12.04.2019      4      0
 

Основы науки цигун — Ли Чжунъюй


ОСНОВЫ НАУКИ ЦИГУН

ЛИ ЧЖУНЪЮЙАвторизованный перевод с китайского Б. Б. Виногродского

ЛИ ЧЖУНЪЮЙАвторизованный перевод с китайского Б. Б. Виногродского

ОГЛАВЛЕНИЕ

·         От переводчика  

·         Глава I. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА  

1.                              Человеческий организм как микрокосм  

2.                              Непрерывная связь организма с окружающим миром 

·         Глава II. СВЯЗЬ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ, КАНАЛОВ, ДЫХАНИЯ-ЦИ И КРОВИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА С ПРАКТИКОЙ ЦИГУН

1.                              Единство душевного состояния и деятельности внутренних  органов в человеческом организме

2.                              Работа с судьбой(мин)и природой (син) 

3.                              Три цветка (сань-хуа) и пять дыханий-ци  

4.                              Взаимосвязь человеческого организма со временем 

5.                              Система каналов и меридианов человеческого организма  

6.                              Связь внутренних органов с пятью функциями и девятью отверстиями 

7.                              Закономерности рождения и смерти 

·         Глава III. СХЕМЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕНЕРАЗРЫВНОСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО  МИРА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА В ПРАКТИКАХЦИГУН 

Основы науки Цигун

·         Заключение  

·         Приложение. ГЛАВЫ ИЗ «КАНОНА ЖЕЛТОГО ИМПЕРАТОРА О ВНУТРЕННЕМ»

o                                Теория небесной истины высокой древности 

o                                Большое рассуждение о гармонизации четырех дыханий-ци

·         От переводчика

Глава I. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Обычно думают, что методики физических упражнений и представляют собой цигун. Многим кажется: стоит овладеть такими практиками —и поймешь суть цигун. Однако такое понимание является односторонним. Перед тем как приступать к занятиям цигун, следует разобраться, что представляют собой дыхание-ци и упражнение-гун.

Дыхание-ци представляет сробой сущность-субстанцию космоса; по сути дела оно эквивалентно истинному пути-дао. Именно дыхание-ци представляет собой силу, которая рождает небо, землю, человека и всю тьму, десять тысяч вещей. Эта природная сила наполняет безграничные пространства и бесчисленные миры вселенной.

Она действует постоянно и повсюду. Если рассматривать ее с точки зрения времени, то нет у нее начала и конца, а с точки зрения пространства она не ограничена ни в великом, ни в малом. Ее можно отождествить с наполняющей всю бесконечность мироздания духовностью-сущностью «семени-цзин, дыхания-ци и духа-шэнь».

Древнекитайский философ Лао Цзы в книге «Дао Дэ цзин» (пишет: «Есть сущность, рождается — воплощается хаос (изначального творения), предшествует небо, земля жизнь дает, в безмятежности и в покое существует свободно и не изменяется, движется по всей вселенной, и нет опасности. И можно назвать это порождающей силой всего небесного нисхождения.

В главе «Рассуждение о таинственном каноне в комнате божественных орхидей» трактата «Су-вэнь» говорится: «Сердце выполняет функции государя-правителя, оно источник пресветлой мудрости. Легкие осуществляют работу передающего помощника, они управляют сочленениями организма. Печень — полководец, отвечающий за обдумывание и принятие решений.

Селезенка — цензор, который выносит решения. Середина груди выполняет функции помощника-порученца, этот орган является источником радости. Селезенка и желудок отвечают за накопление припасов, они же источник пяти вкусов. Толстая кишка осуществляет функцию посредника, она источник изменений-трансформаций.

Предлагаем ознакомиться:  Значение имени Александра, тайна имени Александра его характер и судьба

Тонкая кишка принимает богатства расцвета, здесь трансформируются сущности-предметы, попадающие в организм. Почки выполняют свою функцию, давая силу, они источник ловкости и мастерства. Три обогревателя делают очистительную работу, именно они служат каналом для прохождения воды. Мочевой пузырь выполняет функции главного города округа, он сохраняет жидкости организма. Именно благодаря его действиям возможны трансформации дыхания-ци.

Все эти двенадцать органов-функций не должны прерывать своей деятельности, и если государь ясен, то и подданные спокойны. Тот, кто поддерживает свое здоровье, основываясь на этих принципах, конечно, достигнет долголетия. Если не будут грозить опасности, преследующие мир, и поднебесная достигнет великого процветания.

Если же государь теряет ясность, тогда и двенадцать его чиновников оказываются в опасном положении, вследствие чего закрываются пути сообщения между ними, полностью теряется связь. В этом случае телу грозят большие разрушения. Если поддерживать свое здоровье, исходя из таких принципов, тебя ждет погибель».

В главе «Величие соответствия образов субстанциям инь и ян» трактата «Су-вэнь» есть такие слова: «В человеческом организме имеется пять органов-цзан, которые трансформируют пять дыханий-ци, и таким образом рождаются радость, раздражение, горе, печаль и страх… Эмоциональным проявлением сердца является радость, печени — раздражение, селезенки — задумчивость, легких— печаль, почек — страх».

Приведенные отрывки из канонических текстов описывают единство внутренних органов и психической сферы человеческого организма. Если эмоции урегулированы, то и органы выполняют свои функции как положено, дыхание-ци и кровь находятся в состоянии гармонии, и, следовательно, организм здоров. Если же эмоциональные проявления хаотичны, дух подавлен, тогда и дышит человек неправильно, теряется гармония между субстанциями инь и ян, дыханием-ци и кровью, а внутренние органы перестают должным образом выполнять свои функции.

Уменьшается иммунная сила организма. Потому необходимо больше внимания уделять контролю над эмоциями, пока здоров, стабилизировать свое состояние, контролировать мыслительный процесс, не отдаваться безрассудным устремлениям и бесплодным мечтаниям. Следует внутри контролировать дух-шэнь н семя-цзин — два основных проявления психической деятельности.

Однако следует сказать, что психическое состояние тесно связано с социальной средой. В хорошо устроенном обществе государство процветает, народ здоров, психическое состояние у людей радостное и безмятежное, организм крепок, сердце бьется ровно. В плохо устроенном социуме и государственное устройство хаотично, и народ страдает, и люди повсюду ропщут, и состояние у них отнюдь не из лучших, а поэтому и болезни распространены.

Если индивид хочет принести пользу государству, народу, желает быть полезным обществу, он прежде всего должен спрашивать с себя по самым высоким меркам. Первый, совершенно необходимый этап практики цигун заключается в работе со своей природой, или сингун. Он требует большой внутренней культуры, высоких моральных критериев.

Предлагаем ознакомиться:  Цигун для сердца и сосудов

Человек должен настраивать себя на служение государству, и начинать совершенствование государственной системы следует с самого себя, ибо она представляет собой суммарное и, конечно же, не однозначное и не буквальное отражение психики отдельных лиц. Каждый человек должен направить свои усилия на улучшение общества, частью которого он является.

А на второй стадии —работа с судьбой (мин-гун)—усилия следует направлять на укрепление собственного организма, продление жизни, что будет одновременно способствовать и более эффективному выполнению социальных функций индивида. Следует также добавить, что оба направления работы осуществляются одновременно, определяется лишь их иерархическая соподчинённость, Другими словами, син-гун и мин-гун представляют собой единое целое, одно без другого практиковать не следует.

Природа, таким образом, указывает на дух цзин-шэнь, а судьба обозначает материю. Материя порождает десять тысяч вещей, служит источником и механизмом бесконечных и бесчисленных метаморфоз, а во всем чувствующем и живом она создает три цветка (сань-хуа) и пять дыханий-ци (у-ци).

Три цветка и пять дыханий — это элементарные базовые знания, без которых невозможно практиковать цигун.

1. Что же такое три цветка (можно также переводить данный термин как три состояния цветения. — Примеч. перевод.)? Это три драгоценности человеческого организма: семя-цзин, дыхание-ци и дух-шэнь. В организме они постоянно превращаются друг в друга и в сущности представляют собой разные аспекты единого целого.

Семя-цзин — как бы тончайшая фракция любого проявления материи и корень-основа жизни. Например, в главе «Слова об истине стоимостью в ларец золота» в трактате «Су-вэнь» говорится: «Семя — это то, что является корнем организма». Существует два истока семени-цзин в человеческом организме. Первый — пренатальный, или «прежденебесный», — воспринимается от родителей.

Такое семя-цзин называется семенем Прежнего Неба, его же зовут изначальным семенем (юань-цзин). Оно является основой рождения, роста и развития человеческого организма. В главе о «Каналах меридианов» трактата «Лин-шу» приводятся такие слова: «До того как родится человек, формируется семя». Второй источник семени — то, что называется семенем Последующего Неба.

Основы науки цигун - Ли Чжунъюй

Это семя образуется из чистого ци, которое есть в атмосфере, и тонкой «фракции» продуктов питания, поступающих в организм. Она используется для нужд физиологических процессов развивающегося организма. Семя Прежнего Неба и семя Последующего Неба дополняют друг друга и помогают друг другу. В древности говорили: «Пока в человеке есть дыхание-ци, он живет, когда истощается семя-цзин, человек умирает».

Предлагаем ознакомиться:  К чему снятся седые волосы? Основные толкования: к чему снятся седые волосы, чего ждать, если сама себе снишься седой - Женское мнение

Таким образом, необходимо уделять большое внимание сохранению изначального семени (юань-цзин) в организме. Тао Хунцзин, живший во времена правления династии Лян (VI в., в своем трактате «О питании природы и продлении судьбы» указывал: «Высшая драгоценность человеческого организма — это семя, ведь благодаря его действию рождается человек, и покуда оно сохраняется в теле, тело здорово».

Дыхание-ци служит материальной основой процессов жизнедеятельности человеческого организма. В этом случае оно называется изначальным дыханием (юань-ци), или истинным дыханием (чжэнь-ци). Существует также дыхание-ци внутренних органов, дыхание-ци каналов и меридианов, главное дыхание-ци, питающее дыхание (ин-ци), защитное дыхание (вэй-ци) и т. д.

В трактате «Полное собрание сочинений Цзин-Юэ» говорится: «Только благодаря дыханию-ци человек может жить». В трактате «Чжуан-цзы» в главе «Сознание странствовало на севере» указывается: «Жизнь человека — это скопление дыхания-ци. Если дыхание-ци сконцентрировано, человек живет, а коли оно рассеивается, человек умирает».

Обобщив, можно сказать: в человеке и во вселенной — повсюду присутствуют три основных составляющих, три драгоценности: семя, дыхание и дух, которые связаны между собой, преобразуются друг в друга, образуя единое целое. Семя — основа и база, дыхание— движущая сила, а дух — правитель. Так что дыхание-ци рождается в семени-цзин, а трансформация и жизнь семени зависят от дыхания-ци. Семя и дыхание представляют собой основу и источник энергии для жизнедеятельности духа-шэнь в организме.

Все живые существа — и растения, и животные, и люди — обладают семенем-цзин, дыханием-ци и духом-шэнь, однако только человек по-настоящему одухотворен, поэтому он и способен познавать вселенную, преобразовывать природу и общественное устройство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хочется еще раз подчеркнуть, что в китайской традиционной науке человек никогда не рассматривается отдельно от среды обитания, так же как и среда обитания — отдельно от человека. Во всем мире действуют одни и те же, на первый взгляд очень простые схемы. Это Великий Предел тай-цзи, два начала инь и ян, три уровня неба, земли и человека, четыре стороны света, пять стихий, шесть дыханий-ци, восемь триграмм, девять дворцов, десять земных столбов, двенадцать земных ветвей.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector