10.04.2019      7      0
 

История чая самое начало


Развитие чайных традиций в Китае

В китайской мифологии и чайной традиции, история возникновения чая имеет весьма разносторонний вид. Существуют два основных мифа, трактующих происхождение чайного напитка.

По первому из них, чайные листья впервые были использованы императором Шэнь-нуном, который является покровителем земледелия и медицины у китайцев. Это один из Трех Великих, положивший начало созданию всех китайских ремесел и культурного искусства.

Император любил ходить по миру в целях поиска лечебных трав, имея в своем распоряжении котел, где готовил лекарственные отвары. Однажды, в котел Шэнь-нуна случайно упали несколько листьев с чайного дерева, которые император залил кипятком и попробовал на вкус. Отвар показался Шэнь-нуну настолько вкусным и взбадривающим, что с тех пор император ничего другого не пил.

Другой миф, который появился гораздо позднее в истории происхождения чая, присваивает открытие чайного напитка монаху буддисту Бодхидхарме. Миф гласит о том, что в 519 году н. э., во время медитации, Бодхидхарме случайно уснул, а проснувшись — в злости вырезал себе веки и кинул их на землю. Через день в месте, куда упали веки Бодхидхарме, выросло роскошное чайное дерево, заварив листья которого, монах обнаружил, что этот отвар прогоняет сон и способствует благотворной медитации.

По легенде, император Шэнь-нун открыл совершенно случайно свойства чайного листа

История чая самое начало

Как уже говорилось, Китай — первая страна в мире на то время, где употребляли отвары чайных листков в качестве целебных средств от многих болезней и противоядия. Обозначение слова «чай», в других языках мира, происходит либо от корня — «ча» (северный и кантонский диалект) либо — «те» (южный диалект).

История происхождения чая в Японии начинается с IX века, когда в страну были впервые завезены семена чайного дерева. Япония считается второй «чайной» страной после Китая, с развитием отдельной чайной культуры.

В первое время, чай — исключительно напиток буддийских монахов и императорской знати. Обычным самураям напиток стал доступен после 1214 года, когда дзэйский монах Эйсай разрекламировал книгу «Киса Ёдзёки», где подробно описывались полезные свойства чайного настоя.

В отличие от богатых слоев населения, чаепития простых горожан и крестьян проходили в менее благородной обстановке, при тихой семейной беседе.

Первый чайный сад в Японии принадлежал монаху Сайтё, который вырастил под горой Хиэй-дзан великолепные растения. Выращивание чая уверенно распространялось, были выведены свои японские сорта. Сырье для заваривания приготавливали в виде измельченного порошка и обдавали горячим паром. В XIII веке к этому методу прибавился способ обжаривания.

Ритуал китайской чайной церемонии оставил свой след и в Японской чайной культуре, в XIV-XVI веках, сформирована не менее известная японская чайная церемония, основоположником которой стал Мурата Дзюко.

Предлагаем ознакомиться:  Ритуалы для призыва демонов

Соэн Нагатани является первооткрывателем и поныне популярнейшего в стране сорта чая — сэнтя. С того времени производство чая в Японии развивается и автоматизируется. Японцы весьма скупо относятся к распространению секретов производства чайных напитков — из сотен сортов страной экспортируется лишь около десятка.

Японский чай значительно разнится с китайским — чайные листья более яркого оттенка, а настой приобретает более насыщенный желтоватый или зеленоватый цвет. Характеризуются японские чаи всегда нежным ароматом со сладковатым привкусом с присутствием горчинки в некоторых сортах.

Японская чайная церемония известна всему миру

Ценители японского чая отдельно отмечают оригинальность сорта Гэммайтя, что в переводе означает «коричневый рисовый чай». Напиток приготавливается из предварительно подготовленных на огне листков чая и свежего риса. Это, пожалуй, единственный вариант, обладающий питательной ценностью.

1. Император Шен Нун – открытие чая

Одна из легенд гласит, что тонизирующие свойства чая были открыты почти 5000 тысяч лет назад (только представьте!) – в 2737 году до н.э. Божественным императором Шен Нуном («Пахарь Духа»).

Shen Nong (神農, s 神农), также известный как Ян Ди или Шен Нун Ши – (2852-2737 до н.э.), второй из трёх китайских Императоров Периода Сан Хуаня, (3000-2700 до н.э.), был учёным, отцом сельского хозяйства и основоположником китайской медицины. Ходили слухи, что Император имел тело «будто из прозрачного нефрита», отчего пробовал травы и их отвары на себе, так как мог видеть сквозь кожу всё происходящее в его организме.

Указы Императора требовали, чтобы в целях гигиены вся питьевая вода при дворе кипятилась. Однажды летним днём, посещая отдалённую провинцию, слуги на привале кипятили воду, чтобы утолить жажду. С кустарника близ кипящих котлов, попадали высушенные листья (Вы уже догадываетесь, что это были за листья?

), отчего вода в котлах приобрела характерный красноватый оттенок. Как учёный, Император заинтересовался ароматом неизвестного доселе отвара, отпил немного, и почувствовал прилив бодрости и свежести, от чего пришел в восторг: «Напиток, который стимулирует и расслабляет одновременно». Этот момент можно считать моментом появления чая.

Другой вариант происхождения чая в легендах и мифах древнего Китая также повествует об императоре Шен Нуне (Shen Nong), но уже немного в ином образе. Однажды Шен Нун попробовал траву, оказавшуюся ядовитой. Действие яда оказалось настолько сильным, что император обессиленным упал на землю.  С неизвестного доселе дерева (как Вы уже догадываетесь, это было чайное дерево)  ему в рот скатилась росинка, нагретая на солнце. Он проглотил её, почувствовал прилив силы и бодрости, действие яда прошло.  С тех пор Шен Нун начал употреблять чай как противоядие.

Предлагаем ознакомиться:  Сильные любовные ритуалы : мощные заговоры на любовь

2. Необычное поведение овец

Третий вариант появления чая таков. В глубокой древности пастухи заметили одну странную особенность в поведении овец и коз своего стада после того, когда они поедят листья какого-то вечнозелёного деревца – животные становились резвыми, бойкими и легко взбирались на гору. Пастухи, удивлённые подобным явлением, решили попробовать действие этих листьев на себе.

Как видите, легендарных историй о появлении чая много и «исток» окутан неизвестностью. Но первые исторически подтвержденные записи о чае встречаются в первом тысячелетии до н.э. Китайский словарь «Пэнь Цао Цзин» имеет датируемые III веком до н.э. записи  об использовании неких сушёных листьев при дворе династии Чжоу (1046–256 гг. до н.э.). Подробнее об этом смотрите в материале об истории чая в Китае.

3. Святой Дарма (Бодхидрама) и дзэн-буддистская версия появления чая

Буддисты смотрят на появление чая по-своему. Это красивая метафоричная притча о божественном происхождении и высоком назначении чая принадлежит традиции буддистов Китая. История связана с именем святого Дармы (Бодхидрама), буддийского монаха из Индии, который считается основателем дзен-буддизма. Путешествуя в Китай, в молитве, в воздержании и самоотвержении он день и ночь проводил в созерцании Бога.

Наконец, Дарма, изнемогши от всех трудов, заснул. Вознегодовал он от того, что нарушил свой обет и в боязни снова пасть, подверг себя наказанию: отрезал веки и бросил их на землю. Небо не оставило его без награды, и на земле, где брошены были веки, вырос чайный куст. Он употребил чайные листья, и напиток подкрепил его. Чай стали изображать бровями Дармы. Буддисты пили много чая, чтобы продлить часы благочестивых размышлений, ясности ума и созерцания.

Легенд происхождения чая много, но начало одно, так и неизвестное историкам. Может стоит принять позицию «божественного происхождения» чая, испить из чашки и окунуться в таинство, скрываемое им, почувствовать бодрость Шен Нуна или созерцательную ясность Дармы?

История чая в Европе

В европейскую часть, чай стали впервые поставлять голландцы как источник лечебного напитка, однако через несколько десятилетий, чай стали использовать просто для утоления жажды.

2013_09_06_04_002

Франция впервые попробовала чай с помощью голландских поставщиков в 1636 году. Истинным ценителем напитка являлся король Людовик XIV, который узнав, что азиаты излечиваются с помощью этого «зелья» от подагры, велел оказать ему подобную чаевую терапию. Придворные не могли остаться в стороне от предпочтений своего короля — церемония чаепития стала превращаться в определенный ритуал, где немаловажной составляющей являлись изысканный фарфор и китайские ковры.

Первые упоминания о чае в Германии относят к 1650 году, подтверждением чему являются рекламные ярлычки, сохранившиеся в музеях страны. К известным любителем чаепитий того времени являлся врач Корнелиус Деккер (Бонтекю), который утверждал о незаменимости чайного напитка как лекарства при лечении и профилактики тяжелых заболеваний, сопровождавшихся истощением и апатией.

Чаепитие в Англии также имеет свою историю. В 1662 году, Карл II, выбрал себе в избранницы принцессу Екатерину, родом из Португалии, которая будучи ярой почитательницей чая, сделала чаепитие традиционным при английском дворе, чем снизила процент скрытого алкоголизма. Именно Екатериной было положено начало известной английской чайной церемонии и присвоило, в последующем, чаю статус национального напитка.

Карл II не разделял предпочтения своей жены, а к тому же будучи человеком осторожным и пугливым, в 1684 году наложил существенные налоги и пошлины на чайных импортеров, к тому же запретив новое появление чайных, которые ему представлялись местами сбора заговорщиков и предателей. Но недовольство подданных было столь велико, что ему пришлось отменить этот закон, что, по сути, является уникальным явлением в истории английской монархии.

Однако высокая пошлина была сохранена, поэтому чай оставался самым дорогим и дефицитным товаром. Такое обстоятельство активно провоцировало контрабанду чайного сырья и его фальсификацию. Благодаря именно этому в Англии стали предпочитать черный чай, как более дешевый сорт.

Традиционное английское чаепитие

2013_09_06_04_003

Королева Виктория (XIX век) — автор правил чаепития, которые явились основой для современных английских традиций употребления чая. Самой известной из которых считается чаепитие в пять часов пополудни — легкий полдник с обязательным присутствием чайного напитка, что нашло отклик в книге Льюиса Кэррола «Алиса в Стране чудес», где у главных героев стрелки часов остановились на пяти часах, из-за чего они были вынуждены постоянно пить чай.

Чай в нашей стране

Впервые Россия попробовала чай в XVII веке, когда его завезли из Китая. Несмотря на то, что у нас не было своего производства, что повлекло за собой его высокую стоимость, за два следующих столетия, чай в нашей стране приобрел фактически национальный статус, аналогично Англии.

Плантация чая в горах Грузии

В Советском Союзе чайное производство вышло на уровень верховного правительства. Значительное внимание уделялось не только выращиванию классических сортов в теплых районах страны — Краснодарском крае, Грузии и Азербайджане, но и селекционной работе, где были попытки получить сорт с возможностью дальнейшей культивации в регионах с продолжительной холодной зимой.

Такое серьезное отношение к производству чая позволило полностью удовлетворить чайную потребность советских граждан и продавать советский чай во многие страны.

После распада Союза практически все чайное производство осталось в суверенных государствах, где почти остановлено. Функционируют лишь некоторые фабрики по переработке чайного сырья, поставляемого из-за рубежа. Российская Федерация на сегодняшний день потребляет 95% импортного чая из основных стран-экспортеров — Китая, Индии и Турции.

Во так выглядел грузинский чай, производимый в Советском Союзе

Но, независимо от политической и экономической ситуации в нашей стране, ничего не помешает нам насладиться этим, по истине, полезным, ароматным и замечательно вкусным напитком — чаем.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector