11.07.2019      11      0
 

Дополнительные замечания о Знании и Бытии


V ПЕРВЫЙ СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ШОК (продолжение)

Часть I. — Сегодня мы снова поговорим о Знании и Бытие. Помните вы что-либо из того, что говорилось о Знании и Бытие ранее? Позвольте мне напомнить
вам, что учение, которое мы изучаем, говорит о двух сторонах в человеке, которые должны развиваться в поступательном процессе его трансформации:
о стороне Знания и стороне Бытия.

Вы слышали много раз, что вы должны, прежде всего, знать эту систему, а это требует времени и усилий.
Но это действительно приводит к развитию знания, и в то же время это должно привести к развитию знания себя, если человек работает. Не трудно
понять, что существуют разные уровни знания. Но не просто понять, что существуют разные уровни бытия. Попробуем еще раз понять, что такое бытие.
Обычно люди путают бытие с существованием. Камень существует, человек тоже существует; но они су-

ществуют совершенно по-разному. Здесь кроется идея бытия. К примеру, бытие камня, бытие растения, бытие животного, бытие человека и бытие божественной
сущности находятся на разных уровнях. Бытие вещи обусловлено ее происхождением, а существование вещи — ее рождением. Лошадь существует, собака
существует, корова существует. Существование у них общее. Но бытие лошади, бытие собаки и бытие коровы совершенно различаются, и это обусловлено
не рождением, а замыслом.

Вернемся к Человеку. Человек отличается от животного. Он способен на определенное развитие. Он рождается как саморазвивающийся организм, и
поэтому он является незавершенным, находясь на более низком уровне бытия, чем тот, который ему предназначен замыслом его творения. Животные завершены.
Кроме того, в отличие от животных, воспитание человека продолжается в течение долгого периода времени, когда он приобретает многие вещи
для своего бытия — через образование, имитацию, обычаи.

По этой причине бытие одного человека отличается от бытия другого. Мы понимаем, что знание
одного человека может быть на другом уровне, чем знание другого. Но мы не совсем ясно понимаем, что уровень бытия тоже может значительно различаться.
С точки зрения этого учения люди не являются одинаковыми.

Люди различаются относительно своего бытия. Понятие о Человеке в этом учении включает
несколько категорий: Человек №1, чей центр тяжести находится в его инстинктах и движениях, в его физической жизни, потом Человек №2, чей центр
тяжести находится в его эмоциональной жизни, и Человек №3, чей центр тяжести находится в интеллектуальной жизни.

Эти три категории составляют
механическое человечество, внешний круг человечества, в котором люди не понимают друг друга. Как вы знаете, это называется кругом смешения языков,
кругом Вавилона. Дальше идет Человек №4, чей центр тяжести не находится ни в Инстинктивно-двигательном, ни в Эмоциональном, ни в Интеллектуальном
Центре, но распределен между ними.

Это гармоничный человек, в котором развитие уже не является односторонним, в котором началось пробуждение.
Потом идет круг сознательного человечества: Человек №5, №6 и №7, эти люди прошли определенную степень трансформации, возрождения или развития,
короче говоря, у них появился новый замысел. Это разделение общего понятия человека предполагает 7 категорий или 7 уровней бытия.

Давайте рассмотрим
понятие Человека №1, №2 и №3. Они относятся к кругу механического, «спящего» человечества, но существует много различий между их бытием. Все три
типа находятся под влияниями жизни, т.е. А-влияниями — влияниями, которые создавались в жизни историей, прошлым, традициями, тенденциями вещей.

Но на некоторых из них могут воздействовать не только А-влияния, но и В-влияния. Я напомню вам, что В-влияния не создаются жизнью, а приходят
извне, из круга сознательного человечества, и повторю, что Евангелия являются примером В-влияний. Некоторые люди могут находиться под более сильным
воздействием А-влияний, чем В-влияний, и наоборот.

Некоторые могут иметь связь даже с С-влияниями — т.е. С теми, кто относится к кругу сознательного
человечества, кто прошел возрождение, подобно тому, как апостолы напрямую общались с Христом. Кто-то может быть уже на пути к становлению Человеком
№4. Все эти разные состояния означают разные уровни бытия.

Возможно, вы замечали, что идея уровня бытия человека всегда присутствовала в религиозной
мысли и считалась самой важной. Уровень бытия святого отличается от уровня бытия грешника. Хорошие люди, плохие люди, злые люди, правдивые люди,
лжецы, искренние люди, терпеливые, лицемеры, самоуверенные, тщеславные люди и т.д.

— все это термины, относящиеся к стороне бытия, а не
к стороне знания в человеке. Сейчас люди, кажется, считают, что то, чем человек является, не имеет значения по сравнению с тем,
что он знает. Они даже считают, что человек с бытием преступника может быть великим мыслителем, великим ученым, великим художником или
писателем.

Часть II. — Давайте перейдем к знанию в этой Работе и его отношению к нашему бытию. Эта Работа дается в форме знания, и поэтому ее нужно
изучать, так же как любое другое знание. Но эта Работа исходит из Великого Ума. Это не обычное знание. Это знание о трансформации, так же как
Евангелия являются знанием о новом рождении, и не имеет значения, называем мы это трансформацией или новым рождением.

Это знание, исходящее от
тех, кто достиг определенной ступени внутреннего развития, кто достиг через рост и трансформацию своего бытия того состояния сознания, которое
называется Объективным Сознанием. Это знание, которому обучают в Работе, постепенно становится вашим знанием — т.е. вы знаете Знание, которому
учит Работа.

Как вам известно, необходим союз между знанием и бытием, прежде чем придет понимание. По этой причине это знание, которое
вы изучаете, должно быть применено к вашему бытию — и вы не сможете применить его, если вы не цените идеи Работы. Параллельное развитие знания
и бытия необходимо. Это значит, что вы должны работать над вашим бытием в соответствии со знанием, которому вас обучают, чтобы поднять уровень
вашего бытия.

С уровнем бытия, которым вы обладаете в данный момент, вы сможете понимать знание Работы в определенной степени. Если в вашем
бытие есть что-то хорошее, то вы сможете понимать что-то относительно Работы, а не просто знать ее. В Работе существует высказывание, гласящее,
что вы должны обладать золотом, чтобы получить золото.

Теперь вы понимаете, почему человек с плохим бытием — вырождающийся человек, хронический лжец, морально неполноценный человек, преступник и
т. д. — не может понять эту Работу; вы также поймете, почему в отношении новых людей, которые приходят в Работу, говорится, что они должны
иметь уровень Доброго Домоправителя.

Часть III. — В этом учении так много говорится о бытие, что невозможно за один раз рассказать обо всем. Но позвольте мне упомянуть одно высказывание
о бытие, которое очень меня заинтересовало, когда я услышал его в первый раз. Ваше бытие притягивает обстоятельства вашей жизни. Это высказывание
сразу открыло мне глаза на существование связи между тем, что является внешним, и тем, что является внутренним.

К примеру, если
говорить об этом в большом масштабе, то бытие всего человечества притягивает войну. Если бы бытие человечества было на чуть более высоком уровне,
то такая война, которую мы имеем сейчас, была бы невозможна. Если говорить об этом в масштабе одного человека, то его бытие притягивает обстоятельства
его жизни.

Оно всегда будет притягивать одни и те же вещи, ситуации, друзей, людей, трудности и т.д., независимо от того, где находится человек
или куда он направляется. Изменить бытие — значит изменить жизнь; но изменить образ жизни — не значит изменить бытие. Вы не измените вашу жизнь,
изменяя внешние условия, потому что ваше бытие будет продолжать притягивать определенные обстоятельства.

Дополнительные замечания о Знании и Бытии

Лошадь притягивает к себе определенную
форму жизни, которая отличается от формы жизни коровы или собаки, и это, как вы понимаете, обусловлено различием в их бытие. Изменив свою форму
жизни, корова не сможет измениться сама. Вам бы не понравилось, если бы корова сидела у камина или на вашей кровати, не только из-за неудобства,
но и потому что ее бытие сильно отличается от бытия собаки.

В общем, вы видите, что бытие животных связывает их с определенной формой жизни. Ласка
притягивается к жизни ласки, змея — к жизни змеи и т.д. Но мы не видим, что закон «бытие притягивает обстоятельства жизни» действует подобным
же образом относительно бытия человека, которое различается у разных людей.

Конечно, вы должны изучать ваше бытие, чтобы увидеть, что вы обладаете
бытием определенного рода, и вы должны изучать свою жизнь, чтобы увидеть, что вы живете жизнью определенного рода. Для людей не просто увидеть,
что у них есть четкие и ограниченные очертания. Люди думают, что они ничем не ограничены и свободны.

Вы знаете, эта Работа говорит о том, что мы машины, которыми движут внешние впечатления. Пока человек не обладает знанием своего бытия, он,
безусловно, является машиной. Ибо, машина не может знать себя. Если бы могла, то она не была бы машиной. Но человек-машина может знать
себя. Когда человек знает себя, он уже не является машиной.

Он может даже стать человеком. Но на это требуется долгое время и огромные
усилия. Требуется, конечно, усилие определенного рода, отличающееся от того усилия, которое направленно на изучение знания Работы. Иначе говоря,
работа по линии знания и работа по линии бытия требуют разных усилий. Человек не может познать себя, если он не наблюдает себя посредством внутреннего
внимания, и он не может наблюдать себя грамотно, если он не обладает определенным знанием того, что он наблюдает, и не видит оснований для этого.

Предлагаем ознакомиться:  Отворот на соль от соперницы

Есть определенные факторы в нашем бытие, которые мешают его развитию. Один из факторов — это негативные эмоции, например, жалость к себе. Нужно,
прежде всего, изучить эти особые факторы как знание. Поэтому вы сначала должны овладеть знанием Работы. А потом вы должны применить его, чтобы
приобрести реальное знание вашего бытия в свете этого учения.

Знание вашего бытия — это самопознание. Но в этом учении оно является самопознанием
особого рода, потому что это учение указывает на определенные вещи в бытие человека, которые он должен наблюдать и в конечном итоге изменить с
помощью возрастающего желания к изменению. Просто знать, что негативные эмоции — это плохо, что они удерживают нас на нашем уровне бытия,
не достаточно.

Но часто случается, что люди не наблюдают себя в тех аспектах, которым их обучают; или не связывают то, что они наблюдают, с тем,
чему их обучают; или принимают все, что они думают, чувствуют, воображают, делают или говорят, как нечто само собой разумеющееся, и не видят,
что здесь можно наблюдать.

Но как тогда можно надеяться изменить себя, если принимать все в себе как само собой разумеющееся? Тогда человек является
машиной, а не человеком. Когда человек не способен наблюдать что-либо в себе — это странно. Необходим шок. Шок часто приводит человека в негативное
состояние, однако человек при этом что-то замечает.

Внимание по Гурджиеву

1. Нулевое внимание, которое характеризует механические деления центров;

2. Внимание, которое не требует усилия, но притягивается и требует только недопущения не относящихся к делу вещей;

3. Внимание, которое должно быть управляемо путем усилия и воли.

Как было сказано, первый вид внимания, нулевое внимание, сопровождает работу механических делений центров; второй вид приводит нас в эмоциональные деления центров, и третий вид – в интеллектуальные деления. Возьмем на минуту снова Интеллектуальный Центр в качестве примера, т.к. мы должны будем вернуться к этому вопросу в следующий раз.

Эмоциональная часть всего Интеллектуального Центрасостоит, главным образом, из желания знать, желания понять, разыскать знание, раскрыть, увеличить понимание чего-либо или кого-либо, уловить и узнать, иметь удовлетворение от знания, из желания истины, наслаждения от изучения, из достижения; и, обратно, из боли от незнания, из неудовлетворенности своей невежественностью, неинформированностью и т.д.

работа эмоциональной части требует полного внимания, но и в этой части центра внимание не требует какого-либо усилия. Оно привлекается и сохраняется благодаря важности самого предмета. Интеллектуальная часть всего Интеллектуального Центра включает способность к творчеству, созданию, изобретению, нахождению методов, видению связей и приведению, по-видимому, изолированных вещей в порядок, единство или к формулировке, так что мы видим истину чего-то неясного до сих пор.

Теперь из этого мы можем заметить, в каких частях центров мы находимся. В следующий раз мы поговорим еще об этом вопросе.

Часть 2.Развитие человека и четвертый путь

Последний раз мы говорили о неправильной работе центров с точки зрения применения ошибочных делений центров и с точки зрения принципа внимания. Как было сказано, люди обитают или живут в малых делениях центров, то есть в механических делениях. Вы должны понять, что все различные «я» в нас живут в меньших или больших делениях центров.

То есть, мы имеем более механические или менее механические «я». В малых делениях, в механических или даже автоматических частях центров обитают большинство «я», которые контролируют нашу обычную жизнь. В этом смысле люди обитают или живут в малых механических делениях центров. То есть наша обычная жизнь в значительной степени контролируется весьма небольшими механическими «я», которые населяют эти малые подразделения центров.

Они должны быть слугами, а не нашими господами, ибо мы имеем «я» различной силы, качества или способности. Например, «я», которые обитают в малых подразделениях центров, не способны понять эту работу. Они очень ограничены. Они не могут измениться. Они похожи на крестьян, которые подозрительны ко всему новому.

Небольшие «я», которые вы применяете в обычной жизни, «я», которые ссорятся и чувствуют неудовлетворенность, которые заняты небольшими планами, небольшими подозрениями, небольшими вещами, небольшими интересами и т.д., находятся в механических частях центров. Они вполне полезны для небольших вещей. Но они не могут понять работу. Они принадлежат к небольшим частям центров.

И иногда вы встречаете людей, которые пребывают так прочно в этих малых повседневных «я», что они не способны понять что-либо, кроме того, что принадлежит к их непосредственным малым интересам и к точке зрения этих малых «я», которые занимаются только малыми вещами повседневной жизни, которые очень важны в этом масштабе – именно в масштабе малых вещей.

Как вы знаете, человек должен быть развит до некоторой степени во всех частях центров, чтобы стать человеком №4, или, уравновешенным человеком. Но, как было сказано, эти малые «я» не могут уловить эту работу, они не могут приспособить себя и к идеям этой работы, и если идеи этой работы падают только на эти маленькие «я» повседневной жизни, работа не может быть воспринята и правильно размещена в существе человека.

Короче говоря, эта работа, если она воспринята только этими малыми интересующимися собой повседневными «я», будет понята только на их собственном малом уровне понимания – на «уровне бытия» этих небольших «я». Эта работа должна осесть на более крупные «я», и никогда не должно допускать, чтобы она пала на малые «я».

Это очень реальная и важная сторона работы над собой, то есть очень важно не позволять малым «я», живущим в малых частях центров, думать и решать относительно идей этой работы. Так как это столь важно и с практической точки зрения составляет непосредственный пример неправильной работы центров, которая является предметом, сейчас изучаемым нами, мы должны постараться понять лучше, что это значит.

Ибо, как было сказано, изучение неправильной работы центров является не только вопросом, относящимся к неправильному применению центра, но также вопросом применения подходящей части центра относительно того, что должно быть сделано в любое данное время. Ибо имеются совершенно разные виды вещей, с которыми мы призваны иметь дело в разное время, и мы обладаем не только различными центрами и умами – интеллектуальным для сложных сравнений и мыслей, двигательным для сложных движений, значительно более быстрых, чем мысль, эмоциональным для видег ния качества вещей и связей и смыслов, скрытых от интеллектуального, и т.д., – но каждый центр разделен и подразделен на части, каждая из которых имеет свое подходящее место в схеме вещей и свою собственную функцию.

Вернемся к интеллектуальному центру. Механическая часть заключает в себе всю работу регистрации воспоминаний, ассоциаций и впечатлений, и это есть все, что работа должна совершать нормально, то есть, когда другие центры и их части делают соответствующую работу. Она должна делать только работу регистрации, или записи, подобно секретарю, записывающему то, что сказано, и организующему это и т.д.

И, как было сказано, она никогда не должна отвечать на вопросы, адресованные всему центру, и никогда не должна решать что-либо важное; но, к сожалению, она всегда решает и всегда отвечает своим узко ограниченным путем готовыми фразами, продолжает говорить те же вещи и работать таким же механическим путем при всех условиях.

Это есть неизменная часть человека, и когда человек пребывает интеллектуально в механических делениях интеллектуального центра, он не будет меняться; и ничего не может быть нового в нем, но он будет видеть жизнь всегда определенным образом и говорить одни и те же вещи, подобно граммофону. Но если он имеет другую часть себя, развитую в большем делении, дело будет совсем иным.

Он будет тогда направлять самую механическую мертвую сторону и другую более сознательную и живую сторону, которая лежит либо в эмоциональном, либо в интеллектуальном делениях. Фактически, уравновешенный человек, в смысле работы, развит до некоторой степени во всех частях – механической, эмоциональной и интеллектуальной – всех центров.

То есть он представлен в них некоторыми «я», и они не похожи на пустые комнаты. Это распределяет его энергию и приводит психическую жизнь в гармонию, но только через идеи, подобные идеям настоящей работы – идеям, идущим из «В» влияний, из сознательного круга человечества, от тех, кто достиг полного внутреннего роста, наиболее гармоничного развития центров.

Теперь, если работа падает на механическую сторону интеллектуального” центра, она будет проходить среди «я», которые имеют дело с обычными повседневными делами жизни. Эти «я» пытаются управлять человеком посредством А влияний и предназначены для применения в повседневной жизни, и они не могут понять, о чем говорит работа или почему работа необходима.

Они обращены к внешней, видимой жизни, которая является полной суммой реальности для них. Для них только то, что они могут видеть и чего коснуться, является реальным. Следовательно, нет почвы для идей работы, откуда им произрастать, ибо работа говорит не о чувственных вещах, которые можно видеть или которые можно потрогать, но начинается с самонаблюдения, т.е.

, с того, что нельзя видеть и потрогать. Поэтому вы поймете, как опасно для тех, кому представилась возможность воспринять работу в больших частях центров, в более крупных «я», позволить ее идеям упасть в самих себя в небольшие механические «я», где они будут разделены или даже, так сказать, разорваны на куски. Это есть поистине основная идея о кощунстве или профанации, то есть она принадлежит к ошибочной работе центров.

О работе всегда следует мыслить с вниманием, ибо это приводит человека в интеллектуальные части центров.

Предлагаем ознакомиться:  Приснился гинеколог — использование знаний по толкованию

«Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень, взошло и засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую почву и взошло и принесло плод сторичный».(от Луки, 8, 5-8).

«Семя есть слово Божие; а упадшее на пути суть слушающие, к которым приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали.и не спаслись».

Понимаете ли вы, почему это называется «при дороге»? Это значит, что идея работы падает посреди движения ума кого-либо среди обычных жизненных мыслей кого-либо и принимает участие в механической стороне ума, которую Христос называет диаволом, ибо механичность есть дьявол.

Теперь все вы знаете, что, в смысле работы, человек может понимать только на своем уровне бытия. Это значит, что если вы встречаете человека на более высоком уровне бытия, чем ваш собственный, вы не будете понимать его. А если вы живете в очень небольших, очень малых, очень ограниченных механических «я», тогда это представляет ваш уровень бытия.

Вы тогда поймете только то, что является очень малым, очень личным, и, как было сказано, если вы сосредотачиваете себя в этих небольших «я», которые связаны с малыми делами вашей повседневной жизни и с вашими небольшими ненавистями, желаниями и низостями, вашими небольшими завистями, вы будете неспособны примениться к чему-то новому;

поэтому идеи работы будут «падать при дороге» и окажутся либо совершенно бессмысленными для вас, либо даже смешными, глупыми, лишними и фантастическими. Это значит, что вы будете понимать работу на этом уровне вашего бытия. Но всякий имеет масштаб бытия. То есть человек имеет, при условии, что он имеет магнитный центр, лучший уровень и лучшие «я» в себе, если он пытается их найти, чтобы через них понять работу. И одним признаком этого является обладание «магнитным центром», который может различать между «А» влияниями и «В» влияниями.

III — О БЫТИЕ (продолжение)

Люди в этой Работе, обладающие возможностью эмоционального развития, должны особенно пристально наблюдать молчаливую или выраженную критику
других как устойчивый неправильный фактор в себе, который постоянно образует в них неправильный психический материал, и искренне размышлять над
тем, что они делают.

Во многих случаях глупость, невежество и тупость являются скрытыми причинами, но существует много других причин — таких как
необычная степень тщеславия и самодовольства, ощущение собственной правоты, бахвальство, уверенность в собственных добродетелях и превосходстве;
есть еще много других факторов подобного рода, которые преграждают путь к внутреннему изменению.

Я обращаюсь здесь, в связи с механическим чувством
заслуги и превосходства, в основном к тем, кто ожидает изменения от других, но не начинает с себя, кто судит даже о Работе по ее воздействию на
других, не осознавая, что они сами должны много работать над собой, прежде чем смогут судить других, и что другие люди судят их точно так же,
как судят они сами — это является для них поразительным открытием.

Механическая критика других вызывает огромные психологические трудности в человеке,
который критикует, так как она дает жизнь тем неправильным «я», которые препятствуют внутреннему развитию и свободе. Возможно, это не совсем ясно.
Здесь имеется в виду, что вы позволяете негативным и критичным «я» свободно развиваться в вас, а это оборачивается против вас и мешает вашему
пониманию и развитию.

То, что вы делаете по отношению к другим, вы делаете по отношению к себе. Все устроено таким образом. Все неправильное постепенно
сказывается на вас самих в Работе. Через некоторое время вы узнаете, что вы не можете позволить себе слишком много спать, говорить и действовать
механически, не можете позволить вашей жизни оставаться в руках неправильных «я».

Вы начнете сами понимать, что вы действительно должны жить более
сознательно относительно своего внутреннего мира, в котором постепенно должны быть отменены все прошлые внутренние счеты. А чтобы жить более сознательно
в своем внутреннем мире, вы для начала должны перестать следовать за плохими «я».

Часть II. — Очищение эмоциональной жизни в этой Работе может быть искусственно разделено на две части — для удобства практического самонаблюдения.
Сначала мы будем работать с эмоциями, возникающими из ложной личности или воображаемого «я», т.е. воображаемого себя, на которое эта Работа
постоянно обращает ваше внимание.

И оно должно быть делом ежедневного изучения и работы, учитывая тот факт, что оно является источником неправильного
понимания, несчастья и обиды в повседневной жизни. Эта ложная личность, которая формируется самими нами и влияниями окружающей среды нашего воспитания,
которая присутствует, так сказать, как разноцветный пузырь, на поверхности нашей психической жизни, приводит в беспорядок и сумятицу весь наш
внутренний мир.

Она формирует часть нашего приобретенного бытия. Основной причиной почти всех недоразумений, возникающих во внутреннем
мире человека, так же как в сфере человеческого общежития и во всех возможных человеческих отношениях, является этот психический фактор, который
называется Ложной Личностью и формируется в подготовительный период жизни.

Стимулирование этого фактора в человеке, как до, так и во время периода
ответственной жизни, вызывает такие эмоции, как тщеславие и самолюбие. Эти эмоции, возникающие из-за стимулирования ложной личности,
препятствуют нормальному развитию Эмоционального Центра. Можно сказать также, что они препятствуют любому развитию сознательности.

Они стоят на
пути к Третьему Состоянию Сознания — Состоянию Самосознания. Та степень счастья и самосознательности, которая должна присутствовать в настоящем
человеке и в мирном существовании человечества, почти целиком зависит от отсутствия тщеславия и самолюбия. Но эти эмоции могут принимать
скрытые формы, и поэтому они требуют долгого и искреннего внутреннего наблюдения, глубокого проникновения в себя и постепенной самореализации.

Очень часто люди воображают, что у них нет этих эмоций, и хотя их постоянно обижает и оскорбляет то, что говорят другие, и то, как с ними обращаются,
они не видят, что это связано с тщеславием или самолюбием. Через некоторое время, когда глубоко скрытая совесть начинает просыпаться, человек
может почувствовать эти эмоции с помощью внутреннего вкуса.

Это нечистые эмоции. Это то, что обычно подразумевается под нечистотой
в религиозных текстах, то, что так критикуется в Евангелиях, например, в отношении фарисеев, которые все делают, чтобы это видели люди, т.е.
из тщеславия и самолюбия. Вы знаете, что когда вы делаете добро другим и считаете это заслугой, то вы делаете добро только по отношению к своему
эгоизму.

Что касается очищения эмоциональной жизни, то вторым важным фактором является, как вы знаете, фактор негативных эмоций. Я не буду сейчас
говорить о них, я только напомню вам, что они принимают разные скрытые формы. Со временем вы сможете распознавать их с помощью внутреннего
вкуса. Они все плохо пахнут.

Вы также должны помнить, что человек рождается без ложной личности. Но так как ребенок рождается среди спящих
людей, которые получают удовольствие от своих негативных эмоций, то он приобретает их, как инфекцию. Ребенок имитирует то удовольствие, которое
люди получают от негативных эмоций, и формирование ложной личности способствует этому процессу, так как через тщеславие и самолюбие легко формируются
обидчивые состояния бытия во всем их бесконечном разнообразии.

Наш уровень бытия характеризуется нечистым состоянием эмоциональной жизни, которое описано выше. Работа над бытием относительно Эмоционального
Центра требует поэтому, помимо других вещей, усилий, направленных на то, чтобы наблюдать и осознавать существование этих эмоций в себе, замечать
их происхождение, ход развития и действие, которое они производят.

Когда мы действительно осознаем что-то в себе, то мы встаем на путь к изменению
этого. Само по себе осознание, если оно достаточно полное, начинает изменять это. Как только вы ясно увидели что-то в себе, в вашем бытие, то
это приводит к тому, что вы видите что-то еще. Поймите, что бытие должно измениться, измениться во всех без исключения, и оно должно измениться
здесь и сейчас.

Религиозные люди часто думают, что они изменятся когда-то в будущем, или они воображают, что такие, какие они есть
— с их уровнем бытия, со всеми негативными эмоциями, с тщеславием и самомнением, со злобными высказываниями в адрес других людей, с ревностью,
неприятными странностями и т. д. — они могут достичь Бога.

Есть много других похожих иллюзий, и все они обусловлены тем, что люди не
видят своего уровня бытия, который в действительности определяет наше положение на шкале или лестнице бытия, простирающейся вверх до Божественного
Бытия. Каждый находится в определенном месте на этой лестнице. В этой Работе, в ее психологической части, вы получаете знание о том, как
изменить бытие, и это знание нужно применить к вашему собственному бытию с помощью самонаблюдения в соответствии с тем, что знание предлагает
вам наблюдать.

Из этого вы получите знание вашего бытия и сможете работать над своим бытием. Если вы будете обладать каким-то знанием вашего
бытия и работать над ним, то вы сможете войти в положение другого человека, понять его и, таким образом, помочь ему — но только настолько, насколько
вы обладаете знанием себя и ваших собственных трудностей.

Вы также сможете различать, когда вы говорите из тщеславия или чувства превосходства,
из негативного чувства, из желания обидеть или просто покритиковать и т. д. Короче говоря, вы сможете отличать чистое от нечистого в себе лучше
и, исходя из этого, сможете более чисто говорить друг с другом. Если вы заметите в себе, когда вы говорите, то, что вы замечаете в другом человеке,
то вы будете говорить чисто или более чисто, а то, что является чистым в этом смысле, не сможет обидеть другого человека и поможет ему.

Предлагаем ознакомиться:  Лобсанг Рампа - книги. Скачать бесплатно в форматах pdf, doc, txt и др. "Живое Знание" || Лобсанг Рампа написанные книги

А если
вы не знаете, когда вы говорите с другим человеком, говорите ли вы правильно, но знаете, что говорили с двойной осознанностью — по отношению
к себе и к другому — что означает Состояние Самовоспоминания, когда вы видите внутрь и вовне одновременно, то вы будете судить о своих действиях
позже с помощью привкуса, который останется после разговора.

Часть III. — В лекции, которая была прочитана в прошлый раз, было сказано, что в религиозных текстах многое говорится относительно бытия.
Люди делятся в соответствии с состоянием их бытия на грешников и святых, плохих и хороших и так далее. В Е-вангелиях многое говорится относительно
бытия. В Притче о Сеятеле, который сеет Семя Слова Господа в человечество, упоминаются разные категории людей, выделенные в соответствии с уровнем
бытия относительно Семени Слова и их восприятия этого семени.

В другом месте люди с неправильным бытием называются «терниями» или «чертополохом»,
когда Христос говорит: «Собирают ли люди гроздья винограда с терний или фиги с чертополоха?». Христос сравнивает людей в соответствии с их уровнем
бытия с деревьями: «Всякое доброе дерево приносит добрый плод, но испорченное дерево приносит злой плод».

Все это означает, что уровень бытия
человека имеет большое значение. Как вы знаете, необходимо подумать об уровне бытия человека, прежде чем вводить его в Работу. Это очень серьезно
и теперь вы начнете это понимать. Тенденция нашего времени делать из преступников героев — совершенно ошибочна. Есть два признака бытия относительно
тех людей, которых вы хотите привести в Работу.

Они должны быть ответственными и обладать в какой-то мере магнитным центром. Ранее говорились
и другие вещи по этому вопросу, я попробую привести некоторые из них сейчас. Помимо идеи о Добром Домоправителе и Магнитном Центре, существует
условие о том, что человек, который приходит в Работу, должен обладать естественным чувством стыда.

Вы знаете, что многие из так называемых «морально
неполноценных» не обладают чувством стыда, и это очень плохой признак. Нужно заметить здесь, что если вы черствы и никогда не чувствуете стыда,
то вы останавливаете развитие вашего бытия. Люди, которые приходят в Работу, должны также обладать некоторым чувством религиозности, некоторыми
следами религиозного импульса в их жизни — это, конечно, связано с магнитным центром, с прошлыми влияниями и образованием.

Часть 5. О Неправильной работе Центров. Эмоциональный центр

Механические деления центров должны выполнять свойственную им работу, и они могут работать правильно без внимания или с очень небольшим вниманием. Когда вы видите, это действие требует очень немного внимания и только время от времени, и все сложные движения, заключающиеся в акте ходьбы, делаются правильно механическими движениями двигательного центра.

Вы можете проверить, что это делается механическим деланием двигательного центра, так как за время ходьбы ваши руки могут заняты движениями, требующими сознательного управления, то есть внимания, как, например, заточкой карандаша или распутыванием бечевки и т.д. Но как раз потому, что механические части центров могут работать с нулевым вниманием или с очень небольшим случайным вниманием, они часто действуют независимо.

Вся человеческая машина сделана таким образом, что одна часть может при крайней необходимости в течение некоторого времени выполнять работу другой части. В нашей системе об этом сказано, что до некоторой степени центры перекрывают друг друга в отношении функционирования. И хотя потому, что центры перекрывают друг друга в ограниченной степени, человеческая машина может встретиться с некоторыми непредвиденными случаями и является, следовательно, более способной к приспособлению, в действительности именно вследствие перекрывания происходят случаи неправильной работы центров.

Возьмем пример: мы знаем, что дыхание может совершаться без вашего внимания. Здесь дыхательный центр, который сжимает и расслабляет мускулы, участвующие в дыхании, управляется инстинктивным центром, который оценивает состояние крови в каждый момент и увеличивает или уменьшает соответственно скорость дыхания. Но мы не можем наблюдать это непосредственно.

Мы не можем наблюдать инстинктивный центр и его сложную работу по обслуживанию внутренней деятельности органов. Но мы можем наблюдать результаты его работы – именно, что после бега мы дышим более глубоко, или, если мы возбуждены, мы дышим чаще и понимаем, что это в результате того, что инстинктивный центр требует больше кислорода, и т.д.

Но дыхание осуществляется не только посредством инстинктивно-двигательного центра. Имеется перекрытие управления, ибо мы можем дышать намеренно, то есть по желанию. Человек не может поддерживать свое дыхание по желанию сверх определенного времени, т.к. инстинктивный центр будет перехватывать его дыхание за него, как только он начинает терять сознание.

Человек может вмешаться в свое дыхание и заставить себя дышать более медленно или более глубоко и т.д. Это опасно делать, но имеются моменты, когда это очень важно, когда, например, это может спасти жизнь человека. Если, однако, человек пытается управлять своим дыханием без понимания того, что он делает, и без знания, это может быть помехой нормальной работе инстинктивно-двигательного центра, который тогда становится ленивым и, так сказать, передает дело дыхания частично.

Я вспоминаю, как Гурджиев говорил неоднократно, что люди, ожидающие приобрести повышение силы посредством управления дыханием, были глупцами, если они не проходили долгой подготовительной тренировки под руководством учителя или не были специально отобраны им. Они были глупцами, потому что они вмешивались в функцию, которая, если в нее достаточно долго неправильно вмешиваться, впоследствии может никогда не работать нормально.

Вопрос неправильной работы центров есть дело изучения в течение всей жизни через самонаблюдение. Чтобы понять что-либо, вы должны сознавать его природу, в противном случае вы будете подходить к нему ошибочно или иметь неправильное отношение к нему. Вы не можете понять о центрах и правильной или неправильной работе просто, в одно мгновение.

Если вы думаете, что можете, вы будете задавать неправильные вопросы и, действительно, никогда не поймете что-либо о данном предмете. Задумайтесь на мгновение. Вся жизнь есть функция центров и управляется центрами – ваши мысли, ваши чувства, ваши идеи, ваши надежды, страхи, любовь, ненависть, ваши поступки, ваши ощущения, ваши удовольствия, ваши удобства и т.д.

То, что было сказано до сих пор, это только для того, чтобы дать вам некоторые указания о том, что имеется в виду, и заставить вас начать изучать предмет и, если вы не изучаете его путем самонаблюдения, тогда, даже если вы слушаете тысячу и одну лекцию по этому вопросу, вы не поймете ни одной вещи.

Теперь необходимо дать деление других центров, так чтобы люди имели некоторую общую схему, которая поможет найти свой путь, и к которой они могут относить свой путь, но и некоторые из своих собственных самонаблюдений. Это будет способствовать более ясному видению себя.Прежде всего разделим некоторые центры на положительные и отрицательные, а затем поместим в обеих частях некоторые из подразделений, давая приблизительные определения их функций.

Интеллектуальный Центр как разделенный на положительную и отрицательную части

В этом докладе, который является последним из серии о Неправильной работе Центров, мы начнем с Эмоционального Центра в отношении к его отрицательной стороне, но я хочу в значительной степени отклониться и обратиться к вопросу о самих отрицательных эмоциях.

В последнем докладе было сказано, что Интеллектуальный Центр, естественно, имеет отрицательную сторону. Но это не так, как в Эмоциональном Центре. Отрицательная часть Эмоционального Центра есть местонахождение отрицательной эмоции. Но от природы в центре нет такой части: она приобретается. И можно сказать сразу, что всякий раз, когда эта приобретенная отрицательная часть Эмоционального Центра является активной, это означает неправильную работу центра.

И не будет преувеличением сказать, что Эмоциональный Центр очень редко работает правильно благодаря действиям этой приобретенной отрицательной части, от которой он стал, так сказать, зараженным из-за ее контакта с жизнью. Ибо отрицательные эмоции управляют жизнью, особенно, может быть, в настоящее время, и люди цепляются за свои несчастные отрицательные эмоции больше, чем за что-либо еще.

Теперь «инфекция» отрицательных эмоций (подобно инфекции отрицательного мышления) вводится постепенно в растущего ребенка, ибо ребенок родится бодрствующим (в его собственном масштабе) в мир спящих людей и, путем подражания им, учится в свою очередь только впадать в сон; и среди других вещей он подражает отрицательным эмоциям, то есть выражениям лица, интонациям, словам и фразам, которые исходят из отрицательных состояний других людей.

Ребенок подражает всем им и таким образом постепенно начинает чувствовать, что они представляют. Этим путем отрицательные чувства его старших постепенно сообщаются ребенку, и, спустя некоторое время, ребенок начинает проявлять отрицательные эмоции: он сердится и тяготится, придирается и испытывает сожаление к себе и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=cuwIlJCBZHU


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector