15.02.2019      86      0
 

История и значение Донской иконы Божией Матери Феофана Грека: о чем молиться образу, в чем он помогает


Про Димитрия Донского и Феофана Грека

По особенностям иконографии икона Донской Божией Матери представляет собой один из вариантов Богоматери «Умиление». Скорее всего, этот образ имеет греческие корни.

Считается, что самый древний образ Донской Божией Матери был создан Феофаном Греком около 1392 года для возведённой Дмитрием Донским Успенской церкви в Коломне. В середине XVI столетия коломенскую икону, якобы, перенесли в Москву. По другой версии, Феофан Грек писал икону в Москве с несохранившегося коломенского оригинала.

Однако проследить раннюю историю этого образа на Руси очень непросто – ведь нынешнее название икона обрела сравнительно поздно. Дело в том, что привычное нам сейчас прозвище «Донской» великий князь Димитрий Иванович получил только в официальной историографии середины XVI столетия. Лишь после этого так же стали называться и построенная им Успенская Коломенская церковь, и хранившаяся там икона. А посему понять, какой же именно богородичный образ имеется в виду в более ранних летописях и записях, зачастую не представляется возможным.

Донская икона из Большого собора Донского монастыря

Донская икона из Большого собора Донского монастыря

Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.

Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.

Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.

Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».

В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.

Предлагаем ознакомиться:  К чему снится попасть под дождь во сне

Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.

Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.

Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря

История иконы

Исследователи относят создание иконы ко второй половине XIV века. Донская икона писалась для Успенского собора в Коломне, где работал великий византийский иконописец Феофан Грек. Он и его ученики создали иконостас и осуществили роспись храма. Предположительно автором образа является сам Феофан Грек.

Описание святыни

Образ являет собой Богоматерь со склонённой головой, держащую на руках Младенца Иисуса. Описание иконы Феофана Грека таково:

  • Икона Феофан грекХристос прижимается щекой к щеке матери и правую руку сложил в двуперстное благословение.
  • В другой руке Христос держит свиток.
  • Иисус одет в охряную тунику. Цвет символизирует принятие Христом человеческой природы. Ноги Младенца открыты до колен.
  • Богородица левой рукой указывает на Спасителя. Богоматерь в покрывале, называемом мафорий. Это традиционная одежда иудейских жён. Мафорий багряного цвета, что символизирует статус Матери Божией.
  • Туника под мафорием и чепец голубого цвета, что характеризует чистоту Богоматери.

Донская икона Божией Матери.

На оборотной стороне имеется надпись «Успение святыни Богородицы». Картина изображает Иисуса Христа и двенадцать апостолов, стоящих перед ложем Девы Марии. Горящая свеча, помещённая в центре, свидетельствует о наступлении вечности.

Икона Богоматери, согласно свидетельствам, была подарена донскими казаками князю Дмитрию перед битвой на Куликовом поле. Русские войска при выступлении несли с собой икону, которая была закреплена на древке и послужила боевым знаменем. После победы в Куликовской битве она и получила название Донская.

Предлагаем ознакомиться:  Защитные мантры на все случаи жизни

Историю иконы Донской Божьей Матери можно проследить по сражениям, в которых она участвовала. Икона пребывала в Благовещенском Соборе только в мирные времена. В период сражений она всегда была на поле битвы, защищала воинов и помогала одерживать победы.

Иван Грозный брал икону с собой в казанский поход и молился перед образом.

Участвовал образ Богородицы и в победе над войсками хана Казы Гирея. У царя Фёдора Иоанновича не хватало сил для отражения атаки полчищ хана, стоявших под Москвой. Тогда царь повелел провести крестный ход. Заступница Донская Божия Матерь принимала в нём участие, а во время битвы находилась в полковой церкви.

Икона спасла Москву, и на месте полевого укрепления (Гуляй-города) был построен Донской монастырь.

Вступление на царствование Бориса Годунова в конце XVI века получило благословение Богоматерью от патриарха.

Крымский поход князя Голицына в 1687 году тоже сопровождался образом Богоматери.

Во времена Наполеоновского нашествия оклад был разграблен и лишился драгоценностей, украшавших его, но сам лик уцелел и продолжает свою миссию.

С 1930 года по настоящее время Донская икона находится в собрании Третьяковской галереи.

Празднование в честь Донской Богоматери проводится первого сентября в Донском монастыре, куда для этого с огромными предосторожностями, в специальной капсуле, доставляют оригинал образа. Ежегодное празднование установлено в честь победы на Куликовом поле, неоценимый вклад в которую внесла Донская Богоматерь.

Лик Богоматери признан одним из самых чтимых на Руси. Тысячи верующих совершают поклонение образу и молитвенно взывают о помощи и защите.

Икона Божией Матери Донская, в чём помогает:

  • защищает воинов и покровительствует участникам военных конфликтов;
  • помогает в заключении мира;
  • исцеляет раны;
  • излечивает от болезней и других недугов;

Были ли казаки?

История и значение Донской иконы Божией Матери Феофана Грека: о чем молиться образу, в чем он помогает

Наиболее часто упоминаемая в связи с Донской иконой легенда гласит, что её принесли Димитрию Донскому пришедшие на помощь во время Куликовской битвы донские казаки. Этот сюжет содержится во вкладной книге Донского монастыря. Однако при ближайшем рассмотрении с ним всё совсем непросто.

Во-первых, в XIV веке никаких донских казаков ещё просто не существовало – войско Донское стало постепенно складываться лишь в XVI столетии. Так что, сюжет с поднесением иконы, очевидно, имеет более позднее происхождение. Любопытно, что иногда его вообще связывают с другим образом Богоматери – Гребневским.

Украшение Успенской коломенской церкви, построенной в 1379-1382 годах, также относится ко временам, более поздним, нежели Куликовская битва – росписи для неё Феофан Грек выполнял уже в 1390-е годы. Так что, весьма вероятно: Донской иконы вместе с Димитрием Донским на Куликовом поле не было. По крайней мере, той иконы, которую мы знаем сейчас, там не было совершенно точно.

Предлагаем ознакомиться:  Значение имени Ринат что означает имя Ринат

Сам же сюжет о принесении иконы появился во вступлении к вкладной книге монастыря лишь в XVII столетии и представляет собой отдельную повесть. Возможно, автор хотел задокументировать сложившуюся к тому времени легенду.

Храм в Перловке

В честь прославленного образа на Руси создавались новые храмы. Многочисленные списки давали возможность верующим поклоняться чтимому образу и молиться о защите.

Перловская церковь иконы Донской Божией Матери была построена возле Мытищ в конце XIX века дворянином Перловым. Она предназначалась для посещения дачниками в летний период. Это была небольшая деревянная церковь, которая украшала собой округу и давала верующим возможность исполнять молитвенные обряды.

В памяти народной она навсегда останется связанной со смертью известного церковного композитора, служившего в этой церкви. Григорий Извеков был расстрелян в годы гонения на православных священников.

Перловская Донская церковь переживает своё возрождение. Новое строительство ведётся с 2014 года. Активно идёт сбор пожертвований на строительство. Это символизирует неугасающую любовь народа к своей спасительнице и защитнице иконе Донской Богоматери, в честь чего и была названа эта церковь.

Образ воинской славы

Всё сказанное выше, однако, не умаляет славы Донской иконы как «заступницы Русской земли», которая, по былям ли, или по легендам, уже сложилась в XVI столетии. В 1563 году царь Иван Грозный берёт её с собой в Полоцкий поход, а в 1591 году по указанию царя Фёдора Иоанновича Донская находится в его походной церкви, когда на Москву приходят войска крымского хана Казы-Гирея. В память об отражении той атаки на месте походной церкви позже был основан Донской монастырь.

Почитание иконы ещё более усилилось в XVIIстолетии – во времена набегов крымских татар, Чигиринских походов и взятия Азова. Именно тогда была записана и стала тиражироваться связанная с иконой «казачья легенда».

Донская в левом приделе Малого собора


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector