположные точки зрения, он антиномичен и, следовательно, не ведет к истинному познанию во всей полноте. Сознание – истинный субъект познания.

Его само- и миропознание осуществляется в духовном опыте (не только сверхчувственном, но и независимом от волнения на поверхности субстанции разума). В нем мы познаем и «что», и «почему». Духовный опыт, в котором переживается тождество с истоком сущего, переводит нас за пределы феноменов и понятий непосредственно в суть вещей.

Предлагаем ознакомиться:  Что такое духовная практика

В философии Шри Ауробиндо мышление идет «по следам» сознания, действуя при этом в строго определенных пределах, но не теряя своего творческого импульса. Само Бытие, с его точки зрения, непознаваемо через мышление, ибо в йогическом опыте оно начинается там, где мышление заканчивается. Для Шри Ауробиндо «быть философом» совсем не означает «быть мыслителем».

Шри Ауробиндо отвергает не разум, а его бесконтрольную активность. Разум необходим, чтобы различать источники переживаний, создавать системы понимания и уточнять существующие карты опыта: «… чтобы быть настоящим мистиком, недостаточно отвергать разум и полагаться на источники мышления и действия, о которых не имеешь ни малейшего представления». Иначе можно превратиться в «инфрарационального мистика» [33: 947].

Язык описания опыта

Шри Ауробиндо уделял большое внимание терминологическому аппарату своей йоги (the language of this yoga) [26: 320, 943, 1021], поскольку его волновала проблема передачи духовного опыта. Ведь именно из-за того, что (по его словам) многие йогины были скверными философами и не могли сформулировать свой опыт в терминах разума, и возникло представление о его невыразимости [8: 275].

Но проблема передачи опыта была связана не только с отсутствием необходимых навыков работы с мыслью. В состоянии самадхи (когда сознание йогина возносится над планом разума) полностью отключается тот аспект сознания, который отвечает за вербализацию внутренних переживаний. Поэтому, выйдя из транса, йогин почти ничего не может поведать о своем опыте.

СТРУКТУРА ФРОНТАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ. ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Система понимания и описания опыта Шри Ауробиндо имплицитно присутствует во всех его текстах, но нигде в сжатом, так и хочется сказать «догматическом», виде она не представлена. Ее нужно реконструировать, чтобы понимать изнутри все производные от нее тексты. И здесь мы сразу попадаем в герменевтический круг: знание общего предполагает знание частного, и наоборот.

Итак, сначала опишем в самых общих чертах философию Шри Ауробиндо, затем перейдем к анализу ее терминологического аппарата и реконструкции, а в заключение нашего исследования снова обратимся к положениям общего характера.

*   *   *

Согласно Шри Ауробиндо, абсолют – это Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство). Она трансцендентна и супракосмична, а потому непроявлена.12 Ниргуна и Сагуна Брахман (абсолют как чистое Бытие и абсолют как Энергия) – ее аспекты, разделенные в космосе, но единые в Сат-Чит-Ананде.

Трансфизический космос проявлен. Причем вневременно.13 Он состоит из так называемых типических14 планов сознания, на которых обитают существа, не способные или не стремящиеся к эволюции. Последовательность космических (или универсальных, всеобщих) планов такова: подсознание, крайней степенью которого является бессознательное;

физическое сознание, наиболее грубым состоянием которого является материя; витальное сознание15; ментальное сознание и духовный разум (включающий в себя планы возвышенного разума, озаренного разума, план интуиции и план глобального разума). Сверхразум (супраментал) является связующим звеном между проявленным космосом и непроявленной Сат-Чит-Анандой. Собственно, супраментал и есть Сат-Чит-Ананда в аспекте энергии, воли. Он трансцендентен по своему источнику и космичен по области действия.

Через уже существующую структуру планов происходит инволюция супраментального сознания, которое самозаключает себя в бессознательном. Инволюция сменяется эволюцией, которая призвана раскрыть полноту Сат-Чит-Ананды на каждом из планов ее спектра. Таким образом, эволюция это не возвращение к источнику, не бегство из бессмысленного тварного мира, а раскрытие полноты Божественного сознания в условиях проявленного космоса.

В отличие от обитателей типических планов, человек включает в себя все предыдущие стадии, или планы, эволюции: материя, жизнь и разум индивидуализируются в его природе. Именно поэтому существа типических планов должны принять земное рождение (т.е. воплотиться в человеке), если хотят обрести освобождение в Брахмане.

Эволюция не закончилась с появлением человека, она продолжается. Человек (ману) – это разум (манас), следовательно, сверхчеловек – это сверхразум. Но для полноты божественной жизни ему необходимо обрести не только супраментальное сознание, но и супраментальное тело, которое станет инструментом, сосудом и храмом (shrine) Духа.

Именно эту задачу и ставит перед собой интегральная йога Шри Ауробиндо. Он полагает, что эта йога существует в самой природе вещей, поскольку сам Брахман интегрален, объединяя в себе множество состояний сознания. Стремясь к полноте реализации Божественного, последователь йоги Шри Ауробиндо также должен стать интегральным и всеохватывающим: «Быть и быть во всей полноте» [33: 36, 1023-1024].

Шри Ауробиндо называет свою йогу не только интегральной, но и супраментальной. Особенность йоги Шри Ауробиндо заключается в том, что в ней главную роль играет не восходящая, а нисходящая свыше Сила, преобразующая смертную природу человека в природу бессмертную. Это нисхождение происходит в результате концентрации сознания и его стремления достичь источника этой силы: «Супраментальная йога есть одновременное восхождение души к Богу и нисхождение божества (шакти. – А. В.) в воплощенную природу» [41: 193].

Аспекты сознания

В связи с учением об эволюции мира и человека центральное внимание Шри Ауробиндо уделяет йогической антропологии.

Казалось бы, при описании природы человека можно ограничиться перечислением планов материи, жизни и разума, но в текстах Шри Ауробиндо встречается более разработанная терминология: body-consciousness, body-mind, dynamic Intelligence, dynamic Mind, externalising Mind, externalising intelligence, gross physical, higher intelligence, higher thinking mind, material consciousness, material physical, material-physical, mechanical mind, mechanical mental physical, mental physical, mental proper, mental vital, mental-vital, physical mental, physical mind, physical proper, physical vital, physical-vital, physico-vital, reason, thinking Mind, thinking mind proper, true thinking mind, vital-mental, vital Mind, vital physical, vital proper, vital-physical…

Мы привели далеко не полный перечень тех терминов, которые относятся к области сознания. Она находится между областями сверхсознания и подсознания. Область сверхсознания начинается сразу от макушки и поднимается вверх до бесконечности, а подсознания – сразу от подошв ног [26: 1597].

Из этого перечня можно выделить термины, которые на первый взгляд кажутся игрой слов: mental physical, physical mental, physical vital, vital physical. Если предположить, что это не просто игра слов, то можно составить следующие пары: physical mental и mental physical, physical vital (physical-vital, physico-vital) и vital physical (vital-physical), vital-mental и mental vital (mental-vital).

Предлагаем ознакомиться:  Теория и практика медитации для начинающих

Перед нами – сочетание различных качеств сознания в природе человека. Но если есть комбинация качеств, значит должны быть и качества в чистом виде. И действительно, соответствующая терминология встречается в текстах Шри Ауробиндо: чистый разум (mental proper), чистый витал (vital proper), собственно физическое сознание (physical proper).

Итак, теперь у нас есть девять терминов, с которыми можно работать. И все же остается ряд вопросов: чем было вызвано их появление? что определяет последовательность слов в том или ином термине? есть ли критерий этой последовательности, а если есть, то каков он?

«Фактически в строении человека и различных частей его сознания одновременно присутствуют две системы: одна концентрическая – несколько слоев или оболочек (sheaths) с душевным существом в центре; другая вертикальная – восходяще-нисходящая (подобно лестнице) иерархия планов…» [26: 251].

Об иерархии планов сознания мы уже упоминали. Что же такое концентрическая система оболочек? По всей видимости, речь идет о тонком теле человека – ауре, «замкнутом поле сознательного бытия» [33: 554].

Но проблема в том, что само слово «аура» в текстах Шри Ауробиндо почти не встречается. Чем это можно объяснить? Вероятно тем, что Шри Ауробиндо стремился как можно дальше дистанцироваться от теософов, которые этим термином широко пользовались. Причины этого нужно искать в биографии основателя интегральной йоги.

Временным учителем Шри Ауробиндо был Вишну Бхаскар Леле, входивший в Теософское общество. Под его руководством Шри Ауробиндо на третий день (из семи, проведенных вместе в сосредоточенной медитации) постиг опыт Нирваны. Вскоре их пути разошлись. И все же, несмотря на это и на весьма критическое отношение к теософскому движению в целом, Шри Ауробиндо никогда не выступал против Теософского общества.

Но вернемся к системе оболочек. В одном из писем Шри Ауробиндо указывает, что сознание, окружающее тело человека (environmental consciousness), теософы называют аурой [26: 314].

Случай подобного «перевода» теософской терминологии на язык собственной системы понимания отнюдь не единичен. Так, эфирный план стал планом тонкого физического сознания, а план астральный – планом витального сознания.

В теософской литературе названия оболочек (или тел человека) совпадают с названиями планов – грубая материальная оболочка, эфирная, астральная, ментальная. Можно предположить, что Шри Ауробиндо придерживался той же логики.16 И действительно, аналогичная терминология встречается в его текстах:

  •  грубая материальная оболочка (corporeal sheath, body-sheath, gross physical sheath);
  •  тонкая физическая оболочка (physical aura, subtle environmental physical atmosphere, surrounding physical, subtle physical ether, subtle physical sheath);
  •  витальная оболочка (vital body, life-sheath, vital sheath);
  •  ментальная оболочка (unseen mental environment, environmental mind, general mind atmosphere around us, surrounding intelligence, mind-sheath, mental sheath).

Итак, человек сочетает в себе три принципа сознания, которые представлены планами и соответствующими этим планам оболочками. Планы и оболочки пересекают друг друга. Таким образом создаются различные комбинации качеств сознания.

Физический, витальный и ментальный планы пересекают тонкое физическое, витальное и ментальное тела, в результате чего получаются зафиксированные в терминологии Шри Ауробиндо комбинации качеств сознания, которые он называл частями, а мы будем назвать аспектами.

Если попытаться упорядочить бинарные термины с помощью таблицы, то окажется, что возможны два ее варианта.17 В первом случае критерием систематизации служит план, а во втором – оболочка. Не меняют своего положения лишь те аспекты, которые являются чистыми и образуются в результате пересечения однородных плана и оболочки. Например, чистый разум (III.3) – результат пересечения универсального ментального плана сознания (III) и ментальной оболочки (3). 18

Таблица 1. Бинарные термины – первый вариант 

Planes
of consciousness
19

Sheaths of environmental consciousness (aura)20

1. Physical sheath21

2. Vital sheath22

3. Mental sheath23

III.
Universal mental consciousness
24

III.1. mental physical

III.2. mental vital

III.3. mental proper

II.
Universal vital consciousness
25

II.1. vital physical

II.2. vital proper

II.3. vital-mental

I.
Universal physical consciousness
[Matter]
26

I.1. physical proper

I.2. physical vital

I.3. physical mental

ВИТАЛЬНЫЙ ПЛАН

Итак, начнем с описания первого плана – плана физического сознания. При его пересечении оболочками поля (тонкой физической, витальной и ментальной) образуются:

  •  собственно физическое сознание (I.1, physical proper),
  •  витальный аспект физического сознания (I.2, vital physical) и
  •  ментальный аспект физического сознания (I.3, mental physical).

I.1. Материальное сознание, с точки зрения Шри Ауробиндо, – это наиболее грубая степень физического29 [26: 351]. Его расположение не имеет смысла указывать, поскольку оно очевидно. Материальное сознание – это само тело, точнее – сознание тела, «темное сознание клеток, желез, тканей, органов» [8: 82; 26: 348].

Сознание тела обладает собственной инертной волей, собственными привычками, побуждениями, инстинктами. Оно действует независимо от нашей ментальной воли или даже вопреки ей [19: 211-212; 26: 347; 38: 388]. Так, несмотря на подчиненность этого сознания разуму «оно может противиться его воле или недостаточно хорошо ее выполнять.

Во многих случаях, например, когда речь идет о здоровье, болезни или автоматических функциях, тело действует самостоятельно, а не как слуга разума. Если тело устало, оно может оказать разуму пассивное сопротивление – затмить его тамасом, инерцией, состоянием отупения, испарениями подсознания (fumes of the subconscient) так, что тот не сможет действовать» [26: 323].

Для сознания тела характерен тамас: медлительность, инерция, лень, неведение, состояние отупения и ограниченность. Материальное сознание действует механически, по инерции подчиняясь привычкам или силам низшей витальной природы. Оно привязано к рутине и постоянно повторяет одни и те же иррациональные и непросветленные движения, утверждая лишь те правила, которые существовали всегда, и упорно не желая меняться и воспринимать Силу и Свет свыше [26: 351, 1429, 1430].

Природа человека объединяет в себе самые разные аспекты сознания, обретенные в процессе эволюции. В борьбе, которая возникает между ними, можно выявить их характерные движения и определить, какие из них относятся к физическому сознанию. Пример такого самоанализа приводит Шри Ауробиндо в одной из вечерних бесед (13.08.

1926): «Обычно витал со своими желаниями чрезмерно вмешивается в вопросы питания и говорит: «хочу это», «мне нравится то», «мне нравится се». Вмешательство оказывает и разум со своими идеями: «употреблять такую-то пищу полезно», «в том-то содержится то-то, стало быть, оно полезно». Физическое же сознание, будучи предоставленным самому себе, осознает собственные нужды. У тела нет желаний, у него – потребности, и ему они известны» [8: 83].

Предлагаем ознакомиться:  Руна Райдо полезная информация и способы е применения на практике

Переходим к описанию второго плана – витального. При его пересечении оболочками поля образуются:

  •  физический аспект витального сознания (II.1, physical vital),
  •  чистый витал (II.2, vital proper) и
  •  ментальный аспект витального сознания (II.3, mental vital).

II.1. Физический аспект витального сознания полон желаний и стремится к удовольствиям (или к счастью, как он его понимает) на физическом плане. Поиск наслаждений, подчеркивает Шри Ауробиндо, это свойство не всего витального сознания, а именно физического аспекта витального сознания – животной части человека [26: 1294, 1295].

В своей деятельности он тесно связан с витальным аспектом физического сознания (I.2), тонкой нервной системой, которую Шри Ауробиндо называет нервным существом – т.е. существом, сотканным из нервов [26: 344, 348].40 

Соотношение терминов 

Сопоставив два следующих фрагмента, можно сделать вывод о том, что синонимом физического аспекта витального сознания является низший витал (lower vital).

  •  «В отличие от высшего витала низший имеет дело лишь с мелочным корыстолюбием (small greeds), мимолетными желаниями (small desires), кратковременными переживаниями (small passions) и т.д., которые наполняют повседневную жизнь обычного человека – тогда как витальный аспект физического сознания (vital-physical proper) это тонкая нервная система, реагирующая витальным образом на контакты объектов внешнего мира с физическим сознанием» [26: 327].
  •  «Физический аспект витального сознания – это существо, имеющее дело с обычными повседневными желаниями (small desires), мелочным корыстолюбием (greeds) и т.д., тогда как витальный аспект физического сознания – это тонкая нервная система; оба они тесно связаны» [26: 344]. 41 

Из работ Шри Ауробиндо нам известны только два случая противопоставления витального аспекта физического сознания другим частям человеческой природы. В одном случае это физический аспект витального сознания, а в другом – низший витал, причем характеристики последних практически совпадают. Неслучайно в одном из писем Шри Ауробиндо прямо указывает, что физический аспект витального сознания и есть низший витал [26: 1341].

Низший витал и прагматично мыслящий разум 

Низший витал является той частью сознания, которая никогда не прислушивается к голосу прагматично мыслящего разума (III.2). Ее действия вызваны не разумными причинами, а привычкой, поэтому она будет повиноваться привычному импульсу, даже если это раз за разом будет приводить к болезненным состояниям [26: 1217, 1327, 1328].

Низший витал и ментальный аспект физического сознания 

Как и ментальный аспект физического сознания (I.3), низший витал сосредоточен на самых незначительных, преходящих событиях повседневной жизни. Однако его интересуют не столько они сами, сколько тот эмоциональный фон, который их сопровождает. Так, например, его волнуют перипетии отношений между людьми [8: 80; 26: 1610].

Для низшего витала вообще характерна ориентация на внешнее, так как в нем есть часть, которая всегда стремится к внешним переменам и которой всегда требуется что-то новое [26: 715].

Низший витал и тонкая нервная система 

Низший витал постепенно переходит в витальный аспект физического сознания, где он поддерживает все физические ощущения, в том числе чувство голода, страсти и наслаждения. Потребности тела – подлинные физические голод и жажда (а не желание перекусить или промочить горло) – относятся не к низшему виталу, а к витальному аспекту физического сознания [26: 339, 1408].42

Низший витал именно «поддерживает» то или иное ощущение (т.е. подключается, присоединяется к нему). Так, именно этот аспект наделяет сексуальный импульс безудержной силой. Он же отвечает за желание нравиться лицам противоположного пола и быть в хорошей физической форме [26: 1520, 1536].

Взаимодействие низшего витала и тонкой нервной системы лежит в основе механизма возникновения гнева – аффекта, способного передаваться на физический уровень и вызывать учащенное сердцебиение или покраснение лица [26: 343, 344, 1412].43 

Совместная деятельность этих же аспектов порождает особый вид удовольствия и привычку сплетничать, злословить, выискивать недостатки у других [26: 827, 1408, 1412].

Движения низшего витала 

Обычные повседневные желания (такие как желание поесть или попить на ходу), сексуальное желание, порочные мысли, мелочное корыстолюбие, алчность, жадность, реакции «нравится – не нравится», безволие, ничем не объяснимая печаль, уныние, смутные опасения, мелочные амбиции, самодовольство, высокомерие, зависть и ревность, любовь к похвалам и гнев в ответ на обвинения и упреки, лицемерие, неискренность и лживость – все эти движения относятся к области низшего витала.

Именно физический аспект витального сознания раздражается по пустякам и легко выходит из равновесия. Для него вообще характерна быстрая смена настроения: он быстро приходит к состоянию веселости и столь же быстро впадает в депрессию [8: 80; 26: 334, 339, 356, 366, 1069, 1308, 1324, 1351, 1446].

Однако термин «низший витал», подчеркивает Шри Ауробиндо, не следует понимать в уничижительном смысле – он фиксирует лишь положение этого аспекта сознания в иерархии планов. Несмотря на то, что эта часть природы, как правило, бывает очень темной и наполнена всевозможными витальными искажениями, существует и другая ее сторона, которая является незаменимым посредником между внутренним существом и внешней жизнью [26: 339].

Материальный аспект витального сознания 

Наиболее грубой частью физического аспекта витального сознания является соответствующий материальный аспект. Шри Ауробиндо упоминает о нем в одном из своих писем: «Когда я говорю о материальном аспекте витального сознания (material vital), я имею в виду витал, который настолько вовлечен в материю, что оказывается связанным ее движениями и грубой физической природой.

В приведенном фрагменте прослеживается тесная связь данного аспекта с тонкой нервной системой как растительным началом человека.

Внешний облик и низший витал 

Унаследованные черты (характерные для народа, касты, семьи) запечатлеваются в физическом аспекте витального сознания (physical vital) и в собственно физическом сознании (I.1, physical material). Благодаря образованию и воспитанию они только усиливаются [26: 476].

Третий план – ментальный. При его пересечении оболочками поля образуются:

  •  физический аспект ментального сознания (III.1, physical mental),
  •  витальный аспект ментального сознания (III.2, vital-mental) и
  •  чистый разум (III.3, mental proper).

III.1. Физический аспект ментального сознания Шри Ауробиндо называет объективирующим разумом (externalising mind)47, а тот, в свою очередь, – физическим [26: 373, 374].

Физический разум имеет дело исключительно с физическими явлениями. Он зависит от разума чувств (sense-mind) и не видит ничего, кроме внешних объектов и действий. Он делает свои выводы на основе данных чувственного восприятия и не знает никакой другой Истины до тех пор, пока не будет озарен свыше [26: 327, 1266].


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector