16.04.2019      5      0
 

Экстрасенсорное восприятие информации человеком


Классификация

К проявлениям экстрасенсорного восприятия в паранауках причисляются телепатия, ясновидение и проскопия, лозоходство или «биоинтроскопия» (неверно именуемое биолокацией), однако зачастую к таким проявлениям относят и способы некоего нематериального внефизического воздействия на предметы, организмы или физические явления — телекинез или психокинез, экстрасенсорное целительство и т. п.

Так, Райн и Соул под телепатией понимали передачу информации от мозга к мозгу без посредничества чувственных каналов. Под криптэстезией — получение мозгом информации о материальных предметах, спрятанных любым способом и находящихся на расстоянии, также без посредничества органов чувств. Психокинезом они называли пространственные манипуляции с материальными объектами с помощью чисто умственного усилия, опять без материального эффектора. Под ясновидением они понимали способность предвидеть будущие состояния материальных явлений без умозаключений на основе известных фактов.

Введение

Необычайные и
непостижимые проявления человеческой психики — одна из интереснейших сфер
нашего бытия, приковывающая научное и общественное внимание.

Область знаний,
объединяющую разнородные неординарные и загадочные явления человеческой
жизнедеятельности, называют парапсихологией, что прямо указывает на их
предполагаемый источник.

Как ни странно,
но среди тех кто принимает парапсихологию как науку, большинство не имеет
прямого отношения к психологии. Последняя же занимает позицию игнорирования
парапсихологических феноменов, пытается отмалчиваться, не замечая очевидного —
факта необычного проявления человеческой психики, требующего к себе
соответствующего научного внимания, и исследованием которого, психологии — если
она и дальше собирается соответствовать своему названию — рано или поздно, но
заниматься придется.

Постепенно
ситуация отношения психологии к парапсихологии меняется в пользу последней.
Если раньше отдельные психологи осторожно признавали возможность существования
субсенсорного канала передачи информации (Зинченко, Леонтьев А.Н. и соавт.), то
сегодня их голоса звучат более решительно и убедительно (Леонтьев Д.

А, 1990,
1995; Годфруа; Пушкин). Источником изменения ситуации является большое
количество научных достижений в исследованиях парапсихических явлений. В
основном эти исследования ведутся в рамках физики микрочастиц и волн, а
накопленные знания служат фундаментом для исследования паранормальных феноменов
в других науках, в том числе и психологии.

Парапсихологические
феномены очень разнородны по своей природе, внешним проявлениям, производимым
на наблюдателя эффектам, частоте наблюдаемости, доступности в исследовании и,
следовательно, в степени изученности и объяснимости. Примерами одного края
спектра парапсихологических явлений служат левитация и телепортация — феномены,
от одного мысленного представления которых становится немного не по себе, а в
качестве объяснения приходит мысль, что «этого не может быть, потому что
не может быть».

Другую крайнюю
группу представляют феномены так называемого экстрасенсорного восприятия (ЭСВ).
Сюда в большей мере относятся ясновидение, пророчество, любое сверхчувствование
для которого ни время, ни пространство не является помехой. Явления ЭСВ более
распространены, не так разрушительны для научной картины мира, подвержены
экспериментальному исследованию и в той или иной мере изучены.

Вряд ли
найдется сейчас человек, который не знал бы, кто такой экстрасенс, а
всевозможной литературой по развитию и применению экстрасенсорных способностей
завалены все книжные лавки. Несмотря на большое количество книг по данной
тематике, строгой и не строгой научной литературы среди них явно недостаточно,
а в области психологии практически нет вообще.

ЭСВ исследуется в медицине,
биологии, физике, всевозможных прикладных науках, в названиях которых
встречаются слова «космо», «био», «гео» и т. п.
(На сегодняшний день накоплен богатый фактический материал в области
исследования физических полей биологических объектов и физических носителей
экстрасенсорного взаимодействия. Автор намеренно не углубляется в эту тему,
пытаясь оторваться от проблематики физического и сосредоточиться на собственно
психическом.)

В основном
изучение ЭСВ ведется вокруг проблем диагностики и лечения болезней, проводников
и носителей экстрасенсорной информации, то есть физических полей и микрочастиц,
а «космо» и «био» в объяснении феноменов ЭСВ устремляются в
глубины Вселенной. Вся совокупность подобных исследований совсем не
противоречит факту психической детерминации ЭСВ, а лишь рассматривает и
описывает лежащую в своем частнонаучном ведении часть проблемы.

Активная роль
психики упоминается или имеется в виду, но не более того, так как это
«более» не входит в компетенцию этих наук. Остающаяся без
рассмотрения часть проблемы — прямая задача психологии, а поскольку речь идет о
восприятии, каким бы оно не было, о психическом отражении реальности, то эта
часть может быть несопоставимо большей. Однако психология этим не занимается, в
лучшем случае изучение ЭСВ идет в рамках психофизики и психофизиологии.

Цель данной
работы — показать, что ЭСВ является такой же психической функцией, как и
остальные, нисколько не менее психологичной, чем, например, мышление, внимание
или зрительное восприятие; может описываться в терминах понятийного аппарата
психологии и исследоваться в рамках ее методических и методологических
принципов. Подобный взгляд на экстрасенсорную проблематику свойственен ряду
отечественных исследователей (Леонтьев Д.А., 1995; Кандыба Д.В.; Кандыба В.М.).

Работа состоит
из теоретической и практической частей. В первой ЭСВ рассматривается в ряду
обычных психических функций или способностей с общими для них характеристиками
как в плане протекания психических процессов, так и в плане объяснительных
принципов. Для исследования ЭСВ будет предложен также деятельностный подход.

Если ЭСВ действительно является функцией органов чувств, таких же, как зрение
или осязание, то его, а вернее, способность к экстровосприятию, как и любую
другую способность, можно целенаправленно развивать. Это подтверждается опытом
зарубежных исследований ЭСВ (Леонтьев Д.А., 1995). Формированию
экстрасенсорного навыка и посвящена экспериментальная часть данной работы (эта
часть в данной статье не публикуется — В.Л.).

Изучение экстрасенсорики

Некоторые учёные пытались изучать людей, которые декларировали у себя наличие экстрасенсорных способностей. В частности, множество экспериментов были проведены учёными Райном и Соулом. Однако их исследование подвергается подробной критике в книге Дж. Спенсер-Брауна (англ.) «Вероятность и научный вывод» (англ. Probability and Scientific Inference).

Большая часть экспериментов отличается ненаучным подходом (методологической некорректностью и невоспроизводимостью), то есть не отвечают требованиям, предъявляемым к достоверностинаучного эксперимента. Спенсер-Браун критикует ошибочную положительную интерпретацию статистических данных: например, в экспериментах с картами Зенера или машинками для выбрасывания игральных костей (последние используются для изучения психокинеза) при длинной серии тестов могут получаться последовательности результатов, кажущиеся неслучайными и закономерными, однако, они на самом деле и являются проявлением истинной случайности, поэтому эти серии невоспроизводимы[4].

Верующие во внечувственное восприятие объясняют невоспроизводимость особенностями некоего экстрасенсорного восприятия, декларируя их неустойчивость вследствие появления неизвестных «неблагоприятных» внутренних или внешних условий либо требующих труднодостижимых и легко нарушаемых особых состояний психики участников эксперимента, то есть остаются эзотерическими практиками, декларирующими зависимость результатов от личности оператора и невоспроизводимость эффекта инструментальными средствами.

Аналогична ситуация и с теоретическим обоснованием существующих явлений людьми, далёкими от научного подхода: в большинстве случаев внечувственное восприятие объясняется нематериальными механизмами, то есть требует агентов (таких, как торсионные либо микролептонные поля и т. п.), стоящих вне области науки, занимающейся только материальными объектами.

Станислав Лем в своём труде «Сумма технологии»[4] обосновывает отсутствие экстрасенсорных способностей людей тем, что такая полезная функция организма появилась бы эволюционно уже давно и у нескольких видов животных, чего, однако, не наблюдается.

Парадоксы психологии

Изучая психику
как некоторую реальность, вполне доступную для научных методов исследования,
психологи обнаружили следующие ее свойства.

1. Психика —
это функциональный объект, то есть процесс, течение, движение. Психика это
нечто реальное, но существующее лишь постольку, поскольку имеются и
функционируют такие анатомические структуры, как мозг и нервные проводящие
пути. Можно исследовать эти структуры, а можно изучать их работу, ее внутренние
и внешние проявления, находя в них определенные свойства, особенности,
закономерности.

2. Психика —
объект непосредственно не наблюдаемый и «не осязаемый»; о ней можно
что-то узнавать лишь наблюдая ее проявления.

3. Психические
проявления очень сложны, многовариантны, уникальны в каждом случае, многофакторно
обусловлены; состоят из сплетения причин и следствий, порой не видимых ни для
индуктора, ни для наблюдателя. Все это создает максимальную сложность для
выявления закономерностей и зависимостей вплоть до отсутствия подобной
возможности.

Из сказанного
видна вся сложность проблемы изучения психики, ограниченность методов и
неспособность науки на сегодняшний день «ухватить» психическое в
самой сути. Все известное о психике — это только ее функциональное и
феноменологическое описание. Подавляющее число книг, учебников по психологии
посвящено раскрытию сущности психики через ее явление.

Ученые словно забыли,
что функциональная сторона это лишь одна сторона медали. В итоге, по мнению
проф. В.К.Вилюноса, что такое психика — этого никто не знает. П.Я.Гальперин пишет,
что не определен собственный предмет психологии, и она исследует то, что
изучается логикой, физиологией и другими науками (Гальперин).

Предлагаем ознакомиться:  Что такое мантра ОМ и что дат человеку способы использования священного слога

Несколько
десятилетий назад П.К.Анохин создал концепцию функциональных систем, сильно
потеснившую рефлекторную теорию. Одним из структурных компонентов
функциональной системы является акцептор действия. Акцептор не является
выражением последовательного развития цепи явлений поведенческого акта, он
«предвосхищает» результат, который должен быть получен в соответствии
с принятым решением, и, следовательно, опережает ход событий в отношениях между
организмом и внешним миром (Анохин, 1968, 1975). В целом правильность этой
теории подтверждается психофизиологическими исследованиями, хотя природа
опережающего отражения так и не раскрыта.

Подобным
образом существуют многие психотехнологии в области терапии и коррекции — давая
эффективный результат, они ничего не говорят о природе личностных изменений
(Горин; Эриксон; Бэндлер, Гриндер).

Отсутствие
каких-либо знаний о содержательной стороне психического не мешает науке
использовать этот же аргумент для отрицания ЭСВ. В функциональном же плане
изучению ЭСВ ничто не препятствует. Феноменология сверхчувствования у животных
позволяет выдвинуть гипотезу о единой природе у них экстра- и обычного
восприятия.

Экстрасенсорное восприятие. Телепатия, ясновидение.

Экстрасенсами в узком смысле слова называют людей, якобы обладающих экстрасенсорными способностями. Но поскольку нет подтверждённых случаев существования таких людей, то обычно таким словом называют людей, которые заявляют, что обладают экстрасенсорными способностями.

В настоящее время экстрасенсы относятся к людям шоу-бизнеса[5][неавторитетный источник?], заработки которых включают, но не ограничиваются: выступлениями в цирке (см. Вольф Мессинг), в телепередачах (таких как: Битва экстрасенсов), но большей частью оказывая различные «услуги» населению («снятие порчи», «наложение заговора» и др.

)[5][неавторитетный источник?]. В России для ведения подобной деятельности достаточно получить лицензию, подтверждающую наличие медицинского образования (достаточно — некоторые курсы). Только в случае нанесения ущерба здоровью или жизни человека экстрасенсы привлекаются к уголовной или административной ответственности[5][неавторитетный источник?].

Следует отметить, что периодически возникают организации, посвящающие свою деятельность разоблачению экстрасенсов. Например, известный иллюзионист Джеймс Рэнди, основал Просветительский фонд своего имени, предлагающий миллион американских долларов любому, продемонстрировавшему экстрасенсорные возможности в условиях строго поставленного эксперимента[6].

Мало кто верит в инопланетян, которые прилетают только для того чтобы похитить «избранных» представителей человеческой расы, но отвергать тот факт, что некоторые люди обладают паранормальными способностями «предвидеть» далекое будущее или происходящие события на расстоянии практически невозможно. Многим из нас снились так называемые вещие сны, которые рано или поздно становились реальностью, многие часто руководствуются своей интуицией и чувствуют на расстоянии происходящие с их близкими людьми события, стоит нам только подумать о ком-то, как этот человек сразу же появляется.

Такое загадочное и странное явление люди называют экстрасенсорным восприятием, являющимся чем-то вроде еще одного дополнительного чувства человека помимо зрения, обоняния, ощущения, слуха и осязания. Однако в отличие от обычных чувств, экстрасенсорное восприятие не имеет четких границ и ощущается не органами тела, а где-то на подсознательном уровне, в наших мыслях.

Но все же некоторые скептики не считают такие явления чем-то сверхприродным. Они не отвергают их существование, но обосновывают такие явления обычными законами науки.

Термин «экстрасенсорное восприятие» определяет несколько различных типов гипотетических интеллектуальных способностей. Все эти способности (включая другие паранормальные явления) часто ассоциируют с психическими феноменами.

• Телепатия — явление передачи мысленных и чувственных импульсов на расстоянии другому человеку без посредствующей среды. • Ясновидение – 1. Способность предвидеть будущее и распознавать что-либо, недоступное восприятию обычных людей. 2. Тонкая сверхъестественная проницательность, дар провидения. • Яснослышание — способность заглянуть в будущее.


Еще одним паранормальным явлением, но не относящемся к экстрасенсорному восприятию, является телекинез (сверхъестественная способность человека воздействовать на предметы на расстоянии — без контакта с ними — с помощью биоэнергетики, перемещая, передвигая их и т.п.).

Все эти сверхъестественные способности человека несут в себе одну общую идею о том, что люди воспринимают объекты за рамками своих возможностей и известных чувств. Данная концепция начала развиваться еще с раннего периода развития человеческой расы, и за долгие годы поменяла не одно название. Современная концепция зародилась в первой половине 20 века.

Приверженцы теории «экстрасенсорного восприятия» делятся на несколько групп, каждая из которых предлагает свой взгляд на «раскрытие» этих способностей у человека. Например, одни считают, что все люди на земле обладают так называемыми «сверхъестественными способностями», которые нам необходимо развивать.

Другие убеждены, что некой особенной силой обладают лишь несколько людей, называемых шаманами, медиумами или ясновидящими, и только они могут получить доступ к этой силе, погружаясь в психическое состояние покоя. Однако большая часть людей уверена в том, что экстрасенсорным восприятием обладают все, просто одни имеют большую связь с парнормальными явлениями, чем другие.

Приверженцы этой теории также расходятся во мнениях по поводу действия этого экстрасенсорного восприятия. Согласно учениям одной группы, как и все чувства, ЭВ (экстрасенсорное восприятие) – это энергия, переходящая из одной точки в другую. Сторонники этой точки зрения говорят, что энергия ЭВ принимают форму электромагнитных волн, таких как энергия света, радио и инфракрасных лучей – которые мы до сих пор мало изучили с научной точки зрения.

Эта теория была особенно популярна в начале 20 века, но в связи с новыми фактами, в наше время эта теория потеряла свое преимущество. Поскольку с одной стороны, данная теория касалась только телепатии, но не принимала во внимание ясновидение и яснослышание. Вероятно, если информация движется в качестве электромагнитной энергии, должен существовать некий источник, откуда она выходит или кто ее посылает, иными ловами, эта энергия должна передаваться от разума к разуму. Эта теория не объясняет каким образом информация могла пройти сквозь время или от одного объекта к другому.

С другой стороны, данная теория не соответствует тому, что мы знаем о нас самих и вселенной. Во многих известных случаях телепатии, экстрасенсорное восприятие не имеет границ. Т.е. мысленные и чувственные импульсы передаются с одинаковой силой независимо от того, находится ли получающий информацию медиум в соседней комнате или на другой стороне глобуса от передающего медиума.

Скептики отмечают, что ни одна из известных нам форм энергии не обладает такой силой, поэтому бессмысленно утверждать что «сверхъестественные волны» могут творить чудеса. Более того, странно то, что мы до сих пор не нашли какие-нибудь необъясненные органы чувств, способные улавливать эту энергию, и не нашли доказательств существования самих энергетических волн.

В свете этих проблем, наиболее правдоподобной кажется теория о том, что экстрасенсорное восприятие является результатом пока неизвестной энергии в материальном мире. Многие люди считают это «переливанием энергии» из другой реальности. Согласно этой теории, помимо осознаваемой нами реальности, мы также существуем в другом пространстве, где действуют совершенно иные законы.

Время и пространство имеют разные значения в разных реальностях, благодаря чему мы можем проникать в сознание других людей, предвидеть события, которые еще не произошли в реальном для нас мире. Мы неосознанно проникаем в иную плоскость, и порой на подсознательном уровне улавливаем полученную там информацию.

Конечно, эта теория также находится за рамками нашего научного понимания мира. И как заверяют нас приверженцы данной теории, она не требует никаких научных объяснений, также как и вера в бога или существование загробной жизни, гипотетическая реальность не подчиняется физическим законам вселенной. Она зависит в неком роде от существования души.

Предлагаем ознакомиться:  Какими симптомами обладает сглаз у взрослых людей

Природа способностей

Во время
физиологизации отечественной психологии в 50-х годах Б.М.Теплов ввел различие
задатков и способностей. Первые представляют физиологические основы, а вторые —
их психические проявления. С тех пор миф о том, что способности жестко
детерминируются свойствами нервной системы, особенностями работы головного
мозга прочно закрепился в научном сознании.

Он проявляется в постулировании
зависимости психических способностей от, например, регистрируемых ЭЭГ
электрофизиологических параметров или темперамента. Не учитывается основное:
свойства и особенности нервной системы не определяют, а лишь опосредуют
проявление способностей через выбор характера деятельности, ситуаций,
оптимальной среды, в которой способности могут развиваться или не развиваться
(Дружинин).

В пользу
гипотезы опосредованности выступают данные психогенетики. Так, коэффициенты
наследуемости индивидуальных электрофизиологических параметров всегда меньше
коэффициентов наследуемости свойств интеллекта («Роль среды…» п/р
Равич-Щербо).

Все это говорит
о том, что подход физиологического редукционизма к проблеме способностей, в том
числе и к ЭСВ, принципиально не верен. Отсутствие или наличие особого гипотетического
органа, определяющего экстрасенсорное взаимодействие, не может служить
критерием возможности ЭСВ. Последнее может быть функцией известных мозговых
структур, а редкая встречаемость способности — результат жизненной
невостребованности, вытекающей из целей и характеров деятельностей, жизненных
условий, технократического воспитания, требований современной культуры и т. п.

Еще одна
проблема психического и физиологического — это проблема локализации психических
функций. Мы знаем, что та или иная функция психики проявляется только тогда,
когда функционирует тот или иной участок головного мозга. Так, например,
человек в основном не может говорить, но может понимать речь, если поражен
определенный участок в левом полушарии, и, наоборот, сможет говорить, но не
будет понимать даже собственную речь, если поражен другой в том же полушарии
(зоны Брока и Вернике). Следовательно, в мозговой организации должны быть
участки, специфически определяющие экстрасенсорную функцию.

Такие зоны
мозга обнаружены. Методом компьютерного топографического картирования мозга,
проводимого во время ЭСВ, было выявлено возникновение двух очагов повышенной
активности (синхронизации биопотенциалов) в обоих полушариях мозга. При этом
очаг активности, находящийся в передних отделах левого полушария, обусловлен
формированием функционального состояния, способствующего успешности
деятельности, но не специфического к ее характеру, второй же очаг, находящийся
в задних отделах правого полушария, специфичен для ЭСВ (Ли).

В клинических
исследованиях отмечается, что предрасположенность к ЭСВ появляется у отдельных
больных с поражением нижневисочных отделов коры мозга (Гримак).

Из общего курса
нейропсихологии известны компенсаторные механизмы мозга, выражающиеся в
функциональной перестройке его участков для осуществления той психической
функции, к которой они не были раньше предназначены. Как правило это случается
из-за локального поражения мозга и утраты соответствующей психической функции.

Вследствие целенаправленной активности индивида она восстанавливается,
локализуясь в новом месте. Тогда когда по ряду причин функция не может восстановиться
в первоначальном качестве, компенсаторность может проявляться в необычном виде.
Так, например, слепые начинают дистантно ощущать окружающие предметы, а в
некоторых случаях даже «видеть» не хуже зрячих (Гримак).

Этот пример
показывает, что ЭСВ может представлять собой функциональную систему, так как
при этом присутствуют все ее необходимые структурные компоненты, главный из
которых — полезный результат действия, выражающийся в приспособлении индивида к
изменившимся условиям, и в достижении которого индивид был активен.

Проблема психического образа

Проблема
мозговой организации психических функций, только что коротко рассмотренная, на
самом деле не так проста. Во-первых, не понятно, где локализуются и
локализуются ли вообще более сложные функции, например, воображение. Во-вторых,
нейрофизиологическая локализация ничего не говорит о локализации
психологической. Считается, что последнее исключается самим постулированием
функциональной природы психики. Однако такой подход встречает известные трудности.

Обыденное
мышление считает, что психические процессы протекают в голове. Найдется немало
психологов, считающих, что психические акты, за исключением внешних
поведенческих, протекают внутри черепной коробки. Где находятся сознание,
бессознательное, мышление, память или, например, чувства? Ответ известен, но
правилен ли он?

Из книги в
книгу ходит в качестве примера рассказ, впервые использованный А.Н.Леонтьевым,
о военном хирурге, у которого чувствительность находится на кончике
металлического инструмента (Леонтьев, 1975). Делая из этого примера некоторые
общепсихологические выводы, психология не развивает конкретику.

Мы можем
сказать, что сознание хирурга находится там же, где и его чувствительность, то
есть — на кончике щупа, ищущего пулю, но более правильным будет другое. На
кончике щупа находится внимание, а сознание находится на пуле, поскольку она
является в данный момент целью деятельности (действия), вытесняя из
феноменального поля сознания все остальное.

Рассуждая
подобным образом, мы можем сказать, что если человек забивает в стену гвоздь,
то его внимание находится на шляпке гвоздя, а сознание — на его острие или на
том месте в стене, где острие должно находиться. То есть, внимание находится на
предмете операции, а сознание — действия. Если человек в этот момент будет
думать о книжной полке (мотиве деятельности) или о том, как бы не ударить по
пальцам (предмете операции), не говоря уже о переносе внимания, то хорошего
ничего не получится.

Когда мы
говорим, что сознание или внимание находится там-то и там-то, то это отнюдь не
метафора, используемая для лучшего понимания психической реальности, а это и
есть эта самая психическая реальность, которую психология признает, но не
знает, что с ней делать. Огромную исследовательскую работу в этом плане
проделал К.Г.Юнг.

В течение всей жизни он разрабатывал теорию о более глубоких,
чем коллективное бессознательное, уровнях психики. Ученый пришел к выводу, что
существует акаузальное смысловое поле, в котором протекают психические
процессы, связывающие независимые друг от друга явления, раскрывающие неслучайный
характер случайных явлений (Юнг).

Все это имеет
непосредственное отношение к проблеме ЭСВ. В свете вышеизложенного нет
надобности искать гипотетические поля, проводящие парапсихические импульсы. При
обычном зрительном восприятии психический образ находится там, где и
воспринимаемый объект (Леонтьев, 1975). (Фундаментальное положение
отечественной психологии, которое многим сегодняшним студентам, да и
дипломированным психологам не знакомо).

Принципиального различия между
процессами паранормального и обычного восприятия нет: во-первых, и те и другие
протекают в физическом поле субъкт-объект; во-вторых, необъяснимым образом
связываются с нейрофизиологической работой организма. Если какие-то отличия и
существуют, то отнюдь не психологические.

Металлический
щуп, концентрирующий на своем конце психическое, не является по своей природе
проводником последнего, и, следовательно, его наличие или отсутствие не играет
определяющей роли, а лишь облегчает труд. Если это действительно так, то можно
было бы чувствовать объект дистантно голой рукой без привычного инструмента.
Что в общем и делают экстрасенсы при диагностике заболевания (Левинсон и
соавт.; Гримак; Лазарев).

Литература

1. Айзенк Х.,
Сарджент К. Проверьте свои экстрасенсорные способности: Тесты, игры, эксперименты.
М., 1997.

2. Анохин П.К.
Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

3. Анохин П.К.
Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

4. Бэндлер Р.,
Гриндер Д. Семинар по НЛП. М., 1997.

5. Васильев
Л.Л. Внушение на расстоянии. М.,1962.

6. Васильев
Л.Л. Таинственные явления человеческой психики. М., 1963.

7. Гальперин
П.Я. Психология как объективная наука. Москва-Воронеж, 1997.

8. Горин С.
Гипноз: техники россыпью. Канск, 1995.

9. Годфруа Ж.
Что такое психология? Т. 1. М., 1992.

10. Гримак Л.П.
Магия биополя: Энергоинформационное лечение. М., 1994.

11. Дружинин
В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.

12. Дубров
А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М., 1989.

13. Зинченко
В.П., Леонтьев А.Н. и соавт. Парапсихология: фикция и реальность. //Вопросы
философии, 1978, №9.

14. Иванов Ю.М.
Как стать экстрасенсом. М., 1990 (а).

15. Иванов Ю.М.
Йога и психотренинг: Путь к космическому сознанию. М., 1990 (б).

16. Иванова
Н.М., Иванов Ю.Н. Жизнь по интуиции. СПб., 1994.

17. Кандыба
В.М. Сверхвозможности человека. СПб., 1997.

18. Кандыба
Д.В. Тайные возможности человека. Т. 2. М.,1995.

19. Лазарев
С.Н. Диагностика кармы. Книга первая. Система полевой саморегуляции. СПб.,
1995.

20. Левинсон
Ю.М., Зинченко В.Г., Виноградов М.Ю., Новицкий О.П. Основы биоэнергетической
диагностики и лечения. М., 1991.

Предлагаем ознакомиться:  Приметы о сломанном ноже

21. Леонтьев
А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

22. Леонтьев
А.Н. Проблемы развития психики. М.,1981.

23. Леонтьев
Д.А. Парапсихология на пороге третьего тысячелетия. //Человек. М., 1990, №1.

24. Леонтьев
Д.А. Самая обыкновенная парапсихология. //Психологический журнал. М., 1995, №1.

25. Ли А.Г.
Ясновидение. Формирование особых состояний сознания для раскрытия
экстрасенсорных способностей человека. М., 1993.

26. Миллер
Р.М., Харпер Ж.М. Практическая психоэнергетика: Иллюстрированный курс
упражнений. Воронеж, 1994.

27. Найссер У.
Познание и реальность. М., 1981.

28. Неумывакин
И.П., Неумывакина Л.С. Здоровье в ваших руках. М., 1994.

29. Роль среды
и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.
Равич-Щербо. М., 1988.

30. Семинар с
доктором медицины Милтоном Г.Эриксоном. М., 1994.

31. Тихомиров
О.К. Психология мышления. М., 1984.

32. Холодная
М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва-Томск, 1997.

33. Шульц И.Г.
Аутогенная тренировка. М., 1985.

34. Эзотерика.
Т. III. Парапсихология: Учебный курс. М., 1993.

35. Юнг К.Г.
Синхронистичность. Сборник. М., 1997.

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com

Субъект восприятия

Известно, что
восприятие зависит от многих характеристик его субъекта: функционального
состояния, индивидуально-личностных особенностей, применяемой стратегии и т.д.
Это так же справедливо и для ЭСВ.

В схожести
переживаний и ощущений, испытываемых человеком при ЭСВ и в измененных
состояниях сознания, интуитивно угадывалась их связь. Эмпирически зависимость
ЭСВ от измененного состояния сознания была продемонстрирована еще в 40-х годах
(Васильев, 1963).

Суть
измененного состояния сознания — особым образом организованная деятельность
мозга при котором происходит активация коры правого полушария. В исследованиях
ЭСВ установлено, что экстрасенсорные способности свойственны в основном лицам
как раз с правосторонней функциональной асимметрией мозга.

— психическая
активность;


нейрофизиологическая лабильность.

Последний
фактор подтверждается также корреляциями между способностью к ЭСВ и
гипнабельностью (известно, что гипнабельность соотносится с
нейрофизиологической и когнитивной гибкостью).

Так как
восприятие определяется мотивацией и прошлым опытом субъекта (Найсер), то
изменение состояния сознания необходимо не только для активизации определенных
зон мозга, но и для ослабления устоявшегося образа действительности.

Итак, во время
ЭСВ преобладает активность правого полушария (Айзенк; Гримак; Ли). Это вполне
понятно, так как ЭСВ основывается на интуиции, образном мышлении, алогичности,
инсайте, а это все функции правого полушария.

Интуитивные
процессы изучаются, поддаются физиологической регистрации (Тихомиров),
закрепляются в научной терминологии (инсайт), но остаются скорее феноменами, и
в качестве объяснительного принципа использоваться не могут.

1. Формирование
образов. Предлагается примерно следующее: «представьте, что у
Вас…», «Вы видите, как…», «вообразите луч,
выходящий…» и т.п., все это с признаками цвета, размера, яркости,
динамики (Иванов,(а,б); Миллер, Харпер; Левинсон и соавт.; Гримак).

2. Формирование
ощущений. Предлагается сформировать то или иное ощущение, вызываемое
экстрасенсорным процессом. Например, «почувствуйте, как…»,
«ощутите в этом месте…», «Вы чувствуете, что у Вас…» и
т.д. (там же).

3. Релаксация.

Нетрудно
заметить, что во всех трех случаях речь идет о процессе самовнушения. Внушение
— мощное средство, управляющее не только психическими процессами, но и
физиологическими (Шульц). «Не менее важным свойством, определяющим
эффективность лечения, являются образность мышления и — главное — способность к
самовнушению, то есть созданию у себя особого «рабочего» состояния…

4. Концентрация
внимания. Предлагается сконцентрировать внимание на том или ином объекте.
Организм, требующий постоянного притока информации, вынуждает не справляющееся
с этой задачей сознание перестраиваться.

5.
Психотехнический миф. Экстрасенсорика опирается на определенные теоретические
основы, знакомство с которыми заполняет сознание всевозможными
трансцендентальными образованиями и явлениями, такими, например, как чакры,
меридианы, аура, биополе; определенными знаниями о соотношении души и тела;
необычайными историческими случаями и преемственностью традиций и методов;

Все
перечисленные методы, кроме методики концентрации внимания, рассчитаны на людей
с определенной степенью внушаемости и направлены только на модификацию
сознания, которая является необходимым, но, возможно, не достаточным условием
для проявления ЭСВ. Методика концентрации внимания направлена на развитие
рефлексии «тонких» ощущений и их дифференцировку, но требует другого
психологического качества — способности к длительной сосредоточенности.

Рядом
исследователей выделяются черты, наблюдаемые у экстрасенсов: эмоциональная
уравновешенность, экстравертированность, высокая степень социализации,
гипнабельность, интуитивность, открытость (Айзенк, Гримак, Кандыба).

ЭСВ как деятельность

Психология ЭСВ
может рассматриваться через категорию деятельности. ЭСВ — такая же
деятельность, как и обычное восприятие, принципиальных отличий здесь нет. Среди
характеристик деятельности экстрасенса есть и мотив (социальный статус,
самосовершенствование), и цель (новые знания, идеи, умения), и предмет
(информация), и структура (знакомство с задачей, выбор средств, применение
методик), и, наконец, средства ее осуществления (методы, способности).

Выбор
того или иного мотива, той или иной цели и т.д. зависит от личности, ее
склонностей и стремлений, ценностей и смыслов, индивидуальных вкусов, стилей,
привычек. В итоге все это определяет успешность экстрасенсорной деятельности,
характер ее протекания, ценность и значение для ее субъекта, а следовательно, и
дальнейшее развитие умений и навыков.

Если это все
так, то экстрасенсорную способность можно развивать как и любую другую. Способы
психологии хорошо известны. Одной из наиболее проработанных по этому поводу
теорий является теория планомерно-поэтапного формирования навыков, в основе
которой лежит ориентировочная деятельность (Гальперин).

В более широком
толковании под основой ориентировочной деятельности можно понимать
целенаправленную активность. На подобном принципе основывался известный удачный
эксперимент по формированию кожного ощущения к воздействию светового потока. В
ходе эксперимента испытуемые настолько развили кожную чувствительность ладони,
что научались даже отличать зеленый свет от красного (Леонтьев, 1981).

Эксперимент
подтвердил общепсихологические принципы: 1) человеческая психика
эволюционировала от простейшей (сенсорной) психики низших организмов, и 2) в
процессе эволюции старое не исчезает, а остается в зачаточном латентном виде.
Низшие организмы в процессе приспособления к среде должны были реагировать на
изменения светового потока и оставили эту способность человеку в наследство.

Эксперимент
Леонтьева также подтверждает теорию о межмодальных связях, которые проявляются
в случаях ЭСВ: восприятие объекта идет всегда по большему количеству
модальностей, чем те, в которых он представлен. В психологии есть некоторые
основания считать, что переработка любой информации идет сразу по трем
модальностям: словесно-речевой, пространственно-образной и чувственно-сенсорной
(Холодная).

В исследованиях психологических основ наименования Д.Н.Узнадзе
пришел к выводу, что основой наименования объекта является состояние
испытуемого, включающее разнообразные чувственные, эмоциональные и смысловые
ассоциации. «Что представляет собой это состояние, это другой вопрос…
скажем только, что факт его существования, согласно нашим опытам, надо считать
неоспоримой истиной» (цит. по: Холодная, стр. 177).

Заключение

Мы рассмотрели
различные аспекты, тем или иным образом связывающие экстрасенсорные проявления
и человеческую психику. Раскрытие проблемы, с одной стороны, шло по пути
развенчивания психологических мифов, выстраивающих барьеры для проведения
психологического анализа ЭСВ, с другой стороны, — по пути демистификации феноменов
ЭСВ и переносе их в область психологии.

Необъяснимого в экстрасенсорике столько
же, сколько и в психологии, а психологического в ЭСВ не меньше, чем в любом
объекте психологии. Автор стремился показать отсутствие противоречий между
обычной и экстрасенсорной способностью, их общую психологическую природу. Такой
подход находит отклик у зарубежных и отечественных авторов: «Мы
подозреваем, что в сущности, нет разницы между парапсихологическими феноменами
и теми, которые считаются нормальными психологическими процессами.

На сегодняшний
день накоплено немалое количество результатов исследований парапсихических
явления в пограничных с психологией областях. В большинстве из них указывается
на активную роль психики в продуцировании таких феноменов. Даже без серьезного
изучения ясно, что такие инструменты, как маятник, рамка, стеклянный шар и т.п.
— лишь психотехнические средства для перевода оператором непонятного ему языка
своей психики на язык более знакомый.

Автор предложил
деятельностный подход к изучению ЭСВ (данное предложение перенесено в другую
статью — В.Л.). Если эксперимент подтвердит гипотезу о возможности
экстрасенсорного научения, то это даст паранормальным явлениям еще один шанс на
исследование в рамках психологии.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector