18.04.2019      56      0
 

Стрибог — бог славян, повелевающий ветрами


Внуки Стрибога — покровители ветров

Бог Стрибог почитался древними славянами как божество не только ветра, но и всего, что связано с воздушным пространством. Его идол был установлен на главном Киевском капище князем Владимиром, как идол одного из основных, верховных богов. У него есть и другие имена — Стрый, Стриба, Ветрыла.

Стрибог повелевает всем, что имеет отношение к воздуху. Это не только ветер, но и птицы, воздушные элементали и даже луки и стрелы. Он может управлять погодой, однако если сравнить его с богом Перуном, в гораздо больших масштабах. Легко догадаться, что особым почетом он пользовался среди людей, которые серьезно зависели от ветра. Это не только земледельцы, которые каждое лето ожидали дождя, приносившего урожай.

Стрибог почитался также моряками, ветер для которых был залогом успешного плавания, а его отсутствие могло оказаться непоправимой бедой. От скорости кораблей зависели купцы, которые также почитали Стрыя. Поэтому часто кумиры этого божества стояли на берегах крупных рек и морей. Им подносили богатые дары, особенно те, кто желал получить помощь Стрыя.

Бог славян Стрибог изображался в виде бородатого деда. На всех изображениях он был пожилым, однако не дряхлым или беспомощным. В руках старца на большинстве изображений был лук из золота, его одежды были лазурными. Физическое воплощение Стрибога — Стратим-птица, но некоторые источники относят ее к Велесу.

Стрый — довольно воинственное божество. Вместе с Семарглом и Сварогом он одолел Чернобога, с Перуном сражался против Скипера, помогал Хорсу в битве с Месяцем. Он не пропускал практически не одного божественного сражения, особой общительностью не отличался, и выходил на связь с другими богами только тогда, когда им нужна была его помощь. Славяне были уверены, что этот бог обладает крутым нравом. У него имеется воздушное войско, которое поддерживает Стрибога в его битвах.

Ветер был необходим, невозможно обойтись без него даже сейчас, в век современных технологий. Однако у Стрыя был и негативный аспект. Иногда его называли Развеивателем богатства. Считалось, что деньги по велению этого божества могут словно развеяться по ветру, оставив человека голым и босым. Как и большинство славянских богов, Стрый мог покарать таким образом людей, не живущих по совести.

Попутный ветер, дождь, град, буря — все это ипостаси Стрыя. Даже более современное понятие «ветер перемен» принято относить к нему. Если верить «Повести временных лет», все ветра и виды погоды частенько называли стрибожьими внуками. В старину считали, что любое проявление погоды связано если не с этим божеством, то с его детьми и внуками.

Родословная славянских богов — крайне сложный вопрос, поскольку информации об их родстве и происхождении сохранилось немного. Неизвестно, кем являются покровители ветров Стрибогу — внуками или детьми. По сей день родственные связи его остаются тайной, которую пока не удается раскрыть.

Внук Стрибога — покровитель ветров и бурь Посвист отвечает за холодные северные ветра и бури. Догода или Погода — покровитель умеренной, максимально приятной для человека погоды. Третий внук или сын Подага считается покровителем засухи и жарких ветров.

Стрибог — бог славян, повелевающий ветрами

В целом, в ведении Стрибога находится все, что связано с ветрам и погодой в целом, а также воздушным пространством. В старину он пользовался большим почетом, однако в современном мире значение ветра и природных сил принято недооценивать, поэтому культ Стрибога практически забыт.

Наши предки жили в удивительной гармонии с окружающим миром и природой. Выстроенные социальные законы и домострой не угнетал, а возвышал дух и тело человека. Уникальность быта и культуры славянских народов поражала столкнувшихся с ней завоевателей или путешественников.

Славяне глазами соседей предстают перед современником летописными богатырями, удивительной красоты и силы. Можно было бы списать это на любовь к преувеличениям, особенностью и правилами сложения повествований тех времен. Однако исторические находки археологов полностью подтверждают описания таких историков как Фуккид или Плутарх.

Уникальной отличительной особенностью мировоззрения наших предков заключалось в том, что человек не принижался по отношению к богам. В летописных источниках Даждьбог бог славян выступает в роли отца и прародителя. Его сурового порицания опасались, но не боялись самого явления в мир обыденного.

Наши предки славили а не раболепно поклонялись своему пантеону. Человек стоял на одной ступени со своим творцом. В понимании славянских пращуров, каждое божество пантеона могло ступить на землю и обратиться к своим чадам. Это во многом сбивало иностранных соседей, поскольку в служении божествам не было привычного страха и раболепия.

Божества выступали как мудрые наставники, передавая свои знания о гармоничном сосуществовании во вселенной. Даждьбог учил детей своих идти дорогою добра, не допускать вранья и кривды. Увещевал поступать справедливо как с друзьями, так и с противниками. Не держать ненависти в сердце.

Предлагаем ознакомиться:  Гороскоп Весы и Рак: совместимость мужчины и женщины в любовных отношениях

Такими были наши предки и их милосердные боги. Столь развитое мировосприятие дало начало сильному духу и чистому светлому началу славянских народов.

Уникальное мировосприятие законов Вселенной

Изучавшие этнические верования славян историки-археологи приходили к выводу, что космогоническое восприятие божества имело разностороннее восприятие. Например, Даждьбог был и отцом и небесным светилом. Как уточнял Е. А. Мельников и В. Я. Петрухин ему следовало возводить солнечный свет на небосвод и отправлять его в чертоги на закатной поре.

Мировосприятие космических законов наших предков было многогранным и разносторонним. Мышление позволяло видеть картину в разных плоскостях, не ограничиваясь одной функцией. По этой причине каждое явление имело свое отражение в божественном пантеоне, при этом оно дополнялось массой деталей.

Стрибог — бог славян, повелевающий ветрами

Даждьбог выполнял практические функции:

  • плодородие;
  • освещение небосвода;
  • движение светил в небе;
  • разжигания огня жизни в каждом живом существе.

При этом Даждьбог выступал прародителем славянского рода, блюстителем Мирового Закона. Ему присваивались различные свойства и качества. Он был материален и в то же время мог стать понятием. Например: «свет», «тепло», «прохлада», «шум спелых колосьев».

В попытках проникнуться культурным наследием наших предков современнику, прежде всего, стоит отойти от привычных понятий. Многие из них, так же как и прописанное отношение к явлениям заимствовано в романно-германской группе. Наши предки обладали уникальными морально-этическими качествами, основанными на развитом сознании. Именно это делало их такими уникальными, вызывая уважение даже у противников.

Стрибог — символ бога на талисманах

Символ Стрибога — стилизованный лук. Нередко ему приписывают Розу Ветров. Эти символы считают неплохим оберегом моряков, а также земледельцев. Как правило, их вышивали на одежде или изготавливали кулоны и другие украшения со знаками бога из серебра.

Существует также руна Стрибога. Она будет полезна людям, которые постоянно вынуждены сталкиваться с раздорами, конфликтами и спорами. Также подходит руна Стрибога тем, кто желает перемен, свежего дуновения ветра во время тотального застоя. Она дарит покровительство воздушного божества древних славян, его помощь и заступничество.

Если вторая часть значения вполне понятна, ее легко вписать в «воздушную» сферу влияния божества, то по поводу первой часто появляются вопросы. Как сказано выше, Стрибог имеет крутой, воинственный нрав. Однако он способен установит штиль или вызвать бурю в любой сфере жизни человека. Поэтому использовать посвященную ему руну можно практически в любой ситуации.

Кони в народной вышивке

Даждьбог родословная и праздник подателя благ

Как и большинство славянских праздников, отмечаемый 20 июля Перунов день был привязан к календарю земледельческих работ. Так, со дня Велеса начинались покосы. К празднику Перуна же полагалось уже закончить заготовку сена и сбор урожая. После дня бога Перуна полагалось готовить поля к посадке озимых культур.

Конечно, славянские праздники тесно связаны с земледелием. Однако основная суть праздника заключается не только в смене погоды и прочих условий, которые необходимы для получения богатого урожая. Бог Перун был одним из самых почитаемых нашими предками богов, поэтому посвященный ему праздник занимал важное место в календаре славян.

Особо почитали бога-громовержца воины и правители, но и обычные жители поселений и городов не могли не выразить почтение ему. В старину в этот день было принято поздравлять всех мужчин — сыновей, братьев, отцов, супругов, как будущих воинов. Однако было бы неправильно называть праздник Перуна 20 июля только воинским праздником — земледельческая составляющая в нем тоже имеется, как минимум, это смена вида работ в поле.

Купаться после праздника Перуна было нельзя, но вот в сам праздник этого божества все старались в последний раз зайти в воду. В старину верили, что в этот день вода реки или озера обладает мощными целительными и очистительными свойствами.

О точной дате дня Перуна по сей день ведутся споры. Имеется два варианта даты — 20 июля и 2 августа. Какая из них точнее соответствует славянскому календарю, которым пользовались наши предки, доподлинно неизвестно.

Даждьбог ― бог языческих славян. Покровитель плодородия и Солнца, источник живительной силы. Даждьбог считался праотцем славянских народов.

В книжном прочтении это верное определение. Этнограф С. И. Муртузалиев расширил сухое определение роли Даждьбога в мировом порядке славян. Согласно его разбору культа Даждьбог бог славян выступает «подателем благ всех». При этом уточняет, что для славянского психотипа было характерно не разделять духовное и материальное.

Наши предки славили своего бога, при этом в речевых обращениях отсутствовали формулировки типа «дай блага земные». Считалось, что боги уже наделили мир всем необходимым. Оставалось только научится получать эти блага для поддержания жизни.

При этом считалось, что дар включает больше чем только материальную составляющую. Собрать урожай означало:

  • получить радость от богатой жатвы;
  • спокойный лад, поскольку осенне-зимний период пройдет без голода;
  • здоровье и сытость;
  • процветание общины;
  • преумножение числа потомков;
  • радость ушедших предков за своих детей в этом мире.
Предлагаем ознакомиться:  Молитва в день николая чудотворца 19 декабря

В образе светлого Даждьбога сочеталось больше, чем просто функции покровителя конкретного явления.

Даждьбог чаще других славянских богов упоминается в летописях. Он выступает как созидающая сила, и как персонаж повествования. Согласно былинным сказам, Даждьбог мог являться в палаты князей для наставления и поучения властителей.

С ним связаны многие народные песни, отголоски образа Даждьбога встречаются в песенно-сказительном фольклоре. Даждьбог бог славян выступает как просветленная возвышенная личность, на которую полагалось ровняться и стремиться перенять его опыт и восприятие мира.

В народной вышивке славян Даждьбог помимо собственного символа воплощался в образе огненных коней. Конь нес несколько значений:

  • защита;
  • небесный огонь;
  • ключевая вода;
  • движение жизни;
  • достаток;
  • рост;
  • внутренняя сила;
  • веселье.

Даждьбог бог славян в народном эпосе выступает радующимся всему живому, защищающим жизненный огонь. Именно по этому образ коня занимал центральное значение в перечне символов-оберегов.

Как отмечали праздник Перуна в старину

Ко дню Перуна 20 июля начинали готовиться за восемь дней — еще со дня, посвященного богу Велесу. Заранее готовилось обрядовое пиво, которое использовалось и в качестве праздничного угощения для жителей поселения, и в качестве требы богу. Готовился также творог, который служил обрядовой пищей. Огромное внимание уделялось и приготовлению мясных блюд.

Празднование начиналось с добычи живого огня — так называли огонь, добытый с помощью трения. Обрядовый костер зажигали только от него. Как правило, добычей огня занимались жрецы, иногда самые старые мужчины в поселении.

Утром проводился зачин — общий сбор всех мужчин поселения. Каждый из них должен был иметь оружие, подходящее по статусу — воины приходили с мечами, земледельцы — с топорами и ножами, охотники — с луками и гарпунами. После зачина было торжественное шествие с песнями и оружием.

Воины в праздник Перуна освящали на посвященных этому божеству капищах оружие. Впрочем, поступали так и представители прочих специальностей, которые носили оружие, например, охотники. После славлений и принесения требы оружие укладывали возле капища и произносили особые слова для благословления оружия.

После завершения воинских обрядов на бревна для ритуального костра устанавливалась деревянная ладья с угощениями для Перуна. В это же время приносились и жертвы, в том числе и человеческие, но об этом немного ниже. Разводить ритуальный костер имел право только жрец или волхв. Над пламенем этого костра освящались обереги для воинов, призванные защитить в сражении от смерти и ранения.

После над костром насыпался курган, на нем и проходил ритуальный бой, символизирующий сражение Перуна и Велеса. 20 июля посвященный богу Велесу период календаря подходит к концу, и начинается период Перуна. Несложно догадаться, что боец, представляющий Перуна, всегда побеждал. Однако эти боги никогда не враждовали всерьез, поэтому сражение было шуточным.

После шуточных сражений наступало время торжественных посвящений в воины. Проводили их жрецы. Будущие воины должны были пройти несколько испытаний. Первый этап — погружение в Навь, чем занимался жрец. Второй — преодоление дорожки из раскаленных углей, и если будущий воин струсит, это испытание окажется последним для него.

Четвертое испытание включает в себя три загадки — абсолютно любые, на выбор жреца или опытного воина с хорошей славой. Тех, кто не справился с загадками, закапывали в землю. На самом деле испытание было не на сообразительность, а на способность помочь товарищу. Откопать посвящаемого мог только другой участник посвящения ценой одной из трех попыток отгадать свою загадку.

Для прохождения последнего испытания юноша должен был уйти от погони и добраться до указанного места. Последним чаще всего служил священный дуб. Только прошедших все пять испытаний в старину считали воинами. Если участник не прошел испытания, его ожидала судьба мирного жителя своего государства — земледельца, скотовода или ремесленника.

Только после посвящения жрец разрешал остальным жителям поселения присоединиться к празднованию в честь славянского бога-громовержца. Второй этап праздника, на котором присутствовали все без исключения жители окрестностей, начинался с шуточных боев и игрищ.

Затем наступало время для пира. За праздничным столом поминали воинов, павших в бою. Если кандидатов в воины было много, то пир переносился на следующий день. На стол подавали творог, дичь, курицу, говядину и каши. Пить полагалось квас, пиво, мед и красное вино.

Особое значение для воина имеет ночь после дня Перуна. Волхвы говорили, что плох тот воин, который способен одержать победу только над врагом. Они рекомендовали каждому воину провести ночь с женщиной после окончания празднования. Особенно настоятельно советовали мудрецы одержать любовную победу новопосвященным воинам.

Посвященный Стрибогу праздник отмечать принято не один, а четыре раза в год. Зимнее Стрибожье праздновали 21 февраля, когда начинали дуть первые теплые ветра, сменяя холодные зимние. Вешнее, или Весеннее Стрибожье наступает 5 апреля, когда Стрибожьи внуки приносили уже почти летнее тепло, перемежая жаркие дни грозами и ненастьями.

Считается, что летний день Стрибога — 14 июля, но на самом деле отмечать его было принято в начале августе. В современном календаре ему соответствует 8 августа. В это время начинают появляться первые осенние ветры. Осеннее Стрибожье наступает 20 сентября, вместе с первыми осенними холодами. В это время начинают дуть холодные ветра, предвещая скорую зиму.

Предлагаем ознакомиться:  Славянские Боги наших предков. Кого мы помним и кого чтим? || Славянский праздник День Бога Хорса

Дошедшие до наших дней приметы о погоде только подтверждают даты Стрибожьих дней. Все они связаны с ветрами. Например, буря 8 августа предвещала холодный сентябрь, а направление ветра в осенний праздник указывало на погоду, которой следует ожидать зимой и осенью.

В старину почитающие его люди выходили в поле, особенно если погода была ветреной. Они просили божество послать ветра, которые принесут хороший урожай, а также пускали по ветру жертву для Стрибога. Жертвой служило зерно, цветные ленты или мука — все, что может унести ветер. Иногда в качестве подношения богу ветров в поле разбрасывали кашу или куски хлеба.

Описание действий и обязанностей божества

Согласно собранным данным этнографов Е. Н. Муравьева, В. В. Седова и Г. С. Лебедева Даждьбог обладает внешностью коренных славянских народов:

  • золотые волосы;
  • светлая кожа;
  • голубые глаза.

Он статен и пригож, описание подходит мужчине в рассвете своих сил. Исследования пантеона славян доказывает, что каждому божеству отводился свой возраст. Исходя из этого критерия исходил тип чествования.

Посвященные Даждьбогу празднества проходили с шумными гуляньями и многоборьем. Пелись веселые песни, приветствовались массовые хороводные действия. Считалось, что слушая радостные песни детей своих Даждьбог, и сам преисполняется счастьем.

Согласно источникам («Книга Каляды», «Велесова Книга») Даждьбог не просто освещал мир. Он наполнял «красотой» или «живой» все существующее под солнцем:

  • холмы и поля;
  • дубравы, рощи, боры;
  • глубокие реки, озера, родники-студенцы, ручьи.

В текстах звучат строфы о наполнении радостью каждое явление и живое существо. Ему давалась власть восполнять энергией поднебесное царство, в котором жили славяне.

В летописных свидетельствах Даждьбог бог славян следил за выполнением Законов Вселенной. Он мягко направлял своих детей по пути, который вел к благоденствию.

Свод здравы Стрибога — славянская гимнастика

Свод здравы Стрибога — часть целого комплекса славянской гимнастики. Она не имеет никакого отношения к древним славянским практикам — они практически не сохранились до наших дней. Однако основывается эта оздоровительная система именно на них. Авторами ее стали В. Мешалкин и Е. Баранцевич.

Свод здравы Стрибога включает в себя гимнастические упражнения. Вполне реально обнаружить их сходство с йоговскими асанами. Эти упражнения, по заверениям автора, динамизируют энергетику человека, наполняет его жизненной силой, а также создает естественный энергетический оберег от любого негатива.

Всего сводов здрав несколько, и все они посвящены основным, наиболее почитаемым славянским богам. Соответственно меняется и значение упражнений. Например, свод Лады помогает достичь гармонии со Вселенной. Авторы книг о славянской гимнастике утверждают, что подобные упражнения раньше выполняли волхвы — славянские жрецы и маги.

Обязательная атрибутика

В описании внешнего облика Даждьбог владеет несколькими предметами:

  • щитом с ликом солнца;
  • красными сапогами с золотой оковкой (не шпорами);
  • колесницей, запряженной конями или водоплавающими птицами;
  • красным поясом с золотыми подвесками изображавших животных и птиц.

Изображенный в камне и дереве Даждьбог бог славян наделялся этой характерной атрибутикой, за исключением колесницы. Образ повозки озарявшей небо вызывает горячие споры среди историков-этнографов. А. А. Молчанов считал, что явление небесного света исходило от щита являвшегося солнечным диском. В. В. Седов утверждал, что свет исходил от всей колесницы. Предполагалось, что она могла быть из чистого золота. Однако описания из сохранившихся источников не дают точных формулировок.

Все эти птицы входили в перечень почитаемых обитателей животного мира. Их изображения встречаются на резных изделиях, откованы из металла. Образ птиц и коней в народной вышивке интерпретируются как защитные символы.

Славянская конеглавая уточка

Наиболее самобытно Даждьбог укоренился в народном творчества через образы. Одним из связанных с ним уникальных явлений является конеглавая уточка. Этот самобытный образ возник из слияния коня и утки. Оба представителя животного царства выступают в роли движущей колесницу силы.

Поскольку Даждьбог бог славян бережно хранил своих наследников, изображение конеглавой уточки несло сакральных защитный характер. Ее изображение выполнялось на долбленых чашах для воды. Отсюда пошел обычай каждому гостю перед началом знакомства и дел дать испить из такой чаши.

Подобное ритуальное действие было призвано пресечь недобрые намерения, отвести от хозяина дома беду. С иной стороны гость получал право чувствовать себя в безопасности, поскольку выпитая вода обязывала владельца дома принять пришедшего с радушием.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector