23.04.2019      42      0
 

Все болезни с точки зрения Аюрведы. Часть 1


Развитие болезни по аюрведе

Что такое здоровье? Что такое болезнь? Являются ли они просто делом случая, в зависимости от того, с какими бактериями доведется столкнуться в повседневной жизни? Как сохранить хорошее здоровье и не болеть? Именно эти вопросы находятся в центре внимания аюрведической традиции. Ответы на них опираются на глубокое понимание жизни и практический опыт многих поколений. Накопленные знания помогают как предотвращать развитие болезни, так и излечивать ее, если она возникает.

На что опирается аюрведа

Аюрведа причины болезней рассматривает с точки зрения метафизики. Здесь ведущую роль играют анартхи — разрушители ума, его враги. К ним относятся такие эмоциональные компоненты сознания, как:

  • неудовлетворённость;
  • вожделение;
  • иллюзии;
  • страхи;
  • зависть;
  • гнев;
  • жадность;
  • безумие;
  • целый ряд негативных чувств и мыслей.

Всё это, как подтверждают и естественнонаучные исследования, определённым образом влияет на здоровье человека. Задача состоит лишь в том, чтобы выяснить, какой именно психологический фактор породил данную патологию и что можно сделать для её полного или частичного устранения.

Индийские врачеватели, опирающиеся на аюрведу, устанавливают диагноз на основании анализа жизни пациентов, их обычных эмоций, чувств, мыслей, взглядов, взаимоотношений с другими людьми. Анартхив каждой конкретной ситуации имеет индивидуальный оттенок, определяющий интенсивность развития той или иной ментальной или эмоциональной проблемы.

Болезни по аюрведе и вызывающие их причины напрямую зависят от личностной характеристики заболевшего: его воли, душевной стойкости, ума. Благодаря выраженности этих качеств и возникает способность противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам, вести себя более или менее сдержанно и не принимать близко к сердцу даже суровый напор негатива.

Почему человек болеет, по теории аюрведы? Он просто в какой-то момент не выдерживает и теряет контроль над собой. Влияние источников стресса становится столь сильным и частым, что энергетический потенциал нервной системы не успевает нейтрализовать его последствия. На преодоление стресса переключаются все физиологические механизмы.

На начальной фазе разрегуляции организму за счёт иммунитета и способностей тканей к самообновлению своих клеток удаётся сдерживать деструктивные процессы. Но на определённом этапе возможности его иссякают, и функциональные расстройства переходят в органическую патологию, избавиться от которой без лечебных мероприятий уже невозможно.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ по Аюрведе

Согласно Аюрведе, здоровье — это не просто отсутствие болезни, это равновесие тела, ума и сознания.

Здоровье — это уравновешенное состояние трех телесных субстанций (дош), семи тканей (дхату), трех видов отходов (мал) и метаболического огня (агни), в сочетании с ясностью и равновесием чувств, ума и духа.

Вы уже познакомились с тремя дошами — биологическими субстанциями, или принципами, которые управляют всей активностью в организме — ватой, принципом движения, питтой, энергией пищеварения и обмена веществ, и капхой — принципом смазки и структуры. Равновесие этих трех дош поддерживает здоровье, нарушение равновесия ведет к болезни.

Раса (плазма или цитоплазма) содержит питательные вещества, полученные из переваренной пищи, и впоследствии питает все ткани, органы и системы.

Ракта (кровь) заведует окислением во всех тканях и органах и таким образом поддерживает жизнь в теле.

Мамса (мышцы) укрывает жизненно важные органы, осуществляет двигательные функции и поддерживает физическую силу тела.

Меда (жир) обеспечивает смазку тканей и служит изоляционным материалом для сохранения тепла в теле.

Астхи (кости и хрящи) поддерживает структуру тела.

Маджа (костный мозг и нервы) заполняет пространство костей, переносит сенсорные и двигательные импульсы и облегчает коммуникацию между органами и клетками тела.

Шукра и артава (мужская и женская репродуктивные ткани) содержат чистую сущность всех тканей тела и могут создавать новую жизнь.

Каждая дхату зависит от предыдущей. Если питательные вещества, поступающие с пищей, оказываются неадекватными, или если в какой-либо дхату возникают проблемы, все последующие дхату не будут получать должного питания, в результате чего пострадают соответствующие ткани и органы. Поэтому для хорошего здоровья необходимо, чтобы все семь дхату надлежащим образом формировались и выполняли свои функции.

Три вида отходов (мала) — это кал, моча и пот. Тело должно быть способно производить их в надлежащих количествах и своевременно удалять через соответствующие пути.

Агни — это метаболический огонь, тепловая энергия, которая управляет обменом веществ. Его можно соотнести с ферментами и метаболическими процессами, ответственными за расщепление, переваривание, всасывание и усвоение пищи. Агни обеспечивает питание тканей и дает силу иммунной системе. Он разрушает микроорганизмы, чужеродные бактерии и токсины в желудке и кишечнике. Это важнейший фактор для сохранения хорошего здоровья.

«Продолжительность жизни, здоровье, иммунитет, энергия, обмен веществ, физическая сила, энтузиазм и сила духа — все они зависят от агни. Человек живет долго и счастливо, если агни функционирует как следует, заболевает, если его действие расстраивается, и умирает, когда этот огонь угасает. Надлежащее питание тела, дхату, оджаса и т. д. зависит от правильного функционирования агни в процессе пищеварения».

«Пять видов агни, соответствующие эфиру, воздуху, огню, воде и земле, переваривают соответствующие им компоненты пищи .Таким образом сбалансированный агни правильно преобразует правильно выбранную и в должное время потребляемую пищу и тем самым способствует здоровью.»

«Тонкая энергия агни преобразует безжизненные молекулы пищи, воды и воздуха в сознание клетки»

Агни поддерживает жизнь и жизнеспособность. Человек, наделенный адекватным агни, живет долго и отличается прекрасным здоровьем. Но когда агни ослабевает из-за нарушения равновесия дош, это пагубно влияет на обмен веществ. Сопротивляемость организма, иммунитет и самочувствие ухудшаются. Когда этот жизненный огонь угасает вовсе, наступает смерть.

Наряду с соматическими факторами чувства, ум и дух играют чрезвычайно важную роль в поддержании хорошего здоровья. Когда все они уравновешены, это порождает состояние, именуемое свастха, что означает «совершенное внутреннее счастье».

Это состояние счастья можно создать и поддерживать путем здорового образа жизни, то есть живя в гармонии с природой и в соответствии с требованиями своей конституции. Правильное питание, правильные упражнения, гармоничные взаимоотношения, положительные эмоции и упорядоченный распорядок дня — все это укрепляет здоровье.

Зенслим Артро – устранение причины воспаления и боли

По мнению основоположников Аюрведы и их последователей, каждую болезнь следует рассматривать как результат воздействия двух факторов — патофизиологического и ментального, в основе которых лежит физическая и психическая конституция человека. Причём психология пациента порой имеет преобладающее значение.

Иногда относительно безобидные с виду проявления могут быть своего рода предупреждающим знаком. Так, излишний вес свидетельствует о каких-либо сбоях в физиологии при нерациональном питании, вредных привычках, гиподинамии или нарушении обмена веществ во время гормональной перестройки в процессе беременности либо старения организма.

Традиционный медик использует в таком случае классическую схему:

  1. консервативная терапия;
  2. умеренное, низкоуглеводное питание;
  3. овощная диета;
  4. витамины;
  5. отказ от курения и алкоголя;
  6. длительные прогулки на природе, занятия спортом.

Врачеватель Аюрведы по методике похудения, кроме этих аспектов, ещё обратит внимание на психологический климат, в котором проводит человек большую часть своего времени. Ему важно выяснить также степень влияния на вес пациента тех или иных ситуаций, вызывающих стресс и тем самым подавляющих его энергичность.

Из данных соображений выстраивается комплекс врачебных процедур Аюрведы. Он включает в себя отработанные веками методы, помогающие нормализовать вес тела путём организации сбалансированного питания, а также обучения пациента эффективным способам борьбы со стрессом. Целью лечения является не только искоренение основного недуга, но и обретение человеком спокойствия и сосредоточенности не на раздражающих, а на достойных целях, улучшающих качество жизни.

Влияние многих болезней и их последствий сказывается не только на здоровье. Иногда его можно считать поучительным. Пройдя череду мучительных страданий, человек более отчётливо осознаёт, что виной происходившему явился он сам. Малоподвижный образ жизни, курение, алкоголь, наркомания, склонность к перееданию или к чрезмерному воздержанию в еде — всё это значительно ослабляет наши жизненные силы.

Выводы напрашиваются сами собой. Чтобы прожить долго и не болеть, необходимо придерживаться нескольких очевидных правил. Они касаются здорового образа жизни как в физиологическом, так и в психологическом отношении. Учитывая соблазны, сопровождающие человека по всей его биографии, а также непредсказуемость социальной обстановки, в которой приходится ему обитать и работать, задача эта не представляется простой. Аюрведческая медицина в случае содействия со стороны пациента способна её облегчить.

Тот факт, что некоторые перенесённые заболевания вирусной и бактериальной природы страхуют от повторной инфекции с аналогичной этиологией, известен не только индийской, но и западной медицинской науке. Причиной тому — иммунитет, который вырабатывается в организме на внешнее воздействие при условии, что оно не критично и не выступает за рамки человеческих возможностей.

На основании этих наблюдений индийские целители выделили четыре уровня для поддержания своего здоровья. На первом следует восстановить физическое и душевное равновесие после болезни:

  • питаться только полезными продуктами;
  • наращивать физическую активность;
  • избегать ненужных волнений, способных вызвать стресс.

На втором – сохранить достигнутое равновесие, превратив все его структурные составляющие в повседневную привычку. На третьем уровне нужно уже повышать качество жизни, поставив перед собой соответствующие цели. И на четвёртом — развивать сознание и тем самым сдерживать себя от физических и психических действий, потенциально опасных для здоровья.

для устранения причин воспалений и укрепления здоровья опорно-двигательной системы

Свободное движение!

Подробно о Зенслим Артро

ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ

Болезнь не возникает внезапно. Существует прямая причинно-следственная связь между влияющими на нас факторами и результатами их действия. Причина скрывает в себе следствие, а следствие — это раскрывшаяся причина. Причина подобна семени, в котором скрыто еще не проявившееся дерево. Дерево — это проявленное качество семени. Здоровье — это следствие здорового образа жизни и здоровых привычек, а болезнь — это «дерево», произрастающее из нездоровых привычек.

Чтобы прийти к пониманию болезни и ее причин, необходимо изучить как самого пациента, так и его окружение. Важно знать, где он родился и вырос и когда у него начались неприятности со здоровьем. Также важно знать климат, обычаи, распространенные в этом месте заболевания, диету, привычки, симпатии и антипатии, силу пациента, состояние его ума и т. п.

Из этого перечня видно, какое огромное количество разнообразных факторов постоянно воздействуют на наше здоровье. Давайте рассмотрим некоторые из них.

ПОДОБНОЕ УВЕЛИЧИВАЕТ ПОДОБНОЕ

Первый принцип, важный при рассмотрении потенциальных причин болезни, гласит: «Подобное увеличивает подобное». Каждую дошу увеличивают те факторы (пища, погода, время года и т. д.), которые обладают сходными с ней качествами. Так, сухая пища, сухофрукты, бег, прыжки, постоянная спешка и слишком напряженная работа возбуждают в организме вату.

Острая или пряная пища, плоды цитрусовых, ферментированные продукты (продукты, полученные в результате деятельности пищевых ферментов, например квашеная капуста, сыр, тофу, соевый соус, вино, мед) и жаркая влажная погода вызывают избыток питты. Холодная, пасмурная и мокрая погода, молочные продукты, пшеница и мясо, а также бездеятельность увеличивают капху.

Для уравновешивания действия принципа «подобное увеличивает подобное» используется второй принцип: «противоположности уменьшают или уравновешивают друг друга». В этом ключ к исцелению.

Как правило, пракрити человека показывает, к каким заболеваниям он более предрасположен. Например, люди с питта-конституцией обычно страдают болезнями питта-типа. Однако такая связь не является неизбежной. Человек с вата-конституцией, который ест много горячей острой пищи, употребляет алкоголь, лежит на солнцепеке, курит сигареты и подавляет свой гнев, определенно наживет себе болезнь питта-типа.

ПИЩА И ХАРАКТЕР ПИТАНИЯ

Употребление той пищи, которая подходит для вашей пракрити, способствует сохранению жизненной силы и равновесия, тогда как неподходящая пища нарушает равновесие дош, что является первым шагом в развитии заболевания.

Острая пища, цитрусовые и другие кислые фрукты, а также алкоголь увеличивают теплоту и кислотность в организме, что неблагоприятно для человека с питта-конституцией. При вата-конституции трудно перевариваются и будут возбуждать вату сухофрукты и многие бобовые. Возбуждают вату и салаты из сырых овощей, поскольку они, как правило, холодные и обладают вяжущим вкусом.

У капха-индивида молочные продукты, холодные напитки и пища, жаренная во фритюре, определенно способствуют возбуждению капхи. Поэтому вата-индивид, употребляющий ватагенную пишу, питта-индивид на питтагенной диете и капха-индивид — на капхагенной явно создают дисбаланс в своем организме и условия для ухудшения здоровья.

Неправильные сочетания продуктов, несвежая пища, пища с синтетическими добавками, неправильный режим питания, например привычка наедаться на ночь или есть в спешке, также способствуют нарушению равновесия и ведут к плохому пищеварению и слабому здоровью. Таким образом, неправильное питание — это одна из главных потенциальных причин плохого здоровья, и наоборот, соответствующее индивидуальной конституции питание служит одним из главных способов сохранять уравновешенность дош и взять под контроль свою жизнь.

ВРЕМЕНА ГОДА

В Аюрведе времена года классифицируются согласно преобладающей в них доше. В холодную, ветреную и сухую осеннюю погоду преобладает вата, затем ее сменяют темные, тяжелые, сырые и пасмурные капха-качества зимы. Ранней весной по-прежнему преобладает капха, но по мере приближения лета прибывающие тепло, свет и яркость проявляют качества питты, которые достигают максимума в середине лета.

Каждый из этих сезонов создает определенные проблемы для здоровья. Доша, преобладающая в данное время года, имеет тенденцию накапливаться в организме и возбуждаться, особенно у людей, в конституции которых она

преобладает. Поступая разумно, можно избежать ее накопления и возбуждения.Например, осень и начало зимы обычно увеличивают вату, поэтому людям с вата-конституцией в это время нужно есть теплую пищу, тепло одеваться, избегать холодных (охлаждающих) блюд и напитков и стараться не выходить из дома в плохую погоду.

В противном случае у них могут развиться болезни и недомогания вата-типа вроде запоров, бессонницы или ишиаса. Если питта-индивиды хотят избежать гневливости, сыпи, крапивницы или поноса, им нужно пребывать в прохладе летом, избегать острой пищи, перенапряжения и длительного пребывания на ярком солнце.

Жизнь — это единство тела, ума и сознания, поэтому и здоровье, и болезнь имеют как физические, так и психические корни. Болезнь может начинаться в умственной и эмоциональной сфере и затем воздействовать на тело — дисбаланс в уме создает дисбаланс в теле. В равной мере физические расстройства и дисбалансы могут порождать психические заболевания. Поэтому в Аюрведе тело и ум не рассматриваются по отдельности.

Каждое восприятие, мысль, чувство или эмоция — будь она положительной или отрицательной — это биохимическое событие, которое влияет на доши и оказывает воздействие на клетки, ткани и органы тела. Страх, гнев, скорбь, ненависть, зависть, чувство собственничества и другие отрицательные эмоции расстраивают равновесие дош. В то же время, когда доши выведены из равновесия, они дают начало этим же эмоциям или усугубляют их.

Предлагаем ознакомиться:  Православные молитвы от проклятий, порчи и сглаза — какие читать

С увеличением ваты связаны тревога, неуверенность, страх, нервозность, беспокойство, смятение, скорбь и печаль.

С увеличением питты связаны гнев, зависть, ненависть, честолюбие, соревновательный дух, склонность к осуждению, язвительность, перфекционизм и потребность контролировать ситуацию.

С увеличением капхи связаны алчность, привязанность, чувство собственничества, скука, лень и апатия.

Эмоции обладают сродством к определенным органам: скорбь и печаль — к легким, гнев — к печени, ненависть — к желчному пузырю. Почки могут стать средоточием страха, а сердце (как и легкие) — обителью скорби и печали. Нервозность связана с толстой кишкой, привязанность — с селезенкой, а желудок является местопребыванием волнения и соблазна.

Как мы уже говорили, эмоции имеют не только психический, но и соматический аспект. Эмоции — это реакции на

различные ситуации. Если мы не понимаем свои эмоции и ясно не осознаем их развитие от возникновения до угасания, они оказывают вредное воздействие на соответствующие органы, вызывая стресс и создавая «дефектное пространство» (кхаваигунья) — место возможного возникновения будущего заболевания.

СТРЕСС

Как в современной медицине, так и в Аюрведе стресс рассматривается как фактор, вызывающий заболевания.

Упорядоченный распорядок дня, хорошее питание, положительные эмоции и добрые взаимоотношения дают силу и здоровье.

Ночные бдения, употребление малопитательной или не подходящей по конституции пищи, частые путешествия, перегрузка ума или чрезмерная стимуляция чувств, подавление отрицательных эмоций, нездоровые напряженные отношения с другими людьми — все это вызывает стресс в уме и теле. Кроме того, содержащиеся в пище, воде и воздухе токсины, чрезмерный шум и множество других факторов окружающей среды также порождают стресс.

Стресс является главным болезнетворным фактором во многих заболеваниях, в частности аллергии, астме, герпесе, нарушениях сердечной деятельности.

Стресс возбуждает доши и в зависимости от конституции человека может создавать дисбаланс ваты, питты или капхи. У людей вата-типа могут развиваться состояния, связанные с ватой, например тревога или страх. У питта-индивидов реакция на стресс может проявляться в форме гнева, или же они могут страдать гипертонией, язвой желудка с повышенной кислотностью, язвенным колитом и другими заболеваниями питта-типа. Капха-индивиды при стрессе склонны без конца что-то есть.

ЧРЕЗМЕРНОЕ, НЕДОСТАТОЧНОЕ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Органы чувств снабжают нас жизненно важной информацией и дают огромное удовольствие. Чувства вкуса, обоняния, осязания, зрения и слуха питают нас повседневным опытом, и мы можем исцеляться с помощью сенсорной терапии — лечения запахом, цветом, мантрами и другими целительными звуками, массажем, а также вкусовым воздействием трав и пищи.

Но поскольку восприятия, мысли и чувства — это не только психические переживания, по и биохимические события, неправильное использование органов чувств может создавать дисбаланс в организме и вести к болезни.

Перегрузка органов чувств переутомляет нервную систему. Возьмем простой пример — длительное воздействие яркого света травмирует сетчатку и переутомляет зрительный нерв, ведет к возбуждению питты, и потому у человека рано или поздно ухудшается зрение или возникают симптомы воспаления нерва. Продолжительное воздействие громкой музыки или громких звуков травмирует и ослабляет барабанную перепонку и другие части органа слуха.

Небрежно относиться к органам чувств — значит неправильно их использовать, например читать текст с очень мелким шрифтом, долго смотреть в телескоп или микроскоп (это переутомляет глаза), читать лежа (это меняет угол зрения и перенапрягает глазные мышцы). Все это в конце концов приводит к расстройствам вата- или питта-типа.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ и Аюрведа

Физические упражнения — это еще один фактор, который способен оказывать глубокое влияние на здоровье как в лучшую, так и в худшую сторону. Регулярные упражнения улучшают кровообращение и повышают силу, выносливость и сопротивляемость организма. Они помогают расслабляться и хорошо спать, благотворно действуют на сердце и легкие, необходимы для хорошего пищеварения и удаления отходов, помогают телу избавляться от токсинов посредством потоотделения и глубокого дыхания.

С другой стороны, недостаток или переизбыток упражнений или выполнение упражнений, которые не годятся для вашей конституции, может привести к ослаблению здоровья.

Отсутствие упражнений рано или поздно приводит к потере силы и гибкости и сделает человека более восприимчивым ко многим заболеваниям, например диабету, гипертонии, остеопорозу и болезням сердца.

Умеренное пропотевание помогает удалять токсины, уменьшает количество жира и дает хорошее самочувствие. Однако перенапряжение может стать причиной обезвоживания, одышки, болей в груди или мышечных болей и в конечном счете приводит к артриту, радикулиту или нарушению сердечной деятельности.

Упражнения на растяжения и некоторые аэробные упражнения полезны при всех типах конституции, однако количество и интенсивность упражнений должны соответствовать конституции. Капха-индивидам можно тренироваться наиболее напряженно, люди с питта-конституцией способны справиться с умеренным количеством упражнений, а тем, кто относится к вата-типу, требуются щадящие нагрузки.

Хотя подвижных вата-индивидов и привлекают активные виды спорта, для них полезнее более спокойные упражнения, например упражнения на растяжение и ходьба. Им не следует упорствовать в беге трусцой, быстрой езде на велосипеде, аэробике и даже быстрой ходьбе, которые хороши для питта- и капха-типов. Капха-индивиды наименее склонны заниматься упражнениями, предпочитая ничего или почти ничего не делать, однако для них упражнения особенно важны, поскольку при их отсутствии они набирают вес, а в эмоциональном плане чувствуют тяжесть и отупение.

Здесь мы снова видим, что знание собственной конституции и некоторой важной информации дает нам возможность выбора — сохранить ли крепкое здоровье или стать жертвой нарушения равновесия и болезни.

ВОЗРАСТ

В Аюрведе время жизни человека подразделяется на три этапа. Для каждого из этапов характерны определенные заболевания. Детство — это период капхи. Тело ребенка растет, формируется его структура, потому в нем преобладает капха.

У детей мягкие и нежные тела (качества капхи), им нужно больше сна, чем взрослым, и они восприимчивы к заболеваниям капха-типа вроде простуды и застойных явлений.

В зрелости более отчетливо проявляются свойства питты. Взрослым, больше чем детям, присущи соревновательный дух, агрессивность и честолюбие, они напряженно работают, меньше нуждаются в сне и оказываются жертвами расстройств питта-типа, например гастрита, колита, язвы желудка.

Старость — период ваты. Старые люди спят еще меньше, и сон у них прерывистый. У них часто бывают запоры, поскрипывающие суставы, дегенеративные расстройства типа ревматоидного артрита, плохая память — все это характерные проявления избыточной ваты.

Таким образом, возраст является фактором, который следует принимать во внимание при выборе мер, предпринимаемых для сохранения дош в равновесии. Например, людям преклонного возраста следует воздерживаться от занятий энергичными упражнениями, свести к минимуму поездки и другие факторы, увеличивающие вату.

Зенслим Сила – поддержка мужского здоровья

Корректирует основные причины развития и осложнения сахарного диабета!

Диабет не приговор!

Подробно о Зенслим Диаб

Для восстановления потенции и достижения спортивного долголетия

Богатырское Здоровье и Сила!

Подробно о Зенслим Сила

Дла устранения причин болезни сердца и сосудов!

Долголетие и молодость

Подробно о Зенслим Кардио

Заключение

Выяснение причины заболевания —надёжная основа для принятия мер, способных произвести надлежащий лечебный эффект. Обычная консервативная терапия или хирургическое вмешательство, практикуемые традиционной медициной, оказывают такое воздействие на патологический очаг, но иногда оно становится недостаточным. Впоследствии возможны рецидивы болезни, поскольку часть причин не учитывается в достаточной степени.

Аюрведа, при всей сомнительности некоторых её подходов, проникает в этиологию многих недугов глубже, чем современная медицинская наука. Образно говоря, она смотрит в корень — в психологию человека, учитывает все её слабые и сильные стороны, особенности взаимодействия с социальной средой, индивидуальную ментальность.

Если существуют признаки стресса или слабых эмоциональных перегрузок, эта теория предполагает различные варианты их воздействий на организм, отбирает самые вероятные и только на них направляет лечебное воздействие. В итоге помощь Аюрведы становится скорой и успешной.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ БОЛЕЗНЬ по Аюрведе

Согласно Аюрведе, болезнь — это конечный результат длительного процесса, который можно обнаружить и скорректировать на любой стадии. Этот процесс тщательно изучен и его стадии детально описаны.

Процесс заболевания начинается с нарушения равновесия дош. Временные нарушения равновесия — обычное дело, и они вполне естественны. Проблемы возникают в том случае, если вовремя не исправить возбужденное состояние. При нормальном течении событий доши претерпевают трехстадийный цикл изменений: от накопления к возбуждению и затем к успокоению.

Если увеличенная доша не успокаивается естественным образом в результате смены времен года, то она претерпевает дальнейшие изменения и результатом этого может стать болезнь. Если человек с вата-конституцией поздней осенью испытывает некоторое увеличение ваты из-за сухой, холодной и ветреной погоды, но вскоре после этого равновесие приходит в норму, то заболевание не разовьется. Он может содействовать процессу восстановления равновесия, например, употребляя влажную, согревающую пищу и тепло одеваясь в ветреную погоду.

Если вата остается в возбужденном состоянии, она проникает в систему кровообращения и в глубокие соединительные ткани, где вызовет патологические изменения. Будет развиваться заболевание.

Болезнь подобна ребенку. Она по-своему рождается в теле, в соответствии с процессом, именуемым сампрапти (патогенез, букв, «рождение боли»). Рассмотрим вкратце, как это происходит.

1. НАКОПЛЕНИЕ

Из-за различных факторов, таких как диета, погода, время года, эмоции и т. д., доши начинают накапливаться в соответствующих им областях тела: вата — в толстой кишке, питта — в тонком кишечнике, капха — в желудке. Это самая ранняя стадия, на которой можно устранить любое зарождающееся нарушение здоровья. Уже на этой стадии опытный аюрведический врач способен почувствовать дисбаланс в вашем пульсе, и, быть может, вы и сами сумеете его обнаружить.

Накопление ваты может проявляться в виде запора, вздутия живота или газов в толстой кишке. Нарастание питты может ощущаться как жар в пупочной области, и его можно заметить по слегка желтоватому оттенку белков глаз или темно-желтому цвету мочи. Это сопровождается сильным голодом и тягой к сладкому. О накоплении капхи свидетельствует чувство тяжести, апатия и потеря аппетита.

На этой стадии человек еще вполне здоров, и при увеличении доши телесный разум создает отвращение к причинному фактору и стремление к противоположным качествам, которые могут восстановить равновесие. Например, если вы три дня подряд ели мороженое и в теле увеличилась капха, мысль о том, чтобы съесть еще мороженого, вряд ли будет вас привлекать — скорее, ваше тело будет стремиться к горячей и острой пище, которая будет противодействовать капхе и «сожжет» се. Следует прислушиваться к мудрости тела и не продолжать увеличивать дисбаланс.

2. ВОЗБУЖДЕНИЕ

Накапливающаяся доша продолжает нарастать в соответствующей области организма. Капха до краев наполняет желудок, питта — тонкий кишечник, вата — толстую кишку. Затем накопившаяся доша распространяется из места своего накопления. Капха пытается подняться в легкие, питта — в желудок и желчный пузырь, а вата — проникнуть в боковые отделы живота.

Эту стадию вы можете почувствовать. Например, если вы съели слишком много пищи капха-типа в субботу вечером, то в воскресенье утром можете почувствовать тяжесть в животе и подумать: «Возможно, мне стоит сегодня поголодать или поесть совсем немного». Но вас приглашают на воскресный обед, и вы снова наедаетесь до отвала.

На следующий день у вас может начаться кашель или появиться ощущение застоя в легких, поскольку капха начинает подниматься вверх. Избыток питты на второй стадии может вызвать изжогу, повышение кислотности в желудке и даже тошноту. Вышедшая за пределы толстой кишки вата может вызывать боль в боках или пояснице и одышку.

Согласно аюрведической медицине, заболевание можно лечить на любой стадии, но для каждой стадии необходимо свое лечение. На первых двух стадиях человек может самостоятельно повернуть процесс вспять, применяя принцип противоположных качеств и используя подходящие домашние средства. Но когда болезненный процесс выходит за пределы желудочно-кишечного тракта и вступает в третью стадию, его уже сложнее скорректировать и необходима квалифицированная медицинская помощь.

3. РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Доша начинает распространяться из места своего накопления, поступая в кровоток и общую систему циркуляции тела. Теперь процесс заболевания уже достиг такого этапа, когда одного лишь устранения причинного фактора будет недостаточно. Необходима очистительная программа — панчакарма или аналогичные очистительные мероприятия, для того чтобы вернуть доши в соответствующие им области желудочно-кишечного тракта и затем вывести их избыток из организма.

4. ОТЛОЖЕНИЕ

Возбужденная доша проникает в органы, ткани или системы, которые оказались ослабленными из-за прошлой травмы, генетической предрасположенности, эмоциональных стрессов, подавленных эмоций или других факторов. Например, курение сигарет создает слабость в легких, употребление чрезмерного количества сахара создает слабость в тканях поджелудочной железы и в клетках крови, и так далее. Эти слабые области можно сравнить с выбоинами на ровной дороге.

Поступающая в ослабленный орган (ткань, систему) избыточная доша вызывает замешательство клеточного разума в нем, что приводит к отклонению от нормы в его функционировании. Качества избыточной доши, соединяясь с качествами органа, создают измененное его состояние. Таким образом «семена» болезни дают первые всходы.

Вплоть до этого момента заболевание еще не проявилось внешне, но его может обнаружить опытный врач или распознать сам больной по нарушениям равновесия дош наподобие тех, о которых упоминалось выше. Внимательный человек способен чувствовать едва заметные изменения в соответствующих частях своего тела. Если это состояние не прервать на данном этапе, то оно разовьется в проявленное заболевание.

5. ПРОЯВЛЕНИЕ

На этой стадии симптомы действительной болезни выходят на поверхность, и человеку становится ясно, что он

заболел. «Семена» болезни прорастают и проявляются в пораженном месте, будь то легкие, почки, печень, суставы, сердце, мозг или какой-то другой орган.

6. ИЗМЕНЕНИЯ В КЛЕТКАХ, ВЕДУЩИЕ К СТРУКТУРНЫМ НАРУШЕНИЯМ

Теперь патологический процесс окончательно развился, и болезнь проявляется в полной мере. В пораженном месте возникают структурные изменения и становятся явными нарушения в других органах, тканях и системах, связанных с ним. На этой стадии болезнь полностью развилась, и потому лечить ее наиболее трудно.

Например, когда возбужденная питта проникает в стенку желудка на пятой стадии, это может проявляться в виде язвенной болезни, а на шестой — в виде прободения язвы и кровотечения, и возможно, даже в виде опухоли. Функция нарушается уже на пятой стадии, а на шестой болезнь поражает структуру ткани, равно как и окружающие ткани и системы.

Очевидно, что лечение, то есть восстановление равновесия и нормализацию функций, гораздо легче и эффективнее проводить на ранних стадиях. Именно поэтому в Аюрведе делается акцент на профилактике.

И здоровье, и болезнь — это динамические процессы. Разница между ними в том, что в первом случае функционирование дош протекает нормально, а во втором — ненормально. Мудрый человек понимает, что нормальное течение процесса можно восстановить, изменив характер питания и образ жизни и избегая факторов, вызывающих заболевание.

Ключом к проблеме является осознавание. Чем вы внимательнее, чем яснее осознаете то, как ваши ум, тело и эмоции реагируют на меняющиеся обстоятельства, чем лучше вы осознаете проявления своей конституции, свои ежесекундные решения и их последствия, тем меньше шансов, что вы заболеете.

Предлагаем ознакомиться:  К чему снится рыба - толкование сна онлайн

АГНИ, АМА И ПРОЦЕСС ЗАБОЛЕВАНИЯ

Биологический огонь тела, который управляет превращением материи в энергию, подразделяют на тринадцать основных типов. Центральный огонь, именуемый джатхарагни, управляет пищеварением и усвоением пищи. Другие виды агни осуществляют местные процессы переваривания и питания (в клетках, тканях и органах).

Когда агни устойчивый и здоровый, организм переваривает, всасывает и усваивает все, что съедается, и затем удаляет отходы. Но когда доши возбуждены из-за плохого питания, нездорового образа жизни или отрицательных эмоций, они воздействуют на агни, который становится неуравновешенным. Когда агни расстраивается или ослабевает, пища не переваривается должным образом.

Неусвоенные частички пищи накапливаются в желудочно-кишечном тракте и других областях тела и превращаются в ядовитую, липкую и отвратительно пахнущую субстанцию, называемую ама. Ама образуется также из не удаленных отходов клеточного метаболизма и в результате бактериальной инфекции. На третьей стадии (стадии распространения) процесса заболевания ама переносится из места своего образования в другие каналы тела, такие как кровеносные сосуды, капилляры и лимфатические протоки. Происходит засорение каналов и клеточных мембран.

Когда молекулы амы засоряют каналы, прерывается течение клеточного разума (праны) между клетками, и некоторые клетки оказываются изолированными. Изолированная клетка — это одинокая клетка, а одинокая клетка пребывает в смятении. В ней начинают происходить патологические изменения. Поэтому необходимо не давать аме накапливаться и удалять ее из организма с помощью панчакармы или других средств.

Аюрведа и ароматерапия

Эфирные масла — это ароматические (летучие) компоненты состава растений. В них биологически активные вещества содержатся в наиболее концентрированной форме. Некоторые специалисты в области ароматерапии утверждают, что эфирные масла заключают в себе жизненную силу растения. В химический состав эфирных масел входят спирты, альдегиды, кетоны, фенолы, терпены, сесквитерпены, простые и сложные эфиры.

В биохимии живого растения эфирные масла выступают в роли гормонов роста и репродуктивных гормонов, растительных феромонов, запах которых привлекает насекомых-опылителей, а также в роли защитных механизмов, оберегающих растение от хищников (травоядных животных, в том числе насекомых) и от бактериальных, вирусных и грибковых инфекций.

Эфирные масла можно извлечь из всех частей растения. Эфирные масла, получаемые из цветков, часто оказывают на человека снотворное, наркотическое или расслабляющее действие. В смолах, Древесине, коре и экссудатах содержатся согревающие эфирные масла, стимулирующие циркуляцию жидкостей в теле. Листья нередко обладают целебными и охлаждающими свойствами, которыми они обязаны высокому содержанию хлорофилла, по составу очень близкого к гемоглобину.

ВЛИЯНИЕ ЭФИРНЫХ МАСЕЛ НА ОРГАНИЗМ

Пути, по которым эфирные масла проникают в тело и включаются в метаболические процессы, называются «проводящими путями» На первом этапе эфирные масла всасываются в эпителиальную ткань — в клетки кожи и слизистых оболочек носа, бронхиол, легки: и желудочно-кишечного тракта.

Из этих поверхностных слоев эфирные масла уже с легкость проникают в лимфатическую и кровеносную системы, включаясь общую циркуляцию жидкостей в организме. Через лимфатические сосуды они попадают либо непосредственно в печень, либо в кровоток. Ткани и органы могут выбирать из масел, циркулирующих с кровью, те компоненты, которые они могут включить в метаболические процессы.

Кроме того, масла, вступая в контакт с различными тканями, оказывают на них стимулирующее, успокаивающее или общеукрепляющее действие. Не следует забывать, что ни одно вещество задерживается в теле надолго (только подумайте о том, какие гор еды и озера напитков мы поглощаем каждый месяц!). Эфирные масла обладают летучей природой, а потому уже через двое суток они полностью выводятся из организма.

На третьем этапе своего взаимодействия с организмом эфирные масла поступают в системы выделения. Некоторые компоненты масел осаждаются на слизистой оболочке легких и выводятся с дыханием в форме испарений. Эвкалиптол (спирт, содержащийся в эвкалиптовом масле) попадает в легкие с кровотоком и при выведении оказывает успокаивающее действие на слизистые дыхательных путей.

Другие вещества — например, терпены из можжевелового масла, — проходят через почки и в процессе выведения оказывают стимулирующее действие на почечную ткань, мочеточник, мочевой пузырь и уретру. Некоторые компоненты эфирных масел всасываются печенью, затем ненадолго задерживаются в желчном пузыре и выбрасываются в желудочно-кишечный тракт, мощно воздействуя на все эти органы и системы. Розовое масло, проходя через печень, стимулирует выработку желчи. Некоторые компоненты перемещаются в кожу и, выделяясь

через сальные железы, становятся частью защитного кислотного покрова. Вещества, содержащиеся в эфирном

масле тысячелистника, при выведении через кожу усиливают потоотделение. Мыло вредно для кожи, так как в его состав входят щелочи, разрушающие кислотный покров. Сведущие люди пользуются моющими средствами с нейтральным кислотно-щелочным балансом, которые не сушат кожу и не подвергают ее опасности заражения. Эфирные масла, выводящиеся этим путем, укрепляют защитный покров кожи.

Но самый важный из проводящих путей, посредством которые эфирные масла взаимодействуют с организмом, связан с чувством обоняния. Когда мы нюхаем эфирное масло, его испарения стимулируют чувствительные волокна обонятельного нерва. Обонятельный нерв — это единственный черепно-мозговой (т.е. связанный с головным мозгом) нерв в организме, вступающий в непосредственный контакт с окружающей средой.

Во всех прочих сенсорных системах — осязательной, слуховой, зрительной и вкусовой — информация о; внешнем мире последовательно проходит через несколько нервов и синаптических соединений, прежде чем достигает мозга. Обонятельный нерв стимулирует самую древнюю структуру головного мозга — лимбическую систему, регулирующую эмоциональные состояния, желания, физические потребности и память.

Именно благодаря прямой связи между обонятельным нервом и лимбической системой эфирные масла способны столь быстро и мощно воздействовать на самые глубинные слои нашего существа. Исследования показывают, что такую стимуляцию обеспечивают уже очень малые, почти гомеопатические дозы эфирных масел. Увеличение доз не ведет к ощутимому усилению реакции.

ЭФИРНЫЕ МАСЛА ПРИ ДИСБАЛАНСЕ ВАТЫ

Поскольку вата является легкой, сухой, подвижной и холодной, для ее нормализации следует применять влажные, тяжелые, успокаивающие и согревающие масла. Вату успокаивают сладкий, кислый и соленый вкусы. Выделяется два типа расстройств, связанных с дисбалансом ваты. Первый — это блокировка ваты, которая происходит при закупорке каналов токсичными отходами (амой) в результате несварения, неправильного питания или нарушений в системах выделения на фоне общего дисбаланса дош.

Подобно избытку капхи, блокировка ваты лечится быстро: достаточно устранить «пробки», закупорившие каналы. Расстройства второго типа — это так называемая «ватогенная» (т.е. вызванная ватой) недостаточность, которая возникает, когда избыток ваты в организме влечет за собой обезвоживание, истощение и потерю веса. Ватогенная недостаточность подобна процессам одряхления.

БЛОКИРОВКА ВАТЫ

При блокировке ваты следует применять острые эфирные масла, чьи качества — теплота, легкость и подвижность — помогают устранить закупорку каналов.

СОГРЕВАЮЩИЕ МАСЛА, УЛУЧШАЮЩИЕ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ

  • аджван
  • аир
  • кориандр
  • корица
  • кумин
  • куркума
  • ладан мирра
  • моркови семя
  • перец красный
  • перец черный
  • сандал
  • сассафрас
  • укроп
  • чеснок
  • шалфей мускатный
  • шафран

СОГРЕВАЮЩИЕ ВЕТРОГОННЫЕ МАСЛА

  • аджван
  • аир
  • апельсина кожура
  • базилик
  • валериана
  • гвоздика
  • душица
  • дягиль
  • имбирь
  • иссоп
  • кардамон
  • кориандр
  • корица
  • кумин
  • куркума
  • лаванда
  • лавр
  • лайм
  • лимон
  • мелисса
  • можжевельника ягоды
  • мускатный орех
  • мята болотная
  • перец гвоздичный
  • перец кубеба
  • петрушка
  • пупавка
  • ромашка
  • сосна
  • тимьян
  • тмин
  • укроп
  • фенхель
  • ферула
  • чабер
  • чеснок
  • шафран
  • эстрагон

СОГРЕВАЮЩИЕ ПОТОГОННЫЕ МАСЛА

  • базилик
  • гвоздика
  • душица
  • дягиль
  • имбирь
  • иссоп
  • камфора
  • кардамон
  • кориандр
  • корица
  • лимонная трава
  • майоран
  • мелисса
  • можжевельника ягоды
  • мята болотная
  • пупавка
  • ромашка
  • сассафрас
  • сосна
  • тимьян
  • фенхель
  • шалфей
  • эвкалипт

СОГРЕВАЮЩИЕ МАСЛА, УКРЕПЛЯЮЩИЕ НЕРВЫ

  • аджван
  • аир
  • базилик
  • валериана
  • ваниль
  • камфора
  • лаванда
  • майоран
  • мелисса
  • мирра
  • мускатный орех
  • мята болотная
  • пупавка
  • ромашка
  • сандал
  • фенхель
  • чеснок
  • шалфей
  • эвкалипт

Все эти согревающие масла — улучшающие обмен веществ, ветрогонные, потогонные и укрепляющие нервы — можно применять лишь в коротком курсе для удаления амы. Слишком длительное их использование ведет к усилению ваты, которое влечет за собой обезвоживание и потерю веса.

ВАТОГЕННАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

При ватогенной недостаточности необходимы питательные травы, способствующие строительству тканей, — такие, как средства, регулирующие месячный цикл, и питательные афродизиаки. Эти растения устраняют спазмы при менструациях, стимулируют кроветворение, увлажняют и питают половые органы и укрепляют органы, ослабленные болезнью, а также смягчают последствия неправильного питания и симптомы старения.

Питательные тоники способствуют строительству тканей, повышают вес тела и выработку жизненно важных жидкостей, устраняют ригидность и успокаивают нервы. Для повышения усвояемости их нередко назначают в сочетании со стимуляторами и ветрогонными травами.

СЛАБИТЕЛЬНЫЕ

БОЛЕУТОЛЯЮЩИЕ

  • алоэ
  • джатамамси (аралия индийская)

ТОНИКИ

  • аир
  • алоэ
  • арника
  • брами
  • ветивер
  • джатамамси
  • дягиль роза
  • жасмин
  • кедр гималайский
  • ладан
  • мирра
  • роза
  • трифолия
  • хмель
  • чеснок*
  • шафран

МАСЛА ПРИ РАССТРОЙСТВАХ ВАТЫ ОБОИХ ТИПОВ

Наконец, существует группа эфирных масел, подходящая при расстройствах ваты обоих типов. Это — масла-стимуляторы, разжигающие пищеварительный огонь, устраняющие токсины, усиливающие внутренний жар и

улучшающие кровообращение. Но при острых заболеваниях ваты, таких как обезвоживание организма или воспаление слизистых оболочек, стимуляторы противопоказаны.

  • аджван
  • аир
  • апельсин
  • арника
  • бергамот
  • гвоздика
  • душица
  • имбирь
  • камфора
  • корица
  • кумин
  • лавр
  • лук репчатый*
  • майоран
  • перец гвоздичный
  • перец красный
  • перец кубеба
  • перец черный
  • сассафрас
  • сельдерея семя
  • тмин
  • чабер
  • чеснок*
  • эвкалипт

* Обратите внимание на то, что в этом списке, а также в перечне тоников упомянуты эфирные масла чеснока и репчатого лука. Однако покупать и использовать их мы не рекомендуем, поскольку содержание эфирных масел в свежем чесноке и луке и так очень высоко. Кроме того, в концентрированной форме эти масла имеют чрезвычайно сильный запах, и если вы прольете их, то можете испортить мебель в доме или автомобиль. Лучше есть лук и чеснок в свежем виде.

Аюрведа и литотерапия

Кроме употребления лекарственных растений Аюрведа использует целебные свойства металлов, драгоценностей и камней. Аюрведические учения говорят, что все существующее в природе наделено энергией Вселенского Сознания.

Все формы материи – просто внешнее проявление этой энергии. Прана, жизненная сила, проистекает из Вселенской энергии, которая является сущностью всей материи. Таким образом, металлы, камни и драгоценности являются внешним проявлением определенных форм энергии. Эти материалы являются резервуарами пранической энергии, и эту энергию можно извлекать для лечебных целей. Древние риши Индии обнаружили эти действия энергии путем медитации.

Неблагоприятные влияния на нормальное функционирование тела, ума и сознания могут быть нейтрализованы употреблением драгоценностей и металлов. При прикладывании к коже они излучают электромагнитные волны, действующие на клетки тела и на глубокие ткани. Например, при ношении ручного браслета из серебра и свинца можно избежать грозящих нарушений печени.

Физическое здоровье тела, его духовный и ментальный уровень зависят от космического влияния. Как дом предохраняют от удара молнии медным прутом, так же и тело можно защитить от электрической и магнитной радиации атмосферы посредством употребления драгоценностей и металлов. Чистые металлы излучают астральный свет, оказывающий мощное противодействие негативному влиянию планет.

Все металлы содержат огромную целительную энергию. Тяжелые металлы, такие как ртуть, золото, серебро, медь, железо, свинец и олово употребимы для лечения. Однако даже чистые металлы могут содержать некоторые загрязнения, токсичные для жизненно важных органов, таких как печень, селезенка и сердце. Поэтому аюрведическое учение предписывает особые методы очищения металлов.

Металл подогревается и обрабатывается маслом, коровьей мочой, молоком, гхи, свежим маслом из молока или кислой кашицей из зерна. Эти древние методы осуществляют более тонкое очищение, чем простое химическое очищение, что позволяет тканям человека испытать влияние чистых металлов, без каких-либо токсических эффектов. Далее описываются благотворные влияния некоторых металлов.

МЕДЬ. Облегчает излишек капха и жира. Хорошее тонизирующее средство для печени, селезенки и лимфатической системы. Особенно полезна для людей, склонных набирать вес, задерживать воду или имеющих лимфатические наросты. Медь также помогает в лечении анемии. Для лечения ожирения и печени, а также болезней селезенки выпивают две чайной ложки медной воды три раза в день в течение месяца.

ЗОЛОТО. Золото эффективно при тонизировании нервов. Оно улучшает память и интеллект, укрепляет сердечную мышцу и повышает выносливость. Золото хорошо помогает при истерии, эпилепсии, сердечных приступах, слабости в легких и печени. Очищенное золото превращается в золу, сгорая в огне. Энергию золота можно выявить, употребляя золотую лечебную воду.

Для приготовления такой воды помещают золотое украшение (без каких-либо камней) в объем двух стаканов воды и кипятят, пока половина объема не выкипит. Энергия электронов золота войдет в воду во время этого процесса. Одну чайную ложку такой воды можно принимать три раза в день. Золотая вода даст энергию сердцу, заставляя слабый пульс стать устойчивым, здоровым. Золото также улучшает память, интеллект и понимание, стимулирует пробуждение сознания.

Золото обладает согревающим свойством и поэтому при питта конституции должно применяться с

осторожностью. Некоторые люди не переносят золота, и у них при прикладывании золота может появиться сыпь.

ЖЕЛЕЗО. Благотворно для костного мозга, костной ткани, красных кровяных телец, печени и селезенки. Оно увеличивает образование красных кровяных телец и поэтому его пепел употребляется при лечении анемии. Оно эффективно при увеличении печени или селезенки. Железо укрепляет мышцы и нервные ткани, обладает восстановительными свойствами.

СВИНЕЦ. Очень эффективное средство от кожных болезней. Употребляется также для лечения лейкореи, вагинальных расстройств, опухолей, гонореи и сифилиса.

РТУТЬ. Очень тяжелый и сильнодействующий металл. Она помогает стимуляции ферментной системы, изменению и восстановлению тканей. Ртуть считается семенем бога Шивы в индийской мифологии. Стимулирует интеллект и пробуждает сознание. Она никогда не должна применяться одна, но всегда вместе с серой. Энергия некоторых трав возрастает в тысячи раз при употреблении их вместе с ртутью и серой. Эти два вещества переносят действие трав на тонкие каналы и ткани организма.

СЕРЕБРО. Другой очень важный лечебный металл. Имеет охлаждающий эффект и благотворно при лечении излишеств в питта. Помогает силе и выдержке. Употребляется для лечения вата болезней. Однако для людей капха конституции оно должно применяться с осторожностью. Серебро помогает при истощении, хронической лихорадке, слабости после лихорадки, при изжоге, воспалении кишечника, повышенной активности желчного пузыря и при обильном менструальном кровотечении.

ОЛОВО. Омолаживающий элемент. Очищенный пепел олова употребляется в лечении диабета, гонореи, сифилиса, астмы, респираторных инфекций, анемии, кожных болезней, болезней легких, при лимфатических закупорках.

Металлы имеют скрытый токсичный эффект, когда употребляются в избытке. Они должны применяться только под наблюдением квалифицированного аюрведического врача.

Так же, как и металлы, драгоценности, камни и цвета содержат энергетические вибрации лечебного свойства. Лечебная энергия драгоценностей и камней может активизироваться, если носить их в виде украшений – браслетов и колец, либо помещая драгоценные камни на ночь в воду и выпивая эту воду на другой день.

Далее следует перечень драгоценностей, благоприятных для людей, согласно их времени рождения, идут описания свойств и употребления для лечения многих известных драгоценностей и камней.

Январь

– гранат

Июль

– рубин

Февраль

– аметист

Август

– сапфир

Март

– гелиотроп

Сентябрь

– лунный камень

Апрель

– алмаз

Октябрь

– опал

Май

– агат

Ноябрь

– топаз

Июнь

– жемчуг

Декабрь

– рубин

Предлагаем ознакомиться:  К чему снятся кошки толкование видения в известных сонниках

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ

Для здоровья – аметист, гелиотроп, жемчуг.

Чтобы ощутить тонкое воздействие энергии – алмаз, ляпис лазурь, рубин.

Для привлекательных качеств – гелиотроп, жемчуг.

Для развития психических способностей – ляпис линквис.

Для восприимчивости – агат, берилл.

Для создания общей защиты – берилл, ляпис линквис.

Для защиты от простуды – углеродистая сталь.

Для защиты от гнева – жемчуг, опал.

АГАТ. Дымчатого цвета. Агат защищает детей от страха и помогает детям раньше начать ходить, поддерживает их равновесие. Этот драгоценный камень стимулирует духовное пробуждение. Помогает облегчить капха нарушения. Агат содержит элементы эфира, огня и воздуха. Его нужно носить в виде шейного браслета в золотом ожерелье.

АМЕТИСТ. Голубой или фиолетовый. Содержит элементы эфира и воды. Дает личное благородство, любовь, сострадание и надежду. Помогает контролировать эмоциональный темперамент. Хорош для лечения дисбаланса вата я питта. Аметист нужно носить на шее в золотом ожерелье.

БЕРИЛЛ. Желтый, зеленый или голубой. Содержит элементы огня и эфира. Стимулирует избыток питта, облегчает избыток вата и капха. Способствует интеллекту, могуществу, престижу и положению в обществе. Повышает ценность искусства и музыки. Его нужно носить на шее в серебряной оправе или в серебряном кольце, надетом на указательный палец левой руки.

ГЕЛИОТРОП. Этот кварцевый камень содержит немного капель красного цвета. Помогает остановить кровоизлияние, является лучшим кровоочистительным средством. Помогает духовному воспитанию детей. Хорошее средство от болезней печени, селезенки и при анемии. Содержит в себе огонь и воду. Его нужно носить на шее в золотом ожерелье вблизи сердца.

АЛМАЗ.Белый, голубой или красный. Энергия этого очень изысканного драгоценного камня несет тонкие вибрации к сердцу, мозгу и тонким тканям. Красный алмаз имеет огненную энергию, которая стимулирует питта. Голубой алмаз имеет охлаждающее свойство, энергия которого успокаивает питта и стимулирует капха.

Бесцветный алмаз стимулирует питта и стимулирует капха. В Аюрведе алмаз употребляется как сердечное тонизирующее средство. Для этого алмаз нужно поместить на ночь в стакан воды и выпить эту воду на следующий день. Алмаз является изысканным омолаживающим камнем. Он приносит процветание и духовное возвышение. Он помогает создать близкие родственные узы, таким образом, традиционно связан с женитьбой. Он содержит эфир, воздух, огонь,

землю и воду. Алмаз нужно носить на правом безымянном пальце в золотом кольце. Нужно заметить, что алмаз низкого качества может оказать отрицательный эффект на тело.

ГРАНАТ. Силикатный материал с различными цветами: красным, коричневым, черным, зеленым, желтым и белым. Красный, желтый и коричневый цвета граната имеют целебный эффект и благотворны для вата и капха нарушений. Белый и зеленый цвета употребляются для питта, так как они охлаждающего свойства. Красный гранат содержит огонь и землю, зеленый – огонь и воздух, белый – воду. Гранат можно носить на шее в золотой оправе – для вата и капха, для питта предпочтительнее серебряная оправа.

ЛАЗУРИТ (ЛЯПИС ЛАЗУРИТ). Голубой, фиолетовый или зеленый. Этот камень укрепляет глаза, употребляется для лечения различных глазных болезней. Лазурит – небесный, сакральный камень. Дает крепость телу, уму и сознанию, передает владельцу чувствительность к высоким духовным вибрациям. Содержит огонь, эфир и воду. Хорош для вата и капха. Его нужно носить на шее в золотом ожерелье.

ЛЯПИС ЛИНКВИС. Голубой. Имеет те же свойства, что и лазурит. Помогает при медитации, приносит удачу.

ЛУННЫЙ КАМЕНЬ.Серый и белый. Этот камень поглощает лунную энергию, что можно заключить из его внешнего родства с луной. Успокаивает ум, его охлаждающая энергия облегчает питта. Содержит в себе воду, воздух и эфир. Лунный камень тесно связан с человеческими эмоциями и влияет на телесную воду. Если человек страдает от эмоциональных стрессов и испытывает беспокойства при новолунии или полнолунии, он должен носить лунный камень, помещенный в серебряную оправу в виде кольца на правом безымянном пальце. Лунный камень облегчит нарушения вата и питта. Однако он будет обострять капха.

ОПАЛ.Красный, желтовато-красный или оранжево-желтый. Опал способствует росту детей. Способствует чувству благосклонности и дружественности. Это камень Бога, любви, веры, сострадания, творчества и понимания в сфере родственных взаимоотношений.

Он содержит воду, огонь и эфир. Этот камень хорош для вата и капха конституций. Его нужно носить на правом указательном пальце в золотой оправе или как шейный браслет, в золотом ожерелье.

ЖЕМЧУГ. Эта драгоценность – органический продукт матери жемчуга – устрицы. Жемчуг содержит воду, воздух и землю. Содержит еще карбонат кальция, что создает охлаждающий эффект и успокаивающие, целебные вибрации. Жемчуг обладает антипитта свойствами и очищает кровь. Как очищение пеплом он употребляется для желудка и при воспалении кишечника, как внутреннее. Может применяться при лечении гепатита и при желчных камнях. Тот, кто подвержен рвоте желчью, может с успехом лечиться пеплом жемчуга.

Жемчуг – кровоостанавливающее средство. Поэтому он употребляется при кровотечении десен, рвоте кровью, крови в мокроте и при кровяном геморрое. Жемчуг имеет укрепляющие качества и способствует силе и жизненности. Электрическая энергия жемчуга может использоваться в виде жемчужной воды. Четыре-пять маленьких жемчужин надо поместить в стакан с водой и оставить стоять на ночь.

КРАСНЫЙ КОРАЛЛ. Этот драгоценный камень, пришедший с моря, поглощает энергию планеты Марс. Красный коралл содержит карбонат кальция. Его действие успокаивает питта. Он очищает кровь и помогает контролировать ненависть, гнев и зависть, если носить его на указательном или безымянном пальце правой руки.

Он содержит воду, землю и огонь.

РУБИН. Красный. Этот камень помогает концентрации и дает умственную силу, укрепляет сердце. Рубин содержит огонь, воздух и эфир. Люди питта чувствительны к этому камню, однако он хорош для избыточных вата и капха. Его нужно носить на левом безымянном пальце, в золотом или серебряном кольце.

САПФИР. Фиолетового или пурпурного цвета. Имеет нейтрализующий эффект на вата. Употребляется для противодействия негативному влиянию планеты Сатурн и помогает при ревматизме, ишиасе, неврологической боли, эпилепсии, истерии и при всех вата нарушениях. Содержит воздух и эфир. Сапфир нужно носить на шее, в золотой оправе.

ТОПАЗ. Желто-соломенного, винно-желтого, зеленоватого или красновато-голубого цвета. Этот драгоценный камень способствует страсти и уменьшает страх. Топаз дает силу интеллекту. Содержит в себе огонь, эфир и воздух. Топаз нужно носить на указательном пальце правой руки в золотом кольце или в виде шейного браслета в золотом ожерелье.

Зеналк – эффективное средство от похмелья

Мечтаете помолодеть, поправить здоровье и приобрести стройную фигуру?

Пора худеть красиво!

ЗенСлим – Мудрость Аюрведы!

Подробно о Зенслим→

Препятствует похмелья

Снижает тягу к алкоголя

Омолаживает печень

Усиливает половое влечение

Восстанавливает ЖКТ

Снижает вред алкоголя

Подробно

Знаменитый гуру Атрейя так наставлял своих учеников: «Для всех живых существ правильное питание — одна из основных причин роста и здоровья, а неподходящая пища — причина возникновения болезни». Агнивеша, внимательный ученик, спросил: «Как же отличить подходящую пищу от неподходящей?На практике мы видим, что в зависимости от количества, времени приема, способа изготовления, конституции, возраста и заболевания так называемая здоровая пища может влиять на человека негативно, а так называемая нездоровая пища порой производит позитивное действие».

Слово “вегетарианец”, введенное в обиход в 1842 году основателями Британского вегетарианского общества, происходит от латинского vegetus – “крепкий”, “здоровый”, “свежий”, “бодрый”. При этом “вегетарианский” с самого начала означало “гармоничный”, с философской и нравственной точки зрения, образ жизни, а не просто фруктово-овощную диету.

Аюрведическая кухня является частью ведической кухни – важной части древнеиндийской философской системы, ставящей целью достижение гармонии между человеком и окружающим миром. Веды – священное писание Индии (на санскрите veda – “абсолютное знание”). В основе древнеиндийской религии лежит постулат о перевоплощении всех живых существ.

Возрождение души в той или иной новой телесной оболочке происходит как воздаяние (карма) за добродетельность или греховность предшествующей жизни. В первом случае душа возрождается в теле человека более высокого общественного положения или даже в ипостаси небожителя, во втором – может воплотиться в животном или растении.

Собственно, ведическая кухня вегетарианская, т.к. по глубоким традициям именно её рецепты использовались брахманами (священниками) для освящения на алтаре. И так она предназначалась для предложения, то соблюдаемые стандарты приготовления самые высокие. Именно поэтому процесс ее приготовления требует глубочайшего духовного сосредоточения и чистоты сердца и помыслов.

Ведическая кухня стояла у истоков традиционного индийского вегетарианства и, подобно многим религиозным постулатам, оказалась устойчива к соблазнам, принесенным в Индию иноземными завоевателями. С XV века, когда пришли первые колонизаторы – португальцы, чужестранцы приучали Индию к употреблению мяса в пищу.

И все же до сих пор многие индийцы по-прежнему остаются убежденными вегетарианцами, а ведическая кухня за века достигла немалых высот в составлении рецептов. В настоящее время в европейском мире ведическую кухню часто называют “кришнаитской”, в связи с особой популярностью именно этого индуистского божества.

Кулинарные догмы ведической кухни

Основные принципы ведической кухни (кроме уже упомянутого ее религиозного содержания) совпадают с идеями вегетарианства и, разумеется, с традициями индийской кулинарии. По ведическим представлениям истинным вегетарианцем является тот, кто не ест ни мяса, ни рыбы, ни яиц. Если человек отказывается от мяса, но ест рыбу и яйца, он все равно употребляет в пищу плоть, даже если она скрыта, как в яйцах, под известковой скорлупой, а по ведическим представлениям любая плоть в пищу непригодна.

Как и большинство индийских блюд, ведическую пищу отличают экзотический вкус и сложное (но гармоничное!) сочетание специй. О том, как правильно применять и в какой пропорции смешивать самые различные приправы, любой повар ведической системы может прочесть целую лекцию – ведь здесь важен не только приятный вкус пищи, но и то воздействие, которое она оказывает на организм.

Еще одно свойство ведической кухни – положение о сочетаемости продуктов. Конечно, здравый смысл и вкусовые сочетания подсказывают, что рис хорошо совместить с овощами, а вот фрукты и молоко смешивать не стоит. Но в ведической системе идея сбалансированного питания – одна из главных. Примером хорошо сбалансированной еды может служить типичный ведический завтрак из риса, супа из дробленой чечевицы, овощей и чапати (специальных хлебцев).

Плюсы и минусы вегетарианской системы питания

Сторонники вегетарианской системы всегда говорили, что для получения суточной нормы белка совершенно не обязательно включать в свой рацион мясо: молочные продукты и орехи содержат не меньше белка, чем сосиски, куриные окорочка или говяжья вырезка.

Противники же употребления только растительной пищи утверждали: полноценные белки, в состав которых входят восемь не образующихся в организме аминокислот, есть только в мясе, рыбе, яйцах и молочных продуктах. Именно поэтому, заявляли диетологи, растительные белки неполноценны. Однако современные исследования показали, что белок, получаемый из большинства овощей, фруктов, орехов и зерновых, вполне заменяет мясной и гораздо легче переваривается, не оставляя в организме токсинов.

Таким образом, у ведической кухни, как относящейся к вегетарианской системе, есть немалое преимущество. Даже если не использовать специальные, очищающие организм ведические диеты, такая пища является “легкой”, насыщающей организм, но при этом не отягощающей его.

Минусом же является экзотика этой кулинарной традиции: пришедшая из Индии, она требует к себе повышенного внимания. Не для каждого блюда ингредиенты можно купить на обычном рынке или в продуктовом магазине, не все необходимые специи найдутся в супермаркете, не на каждый рецепт хватит терпения. Для хозяйки гораздо проще и привычнее готовить знакомые блюда, не требующие неотрывного внимания и сосредоточенности.

Питта, ватта или капха?

Ведическая кухня, будучи искусством приготовления именно полезной пищи, входит в состав Аюрведы – комплекса оздоровительных практик. Согласно Аюрведе, все люди делятся на три группы (или “доши”) в зависимости от особенностей телосложения и темперамента. Для каждой из этих категорий существует своего рода диета: список полезных и вредных для организма продуктов.

В основе деления человечества на типы лежит следующая идея: основы телосложения человека закладываются еще до рождения. Конечно, сейчас на этой классификации лежит налет мифологичности, но все же некие тенденции можно принять во внимание.

Люди конституции “питта” стройны, изящны, отличаются средним ростом и не слишком обильной мускулатурой. У них активный обмен веществ и хороший аппетит, красноватый, медный или желтый цвет лица, тонкие шелковистые волосы рыжих оттенков, мягкие ногти. Они не любят яркого солнечного света и жары. Ведическая система советует им обратить внимание на зерновые и бобовые культуры (особенно пшеницу и бобы мунг), а также молочные продукты.

Людям “питта” будут полезны цветная капуста, сельдерей, ростки люцерны и подсолнечника. Из фруктов – яблоки, гранаты, сладкий виноград. Из специй по-настоящему полезен только кориандр, а вот от острых пряностей стоит воздерживаться. Вредной пищей считается арахис (в том числе арахисовое масло) и сырой лук.

Люди конституции “ватта” физически не слишком развиты. У них отчетливо проступают вены и сухожилия. Рост либо очень высокий, либо очень низкий, тонкое телосложение, негустые волосы и холодный взгляд. Они активны, ходят и говорят быстро, но легко устают. Им полезны свежие овощи и фрукты, а также молочные продукты и орехи.

Люди конституции “капха” хорошо сложены, но нередко имеют склонность набирать лишний вес. У них широкая грудь, плотная кожа, густые мягкие волосы. Они отличаются неторопливостью движений, хорошим самообладанием и миролюбием. С точки зрения питания им в большей мере, чем что-либо иное, полезны специи – главным образом острые.

Желающие могут, выделив наиболее яркие свои черты и соотнеся их с приводимыми в Аюрведе характеристиками, самостоятельно определиться с принадлежностью к одному из трех типов телосложения. На основе этой же классификации специалисты по Аюрведе без труда разработают для каждого индивидуальную систему питания.

Питаясь – излечись

На основе вегетарианской (а значит, и ведической) системы питания строятся методики как профилактики заболеваний (очищение организма от шлаков, снижение уровня холестерина в крови), так и лечения серьезных недугов, не всегда преодолимых традиционными медикаментозными средствами.

Например, ишемическая болезнь сердца, которую Всемирная организация здравоохранения назвала эпидемией XX века, не всегда излечима при помощи мощных лекарственных препаратов и даже операций. При этом диагностика этого заболевания затруднена из-за отсутствия явных симптомов.

Альтернативный способ излечения был предложен Научно-практическим медицинским центром Российского вегетарианского общества. В рамках проекта был разработан противоатеросклеротический вегетарианский рацион, предназначенный для профилактики и лечения ишемической болезни сердца и ее осложнений. Эта методика, эффективность которой уже доказана практикой, позволяет в ряде случаев предотвращать хирургическое вмешательство, в частности операцию аортокоронарного шунтирования.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector