30.04.2019      74      0
 

Астарта, богиня шумеро-аккадского пантеона. Культ Астарты


Появление и происхождение

В Месопотамии задолго до появления первых аккадских документов, написанных шумерским письмом, появляются имена царей, внесённые в список города Киша, который являлся центром семитского населения южной Месопотамии в эпоху Древних династий (с 4 т. до н. э. по 2600 г. до н. э. начала гегемонии Ура). Семитские божества до правления Саргона (2371—2316 гг. до н. э.

) входят в шумерский пантеон. В имперскую эпоху (2380—2200 гг. до н. э.) семитская богиня Эсдар (Иштар) — Астерт — астар, что у восточных семитов означало богиня, и являлась центральной фигурой аккадского пантеона, идентично шумерской богине любви и плодородия Инанне — матери неба. У западных семитов имя Астарта было именем собственным, определённой богини, а у южных — бога.

Нарицательный характер слова «астар» способствовал поглощению образом Иштар — Эсдар множества шумерских и хурритских богинь. У хеттов и хуритов культ получил распространение с 2000 г. до н. э. Созвучие имени осталось в хеттском Аштарта, Ашерту. У динамичных скифов корень имени можно увидеть в Айст — Аэр.

В универсальном образе богини содержались три главных формы или титула — царица, дева, мать. У аккадийцев и вавилонян Астарта называлась «самой старшей неба и земли», и являлась дочерью бога небес Анну. Подобно тому, как солнце являлось Фебом на небесах, Аполлоном на земле и Плутоном в ещё более низких слоях земли, Астарта становится богиней — матерью на небесах, Церерой и Дианой на земле, Гекатой и Прозерпиной в Гадесе.

У финикийцев Астарта являлась женой бога неба Ваала. Он возглавлял круг божеств в городах Финикии и позднее имя его становится нарицательным, а не собственным, отсюда Ваал и Астарта несли обобщающее наименование всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран. Например, хурритская Нину, или Нино, стала Иштар.

Первые упоминания об Астарте датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Согласно историческим данным, она являлась центральной фигурой аккадского пантеона. Отождествить её можно с шумерской богиней плодородия и любви, которой была Инанна – мать неба.

Интересно, что для западных семитов Астарта была именно богиней – определённой, конкретной фигурой. А вот для южных – синонимом божества. Со временем это слово получило нарицательный характер, вследствие чего сам образ Астарты поглотил многих хурритских и шумерских богинь. И уже к 2 000 г. до н. э. возник её первый культ.

Стоит отметить, что в образе богини Астарты содержалось три важнейших титула. Это Царица, Дева и Мать. Возможно, именно поэтому её прозвали «самой старшей неба и земли».

В культуре финикийцев

На территории Финикии она почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать», дающая жизнь, Мать Природа, имеющая десять тысяч имён, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как дающей жизнь. У финикийцев была связана с Луной и Венерой. Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её мужа, побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях.

Астарта оплакивает потерю своего супруга — Таммуза, который также был её сыном, аналогично, как и Исида, оплакивала своего супруга и брата (Осириса). Астарта держит в руках крестообразный жезл, обычный крест, и плачет стоя на лунном серпе. У финикийцев Астарта была связана с «Утренней звездой» — Венерой, и рассматривалась ими как вечерняя и утренняя путеводительница.

«Глаз своей богини — матери» нельзя было утратить в морском странствии. Укреплённая в виде статуи на носу корабля, Астарта сопутствовала мореплавателям. У сирийцев Астарот Гиеропольская полностью отождествлялась со сверкающей планетой и изображалась как величественная женщина, держащая в одной руке факел, а в другой — изогнутый жезл в форме креста ansata (анкх), соответствующей атрибуту египетской Исиды.

Ранее финикийцев вавилоняне поклоняются Иштар, связывая её культ с Венерой, которая была третьей в астральной триаде Солнце — Луна — Венера. Как вечерняя звезда, она олицетворяла Венеру, а как утренняя называлась Анунит — Люцифер. Иштар, Астарет, астрономически Тамти, являлась Венерой и олицетворяла море.

В городе Урук она почиталась как мать, опекающая всех его жителей, а позднее халдейский Эрех. В землях Ханаана строились города, покровительницей которых являлась Астарта. Так город Аштероф — Карнаим (Телль — Аштерах), считался местопребыванием двурогой богини и был левитским. Финикийский Сидон и Бейрут были центрами поклонения Астарте, где она считалась главным женским божеством, а также являлась богиней земного плодородия, материнства и любви.

  • Именем Астарты названа греческаяблэк-металгруппа, состоявшая целиком из женщин.
  • В драматической поэме Байрона «Манфред» Астарта — имя умершей единственной возлюбленной героя, дух которой является ему в минуту тяжелейших духовных мучений.
  • В книгах А. Рудазова — Астарта на протяжении нескольких серий является одним из второстепенных персонажей, покровительницей главного героя — архимага Креола Урского, помогая, или, скорее, используя его, для уничтожения тёмного мира демонов.
  • В игре Fallen Lords есть игровой персонаж Астарта — богиня смерти и любви.
  • В фильме «Царь Скорпионов 2: Восхождение воина» фигурирует Астарта — как Богиня любви и войны, правительница загробного мира.
Предлагаем ознакомиться:  Развитие древнеегипетской письменности и языка

Жители древнего государства, находившегося на востоке Средиземного моря, считали богиню Астарту той, которая даёт жизнь. Они называли её Матерью-Природой с десятком тысяч имён и связывали с Венерой и Луной.

Финикийцы представляли её в виде женщины с рогами. Этот образ символизировал полумесяц в момент осеннего равноденствия. Также они воображали, что в одной руке она держит обычный крест, а в другой – крестообразный жезл.

Представлялась богиня Астарта всегда плачущей. Потому что она потеряла своего сына Таммуза – божество плодородия. Если верить мифам, то Астарта и на землю сошла в виде пылающей звезды, упав в озеро Альфака, где он умер.

Как уже было сказано, богиню связывали с Венерой – «Утренней звездой». Её рассматривали как вечернюю и утреннюю путеводительницу, особенно помогающую морским странникам. Потому на носу каждого корабля всегда закрепляли статую в виде Астарты, чтобы она сопутствовала им и приносила удачу.

У египтян и хананеев

Почитание Астарты распространилось в Египте (в период нашествия гиксосов с 18 династии 1567—1320 гг. до н. э.), малой Азии, Греции, как Афродиты — Урании, которая изображалась в окружении львов и лебедей. Арамейские тексты из Верхнего Египта показывают Астарту-Анат как супругу Яхве до монотеистической реформы[прояснить], и её культ существовал до VI века до н. э.

В Ветхом Завете упоминается поклонение древних евреев «богине неба», против чего боролся пророк Иеремия. В период эллинизма происходит полное слияние Анат и Астарты, где она начинает изображаться в виде обнажённой женщины с лилией или ужом (символом плодородия), либо сидящей на коне с мечом. Мемфис являлся главным центром культа.

Её олицетворяли с богиней-воительницей, дочерью бога-творца Ра. Она являлась покровительницей династии фараонов. В мифах имя Астарты упоминается редко, и прямое толкование её основных функций невозможно проследить в силу многих причин. В период становления Ассиро-Вавилонской империи, наряду с развитием письменной культуры, происходило разрушение её материальных памятников вследствие бесконечных военных походов.

Библиотеки, собранные в городах-государствах, уничтожались, либо изымались. Так, захват и разрушение Сирийского города Эбла (2500—2100 года до н. э.) рассматривается как разрушение центра-очага семитской цивилизации. Другой причиной являлся процесс идеологизации царской власти, который изменял форму религиозного сознания.

Так, шумерский период истории охватывал около полутора тысяч лет, и завершился к началу второго тысячелетия до н. э. В древнейшем списке богов из Фары около XXVI века до н. э. присутствует имя Инанны среди шести главных мужских богов. Она побеждает чудовище Эбих, и впоследствии отождествляется с Иштар в её борьбе с Йамму.

Ядром империи царства Шумера и Аккада становится город Аккад, в котором царь Саргон проводит религиозно административную реформу с целью консолидации государства. Его дочь Энхедуанна становится первой верховной жрицей лунного божества в Уре, и это право с того времени закрепляется за принцессой царского дома.

С 2047—2039 гг. до н. э. начинается экспансия и распространение влияния Ура на средиземноморское побережье. В XIII—XII веках до н. э. происходит миграция народов на Ближнем Востоке. Бел-Мардук становится главой пантеона богов. Правители Вавилона ставят цель перед жрецами получить новый космогонический свод «Энума Элиш», где обработанные старые мифы звучат по-иному.

В этот период происходит низвержение женских богинь и их общее уменьшение роли с монополизацией власти бога Мардука. В вавилонской мифологии женские божества полностью обезличиваются. Они становятся придатками своих божественных мужей. Так, высокая роль Иштар — богини-покровительницы в знаменитом эпосе о Гильгамеше, сводится до роли совратительницы героя.

Акт прямой антропоморфизации накладывал грубый отпечаток на форму культа Астарты (Иштар), что впоследствии привело к низвержению образа богини к чисто физиологической роли. В результате божественный брак царя и верховной жрицы в шумеро-аккадских городах, а позднее в ханаанских, повлёк за собой храмовую проституцию.

Иудейский царь и религиозный реформатор Иосия разрушает алтари Астарты, воздвигнутые Соломоном, и запрещает культовые действа. Перевод Септуагинты также исказил образные понятия еврейского текста через неправильные звуковые интерпретации.

В культуре финикийцев

История возникновения богини Астарты в культуре жителей этих государств очень длинна и сложна, так как охватывает тысячелетия, несколько языковых групп, а также массу географических регионов.

Одной из древнейших её ипостасей, например, является шумерская Инанна – многоликое божество. Впрочем, главная «роль» у неё всё-таки была. Инанна была богиней плодородия финиковых пальм, домашнего скота и злаков. А ещё покровительницей дождя, бури и грозы. Это связано как с ипостасью богини плодородия, так и с её воинственным, даже мужественным характером. Данные «роли», как и многие другие, присущи и богине Иштар. Имя которой синонимично Астарте.

Вообще, не лишним будет обратиться к трактату Плутарха «Об Исиде и Осирисе». В основном мифе есть несколько интересных моментов. В частности тот, когда Сет запер в сундук Осириса и спустил его в воды Нила. Он оказался унесён потоками реки в море, в результате чего оказался на берегу города, являвшегося центром культа Таммуза – мужа Астарты.

Вокруг этого сундука, согласно мифу, разрослось гигантское тамариндовое дерево. Оно оказалось замечено жителями, и те срубили его, чтобы сделать из него столб для дворца богини Астарты и её мужа Мелькарта – бога-покровителя мореплавания.

Согласно историческим данным, сформировался он в период с 1567 по 1320 гг. до н. э. Если верить арамейским текстам из Верхнего Египта, то богиня Астарта считалась супругой Яхве до так называемой монотеистической реформы. А Яхве – это одно из многочисленных имён самого Бога.

Предлагаем ознакомиться:  Отвороты: любовная магия на страже ваших отношений

Когда наступил период эллинизма (длившийся с 336 до 30 гг. до н. э.), то образ Астарты целиком сливается с фигурой Анат, которая в западно-семитской мифологии являлась богиней войны и охоты.

Почему они «объединились»? Потому что Анат, Астарта, а ещё Кадеш были теми тремя богинями, которые носили почётный египетский титул Небесной Царицы. К тому же только они имели традиционно мужской венец. Во всём остальном богини тоже имели массу сходств. Поэтому что неудивительно, почему их образы объединились.

Так вот, в итоге богиню Астарту в Древнем Египте стали представлять, как обнажённую женщину с ужом, который символизировал плодородия. Или с лилией. Реже – сидящей верхом на коне, держа в руке меч.

Центром культа, конечно же, был Мемфис. Там Астарту почитали как дочь бога Ра – самого Творца. Олицетворяли её с воительницей, считали покровительницей фараонов.

Но в мифах, к слову, она упоминается очень редко. Когда происходило становление Ассиро-Вавилонской империи и формирование письменной культуры, все материальные памятники, посвящённые богине Астарте, были разрушены. Это – глобальное последствие многочисленных военных походов. Даже библиотеки уничтожались (или изымались).

Поскольку тема имеет отношение к религии, нельзя не обратиться к Священной книге, рассказывая про богиню Астарту. Чего нельзя подумать – так это того, что она упоминалась в ней. Ведь даже в мифах сложно найти строчки, посвящённые ей, не говоря уже о Библии. Но упоминания есть. И вот две значимые отсылки:

  • Город левитов Аштарту, столица Ога. Его полное название – Аштерот-Карнаим. Переводится это, как «Двурогая Астарта». Источник названия – палестинские археологические находки с изображением богини с двумя рогами.
  • Строчка: «Оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам». Данные слова – эпитеты, относящиеся к божествам. «Ваал» – это, кстати, олицетворение побуждения и мужской плодовитости.

Согласно подсчётам, имя Астарты как богини встречается в Библии девять раз. А Ашера (праматерь и владычица богов), для сравнения – сорок. Это говорит о том, что среди иудеев не преобладало поклонение Астарте.

Но вот зато всё те же раскопки рассказывают о многом. К 1940 годам на просторах Палестины было найдено порядка трёх сотен фигурок терракотового цвета и табличек с изображением обнажённой женщины в разных образах. Экспертиза показала, что они были изготовлены в период с 2000 гг. до н. э. и вплоть до 600 гг. до н. э.! Учёные подтвердили, что немалая часть данных изделий изображает Астарту и Анат (которые, как говорилось выше, были объединены в единый образ).

В античной традиции[1]

Плутарх называет её царицей Библа[2]. В одной из родословных она — дочь Сирии и Кипра, жена Адониса[3]. Также её святилище в Сидоне, её отождествляют с Селеной[4].

Почему богиня любви?

Исходя из вышеперечисленного, можно было уже сделать вывод, что Астарта – это, говоря простым языком, некий возвышенный, культивированный и обобщённый образ многоимённого божества, являющегося покровителем многих сфер. Но нужно кое-что уточнить. Астарта – богиня плодородия и любви.

Тут всё интересней. Астарта является астральным олицетворением Венеры. Которая изначально была так названа в честь римской богини красоты, желания, плотской любви и процветания. Veneris с латинского, кстати, так и переводится – «плотская любовь».

Венеру, как и Астарту, отождествляли с Афродитой. Сыном которой являлся Эней, спасшийся из осаждённой Трои, и бежавший в Италию. Говорят, именно его потомки – основатели Рима. Потому Венеру ещё и считали праматерью римского народа. Астарта, богиня Египта, тоже носила похожий «титул», о чём уже говорилось раньше.

В древнегреческой античности, к слову, Венера воспринималась либо как светило, материальный объект природы, либо как личность того или иного божества.

И, конечно, нельзя не обратиться вновь к финикийской культуре. В те далёкие времена существовали такие города, как Бейрут и Сидон. Именно они являлись центрами поклонения богине любви – Астарте. Там она считалась главным, первостепенным женским божеством.

Её верховными жрецами были сидонские цари, а жрицами – их жёны. К ней обращались с почтением, как к владычице царей, к госпоже. Они уважали её силу. А что было любовью в античные времена? Найти ответ на этот вопрос можно, углубившись в изучение истории и текстов, авторами которых были такие великие мыслители, как Парменид, Гесиод, Эмпедокл, Платон. Любовь – это и есть сила. Первая, появившаяся в этом мире. Именно под её влиянием происходят многие события, а также продолжается цепь порождений.

Предлагаем ознакомиться:  К чему снятся куры и петухи живые

Поздние годы и фанатизм

Культ Астарты, богини весны, плодородия и любви, быстро распространился. Из Финикии в Древнюю Грецию, потом – в Рим, а затем и до Британских островов. Причём с годами он приобрёл несколько фанатичный характер. Поклонение этой богине проявлялось в оргиях, которые, как известно, осуждались пророками Ветхого Завета.

Но и женский образ тоже был. Астарту называли также демоницей наслаждения, удовольствий и похоти, королевой духов мёртвых. Ей поклонялись, словно астральному божеству. Культ, сформировавшийся в честь богини, поспособствовал возникновению «священной» проституции. Из-за всех этих событий царя Соломона одолело помрачение, и он отправился в сам Иерусалим, дабы поставить богине-демонице капище (языческий храм).

Долгое время ветхозаветные пророки пытались бороться с её культом и делали это весьма ожесточённо. Даже в Писании богиню нарекли «мерзостью Сидонской». А в более поздней каббале её изобразили демоном Пятницы – женщиной, у которой ноги оканчиваются змеиными хвостами.

Литература

  1. Астарта // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. Астарта // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Мифологический словарь. И. Н. Лосева. Н. С. Капустин, С. Т. Кирсанов, В. Г. Тахтмышев. Изд. Ростов-на-Дону. 1996 г. С. 75.
  4. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1-2 Под ред. С. А Токарева. — М.: Советская энциклопедия. 1998. Т.1. с. 115—116. Т.2 с.648-653.
  5. Археологический словарь. У.Брей, Д.Трамп. М. Прогресс. 1990 г. С. 25, 254.
  6. Всемирная история. Бронзовый век. В 24 томах. Мн. Литература. 1996 г. С. 134—136.
  7. Краткая еврейская энциклопедия. Том 1. С. 236—237. Том 10. С. 411—412.
  8. Астарта — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  9. Мифология. Энциклопедия мифологии. М. Белфакс. 2002 г.
  10. Электронная энциклопедия мифологии
  11. Библейская энциклопедия. М. Терра. 1990 г. С. 670, 425, 642, 733.
  12. Хетты. О. Р. Герни. М. Наука. 1987 г. С. 170, 175.
  13. Проблемы античной культуры. Под ред. Г. А. Кошеленко. М. Наука 1986 г. С. 211.

Интересные нюансы

Ашера – символ Астарты. Да, такое мнение тоже имеет место быть. Более того, исследователи считают, что оно подтверждено финикийской надписью, датированной 221-м годом до нашей эры – Ма-Суба.

Так вот, на клинописной ассирийской табличке, созданной ещё в XV веке до н. э., присутствует имя князя финикийско-ханаанского происхождения – Абад-Асратум, раб Ашеры.

Ещё интересно, что в Священном Писании не указано никаких сведений об изображении богини в человеческом виде. Её чувственное начало проявлялось в наготе. Часто «оголённые» фигурки при раскопках находили на Кипре, и принимали их за Афродиту.

Нельзя не отметить, что в рамках культа Астарты, богини домашнего очага, продолжал существовать ритуал «Священного брака». Но только до начала-середины второго тысячелетия до н.э. Потом культ приобрёл оттенок фанатизма – в честь богини начали проводиться празднества с самоистязаниями, самооскоплением, проявлением раскрепощения, принесения в жертву девственности и т.д.

Фрейя, Анна и Лада

Это – имена богинь, также отождествляемых с Астартой, как и ранее упомянутые. О них стоит упомянуть хотя бы вкратце.

Фрейя – богиня из германо-скандинавской мифологии. Говорят, не было ей равных по красоте. Она являлась покровительницей плодородия, любви, войны, жатвы, урожая, и предводительницей валькирий. Изображалась на колеснице, запряжённой двумя котами.

Анна – богиня, которую почитали жители Вавилона. Покровительница семейной жизни, правосудия, урожая, победы… её культ был вытеснен поклонением богу Ану. Причём при неизвестных обстоятельствах.

Лада – славянская богиня любви и красоты, достатка, семейных отношения, цветущей природы и плодородия. Её называли «Матерью всех 12 месяцев». Ей поклонялись все славяне, постоянно приходили с просьбами и молитвами. Были и жертвы – белые петухи, красивые цветы, сладкий мёд, и сочные ягоды. Всё, что являлось олицетворением плодородия, иначе говоря.

Иконография

Теперь стоит вернуться к начальной теме, и завершить её упоминанием символики. Богиня Астарта всегда изображалась по-разному. Иконографическая специфика в данном случае зависела от того, какой именно аспект изображался в том или ином случае. Ведь Астарта – очень сложная фигура в шумеро-аккадской мифологии. Она противоречива. С одной стороны богиня была покровительницей любви и плодородия, но с другой – распри и войны.

В последнем случае, например, её изображали в человеческом облике, сидящей на колеснице с громовой стрелой в руках. Либо на льве верхом. За спиной у неё могли быть стрелы. Также частым «атрибутом» была восьмиконечная звезда, отображающая астральный аспект. Могла даже встречаться пентаграмма и охранно-военный знак.

Кстати! Все перечисленные атрибуты позже становятся символами любви в эллинистической, позднеантичной версии Астарты, а также отождествляемых с нею Афродиты и Венеры. Потом ещё появился купидон. Его связывали с функцией плодородия, ибо воспринимался он, как символ любви. Но всё же купидон был вооружён стрелами и луком, поскольку был «дитя богини войны».

На ранних и поздних изображениях, к слову, когда существовал «узкий» культ, воспевавший её, как богиню любви, изображалась в виде женщины с четырьмя грудями. Впрочем, на представленных выше фото богиня Астарта представлена во всех самых популярных образах. Пусть они и отличаются, но сложно отрицать наличие чего-то общего во всех них.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector