16.04.2019      6      0
 

Египетские культы. Культ Осириса


Происхождение имени «Осирис»

Осирис – это греческое и латинское произношение слова, которое передаётся египетскими иероглифами как «Wsjr». Так как иероглифическое письмо не указывает всех гласных, египтологи транслитерируют истинное звучание этого имени по-разному: Асар, Яшар, Асер, Асару, Аусар, Аусир, Усир и т. п.

Для объяснения происхождения этого египетского слова есть несколько гипотез. Джон Гвин Гриффитс (1980) полагает, что оно происходит от корня Wser означающего «мощный». Одна из старейших известных аттестаций Осириса на мастабе покойника – Netjer-Wser (Бог Всемогущий).

Дэвид Лортон (1985) считает, что Wsjr состоит морфем set-jret означающее «поклонение». Осирис – «тот, кто поклонение получает». Вольфхарт Вестендорф (1987) предлагает этимологию от Waset-jret – «Родитель глаза».

Облик Осириса

В наиболее развитой форме иконографии Осирис изображается в короне Атеф, похожей на белую корону правителей Верхнего Египта, но с добавлением двух вьющихся страусовых перьев на каждой стороне. В руках у него посох и цеп. Посох, как полагают, представляет Осириса как бога пастухов. Символизм цепа менее определён: иногда и его сближают с пастушьим кнутом.

Осириса обычно изображают в виде фараона с зеленым (цвет возрождения) или черным (намёк на плодородный ил Нила) лицом. Его тело ниже груди обёрнуто в пелены мумии. Реже Осириса изображают лунным богом с короной, охватывающей луну. В гороскопах счастливых и несчастливых дней упоминается о связи Осириса с луной.

Осирис. Изображение из гробницы Сенджема, XIX династия

Воскрешение Осириса

Египетские культы. Культ Осириса

Культ Осириса, бога воскрешения и возрождения, особенно интересен благодаря связанной с ним концепции бессмертия. Плутарх рассказывает версию мифа, в которой Сет (брат Осириса), вместе с царицей Эфиопии, сговорился с 72 сообщниками устроить убийство Осириса. Путём обмана Сет побудил Осириса улечься в ящик, который затем запер на замок, запечатал свинцом и бросил в Нил.

При помощи заклинания Исида вернула мужа к жизни, чтобы забеременеть от него. Потом Осирис умер снова, и она спрятала его тело в пустыне. Несколько месяцев спустя, Исида родила Гора. Пока она растила Гора, Сет охотился – и в одну из ночей наткнулся на тело Осириса.

Он в гневе разорвал тело на четырнадцать кусков и разбросал их по всей земле. Исида собрала все части тела, за исключением полового члена, съеденного рыбой меджед (сомом) и спеленала их вместе для надлежащего захоронения. Восхищённые этой преданностью Исиды, боги воскресили Осириса, сделав его богом подземного мира.

Диодор Сицилийский дает несколько иную версию мифа, где Осирис описывается как древний царь, научивший египтян искусствам и цивилизации, в том числе сельскому хозяйству. Потом он путешествовал по миру со своей сестрой Исидой, сатирами и девятью музами, пока, наконец, не вернулся в Египет. Осирис был убит своим злым братом Тифоном, который отождествлялся с Сетом.

Предлагаем ознакомиться:  Таро египетское: разновидности и токование

Тифон разрубил тело убитого на двадцать шесть кусков, которые раздал сообщникам своего преступления. Исида и Геракл (Гор) отомстили за смерть Осириса, убив Тифона. Исида нашла все части тела Осириса, кроме фаллоса, и тайно похоронила их. Сделав их «копии», она положила те в нескольких местах, которые превратились в центры почитания Осириса.

Идеи смерти и загробной жизни в культе Осириса

Древние египтяне верили, что смерть на самом деле есть переход в новое состояние. Они считали: лишь ка (жизненная сила) оставляет тело в момент смерти. Сами их обычаи сохранения тела указывают на представлении о том, что жизнь после неё продолжается. Осирис более всего известен как Бог «Перехода» и Возрождения.

Прорастание семян символизировало воскресение Осириса из мертвых.

Первым этапом праздника была публичная драма, изображавшая убийство и расчленение Осириса, поиски его тела Исидой, его триумфальное возвращение в виде воскресшего бога, и битву, в которой Гор победил Сета. Все это разыгрывалось умелыми актерами как настоящий спектакль, который и привлекал к культу Осириса новых адептов.

Согласно Юлию Фирмику Матерну (IV век), эта «пьеса» повторялось каждый год верующими, которые «били себя в грудь и полосовали себе плечи…. Когда в представлении изображалось, как изуродованные останки бога нашли и вернули… сетование переходило в радость» («De Errore Profanorum»).

Поклонение Осирису продолжалось до VI века нашей эры на острове Филе (Верхний Нил). Изданные в 390-е годы декреты императора Феодосия I об уничтожении всех языческих храмов там не применялись. Поклонение Исиде и Осирису допускалось на Филе до времен Юстиниана I, по договору императора Диоклетиана с племенами блеммиев и нубийцев.

Каждый год эти туземцы посещали Элефантину и время от времени увозили образ Исиды вверх по реке в страну блеммиев для пророчеств. Всему этому был положен конец, когда Юстиниан послал знаменитого полководца Нарсеса уничтожить святилища, переловить священников и захватить божественные изображения, которые были доставлены в Константинополь.

Поклонение Осирису в храмах

Большую часть сохранившихся сведений о празднике Страстей Осириса можно найти на Стеле Ихернофрета в Абидосе, возведённой Ихернофретом (Ихернефертом), возможно, жрецом Осириса или чиновником в правление фараона XII династии Сенусерта III (около 1875 г. до Р. Х.). Праздник Осириса проводился в Абидосе в последний месяц ежегодного разлива Нила, совпадающего с наступлением весны. Считалось, что именно в Абидосе утопленное в Ниле тело бога вынесло на берег.

Предлагаем ознакомиться:  Экстрасенс Дмитрий Волхов жрец культа Велеса

Коленопреклонённый проситель Ани перед Осирисом в Царстве мёртвых. За Осирисом — богини Исида и Нефтида

Первый день – «Шествие Упуаута»: разыгрывались сцены битвы, в которой одерживалась победа над врагами Осириса. Затем шло шествие во главе с богом Упуаутом («открывающим путь»).

Второй день – «Великая процессия Осириса»: тело Осириса переносилось из храма в могилу. Лодку, которая его перевозила (Нешмет), нужно было защищать от врагов.

Третий день – «Осирис оплакан и Враги страны сокрушены».

Четвертый день – «Всенощное бдение»: читались молитвы и декламации, исполнялись похоронные обряды.

Пятый день – «Возрождение Осириса»: Осирис возрождался на рассвете и увенчивался короной богини правды Маат. Его статуя переносилась в храм.

В храмах священниками проводились куда более эзотерические обряды, весьма непохожие на те, которые описывает стела Ихернофрета. На них присутствовали лишь избранные посвященные. Плутарх упоминает, что через два дня после начала праздника «жрецы… несут священный ларь, имеющий внутри золотой ковчег, в который они, зачерпнув, наливают пресной воды.

И поднимается крик окружающих, что найден Осирис. Затем к воде подносят плодородную землю и, смешав их с дорогими благовониями и фимиамом, лепят месяцевидную фигурку. Они обряжают и украшают ее, показывая, что считают этих богов субстанцией воды и земли». («Исида и Осирис», 39). Рассказ Плутарха неполон: он сам пишет: «я умалчиваю об обрядах рассечения дерева» («Исида и Осирис», 21), сознательно избегая изображать этот самый священный ритуал.

В посвящённом Осирису храме, в Дендере, одна надпись подробно описывает изготовление из пшеничного клея фигурок всех частей расчлененного тела Осириса, которые рассылались в города, где каждую из этих частей, по легенде, нашла Исида. В храме города Мендеса фигурки Осириса из пшеницы и клея клали в корыто в день убийства бога, добавляли туда на несколько дней воду, а потом из полученной смеси делали «манекен» бога и доставляли его в храм для захоронения (для этого могло использоваться лишь священное зерно, выращенное в храмовых полях).

Предлагаем ознакомиться:  Как узнать что ребенка сглазили диагностика симптомы

В первый день праздника пахоты статую богини Исиды несли в храм, раздевали там догола, пшеничным клеем мазали её постель и увлажняли водой, представляя плодородную землю. Венцом всех этих священных ритуалов было поедание изображений бога, игравшее роль причащения.

Осирис и Серапис

Когда в Египте воцарилась греческая династия Лагидов, её правители решили создать искусственное божество, которому могли бы поклоняться как коренные жители страны, так и эллинские переселенцы. Цель состояла в том, чтобы сблизить обе эти группы друг с другом. Осирис видимым образом отождествлялся со священным быком Аписом. На этой основе и был создан синкретический культ Сераписа, в котором египетские духовные мотивы соединились с греческой внешностью.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector