25.04.2019      64      0
 

НЛП техники для манипулирования людьми: какие бывают


Принципы НЛП

Как любая система, нейролингвистическое программирование базируется на нескольких принципах:

  • чёткость поставленных задач — только так манипуляторы могут достигнуть своих целей;
  • согласованность с существующими законами мироздания — специалисты по НЛП не отрицают их, а признают, находят эффективные способы взаимодействия с ними;
    гибкость — манипуляторы легко изменяют правила своей работы, если это служит на пользу дела;
  • открытость к своим чувствам, которая показывает наличие или отсутствие результата.

Жил однажды на свете принц, который верил во все, кроме трех вещей, в которые он не верил. Он не верил в принцесс, он не верил в острова, и он не верил в Бога. Отец принца, король, сказал ему, что таких вещей на свете не существует. Так, во владениях отца не было ни принцесс, ни островов и никаких признаков Бога; и принц верил своему отцу.

Но вот однажды принц сбежал из дворца и оказался в другой стране. И в этой стране он с любого места побережья мог видеть острова, а на этих островах странные, вызывающие волнение в крови, существа, называть которые у него не хватило духу. В то время, как он был занят поисками лодки, к нему подошел человек в вечернем наряде.

– Это настоящие острова? – спросил юный принц.

– Разумеется, это настоящие острова, – ответил ему человек в вечернем платье.

– А эти странные волнующие существа?

– Это самые настоящие, самые подлинные принцессы.

– Тогда Бог тоже должен существовать! – воскликнул принц.

– Я и есть Бог, – ответил ему человек в вечернем наряде и поклонился.

Юный принц изо всех сил поспешил к себе домой.

– Итак, ты вернулся, – приветствовал его король-отец.

– И я видел острова, видел принцесс и я видел Бога, – заметил ему принц с упреком.

НЛП техники для манипулирования людьми: какие бывают

– На самом деле не существует ни островов, ни принцесс, ни Бога.

– Но я видел их!

– Скажи мне, во что был одет Бог?

– Он был в вечернем наряде.

– Были ли закатаны рукава его пиджака ?

Принц вспомнил, что рукава были закатаны. Король улыбнулся.

– Это обычная одежда мага, тебя обманули.

Тогда принц вернулся в другую страну, пошел на тот же берег и снова встретил человека в вечернем наряде.

– Король, мой отец, рассказал мне, кто вы такой, – заявил ему принц с возмущением. – Прошлый раз вы обманули меня, но на этот раз этого не пройдет. Теперь я знаю, что это ненастоящие острова и ненастоящие принцессы, потому что вы сами – всего лишь маг.

– Ты сам обманут, мальчик мой. В королевстве твоего отца множество островов и принцесс. Но отец подчинил тебя своим чарам, и ты не можешь увидеть их.

В раздумье принц вернулся к себе домой. Увидев отца, он взглянул ему прямо в глаза.

– Отец, правда, что ты не настоящий король, а всего лишь маг?

– Да сын мой, я всего лишь маг.

– Значит, человек на берегу был Богом?

– Человек на берегу – другой маг.

– Я должен знать истину, истину, которая лежит за магией!

– За магией нет никакой истины, – заявил король.

Принцу стало очень грустно. Он сказал «Я убью себя». С помощью магии король вызвал смерть. Смерть стала в дверях и знаками подзывала к себе принца.

Принц содрогнулся. Он вспомнил о прекрасных, но ненастоящих принцессах и о ненастоящих, но прекрасных островах.

– Что же делать, – сказал он, – я смогу выдержать это.

– Вот, сын мой, – сказал король, – вот и ты начинаешь становиться магом.

Джон Фаулз

Понятие НЛП

Нейролингвистическое программирование — совокупность психологических методов, направленных на внесение изменений в сознание другого человека, с целью пустить его мысли по нужному манипулятору руслу, заставить поступить определенным образом. Понятие НЛП многообразно, на практике оно связано со многими нюансами, о которых сначала сложно догадаться.

Термин образован тремя словами:

  • «нейро-» показывает, что все происходящие процессы основаны на нервных связях, пронизывающих весь организм;
  • «лингвистическое» говорит о том, что манипулирование в основном происходит при помощи передачи информации языком;
  • «программирование» свидетельствует о том, что весь механизм укладывается в определённые программы.

НЛП зародилось в середине XX века в одном из американских университетов как направление практической психологии.

Оно доказало свою жизнеспособность после долгих опытов. Не все представители научного сообщества признали эту методику: они посчитали, что она не имеет достаточных доказательств. Те, кто принял НЛП, продолжали его использовать и развивать.

Логические уровни психологического воздействия

В НЛП есть одна очень интересная системная модель, разработанная Робертом Дилтсом – нейрологические уровни, или просто Логические Уровни. Модель логических уровней описывает структуру организации живой системы, такой, как человек, фирма или общество. У нее много практических возможностей, и одна из них, это определение уровней иерархии. Эту возможность мы сейчас и используем для получения наглядности в иерархии манипуляций.

Уровень окружения включает в себя специфические внешние условия, в которых имеют место наше поведение и взаимодействия. По сути своей уровень окружения описывает некоторую территорию, «ареал обитания» человека.

Уровень окружения – набор категорий опыта, обладающих свойством статики (то есть неизменных во времени). Время на этом уровне — всего лишь еще одно измерение, уточняющее положение по отношению к настоящему. Здесь нет движения. Движение находится выше на уровне действия.

Уровень поведения часто в литературе называют уровнем действия. Этот уровень относится к поведенческой активности или результату в пределах окружения, т.е. предполагает, что произошло, где и с кем. Энциклопедический словарь определяет поведение как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде».

Таким образом, этот уровень, отвечающий на вопрос «Что делает?», посвящен информации об изменениях и движениях, выражаемой различными глаголами. Здесь неявно присутствует скорость как показатель движения. Я хожу – одна скорость. Я бегаю – другая скорость. Я мчусь во всю прыть – третья скорость. На этом уровне время – уже не дополнительная координата, а мера изменений.

Условия и причины движений следует искать на уровне способностей.

Способности по энциклопедическому словарю – это «индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности».

Многое в нашем поведении происходит из «ментальной карты» и других внутренних процессов, чьи ресурсы находятся внутри нашего разума. Это уровень опыта, который стоит за вашим непосредственным восприятием окружения.

На данном уровне НЛП группирует разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос «Как?». Сюда же относятся различные состояния, являющиеся ресурсами при осуществлении стратегий. Способности – своего рода двигатели, внутренние силы нашего поведения, источники движения.

Ответ на вопрос: «Что же вызывает эти силы?» лежит на более высоком уровне убеждений и ценностей.

Наши убеждения и ценности выходят за пределы отдельных мыслей и служат для поддержания, подавления или обобщения целых стратегий, планов и направлений рассуждения.

Этот уровень интересен тем, что на его примере можно проследить эволюцию модели логических уровней и ощутить, что данная модель является живой и развивается под влиянием практики.

Изначально название уровня включало только убеждения. Потом в названии появились убеждения и ценности как некоторое объединение. Далее, по мере того как для практики требовалось все больше различать убеждения и ценности, выделились два четких подуровня: подуровень убеждений и подуровень ценностей. Каждый из них по-своему важен и уникален. Однако пока они не выделены как отдельные уровни и сосуществуют вместе. Здесь же мы рассмотрим их по отдельности.

Убеждения. В словаре русского языка  есть два определения, отличающихся высокой степенью обобщения: «убеждение – твердый взгляд на что-либо, сложившийся на основе каких-либо идей» и «убеждения – система взглядов, мировоззрение». Роберт Дилтс дает другое определение: «Убеждения – это обобщение какого-либо взаимоотношения между проявлениями жизненного опыта».

То есть речь идет о некоторых устойчивых связях, отвечающих на вопрос «Почему? Как это взаимосвязано?». Это либо причинно-следственные связи, например: «Если я здоров, я могу помогать другим», либо логические отношения, использующие операторы сравнения, например: «Красные яблоки лучше зеленых». Частным случаем является равенство: «что в лоб, что по лбу – все едино» или эквивалентность: «курение [тождественно равно] вредно». Кроме того, в распоряжении уровня убеждений весь набор и логических, и алгебраических операций, которые можно найти только в арсенале математики.

Сама модель логических уровней – характерный пример опыта на уровне убеждений, поскольку модель оперирует отношениями между элементами субъективного опыта. На этом уровне, как в обычной математике, можно заниматься арифметикой, то есть связывать элементы сенсорного опыта, или алгеброй, переходя от «конкретных чисел» к неким переменным, сенсорная суть которых не определена, либо подставляется потом после преобразований, либо не подставляется вовсе.

Речь идет о номинализациях, объектах языка, лишенных сенсорного опыта. Эти объекты часто справедливо считают вредными и борются с ними при помощи метамодели. Однако без таких «алгебраических переменных» нашего опыта одно и то же «уравнение проблемы» с новыми «конкретными числами» являлось бы для нас каждый раз новым, и надо было бы искать способ его решения заново, тратя время и ресурсы.

Ценности. Здесь находится источник переменных, используемых в убеждениях. Это царство номинализаций и понятий, имеющих весьма большой масштаб обобщений и обладающих главной отличительной особенностью – значимостью.

Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Именно значимость является ключом для понимания уровня, отвечающего на вопрос «Почему это так важно?»

Ценности подобны фундаменту или сваям личностного опыта. Сваи связываются между собой убеждениями, поддерживающими ценности. Вся конструкция в целом образует цоколь здания, которое называется личностным своеобразием, или идентичностью.

Уровень идентичности сводит систему убеждений и ценностей в самоощущение. Уровень идентичности указывает, с какой личностной ролью или самоощущением связана проблема или результат: «Кто предполагается вовлеченным? Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями?»

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Если логический уровень убеждений и ценностей – есть некая алгебра человеческого опыта, то, продолжая параллель с математикой, уровень идентичности – некая топология. Топология – обобщение геометрии, занимающееся классификацией различных фигур и их свойств как целостных объектов. В обычной геометрии квадраты, круги и треугольники – уникальные в смысле топологии фигуры с уникальными свойствами. Аналогично на уровне идентичности «Бизнесмен», «Семьянин», «Профессионал» – отдельные уникальные роли со своими уникальными качествами.

А еще уровень идентичности – это уровень имен. Главный критерий вынесен в заголовок уровня – идентичность. Знание имен отдельных частей личности дает возможность осуществлять максимально быстрые изменения. Как в обычном программировании идентификаторы применяются для доступа к информации, так и в НЛП на этом логическом уровне расположены идентификаторы очень больших целостных комплексов нашего опыта.

Ради чего даются уникальные имена? Ради чего определяются уникальные целостности? Ради чего играется та или иная роль? Ответ лежит на более высоких логических уровнях.

Уровень миссии и трансмиссии Роберт Дилтс объединяет в единый уровень «Spiritual», который можно перевести и как «духовный»: «В конце концов, имеется уровень, включающий то, что, как правило, касается «духовного» опыта. Это относится к вашему ощущению чего-то, что выходит за ваше личное видение себя самого и включает ваше видение больших систем окружающих конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения… Этот уровень относится к тому, что может являться видением или «духом» личности, группы или организации».

На практике из «духовного» уровня выделяется особый самостоятельный логический уровень. Он носит название «Миссия».

По определению энциклопедического словаря «миссия (от лат. missio – посылка, поручение) – делегация, посылаемая в др. страну с определенным поручением». Определение не точно, а, скорее, метафорически проясняет суть опыта, собранного на данном уровне. Главным критерием отбора служит ключевое слово «определенное поручение».

Это уровень маршрутов, проложенных по «карте, которая не территория». Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: «Зачем? Ради чего? В чем смысл?». Ответы на стратегические вопросы на уровне миссии позволяют отобрать опыт, необходимый для осуществления миссии, – начиная от необходимых ролей и кончая конкретным сенсорно проверяемым окружением.

Если продолжать «научную» метафору, то уровень миссии открывает уровни философского и метафизического опыта, касающегося систем, больших, чем отдельная личность или идентичность.

Следующий уровень называется «Трансмиссия». Называть этот блок информации логическим уровнем вообще-то некорректно, поскольку, по сути дела, это целая пирамида логических уровней, надстроенная над уровнем миссии. Сюда включаются такие понятия, как «Вселенная», «планета», «профессиональное сообщество», «семья» и т.д.

Решение конфликтов, ответы на вопросы: «Кто кому чего и сколько должен?» – могут быть эффективно решены именно с позиций высших системных логических уровней.

Миссия (Дух и намерения)

Кто еще кроме вас? Для кого и чему вы служите? Это вопрос о вашей причастности к более крупной системе. Если вы космонавт или организация, предоставляющая услуги, основанные на использовании космоса, – что нового вы привносите вашему сообществу, где вы располагаетесь и работаете, к какому сообществу исследователей космоса относитесь, какова ваша специализация, чем она отличается от того, в чем специализируются другие?..

Идентичность (Личностное своеобразие и призвание)

Кто? Кем являетесь вы или ваша компания? Что вы делаете, чтобы достичь ваших целей? Ваши представления о себе как личности либо организации: в чем вы успешны?

Убеждения и ценности

Зачем? Для чего вы занимаетесь своей деятельностью? Во что вы верите и что цените? Как человек вы можете верить, что сможете все, за что только ни возьметесь. Или особо цените честность? Если вы – организация, можете, например, высоко ценить культуру обслуживания или достаток своих служащих?

Способности и линия поведения

Как? Ваши представления о том, как должны вестись дела? Каковы ваши возможности, умения, стратегии поведения и планы действия?

Поведение

Что вы делаете? Каковы нормы вашего поведения?

Окружение

Где? Когда? С кем? Где, когда и с кем вы проявляете свою активность? Как окружение влияет на ваши действия?

Составные части НЛП

Основоположники нейролингвистического программирования хорошо разбираются в психических процессах, происходящих в сознании человека, в принципах функционирования нервной системы. НЛП работает на уровнях:

  • восприятия информации с помощью органов чувств;
  • переработки данных сознанием;
  • запоминания, сохранения установок в подсознании.

На первом этапе восприятие информации у всех людей происходит неодинаково. Это зависит от того, каким образом субъект привык воспринимать большую часть сведений. Выделяются 3 группы:

  • аудиалы привыкли воспринимать максимум информации через слух;
  • визуалы используют своё зрение на 100% для составления наиболее полной картины происходящего вокруг;
  • кинестетики должны до всего дотрагиваться, чтобы узнать как можно больше.

Та или иная система оформляется до конца и становится основополагающей с течением времени. На это оказывают влияние многие факторы — от состояния здоровья до окружающего общества.

Манипуляция личностью путем сдвига позиций восприятия

Логический уровень идентичности (или личностного своеобразия) человека является одним из самых верхних после уровня миссии, и, соответственно, самых влияющих. Изменения на уровне идентичности автоматически меняют ценности, цели, убеждения, способности, возможности, поведение и типичное  окружение человека (не путать с фактическим).

Предлагаем ознакомиться:  Во сне на самолет опоздать к чему снится сонник

Это очень просто проверить. Скажите: «Я – неудачник» и посмотрите, какие убеждения всплывут у вас в сознании. Как измениться ваше дыхание, какую позу примет ваше тело, какие воспоминания придут на ум, что вам захочется сделать и т.д.?

А теперь скажите: «Я – философ» и посмотрите на бывшего «неудачника» со стороны, и отметьте свои новые убеждения, дыхание, позу, желания, мысли.

Заметили отличия? Тогда теперь скажите: «Я – победитель» и отметьте свои новые ценности, убеждения, физиологию, мысли, желания. Не верьте никому на слово, проверьте сами, насколько слова на уровне собственной идентичности меняют мышление и физиологию.

Вы можете легко использовать эти приемы для управления своим состоянием.

Сравните, что вас больше мотивирует: «Ты что, дурак, что ли, что не понимаешь?» и «Как умный человек, ты поймешь это сразу». И дело не столько в том, что первое высказывание отшибает всякое желание понимать его сказавшего. Дело в том, что способность понимать есть у умного человека, и отсутствует у дурака, и задавая идентичность человеку, мы попросту включаем или выключаем эту способность у него, как класс.

Теперь, думается, вы оцените превосходство выражения «уважаемые покупатели» над выражением «уважаемые клиенты». А чем, как вы думаете, являются все комплименты противоположному полу? «Ласковая моя», «страстная», «сексуальная», «заботливая», «нежная», «добрая», «щедрая».

Не гарантируя, что реакция будет мгновенной, опыт показывает, что любое качество характера человека можно вызвать в нем, просто обращаясь к нему в соответствующей идентичности некоторое время. В зависимости от внушаемости человека, и эмоциональности внушений, вам может потребоваться от нескольких произношений до нескольких недель, чтобы запустить таким образом соответствующий класс поведенческих особенностей.

Первая и вторая позиции восприятия

Первая позиция восприятия – это когда мы говорим о себе. «Я» или «Мы». А вторая позиция, это позиция любого другого человека или предмета, с кем мы взаимодействуем. Когда мы находимся во второй позиции, мы ассоциируемся с этим человеком, и в этот момент «одеваем» на себя все его логические уровни, вплоть до мельчайших особенностей поведения.

Как только вы сможете вывести этот навык на сознательный уровень, вы получите два мощных инструмента. Один, позволяющий узнавать мельчайшие детали отношения человека к чему-либо или кому-либо, замечать то, что он чувствует, чего хочет а, при должном развитии навыка, о чем он думает, и даже — что.

Второй инструмент – это неявное управление мышлением этого человека за счет смещения его во вторую позицию к чему или кому угодно. Для этого не обязательно упоминать идентичность. Более того, слова «встань на мое место» или «если бы ты был Петей» могут попросту не сработать. Но вместо этого, иногда, достаточно просто описать действия и восприятие второй позиции, чтобы вызвать непроизвольный переход в нее человека.

Ответ на один и тот же вопрос, если занять позицию потребителя, будет один, а если занять позицию маркетолога – совершенно другой.

Какие еще способы манипуляции бывают с использованием первой и второй позиций восприятия.

Если вы вспомните пирамиду логических уровней, то обнаружите, что над уровнем идентичности есть уровень миссии. Миссия – это то, что определяет основную функцию или роль этой идентичности в системе, иначе говоря, основной смысл ее существования в этом контексте. Например, у родителя миссия – родить и вырастить ребенка. У руководителя – руководить, у врача – лечить, и т.д.

В нашем обществе существует огромное количество социальных ролей. Каждая из них является соответствующей своему контексту идентичностью, со всеми подчиняющимися ей логическими уровнями. Таким образом, помещая человека в какую-либо роль, мы автоматически задаем формат его поведения, мышления и самоощущения по отношению к другим ролям.

Типичная система ролей, знакомая почти каждому – это начальник-подчиненный. Механизм взаимоотношений, думается, понятен и легко узнаваем при взгляде на общение со стороны. А вот изнутри – не всегда. И этим можно пользоваться. Но ничто не мешает вам «наложить» эти роли в любом другом общении, чтобы получить все соответствующие полномочия.

Еще одна система ролей –это родитель-взрослый-ребенок. Эти роли тоже есть во всех нас с детства, и включаются так же автоматически, при появлении парной роли. Женщины, например, так вообще постоянно спекулируют ролью ребенка, чтобы получить родительскую заботу и опеку от мужчин. Правда, нам это нравиться.

Точно так же ничто не мешает нам использовать роль родителя, автоматически вызывая поведение и самоощущение ребенка, скажем, в разговоре с начальником. А иногда и наоборот, стоит выводить начальника в равные позиции взрослый-взрослый, отвечающие за свои действия.

Другие варианты переноса, думается, фантазия подскажет вам в изобилии.

Остается лишь один вопрос – как? Очень просто. По-крайней мере технически, а дальше все зависит от вашей гибкости и способности себя убеждать. Именно себя. Потому что для того что бы «наложить» обе роли, вам достаточно качественно наложить нужную роль на себя и начать в ней естественно говорить и двигаться.

Сдвиг позиций восприятия – это один из приемов, использующийся в техниках убеждения и переубеждения. Высшая магия языка заключается не в том, чтобы изменить человека, а в том, что бы вызвать в нем самом желание стать таким, каким нам нужно. И вы можете вызывать в людях желание быть такими, какими вы хотите их видеть по их собственной инициативе.

Речевые стратегии манипуляции сознанием с помощью НЛП

—         найти общие элементы с другим человеком

—         определить тип его репрезентативного фильтра восприятия

—         начать говорить на его родном языке.

Нахождение общих элементов. Как говорит народная мудрость «рыбак рыбака, видит из далека». Каждый индивид бессознательно ищет, в других людях самого себя. Поэтому все ищут и находят себе подобных. Люди сходятся с другими, руководствуясь принципом «общего». Когда мы знакомимся с человеком, мы, прежде всего, ищем в нем самого себя.

Поэтому пытаемся найти некоторые общие элементы. Это может быть взаимный интерес или схожее мировоззрение, один знак зодиака или профессия. Похожая мимика или способ выражать свои эмоции. Любимая телепередача, книга, религия или хобби. В общем, все, что угодно. Люди любят себе подобных и отвергают «чужих». Нам не интересен, тот собеседник, в котором с нами, нет ничего общего. Именно поэтому, расставаясь, говорят «мы совершенно разные люди».

Визуальный – ведущим чувством, такого человека является зрение.

Аудиальный — ведущим чувством, такого человека является слух.

Кинестетический – ведущим чувством, такого человека являются тактильные ощущения кожи.

Как определить репрезентативную систему собеседника? В действительности все очень просто. Если в разговоре человека, постоянно проскальзывают выражения (я это вижу так… или я увидел в нем… или я смотрю на эти вещи…), то это типичный визуальщик.

Когда в речи человека часто встречаются выражения (я слышу…или это звуки моей души… мелодия жизни…а вот, я слышал…на слуху…), такой человек, как правило, аудиальшик.

А когда, человек оперирует такими понятиями, как чувства (я так чувствую…или я прочувствовал это…ох какие ощущения…меня захватило это чувство…), то это кинестетик.

Направо-вверх — создание визуальных мысленных образов (визуальщик)

Прямо-вверх — воспоминание визуальных образов (визуальщик)

Налево-вверх — воспоминание визуальных образов (визуальщик)

Налево-вбок — воспоминание звуковых образов (аудиальщик)

Налево-вниз — внутренний диалог с самим собой (аудиальщик)

Прямо-вниз — воображение телесных ощущений (кинететик)

Направо-вниз — воображение телесных ощущений (кинестетик)

Направо-вбок — создание внутренних звуков (кинестетик)

Прямо-вперед — образное воображение из памяти или внешнего мира (визуальщик)

Соответственно, по положению глаз можно легко определить направленность человека. Однако у левши это происходит с зеркальной противоположностью. Хотя, надо учитывать, что бывают некоторые индивидуальные отклонения, от общих правил и в разные моменты времени система восприятия может меняться.

Предположим, если человек визуальщик, не стоит говорить ему, «послушай меня», а необходимо сказать «посмотри». Если человек кинестетик, ему нужно говорить «ты чувствуешь..?  почувствуй…». При  таком правильном обращении, у вашего собеседника возникнет ощущение единства с вами. Значительно расширятся рамки, взаимного понимания и доверия.

Разговор на родном языке. Каждый человек имеет свои интересы, мимику, манеру говорить, позу. При разговоре с оппонентом, необходимо незаметно копировать его движения, позы, разговорную речь. Общаться на интересующие его темы, принимать те же позы, что и он и т.д.

Осуществив калибровку объекта (настройку на состояние человека на основе предварительного наблюдения за его внешними невербальными сигналами), вы сможете постичь его глубинный мир и вам останется лишь заполнить его своими личными идеями.

Слова, высказываемые человеку оказывают на него какое-то воздействие только благодаря тем ментальным образам, которые они способны породить в его сознании в текущий момент. Для получения требуемого эффекта приходится «подстраиваться» к индивиду, что осуществляется путем синхронизации, а  проще говоря, отображением его жестикуляции и речи в активном поведении манипулятора.

Манера подачи слов (оттенки голоса и интонация) значительно важнее их общепринятого смысла; ритм речи должен быть ровным и подгоняться к частоте дыхания собеседника. Для проведения нужной мысли или идеи необходимо захватить внимание партнера, живописуя с помощью его модальных слов все то, что он действительно переживает в данный момент.

Классическая схема исподвольного внедрения в сознание и подсознание человека выглядит при этом так: подстроечные предложения – переходное слово – фраза, ведущая в намеченном направлении.

Высказывания строятся с использованием  внутренней стратегии партнера (определяемой по выявленным предварительно движениям его глаз) с употреблением тех же слов и в той же  фразовой последовательности, как это делает он.

В ходе осуществления воздействия  внимательно следят за каждой возникающей реакцией объекта на все произносимые слова, и корректируют свой образ действий до тех пор, пока в сознании визави не сформируется вполне устраивающий вас отклик.

Так как голос является основным инструментом воздействия, то и роль правильного выбора речевой стратегии очевидна.

Прописная истина или трюизм. Это не просто способ придать желаемое направление разговору, но возможность сразу же войти в доверие.

– Все эти олигархи хороши, но Чубайс – особенно сволочь…

– А погодка-то сегодня ревматическая…

– Разве может сегодня честный человек прожить на одну зарплату?

Связка предположения с действием. Этот прием позволяет внушить человеку мотив к действию так, что само действие хорошо замаскировано мотивом, и потому не воспринимается как прямой приказ либо попытка это действие навязать. Все дело в том, что нет прямого указания на действие.

Тут нужно точно подобрать словосочетание, в котором есть предположение, например, о двух действиях сразу — например: «если (…), то (…)».

– Когда пойдешь во двор, сорви там пару яблочек.

– Будешь гулять – мусор вынеси.

Связка с противопоставлением. В данном случае в логическую или временную связь ставятся понятия, ранее между собой не связанные.

– Чем лучше ты будешь учиться на первом курсе, тем проще тебе будет на последнем.

Манипуляция здесь сводится к тому, что выполнение первого вовсе не гарантирует второго.

Вопрос с подтекстом. Как правило, в одном вопросе содержится сразу два. Первый – чисто вспомогательный, а содержание второго и есть суть манипуляции.

Скажите, вы заметили, насколько моложе я выгляжу с момента нашей прошлой встречи?

Иллюзия выбора. Чрезвычайно распространенный вид. Возможность выбора в этом случае, лишь декларируется – на деле же ее не предоставлено вообще.

Когда от вас требуется подписание важного документа и вы пытаетесь сосредоточиться на нем, вам говорят: «Какой ручкой вы обычно любите подписывать документы, шариковой или чернильной?». «Шариковой». Мало того, что вам предлагают выбор без выбора – у некоторых людей еще и возникает полуосознанное чувство благодарности за такое внимание к ним.

Полная «свобода» выбора. В этом случае выбор предоставляется, но в форме перечисления, и нужный выделяется, акцентируется – интонацией, расположением, мимикой, и т.д. Прием основан на реальном факте, известном в психологии – человеку, как правило, запоминаются первая и последняя фраза.

Конечно, пылесосить здесь ковер можно и час, но обычно хватает и пяти минут.

Следует особо подчеркнуть, что в сравнении с наводимым трансом или методиками НЛП манипуляция всегда намного проще, но в очень многих случаях работает она совершенно безотказно; многое тут зависит от конечной цели.

С другой стороны, не меньшую роль играет творческий подход манипулятора и его умение. Выше были перечислены наиболее действенные стратегии – в самом общем виде, разумеется. Но манипуляция однозначно требует от манипулятора творчества, механическое действие даже по самому проверенному способу заведомо не принесет успеха.

Методы защиты от техник НЛП

Существует немало техник нейролингвистического программирования, которые повсеместно используются людьми, желающими оказывать влияние на сознание других людей. Манипуляторы изменяют комплекс приёмов в зависимости от ситуации.

Выбор техники зависит от характеристики субъекта воздействия: его пола, возраста, умственных способностей, состояния здоровья. Мужчины и женщины по-разному реагируют на информацию извне: женщины привыкли много слушать, мужчинам удобнее всё разглядывать.

К детям нужен особый подход, с которым лучше всего знакомы родители. Они становятся первыми манипуляторами детей, используя соответствующие приёмы в воспитании.

Забалтывание

Техника строится на быстром проговаривании конкретных фраз, несущих тайный смысл. Фразы перемежаются так называемыми возвратными вопросами:

  • Ваше мнение по этому поводу?;
  • Вы помните, я уже упоминал про это?;
  • Это нормально?

Вопросы составляются таким образом, чтобы человек мысленно обращался к уже сказанному, вспоминал фрагменты разговоры. Но его целостность часто разрывается, утрачивается понимание сказанного, особенно у людей, не склонных к логическому мышлению, анализу услышанного. Рассказчик достигает своей цели — убеждает собеседника в том, что выгодно ему.

Забалтывание — распространённый метод у представителей сетевого маркетинга и цыган.

Одна из самых известных и популярных техник. Заключается в произнесении главного предложения, содержащего безальтернативную установку и дополнительное, в котором есть выбор. На подсознательном уровне происходит внушение необходимости принятия основного предложения как наиболее выгодного для манипулятора.

Человеку высказывается одобрение на одно действие, которое он выбирает сам, тут же проговаривается необходимость совершения параллельного действия: «Когда будешь на прогулке, зайди в магазин».

Человек и не подозревает, что подвергается манипуляции, если установка подобрана предельно точно, так, чтобы он не смог отказаться и выполнил её обязательно.

Так именуется метод, при котором задаётся несколько часто пустяковых вопросов, ответы на которые будут обязательно утвердительными. Далее должен следовать самый важный вопрос, на который собеседник автоматически ответит утвердительно, не выскажет никаких возражений, т. к. уже вошёл в темп соглашения со всем.

Трюизм

Данная методика НЛП заключается в умелом применении известных выражений в разговоре, их нужно вставить туда, где они будут к месту. Они несут в себе скрытый от невнимательных людей смысл, побуждая собеседника совершить нужные манипулятору поступки. Трюизмы часто можно услышать в рекламе в СМИ, путём декларирования утверждений она заставляет совершать покупки.

Переспрашивание

Собеседник в долгой беседе время от времени просит напомнить о ранее сказанном, повторяет услышанную информацию, но в изменённом виде с примесью своей выгоды. Рассказчик слышит её на новый лад и думает, что так она и звучала из его уст, не подозревает, что является объектом манипуляции.

Высказывание похвалы применяется повсеместно во всех сферах жизни с целью получения желаемого. В большинстве случаев это средство быстро достигает цели, но нельзя допускать откровенную ложь.

Придуманные слабости

Часто реализуемая в повседневной жизни манипуляция. Собеседник притворяется слабым, немощным, вызывая жалость другого человека, побуждая того относиться к нему снисходительно. Это распространяется и на всё сказанное немощным человеком: его собеседник ослабляет бдительность, а манипулятор внушает ему нужную информацию.

Техника взмаха

Выше были перечислены техники нейролингвистического программирования, используемые специалистами НЛП в своих корыстных целях. Но существует ряд методик для так называемого частного использования, одна из них — техника взмаха, приносящая неоценимую пользу тем, кто овладевает ею. Она даёт возможность сфокусировать внимание на положительных моментах и отвлечься от негативных.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва водителя о помощи в пути

Алгоритм техники взмаха:

  • выделить основную проблему;
  • представить в своём воображении предпочтительный по всем параметрам образ;
    вспомнить прежнюю картинку с отрицательным подтекстом со всеми яркими подробностями;
  • в нижнем углу имеющейся отрицательной картины разместить положительный образ миниатюрного размера;
  • хороший образ поэтапно расширять, пока он не закроет собой отрицательный образ.

Распространение нейролингвистического программирования приняло угрожающие масштабы, стремясь вовлечь в свои сети как можно больше людей. Некоторые манипуляторы способны влиять на людей мыслями. Нужно принимать меры, чтобы защититься от порабощения своей психики. Для начала необходимо протестировать себя на предмет подверженности чужому влиянию. Любители манипуляций предпочитают работать с людьми, которые:

  • испытывают повышенную потребность в чужом внимании;
  • склонны к фобиям различного характера;
  • страдают от перепадов настроения;
  • не видят цели собственной жизни;
  • стремятся к лёгким источникам дохода;
  • имеют проблемы в личной жизни.

Если обнаруживается хотя бы один из вышеназванных признаков, то нужно срочно принимать меры, чтобы не стать жертвой мошенников. Внешний вид, манера поведения тоже привлекают внимание мошенников, поэтому следует срочно работать над изменением имиджа и внутреннего мира.

Скрытое управление. Искусство присоединения

Говоря о силе слова, мы часто не вспоминаем о невербальной стороне общения. А в некоторых ситуациях поза, жесты и интонация голоса собеседника решают, состоится ли коммуникация вообще, и как она пройдет. История, которая произошла с одним человеком, – наглядный тому пример. Он был знаком с НЛП, поэтому заметил некоторые характерные детали. Постараемся передать историю так, чтобы их можно было легко заметить.

– Вас интересует полиграфия?

Я остановился. Честно говоря, я даже не разглядывал этот стэнд, а просто шел задумавшись, глядя сквозь него. К этому моменту я уже пробродил два часа по выставке и подобрал пяток типографий, с которыми мы будем сотрудничать, так что сейчас меня интересовало только кофе.

– Нет, спасибо.

Толстая пачка рекламных образцов в моих руках не подтверждала мои слова. Молодой человек демонстративно задержал на ней взгляд.

– Тогда давайте я вам просто подарю папку, чтобы вам было удобнее хранить образцы.

Это было приятно. Я согласился и подошел к стенду. Консультант на миг скрылся за стойкой, и, появившись оттуда с папкой, с дружелюбной улыбкой протянул ее мне.

– Держите!

Я хотел было сразу убрать в нее рекламные образцы, но понял, что рук у меня не хватает.

– Давайте, я вам помогу.

Он изящно раскрыл папку, одновременно оказавшись слева, плечом к плечу со мной, и аккуратно подставил ее под мои руки с образцами. Мне осталось только разжать пальцы. На мгновение мне показалось, что это самая удобная папка в мире.

Он бережно закрыл папку с образцами, и, продолжая стоять слева от моего плеча, перевернул папку и показал на таблицу, на ее обратной стороне.

– Это расценки на наши услуги. Здесь есть все. – Я чуть наклонил голову, вглядываясь в цифры, и он машинально сделал то же самое.

– Любой образец из этой папки мы так же выполним для вас в лучшем качестве. – С этими словами он аккуратно, словно очень дорогую вещь, протянул папку мне. Машинально, я так же аккуратно взял ее.

– А сроки? – Спросил я, показывая интонацией, что это последний вопрос.

– Наши сроки вас приятно порадуют. Будьте уверены. – Поставил он точку в своем предложении той же интонацией. И еще раз дружелюбно улыбнулся на прощанье.

Пока я дошел до выхода с выставки, меня еще несколько раз пытались остановить консультатны около полиграфических стендов, протягивая мне свои буклеты и что-то выкрикивая. Но, то ли они оказывались за пределами моей реальности, то ли закрытая папка молчаливо говорила «достаточно», то ли что-то еще…

Через неделю меня позвал шеф и сказал, что нам срочно нужны триста тысяч буклетов для рекламной акции, даты которой уже назначены, и он хочет от меня услышать, что буклеты будут. Зайдя в свой кабинет, я достал папку с выставки и открыл ее. Из всего, что обещали типографии, мне сейчас нужно только одно – гарантии, что материалы будут готовы точно в срок.

Я вспомнил только одного человека, общение с которым вызывало ощущение комфорта и чувство необъяснимого логикой, но глубокого доверия к нему. Я закрыл папку и перевернул ее, чтобы прочитать номер телефона.

Как видите, в этой истории у консультанта не было возможности поговорить с человеком, чтобы убедить его стать клиентом. Да ему это и не понадобилось. Он точно знал, чего хотел, как этого добиться и не делал ничего лишнего. В чем секрет его успеха? Давайте разберем подробнее.

Ему удалось за несколько секунд присоединиться к реальности человека и остаться ее частью в его памяти. Что он для этого сделал? Только одно. Он создал качественный раппорт.

Раппорт – это термин НЛП. Означает он состояние бессознательного доверия, объединяющее людей в одну систему. Иными словами, раппорт создает некую общность между людьми, делающую их отношения более близкими и доверительными на бессознательном уровне. Помните, как у Маугли было: «Мы с тобой одной крови!» Раппорт несет ту же идею, только на уровне неосознаваемых нейро-процессов.

Раппорт не является чем-то искусственным. Это совершенно естественный психический механизм, свойственный всем живым существам, благодаря которому они понимают, кто «свой», а кто «чужой». Все люди (и животные) им пользуются совершенно легко и непринужденно на уровне инстинкта. То, что сделало НЛП в этом плане, так это позволило человеку осознать этот механизм и научиться им управлять, чтобы можно было очень быстро стать своим с кем угодно.

В НЛП этот механизм называется «присоединение к реальности клиента», или просто «присоединение».

Во всех техниках НЛП раппорт является шагом «номер один». Это естественно, потому что без создания контакта и доверия вы просто не сможете дальше работать с человеком. В любой хорошей коммуникации все точно так же. Поэтому если где-то возникло непонимание или напряженность в отношениях, первое, что нужно проверить, это не потерян ли раппорт. И если он не достаточно хорош, можно его просто усилить, и взаимопонимание наступит само собой.

А в таких сферах, как бизнес-коммуникация и соблазнение, раппорт является вообще одним из ключевых «инструментов» для достижения успеха. Впрочем, это понятно из приведенного выше примера. Так как же работает раппорт? За счет чего возникает такое быстрое и глубокое присоединение к реальности клиента?

Первое, что необходимо для раппорта, это внимание человека. Если вы не получили внимание человека хотя бы на секунду, все ваши действия пройдут мимо его реальности не более, чем фоновый шум. В приведенном примере, консультант своей первой фразой преследовал только эту цель. И как только он ее достиг, и внимание клиента на секунду оказалось у него, он воспользовался вторым принципом раппорта.

Второй принцип качественного раппорта – это направление внимания на то, что является реальностью для клиента и искреннее участие в этом.

Помните, консультант демонстративно задержал взгляд на толстую пачку рекламных образцов в руках клиента, показывая, что видит его «проблему», и тут же предложил ему решение этой «проблемы». Вместо того чтобы предлагать что-то свое, он просто подстроился к тому, что было у клиента, к его окружению.

Но, на самом деле, на том же этапе консультант выполнил еще и третий принцип качественного раппорта. Встретив отказ («нет, спасибо»), он не стал бороться с ним, а мягко утилизировал его предложением, начинающимся со слова «тогда». Нет, так нет, какие проблемы, тогда давайте просто зайдем с другой стороны.

Очень часто раппорт рвется, когда возникает противоречие, и ни одна из сторон не стремится прийти к согласию. Раппорт, это единое направление движения нескольких человек. Поэтому взаимное согласие, это сама природа раппорта.

Четвертый принцип раппорта – самый главный. Без первых трех он, конечно, существовать не может, но именно он вызывает бессознательное доверие. Это принцип похожести или подобия.

Когда консультант оказался слева от клиента, плечом к плечу с ним, и подставил папку ему под руки, может показаться, что главная цель, которую он преследовал, это создание комфорта для клиента. Такая цель была, безусловно, но главной целью была другая. Это подстройка.

Консультант оказался в той же позе, что и клиент, держа свои руки в том же положении, и, когда клиент чуть наклонил голову, вглядываясь в цифры, консультант «машинально» сделал то же самое.

Таким образом, консультант совпал с клиентом по позе, жестам и ритму движений, словно показывая бессознательному клиента «я такой же, как и ты, я тебя понимаю». Именно такие совпадения на уровне невербальных деталей и вызывают ощущение «своего».

Только это должно быть не разовое совпадение, а «подобие», длящееся на протяжении всего общения.

Совпадение позы, жестов, мимики, и ритма движений, вплоть до интонации голоса, создают у нас ощущение того, что этот человек такой же, как и мы. Но не стоит путать этот прием с полным «отзеркаливанием» (которое не так хорошо работает), и уж тем более с пародированием, которое «передергивает» манеры человека. Подобие означает «почти».

Когда раппорт становится достаточно глубоким, появляются бессознательные проявления обратной стороны подстройки – это ведение. Подстройка и ведение, как две стороны одной монеты — если кто-то один ведет, второй в этот момент подстраивается, и наоборот. Помните, как консультант аккуратно протянул папку клиенту, а клиент машинально так же аккуратно взял ее?

Его бессознательное автоматически повторило поведенческую манеру действия консультанта. В этот момент стало видно, что раппорт работает и в обратную сторону — бессознательное клиента начало подстраиваться само, без его сознательного участия. Теперь мы можем констатировать, что цель достигнута, хотя произойти это могло и еще раньше.

И есть еще пятый принцип раппорта. Это позитивное состояние. Если уж в раппорте поведенческие характеристики передаются автоматически и бессознательно, то состояние и подавно. И, как вы думаете, захочет ли бессознательное человека подстраиваться под состояние, которое хуже его собственного? Конечно нет! И, соответственно, наоборот, с удовольствием подстроиться под состояние, которое лучше, чтобы и себя почувствовать тоже лучше.

Именно для этого консультант дважды дружелюбно улыбнулся, как бы отмаркировав улыбкой особо важные моменты общения. Это позволило ему передать клиенту свое позитивное состояние, соединив его с подаренной папкой и с собой. И это же подкрепило чувство доверия, и помогло клиенту через неделю вспомнить консультанта лучше, чем всех остальных. Людям нравится позитив!

1)      присоединение – к дыханию, темпу речи и мышления (установление рапорта);

2)      закрепление – поддержание наиболее комфортного для собеседника соотношения речи и молчания, постоянное подтверждение согласия с ним;

3)      ведение – изменение позы, жестов, мимики, темпа речи и дыхания партнера в нужном направлении. На этапе ведения подключаются уже специальные техники НЛП (в основном речевые), которые позволяют целенаправленно воздействовать на сознание собеседника.

Мотивация «морковка спереди» и «морковка сзади»

При работаете с людьми часто приходится иметь дело с их мотивацией. Одна из моделей НЛП, описывающая непосредственно мотивацию, – это метапрограмма мотивации.

Метапрограммы – это программы, стоящие за (или над) алгоритмами поведения человека и организующие общие закономерности всего его поведения. Набор метапрограмм (метапрограммный профиль) создает то, что называется характером человека, то есть его индивидуальные особенности поведения. Учитывая, что психика человека представляет собой «мозаику» черт характера, унаследованных от отца, от матери и т.д.

В упрощенном варианте метапрограмму мотивации можно представить, как «мотивацию достижения» и «мотивацию избегания». На профессиональном жаргоне, она называется мотивация «к» и мотивация «от», или «морковка спереди» и «морковка сзади».

Вы можете легко определить, какая мотивация больше свойственна вам в том или ином действии, просто спросив себя, почему я это делаю? Спросите себя: «почему я работаю на этой работе?» Ответы могут быть самые разные, но их можно разделить на два типа, аналогичных ответам: «чтобы зарабатывать деньги» и «чтобы не оставаться без денег».

Первый ответ показывает достижение, а второй – избегание. То, как будет сформулирован ваш ответ и покажет вашу стратегию мотивации в этом контексте. Другая стратегия для вас лично будет менее эффективна или не эффективна вообще. В других же контекстах (отдых, учеба, покупки и т.д.), возможно, все будет совсем наоборот.

Нет хорошей или плохой стратегии мотивации, это просто черты индивидуальности личности. Зная их для себя, вы можете этим пользоваться, чтобы мотивировать себя и планировать в соответствии со своей стратегией мотивации. Зная стратегию мотивации ваших сотрудников или ваших клиентов, вы можете использовать это в управлении и в продажах. И в любой другой манипуляции любым другим человеком. Каким образом?

Посмотрите (вернее, послушайте), как человек строит свою речь: «Давайте обсудим это по телефону, тогда это будет быстрее» или «Давайте обсудим это по телефону, не хочется терять время». На что он ориентирован: на достижение, или на избегание? Заметив это (как говорят  в НЛП: «откалибровав метапрограмму»), вы можете строить свои фразы под его мотивацию, переводя их на «язык его мозга».

Никто вам не даст гарантии, что фраза, построенная в соответствии с метапрограммой мотивации человека, его тут же замотивирует – это также зависит и от того, чем вы его мотивируете – от содержания мотива. Но можно быть уверенным, что даже у очень хорошего мотива, построенного в несвойственной человеку метапрограмме количество шансов меньше в разы.

Так что вы можете научиться пользоваться этими навыками и убеждать людей быстрее и легче, а можете не учиться, и бегать за людьми, полагаясь на случай. (Зачетный вопрос: какая в последнем предложении была мотивация?)

Секреты неформального лидерства

Суть НЛП – это моделирование эффективных навыков гениальных или хотя бы просто успешных людей. Иными словами, НЛП – это набор технологий эффективного самообучения. К примеру, с помощью НЛП можно освоить приемы неформального лидерства и власти.

В НЛП техники управления коммуникацией действительно существуют. Однако даже в совершенстве владея мощнейшими из этих техник, далеко не всегда получается управлять людьми и ситуацией. Почему? Очень просто. Потому что, очень часто ситуация влияет на тебя намного сильнее, чем ты на нее. Каким образом?

Власть ситуации

В НЛП есть такой термин – «гипноз ситуации». Когда человек обвиняет себя в том, что он ничего не сделал, хотя мог – это обвинение не правомерно. Он действительно сделал лучшее, что мог там и тогда. Власть ситуации не заметна, но очень сильна. Она складывается из целого комплекса факторов: эмоциональное и физическое состояние в момент ситуации, собственные привычки реагирования, окружающие нас люди и их оценка, атмосфера самого места и время суток, неполнота информации, на которую мы опираемся, желания, овладевающие нами на момент ситуации и т.д.

Однако есть люди, которые умудряются как-то управлять ситуациями! Мало того, что они с легкостью управляют людьми практически в любой ситуации, они еще как-то делают так, что большинство случайных факторов оказывается в их пользу! И тут возникает вопрос, достойный внимания НЛП: «Как у них это получается?»

Если вы спросите этого человека: «Как ты умудряешься не зависеть от ситуации?», то он скорее всего вам ответит что-то вроде: «…не зависеть от ситуации? Вы о чем?! Это ситуация зависит от меня!» И он будет абсолютно прав. В буквальном смысле.

Техники и приемы НЛП – это мощно, но далеко не все. Чтобы понять, что дает неформальным лидерам власть над ситуацией, надо поступить так же, как поступали основатели НЛП – смоделировать эту гениальность. Что же выяснилось?

Неформальные лидеры

Используют ли эти люди какие-либо приемы НЛП? Даже если они их используют, то, скорее всего, даже и не подозревают об этом. Большая часть этих людей стали лидерами не будучи знакомыми с НЛП или гипнозом, а те, кто освоили НЛП, пришли в него, как правило, позже.

Предлагаем ознакомиться:  Кто такие энергетические вампиры, и как от них защититься

Обладают ли они какими-то врожденными способностями или особенностями характера, которых нет у остальных людей? Безусловно. Но большинство из них с этим не родились, а воспитали в себе сами.

Повезло ли им в чем-то больше, чем другим? Да, и они сделали для этого все, что могли сделать, а иногда даже больше.

Так в чем же их главный секрет? Что делает их лидерами?

Все дело даже не в стратегии, а в стиле мышления. Передать его через текст, конечно же, невозможно, но можно описать основу.

1. Все начинается с внутренней власти. Создается она с помощью свободы выбора и дисциплины в следовании своему выбору. Это качество и позволяет им не оказываться в ситуации, а создавать ее. Внутренняя власть – это не просто состояние, это образ мышления: ты просто не идешь в ситуацию не «создав» ее изначально у себя в голове.

2. Нужно просто однажды решить, что выбирать путь своей жизни будешь ты сам, и после только следовать этому решению. Да, не все всегда будет получаться в точности так – стоять на смерть и ни за что не идти на компромиссы глупо. Но следует всегда держаться выбранного курса и хранить верность целями и ценностям, даже когда это не просто.

3. Ты можешь смело говорить другим, что им делать, когда готов брать на себя ответственность за свои решения. А готовность брать ответственность приходит тогда, когда знаешь, куда идешь и уверен, что это верно и действительно стоит того. Это знание и создает силу, побуждающую людей делать то, что ты им говоришь. Если, конечно, они разделяют твои цели и ценности.

Чтобы управлять людьми нужно уметь управлять собой

Чтобы научиться управлять другими, сначала нужно научиться управлять собой.

Часто на «падении» состояния лидера осуществляется «перехват» лидерства в группе. Если роли в группе еще не устоялись окончательно, то стоит ведущему лидеру чуть «дрогнуть» в своем эмоциональном состоянии, как роль ведущего тут же перехватывается кем-то более сильным – то есть находящимся в более стабильном и более интенсивном состоянии.

Если обратиться к контексту обычного общения, то первое, что приходит на ум, это слова Френка Пьюселика: «Почему-то люди часто так ведут себя, словно думают, что они невидимы». В обществе на вас постоянно кто-то смотрит! К человеку с «кислым» лицом и подходить-то не хочется – что хорошего он может сказать?

И в то же время, сколько раз вы ловили себя на том, что вам без всяких причин хочется заговорить с человеком, чье лицо сияет улыбкой радости? Почему бы вам не быть точно таким же человеком? Как вы думаете, он успешен в социуме?

Все крутится вокруг состояния. Когда вы подавленны какой-то жизненной проблемой или неудачей, вы можете быть эффективны? Вы не сможете воспользоваться даже половиной своего потенциала, какими бы сверхестественными способностями вы ни обладали. И наоборот, когда вы бодры, веселы, наполнены энтузиазмом и вас вдохновляют ваши собственные успехи, вспомните, как часто вы в таком состоянии удивляли самих себя своими возможностями! Разница только в состоянии, в вашем самоощущении.

Для того чтобы быть эффективнее, большинству людей достаточно только научиться владеть своим состоянием везде, где им это нужно. Это основа любого влияния и управления.

1)      посредством другой эмоции

2)      когнитивная регуляция

3)      моторная регуляция.

Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в три глобальных способа. В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.

—         эмоциональный центр (эмоции, настроение, сердце)

—         интеллектуальный центр (ум, интеллект, мышление)

—         физический центр (тело, инстинкты, рефлексы).

Интеллектуальный центр и физический центр находятся под непосредственным волевым управлением человека. Мы можем легко управлять своими мыслями. Подумайте о прошлом, а теперь вы легко можете перенестись в настоящее. Вспомните анекдот или любимую песню, а теперь фильм, который вы смотрели недавно. Вы видите, что легко можете управлять своими мыслями.

Эмоциональный центр не находится под прямым волевым контролем человека. Вы не можете моментально изменить своё эмоциональное состояние просто послав себе приказ. Как говорит народная мудрость: «Сердцу не прикажешь!» Другое меткое выражение: «Чувства обуревают». Они действительно приходят, как буря для тех, кто не имеет «Три кнопки».

Секрет управления эмоциональными состояниями заключается в том, что эмоции управляются Интеллектуальным и Физическим центрами. Эмоции – это следствия того положения, в котором находится Интеллектуальный и Физический центры. Для того чтобы управлять Эмоциями, нужно научиться управлять мыслями и мышцами тела.

А это очень легко! Приведем примеры, например эмоциональное состояние радости возникает, когда человек думает о радующих его вещах, событиях. Когда человек находится в состоянии радости, то он улыбается, мышцы его расслаблены. Состояние радости на уровне условных рефлексов соединено с улыбкой. Связь работает в две стороны. Когда нам весело – мы смеёмся, но и когда мы смеёмся нам становится весело!

Первая кнопка, с помощью которой можно управлять своим настроением – это сфокусироваться на радостных событиях в вашей жизни. Вспомните все самое лучшее, что радует вас сегодня. Вспомните все свои удачные, радостные моменты за последнее время. Думайте сосредоточенно про это, представляя во всех деталях.

Вторая кнопка – это положение тела, соответствующее радости. Расправьте плечи, улыбнитесь широкой улыбкой, посмейтесь. Начните быстро двигаться и говорить веселым голосом. Делайте это несколько минут, продолжая думать о радостных событиях и представляя их в ярких красках!

Рефрейминг как высокоуровневая манипуляция

По чьим правилам играем?

– Давайте поиграем в одну игру? Я буду продавать вам свой мобильный телефон, и если я его вам продам, то я выиграл, а если нет – то выиграли вы.

– Давайте.

– Вот мой телефон. Купите его у меня за 1000 долларов.

– Не хочу, спасибо.

– ОК, вы выиграли. По правилам нашей игры, выигравший выплачивает сто долларов проигравшему. С вас сто долларов.

– …Хорошо. Но вы знаете, по пятницам в нашей компании это правило не действует. …О, сегодня как раз пятница! Значит я вам ничего не должен.

Мораль: если есть правило, по которому в ходе игры можно добавлять другие правила, то почему бы им не воспользоваться?

Эта шуточная игра является утрированной демонстрацией того, как управление контекстом работает в жизни. Всех, кто играет в игры (азартные, социальные, политические, управленческие и любые другие) можно отнести к одной из двух категорий: тех, кто играет по правилам (даже если они их нарушают) и тех, кто их устанавливает. Как вы думаете, кто обычно выигрывает? Нет, те кто играют, конечно, тоже выигрывают, но строго в пределах установленных правил.

Есть правила, которые установлены в определенных контекстах – это договора, уставы, пользовательские соглашения и т.д. А что определяет те правила, по которым мы действуем в контексте вообще всей нашей жизни? Конечно же, мы сами. Но если точнее, то наши убеждения. Например, если человек убежден, что «японские машины лучше европейских, потому что…

Но коли убеждения такая определяющая вещь в жизни, давайте на минуточку задумаемся, что это такое и откуда они берутся?

Откуда берутся убеждения

Ребенок не поверил родителям и коснулся до железной поверхности утюга, когда тот был включен в розетку. После этого у ребенка сформировалось два стойких убеждения. Первое, что «утюг не нужно трогать за железо». И второе, что «папа с мамой говорят правду».

Примерно так же мы обучаемся верить в убеждения других людей.

Но спустя 30 лет тот же человек слушает папу – матерого бизнесмена – который говорит: «Не возись ты с этими клиентами, на них денег на заработаешь» – и перенимает это убеждение, потому что где-то внутри себя хорошо знает: «папа с мамой говорят правду». А через год выясняется, что его приятель все-таки стал возиться с клиентами, и теперь имеет неплохой бизнес на рынке.

Так убеждения формируются естественным путем, и те, кто до сих пор смотрит на жизнь только на уровне поведения (типа: «Что делать?» или «Как быть?»), всегда будут ведомыми своих и чужих убеждений.

Так что же делать? Как быть? Как получить свободу от убеждений, а лучше – контроль над ними? Можно предложить простую 2-х шаговую стратегию.

Управление убеждениями

Шаг 1-й. Научиться замечать, какие убеждения стоят за вашими поступками. Для этого есть простые тестовые вопросы: «Зачем я это делаю?» и «Почему я это делаю?». Если ответ вас не устраивает, вы не обязаны это делать. Но прежде чем отказываться, лучше задать себе еще одни вопрос: «Не потеряю ли я чего-то, если не буду это делать?», так, на всякий случай.

Шаг 2-й. Научившись замечать убеждения, начните управлять ими – то есть изменять ненужные и создавать нужные.

Второй шаг осуществляется с помощью рефрейминга контекста или содержания. Рефрейминг активно применяется в НЛП.

Для иллюстрации того, о чем пойдет речь, возьмем небольшую историю о Хадже Насреддине.

…Одному шаху приснился ужасный сон, как будто у него разом выпали все зубы и все волосы. Проснувшись в холодном поту, шах тотчас велел позвать своего толкователя сновидений. Толкователь, внимательно выслушав рассказ шаха, ответил: «Твой сон, о великий шах, означает, что очень скоро ты потеряешь всех своих родных и близких!»

Разумеется, шаху не понравился такой безысходный ответ, и он приказал казнить этого толкователя и позвать нового. Но поскольку во всех ученых книгах выпадение зубов и волос всегда трактовалось как потеря родных, то и следующего толкователя сновидений постигла та же участь… Но шах не унимался и разослал по стране глашатаев с указом: «Наградить мешком золота того, кто сумеет правильно растолковать мой сон, или же, в противном случае, казнить».

Примерно в это же время в городские ворота вошел Хаджа Насреддин. Услышав глашатаев, он тут же попросил провести его к шаху. Глашатаи честно предупредили его о судьбе всех предшественников, но Хаджа был уверен в том, что выйдет из дворца с мешком золота. Так и случилось: через некоторое время Хаджа нес мешок золота и был в прекраснейшем расположении духа.

– Но ведь, говоря именно это, все предшественники погибли…

– Да, но более точное значение сна заключалось в том, что шах НАДОЛГО ПЕРЕЖИВЕТ всех своих родных и близких!

Таков был ответ Ходжи Насреддина.

Заметьте: иногда одно и то же можно сказать по-разному. И эффект будет абсолютно противоположным – настолько, насколько казнь противоположна мешку золота.

В нас найдется немало характеристик, способных испортить нам настроение. А вот наоборот: поднять себе, а может быть, и другим настроение? НЛП утверждает, что каждый человек владеет этим искусством.

Сколько раз в день мы что-либо оцениваем? Так уж мы устроены, что обладаем способностью сопоставлять вещи, факты, события, явления и выстраивать из них определенные иерархии. Но нужно ли каждый раз выбирать: что лучше, а что хуже? Когда мы выносим какую-либо оценку, мы часто находимся на отрезке с координатами «хорошо – плохо», «недостаточно – слишком», «много – мало» и т.д.

И при этом мы решаем, как относиться к какому-либо событию, пользуясь только одной единственной точкой зрения, ограничивая себя и свои возможности. А между тем один и тот же реально произошедший факт может быть оценен как угодно, потому что изначально он нейтрален, и его дальнейшая судьба зависит только от нас.

Как много людей привыкли, проснувшись утром, оценивать погоду: хорошая она или плохая. В общем-то она никакая – это просто совокупность метеорологических факторов. Например, проливной дождь, идущий весь день. Возможно, он изменил некоторые из ваших планов, но это еще не конец жизни и тем более не повод к расстройству.

А представьте себя на секунду жителем жаркой и сухой Африки: впервые за три знойных месяца прошел нормальный дождь. Как видите, сама погода мало что значит, все зависит от того, как мы к ней отнесемся. Хотя для некоторых людей «плохая погода» служит хорошим оправданием собственной раздраженности или плохой подготовленности к уборке урожая.

Вот еще ситуация: Вы опаздываете на самолет на 20 минут. Это хорошо или плохо? А теперь Вы приезжаете в аэропорт, а вам объявляют, что рейс откладывается на 1 час. В вашей ситуации это как? Вроде как даже хорошо: ведь самолет без вас не улетел! Интересно, а что в этот момент чувствуют те, кто честно приехал за 3 часа?

Так вроде и к лучшему то, что вы вышли из дома так поздно. А еще задумайтесь: улучшило ли как-нибудь ситуацию то, что, опаздывая, вы все 20 минут «накручивали себя» и «мотали себе нервы»? Да, с точки зрения природы это явно дезадаптивный поступок, так как в пустую потрачено столько сил и энергии, что впоследствии их может где-то и не хватить.

С оценкой «хорошо-плохо» все не так просто (а может быть, наоборот, все слишком просто?). Что вы можете сказать о своем росте? Вы среднего роста? Или вы слишком маленький, а может быть, слишком высокий? Но представьте, что вы попали в команду американских баскетболистов, а затем попали в племя пигмеев.

Что теперь вы можете сказать относительно своего роста? Как минимум то, что он относителен, как и множество других черт нашего характера. У каждого «плохо» можно найти, если, конечно, поискать какое-нибудь «хорошо». Если какое-то событие вспоминается вам как плохое, просто продолжите фразу: «Хотя, с другой стороны, в этом хорошо то, что ….»

Описанный выше прием получил в НЛП название «рефрейминг», что в переводе с английского означает «смена рамки» (переобрамление, переформирование).

Представьте себе какую-нибудь известную картину. Если трудно представить, найдите что-то похожее на картину в окружающем вас мире. Ну, например, календарь или пакет молока… А теперь, подключив свою фантазию, вообразите, что эта картина обрамлена массивной золоченой рамой «а-ля Эрмитаж». Каково ваше отношение к картине сейчас?

А теперь замените мысленно эту раму на ультрасовременную неоновую. Как это воспринимается теперь? Поэкспериментируйте еще с разными вариантами рам, рамок и рамочек, наблюдая при этом за тем, как ваше восприятие картины в целом каждый раз изменяется… Хотя, заметьте, сама картина, ее содержание каждый раз оставалось одним и тем же.

Мы меняли только рамку. Если провести параллель с нашей жизнью, то сама картина – это голые факты, реально происходящие события. А рамки – это та эмоциональная окраска, которую мы им придаем, те критерии, по которым мы их оцениваем, тот угол зрения, под которым мы смотрим на эти события. Точно так же, как восприятие картины менялось в зависимости от рамы, факты становятся хорошими или плохими в зависимости от нашей точки зрения.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector