31.07.2019      8      0
 

Белка – состояние сознания воина в Бузе


Ушу, мифы и реальность

Восточные боевые, или воинские искусства имеют давнюю историю и традиции. Зародившись на заре цивилизации и эволюционируя вместе с развитием человека и общества, они не только служили целям самообороны и победы над врагом, но и составляли неотъемлемую часть культуры, впитывая в себя и приумножая важнейшие достижения в самых различных областях знаний, и прежде всего знаний о самом человеке, его внутреннем и духовном мире.

Возникновение китайских боевых искусств относится, вероятно, к временам, не отраженным ни в одном историческом документе. Боевые техники открывались или разрабатывались в длительный период непрерывных столкновений между людьми и животными либо между различными племенами людей. Опыт подобных схваток накапливался, а техники, созданные на его основе, передавались из поколения в поколение.

https://www.youtube.com/watch?v=KkbgTntjnPw

Школы боевых искусств как форма передачи традиции стали появляться в Китае, Корее, Японии не так давно, лишь в XVI-XVII веках, но и тогда техника боя, тактические изыски, методы тренинга не считались особо важной темой: “Сначала настоящий человек, затем истинное знание”. Любое движение, серия приемов или формальный комплекс были, в первую очередь, инструментами для воспитания человека.

Сначала в Китае, а затем в Японии и других странах Дальнего Востока ввиду присущих им особенностей исторического и культурного развития сложилась практика передачи “воинской традиции” для различных направлений и школ боевых искусств. От отца к сыну, от мастера к преемнику в монастырских, клановых и семейных школах передавались, накапливались и оттачивались секретные приемы и методы ведения поединка…

Значительное влияние оказал даосизм на развитие боевых искусств Китая. Следуя законам Дао и живя в гармонии с природой, даосские отшельники наблюдали за жизнью растительного и животного мира. Они заимствовали у природы рецепты здоровья и долголетия, а подражание оптимальным движениям зверей и птиц в борьбе за выживание легло в основу многих так называемых “звериных” стилей ушу.

Шаолиньский монастырь в провинции Хэнань был возведен в 495 г. во времена правления императора Сяовэнь-ди, прославившегося своей деятельностью по строительству буддийских монастырей. Считается, что инициатором его возведения был индийский монах Бато, который и начал преподавание ушу в монастыре.

При династии Северная Чжоу в 572-575 гг. монастырь был закрыт, но уже в 579-580 гг. снова восстановлен под названием Чжихусы. В 581 г. монастырь получил прежнее название: Шаолинь-сы, что означает “монастырь, стоящий на редколесье”. Иногда название переводят как “молодой лес”, вкладывая в это традиционное представление о жизненности и непобедимости всего гибкого, нового, растущего.

Монастырь в прошлом – признанный центр боевых искусств – ушу, а также родина чань (яп. дзэн) – буддизма.

Смысл учения Бодхидхармы заключался в необходимости обретения “внутреннего просветления”, а не в следовании внешним формам и ритуалам. После этого Бодхидхарма удалился в пещеру, где просидел, по преданию, девять лет, уставившись в стену. Такая практика концентрированной внутренней работы и освобождения от всех понятийных представлений и конвенциальных установок явилась основой созданной им системы чань (яп.

дзэн) – буддизма (“чань” – медитация, размышление). Однако в процессе развития и становления чань-буддизма медитация становится не единственным средством чаньского психфизического трениига, а дополняется также многими другими методами воздействия на психическое и соматическое состояние человека (физический труд, дыхательные и гимнастические упражнения, занятия боевыми искусствами, диета, приемы массажа и самомассажа, сигнальной рефлексотерапии, парадоксальные диалоги и загадки).

Трудности возрождения ушу на современном этапе

Рост популярности ушу во всем мире, высокий рейтинг чемпионатов по направлениям ушу-таолу и ушу-саньда, наконец, принятое МОК решение о включении ушу в программу показательных выступлений предстоящих Олимпийских игр требуют обратить самое пристальное внимание на развитие в России этого замечательного наследия китайской культуры, содержащего в себе помимо чисто боевого направления также и неисчерпаемый потенциал методов оздоровления и регенерации, созданных в течение тысячелетий и базирующихся на достижениях китайской народной медицины.

Белка - состояние сознания воина в Бузе

Трудности современного социально-экономического переходного периода в нашей стране не могли не сказаться на положении дел в области физической культуры и спорта. Сокращение финансирования физкультурных и оздоровительных программ, коммерциализация и переход на самоокупаемость большинства клубов и спортивных центров привели к падению массовости занятий спортом среди населения в целом и особенно среди молодежи.

И как следствие, рост преступности, все более принимающая угрожающие размеры наркомания, культ насилия и отсутствие общечеловеческих моральных и нравственных принципов и идеалов. Все большее внимание уделяется спорту высших достижений, ранней профессионализации и подготовке чемпионов в ущерб оздоровительным и массовым видам спорта.

Повсеместное увлечение восточными единоборствами сменилось более взвешенным отношением к ним в условиях доступности информации и конкуренции. Не секрет, что некоторые направления и школы каратэ, тхэквондо, айкидо и других боевых искусств, благодаря мощной финансовой поддержке своих зарубежных организаторов и учредителей превратились в крупные цеха индустрии шоу-бизнеса в спорте и ими предпринимаются все новые усилия с целью упрочить свои позиции и продолжить экспансию, для чего организуются массовые гала-концерты и международные супер-турниры, предоставляются немалые средства на подготовку тренерских и инструкторских кадров, которые стажируются и проходят соответствующую, в том числе психологическую обработку в международных центрах на предмет “преданности идее школы”.

Главной целью подобной деятельности японских (а за последнее время – и корейских) центров является, не только коммерция, немалую роль играет здесь и рекламирование своих ” достижений”, утверждение величия собственного национального духа, насаждение своих обычаев, нравов, культуры. Конечно, никто не будет отрицать несомненно значимые духовные и культурные ценности, Японии (или, скажем, Кореи, или любого другого государства).

Однако, отсюда совсем не следует, что из российских ребятишек, вовлеченных навязанной рекламой в школы каратэ (благо, денег на это японцы не жалеют!), надо растить некое подобие самураев, принижать их родной язык, собственные традиции, свою культуру, чувство национального достоинства. А разве не этим занимаются так называемые “наставники” некоторых известных у нас школ каратэ, когда проводят парады, торжественные построения и презентации под звуки японского гимна и увешивают стены японскими флагами?

Но это только лишь внешняя сторона дела, хотя и очень важная сама по себе, требующая осознанного и внимательного отношения всех, имеющих отношение к развитию боевых искусств в нашей стране. Другая же, охватывающая содержание самого предмета, связана с прикладной направленностью повседневной практики занятий, в процессе которых для многих становится очевидным, что всемирно разрекламированные “самые боевые системы”, где, к примеру, вообще отсутствуют удары в голову руками, а также имеется целый ряд других условностей, профанируют само понятие “искусство боя”.

Также нередко здесь совершенно теряется и оздоровительный характер выполняемых упражнений: некоторые методики вообще не сообразуются ни с какими-либо медицинскими рекомендациями, ни с простым здравым смыслом. Достаточно привести пример, когда от начинающего ученика требуют продолжительного стояния в жесткой стойке типа мабу (яп. “киба-дачи”), что может стать причиной заболеваний суставов ног, варикозного расширения вен и т.п.

Белка - состояние сознания воина в Бузе

Время всё расставляет на свои места. Дух коммерции и наживы, нацеленность на “оболванивание” своих многочисленных “адептов”, отсутствие какого-либо духовного начала, имеющего первостепенное значение для “Пути воина” во все времена, отвращают от такого “боевого искусства” любого мало-мальски задумывающегося человека.

Не случайно именно поэтому многие за последние годы стали проявлять интерес к китайскому ушу как к первооснове, истоку боевых искусств. Однако ушу тоже бывает разное… Следует помнить, что под видом ушу целый ряд лет с подачи государственных структур преподносилось сначала в КНР (а потом и нам, в России) некоторый его отзвук, жалкое подобие, а проще – обычная стилизованная гимнастика, получившая впоследствии название “ушу-таолу”.

Предлагаем ознакомиться:  Оберег Валькирия защитник воинов

Период создания государственной системы ушу (гошу) в КНР, унифицирующей “народные” стили для целей массового физкультурного движения, совпал с началом налаживания контактов между Россией и КНР, в связи с этим появилась возможность получать информацию, так сказать, “из первых рук”, от китайских товарищей, однако ценность этой информации была невелика, особенно если учесть, что наступившему этапу возрождения ушу в КНР предшествовали долгие годы гонений и репрессий, которым подвергались настоящие школы народного ушу.

Многие старые мастера ушу – носители истинного знания – были уничтожены, другие не желали делиться своими секретами. Исторически сложилось так, что большинство школ народного ушу в Китае носило закрытый клановый или фамильный уклад, и туда не принимали посторонних, а секреты держались в строжайшей тайне, что называется, “за семью печатями”.

Поэтому со смертью нескольких или даже одного из “хранителей секретов школы” эти самые секреты и традиции подчас безвозвратно терялись. Взамен в КНР с подачи властей быстро (в ритме “большого скачка”) развернули подготовку преподавателей спортивного ушу, для чего открыли по всей стране множество физкультурных институтов и отделений.

В этих условиях в Москве и некоторых других городах, начиная с конца 80-х годов, началось насаждение так называемого спортивного ушу (“ушу – таолу”), создавались специализированные детские спортивные школы, где с подачи титулованных китайских учителей, приглашаемых по договору о культурном сотрудничестве межу нашими странами, готовили спортсменов “высшего класса”, а говоря точнее, попросту физически и психически калечили детей, вытягивая их на “шпагаты”, заставляя до автоматизма повторять и шлифовать лишенные всякого смысла и прикладного содержания бесконечные соревновательные формальные комплексы (“таолу”) с их совершенно надуманными, если не сказать чудовищными требованиями и регламентациями, противоречащими тысячелетнему опыту традиционного ушу.

Любому тренеру в области боевых искусств известно, что если ребенок прозанимался в подобной школе пару лет – из него навряд ли уже сделаешь бойца. Закрепленный стереотип “расправленной груди и прямой “деревянной” спины”, что является следствием занятий спортивным направлением ушу-таолу, нарушает естественную циркуляцию энергии-ци в организме человека и наносит прямой вред здоровью, о чем всегда предупреждали великие учителя традиционного ушу в Китае еще с незапамятных времен.

Реальный бой всегда ставил точку в споре о том, какой стиль или школа сильнее, какой прием эффективнее, чей боец подготовлен лучше. Именно практика поединка являлась тем пробным камнем, на котором оттачивалось техническое и тактическое мастерство, умение мобилизовать в нужный момент все свои силы, преодолеть страх, стать над собственными эмоциями, т.е. управлять своим сознанием.

В сравнении стилей и школ ушу главным всегда был и остается прикладной аспект, соответствие их реалиям поединка. Это отвечает и названию”боевые искусства”, и самому их духу.

Военный деятель эпохи Мин генерал Ци Цзигуан (1528-1587) в своем трактате “Новая книга об эффективности” (Цзи сяо синь шу) неоднократно указывал, что различные вычурные стили ушу, не имеющие прикладного боевого значения, “не надо изучать”, и выступал за жесткий, чисто прикладной вариант ушу . В “Наставлении о подготовке солдатам” говорится: “совершен-ствовать свое боевое искусство надо не потому, что ты нахо-дишься на государственной службе и это входит в круг твоих обязанностей.

Такой прикладной подход к изучению ушу способствовал развитию техники реального боя.

Однако правящая верхушка и другие общественные силы в Китае в отдельные периоды времени ограничивали развитие жесткого и даже жестокого по своему характеру прикладного ушу, стремились направить его развитие по пути оздоровительной гимнастики, упражнений показательного характера. И хотя театрализованность, внешний эффект, акцент на формальные комплексы (таолу), и, главным образом, на красоту движений в выполнении этих комплексов сыграли свою стимулирующую роль в развитии ушу, однако уход от боевой практики и превалирование чисто внешней (формальной) стороны выполняемых упражнений всегда были тормозом на пути и мешали раскрыть практический потенциал приемов рукопашного боя. Рано или поздно такое ушу превращалось в то, что называется в Китае “тьма способов” (“ложный путь”), и не выдерживало испытания временем.

Следует еще раз подчеркнуть, что ушу – это “боевые искусства” по своему названию и по происхождению, и подменять ушу гимнастикой или спортивным состязанием значило бы убить сам дух ушу, лишить его внутреннего содержания и смысла, наконец, утратить важнейшие составляющие этой целостной системы знаний о человеке.

https://www.youtube.com/watch?v=zI_MAIqnle0

И сейчас в Китае известны сотни сильнейших в недавнем прошлом стилей, каждый из которых имеет свою собственную, порой весьма драматичную историю. Однако абсолютное большинство этих заявляющих о себе стилей и школ ушу утратило свое внутреннее содержание и трансформировалось в некое подобие гимнастики, лишенной воинского духа и наполненности боевыми приемами.

Среди причин, объективно способствующих упадку китайских боевых искусств за последние десятилетия, следует назвать прежде всего масштабность социальных потрясений и общегосударственную политику, проводимую властями КНР до 1987 г. в отношении народных, “негосударственных” фамильных, клановых и монастырских школ ушу.

Кали

Специфическим, сугубо местным оружием является “балисонг” (нож-бабочка) – нечто среднее между ножом и короткой палкой. Его рукоять состоит из двух половинок, скрывающих в сложенном виде лезвие, утопленное в паз между ними. Оружие это известно с VIII в. Оно передавалось по наследству и считалось священным.

В разложенном виде три его конца символизируют три космические потенции – Небо, Землю и Воду. Обычно его использовали как короткую палку, одним движением превращая в нож в критической ситуации. Техника работы им построена на вращениях между пальцами наподобие работы короткой палкой или эмэйской спицей.

Применяются в кали также малайский крис (длинный кинжал с волнистым лезвием) и короткий трезубец “тьябанг”, аналог окинавского “сай”.

Развитие Ушу в Китае

Возникновение китайских боевых искусств относится, вероятно, к временам, не отраженным ни в одном историческом документе. Боевые техники открывались или разрабатывались в длительный период непрерывных столкновений между людьми и животными либо между различными племенами людей. Опыт подобных схваток накапливался, а техники, созданные на его основе, передавались из поколения в поколение.

На протяжении веков оттачивалось мастерство ведения боя с использованием разных видов оружия. Однако, если это оружие выбивали из рук, приходилось драться голыми руками. Это вырабатывало приемы борьбы невооруженного с одним или несколькими вооруженными противниками. Стали возникать школы обучения боевому искусству.

Многие из этих школ или стилей создавали новые формы, имитируя боевые приемы различных зверей (тигра, пантеры, обезьяны, медведя), рептилий (змеи), птиц (орла, журавля, петуха) или насекомых (богомола). В ушу широко распространились стили имитации повадок различных зверей (тигра, пантеры, обезьяны, медведя), рептилий (змеи), птиц (орла, журавля, петуха) или насекомых (богомола), называемые сянсинцюань.

Еще с незапамятных времен начали практиковаться ритуальные и развлекательные “танцы макаки”, “танцы собаки”, а также оздоровительно-медитативные упражнения “медведь, карабкающийся на дерево” и “вытянувшаяся в полете птица”, о которых упоминает один из основателей даосизма Чжуан-цзы. Китайцы считали, что животные обладают природными бойцовскими качествами и умениями, необходимыми для выживания в жестких природных условиях, поэтому их изучение и подражание им -лучший способ овладения эффективными боевыми техниками. Имитировались, к примеру, резкость и сильные когти орла, внезапные прыжки тигра, атакующие движения клюва и крыльев журавля, ловкость обезьяны.

Так как эти боевые техники впервые появились в незапамятные времена, они постепенно стали частью китайской культуры. Философия и культура этих боевых искусств, в свою очередь, подверглась влиянию других элементов китайской культуры. Так, в техниках стала применяться философия Инь-Ян и Тайцзи, а на основе концепции Багуа (“Восьми Триграмм”) разрабатывалась боевая стратегия и тактика поединка.

Предлагаем ознакомиться:  Славянские обереги и амулеты: их значение и описание

Китайская культура возникла на берегах Желтой реки и за многие тысячелетия распространилась по всей Азии. Соседние страны называют Китай Чжуньго, что значит “Центральное государство”. Это объясняется тем, что история Китая, насчитывающая более семи тысячелетий, значительно богаче и продолжительнее как в том, что касается культуры, религии и науки, так и во многих других сферах.

Для окружающих стран Китай всегда был развитым культурным центром, у которого много заимствовали и перенимали. За тысячи лет сами китайцы в качестве эмигрантов распространились по всем уголкам Азии, принеся с собой свою культуру и обычаи. Вследствие этого продолжительного процесса китайская культура стала основой для культур ряда других стран Азии. Естественно, китайские боевые искусства также оказали существенное влияние на другие азиатские страны.

В древнем Китае правители страны способствовали развитию боевых искусств в армии, следили за тем, чтобы уровень подготовки солдат постоянно повышался, в том числе и в навыках рукопашного боя. Для “высоких людей” и чиновников, состоящих на государственной службе, весьма поощрялись “равно высокие достижения в интеллектуальной деятельности и в военном искусстве”, то есть, человек, занимающийся наукой или искусством, должен был обладать хорошей военной подготовкой, а человек, посвятивший себя военному делу, должен был обладать высоким интеллектуальным уровнем.

В 1911 году династия Цин пала в результате революции под руководством Сунь Ятсена. Этот период был отмечен небывалым взлетом всех направлений и стилей ушу; пробудившееся чувство свободы и национального самосознания, ветер перемен в китайском обществе способствовали тому, что многие ранее находившиеся в подполье школы стали открытыми – их секреты стали доступны для изучения широкой публике.

Древние свитки

С 1920 по 1930 годы было опубликовано множество книг по боевым искусствам. В 1928 г. была учреждена “Центральная школа ушу”. В каждой провинций, начиная с уездного центра и выше, также были организованы школы ушу, в которые приглашались пользующиеся авторитетом мастера. Среди обществ ушу самым крупным было “Цзин у ти юй хуэй” в Шанхае;

это общество имело целый ряд филиалов по всей стране и даже за рубежом. Но этот период также известен гражданской войной, в которой Чан Кайши пытался объединить страну. В 1928 году президент Чан Кайши в целях придания китайским боевым искусствам государственного статуса распорядился об основании Нанкинского Центрального института гошу.

Для работы в нем были собраны известные мастера ушу из всех провинций. Традиционное название ушу (боевые техники) было заменено на чжуньгоушу (китайские боевые техники), или, сокращенно, гошу (национальные техники). Впервые в Китае под руководством правительства были собраны для обмена опытом все разнообразные стили китайских боевых искусств. К сожалению, всего через три выпуска в 1937 году начались военные действия, и обучение в институте было прекращено.

После образования КНР в 1949 году, народное ушу оказывается под запретом; закрыты были монастыри, в том числе и те, где монахи занимались ушу; некоторые мастера эмигрировали на Тайвань, в США и другие страны и создали там собственные школы.

Позднее обучение ушу было организовано в Национальном институте атлетики. Здесь ушу специально преподавалось в “усеченном” виде, причем выхолащивалась не только история и богатейшие традиции народного ушу, но также вся техника, тактика и боевая подготовка. Таким образом, государственное ушу, по сути, превращалось в одно из гимнастических направлений.

В истории Китая такое уже случалось не раз: власти во все времена видели в школах народного ушу оппозиционную силу и всячески пытались задушить боевые искусства в народе, избежать возможного объединения мастеров (практически все антиправительственные выступления и революции в Китае были обязаны своим успехом именно активному участию в них школ боевых искусств).

Огромный урон нанесла развитию ушу так называемая “культурная” революция в Китае. За её время (1966-1976 гг.) было закрыто много школ ушу, уничтожены ценнейшие архивные документы, подвергались репрессиям все занимающиеся народным ушу, а многие известные мастера сгинули в застенках. Пострадал и знаменитый Шаолиньский монастырь, немногие оставшиеся фрески которого были варварски уничтожены. Такая ситуация сохранялось до конца 80-х годов.

После того, как власти поняли, что сущность традиционного ушу, боевой дух и традиция теряются со смертью старых мастеров, решено было вновь возрождать боевое искусство. Этому способствовало также и то, что на Западе стали чрезвычайно популярны боевые искусства; после бума каратэ и тхэквондо многие обратились к истокам – китайскому ушу.

Однако возрождение ушу в Китае было связано с большими трудностями: некоторые оставшиеся в живых мастера ни под каким видом не желали делиться своими знаниями, другие еще ранее уничтожили свои рукописи с передававшимися по наследству секретами школы. Оживление экономики, обращение к ценностям потребительского общества и ориентация на западный уклад жизни привели к тому, что молодежь с большим энтузиазмом занялась бизнесом в самых различных сферах.

Интересно отметить, что получившая ныне большую известность одна из сильнейших народных школ Китая – Ма Ши Тунбэй Уи, обязана своим выживанием тому, что носители информации – братья семьи Ма, эти, как их называли в народе, “звезды китайского ушу”, смогли уберечь все секреты школы в течение всего этого мрачного периода истории, так как они в это время полностью отошли от ушу и активно переключились на другую профессиональную деятельность, занимая достаточно высокие посты в государственной и партийной иерархии.

Демократические перемены в китайском обществе изменили систему социальных приоритетов и жизненных ценностей у молодого поколения, что привело к окончательному разрушению семейных традиций и вековых устоев. Сын Ма Мента – Ма Лианчжан – выбрал себе другую дорогу: в течение ряда лет он в Стамбуле обучался в духовной мусульманской школе и готовится стать священнослужителем.

Решив открыть всему миру секреты своего фамильного стиля, братья Ма стали проводить огромную работу по популяризации и развитию всех направлений Тунбэй в КНР и других странах, прежде всего у нас в России.

В это же время правительство Китайской Народной республики решило сделать китайское ушу олимпийским видом спорта, для чего в рамках общегосударственных программ стали выделяться немалые средства. Была создана организация под названием “Группа исследования боевых искусств”, назначением которой стал поиск уцелевших мастеров традиционных школ ушу, сбор сведений самого разного характера и издание книг по ушу, выпуск и тиражирование видеофильмов.

Стали восстанавливаться монастыри, в которых раньше существовали известные школы ушу. Шаолиньский монастырь превратился в крупнейший туристический центр. Большая рекламная кампания привлекла со всего мира массу желающих обучаться китайскому боевому искусству. Недалеко от Шаолиньского монастыря была построена Академия ушу, в которой занимаются студенты из многих стран мира .

В последние годы в ежегодно проводятся всекитайские соревнования по различным стилям и направлениям ушу. Начали снова проводиться национальные турниры по спаррингу – в надежде на то, что это позволит возродить истинный дух боевых искусств. Так, в начале 90-х годов в программе соревнований по ушу в КНР вновь появился свободный спарринг (саньшоу и саньда).

Для этого были отобраны самые эффективные спортивные приемы, и успешное проведение каждого из них в поединке оценивалось соответствующим количеством очков, как и в других видах спорта. Однако, направления таолу и саньда в современном спортивном ушу существуют отдельно друг от друга, каждое само по себе.

Итог: на сегодняшний день многие гимнасты – ушуисты в Китае совершенно не умеют спарринговать, а многие бойцы – саньшоуисты совершенно не занимаются техникой традиционного ушу и таолу. В КНР ушу – один из самых массовых видов спорта. Образовательные школы включили ушу в свои учебные программы. В институтах физкультуры появились факультеты и отделения, выпускающие специалистов по спортивному и оздоровительному направлениям ушу.

Предлагаем ознакомиться:  Славянский оберег Валькирия - значение тайной силы

Миллионы людей самых разных возрастов и профессий, домохозяйки и пенсионеры в утренние и вечерние часы выполняют оздоровительные упражнения ушу и цигун. Налаживание контактов между двумя нашими странами способствовало усилению культурного обмена во всех областях, что также способствовало развитию ушу как в Китае, так и в России;

Ушу на западе и в других странах

На Западе и во многих других странах федерации и центры по изучению ушу действуют уже сравнительно давно и накопили солидный опыт организационной работы, а поскольку международные интеграционные процессы в последние годы нарастают в самых различных сферах экономики и культуры, не обошли они и ушу: сейчас наметилась четкая тенденция к объединению усилий разных стран в этой области.

Развитию ушу способствует проведение мировых и региональных турниров и чемпионатов по ушу-саньда и ушу-таолу, выпуск огромного числа книг по тематике ушу, кинофильмов и популярных телепредач. Таким образом, на современном этапе, несмотря на имеющиеся трудности роста (вернее, своего возрождения), ушу начинает занимать свое законное почетное место в табели о рангах среди других единоборств всех видов, кроме того, становится действенным фактором, способствующим развитию культурных связей и дружбы между народами.

Китайские боевые искусства стали очень популярными на Западе. Еще в начале 80-х многие европейские мастера боевых искусств ездили в материковый Китай, на Тайвань и в Гонконг, пытаясь за краткое пребывание там познакомиться с искусством “кунг-фу”. Позднее любому стало ясно, что серьезные занятия требуют системного подхода, многолетнего постижения глубинной сущности боевого искусства в любом стиле и направлении, тогда они стали приглашать к себе известных китайских мастеров, организовывать школы под их именем, заодно зарабатывая на этом немалые деньги.

С массовостью, популяризацией и тиражированием восточных боевых искусств в угоду вкусам потребительского общества Запад не приобрел ничего (если, конечно, не считать ван-даммовского поперечного шпагата); сама традиция оказалась утерянной. В качестве ответной реакции это вызвало появление “чистозападных” (“фулл-контакт, кикбоксинг”) или “чистонациональных” (“русский бой”) единоборств, либо отрицающих всякую внутреннюю работу и нацеленных лишь на достижение высшего спортивного результата, либо имеющих в своей основе некую “национальную идею”.

Разнообразие стилей и школ

3 октября 1990 года, во время 11-х Азиатских Игр в Пекине, была официально зарегистрирована Международная Федерация Ушу. На торжественной встрече присутствовали представители организаций ушу более чем из 30 стран и регионов. Организации ушу из 38 стран и регионов были признаны официально входящими в Международную Федерацию Ушу и 8 – входящими в Исполнительный Комитет.

Направления спортивного ушу

Современное ушу делится на спортивные выступления с так называемым классическим оружием, спортивные выступления без оружия, демонстрацию традиционных видов ушу (т. е. практически не измененных) без оружия и с оружием, командное выполнение боевых движений, демонстрацию заранее подготовленного поединка и реальный бой в полный контакт, используя защитное снаряжение.

На Западе увлечение “кунг-фу” началось во многом благодаря фильмам Брюса Ли. Непревзойденное актерское мастерство в сочетании с неукротимой волей к победе и собственной системой Джит-кун-до (“Путь опережающего кулака”), в которой он излагал свое понимание принципов ушу, сделали его кумиром молодежи.

После II-ой Мировой войны начинается бурный процесс распространения по всему миру восточных единоборств, о существовании которых ранее никто и не подозревал: создаются секции и школы дзюдо, позднее – каратэ, тхэквондо, айкидо, кендо, хапкидо, джиу-джитсу, вьетводао, тайского бокса и др. Некоторые школы и направления имеют центры и филиалы во многих странах, в них занимаются десятки и сотни тысяч спортсменов.

Одних сюда привлекает возможность физически развить себя, проверить в спортивных поединках, других – отработать приемы для самозащиты, третьи связывают занятия с изучением и постижением восточной философии, методов чань-буддизма (дзэна), расширяющих представления о мире и о себе, практически важных и необходимых в жизни.

С ростом популярности и общедоступности боевые искусства становятся спортом, в том числе и спортом больших достижений, переводятся на коммерческую основу и начинают постепенно превращаться в подлинную индустрию шоу-бизнеса, где “все платят, а кто-то заказывает музыку”.

К сожалению, в наше время то, что преподносится под вывеской “самых непобедимых школ единоборств”, на поверку, порой, оказывается не более чем слабым отзвуком, тенью настоящих боевых искусств. Как мы помним, сначала дзюдо с введением градаций, поясов и правил трансформировалось в общедоступный увлекательный спорт, та же участь позднее постигла каратэ и другие единоборства. Чего стоят всемирно разрекламированные стили “боевого каратэ”, из арсенала которых вообще выкинуты наиболее важные удары.

Все эти “оспортивленные” виды восточных единоборств с их нацеленностью на наилучший результат и массовыми гала-чемпионатами превратились в настоящую индустрию масс-культуры и развлечений, а поскольку “воинская традиция” всегда во главу угла ставила духовное начало, то эта часть нередко заполняется “откровениями” различных миссионеров с Востока, гуру и местных “посвященных”, предлагающих эрзацы “духовных практик” самого разного толка в сочетании с коллективными “медитациями” и рецептами “освобождения”.

И этот чудовищный бред, в дополнение к которому каждой “серьезной школой” устанавливаются свои ритуалы, кодексы поведения и регламентации, подразумевающие безоговорочное подчинение воле наставников, за которыми не сразу можно разглядеть интересы (и не только финансовые) определенных социальных кругов и стран, вбивается в головы учеников.

Для неокрепших молодых душ пройти подобное испытание и выйти с честью из него с ненадломленной психикой – уже само по себе немалое достижение. В этих условиях задача возрождения духа и подлинных ценностей боевых искусств, какой бы традиции они ни принадлежали, видится как обращение к их истоку, каковым, несомненно, является ушу.

Не гимнастика и не спорт высших достижений, а настоящее китайское боевое искусство народных (главным образом, фамильных и клановых) школ. Именно здесь следует черпать мастерство и постигать жизненность и философскую глубину Пути воина. И тем не менее, всегда для боевых искусств состязательность являлась одной из составных частей подготовки закаленных и техничных бойцов.

Одним из популярных ныне спортивных направлений ушу является сравнительно недавно вышедший на международную арену вид единоборства УШУ-САНЬДА. Несмотря на то, что здесь (по сравнению с другими видами единоборств: каратэ, тхэквондо, кикбоксингом и др.) имеется более широкий и приближающий УШУ-САНЬДА к реальному поединку арсенал технических приемов (серии ударов руками и ногами, броски, подсечки, выталкивания), однако и он не содержит даже малой толики богатейшего наследия техник традиционного ушу (многие опасные и тем более смертельные приемы старых школ ушу Китая, естественно, не могут применяться в спортивных поединках;

к тому же бой ведется в боксерских перчатках и защитной экипировке, имеется ряд дополнительных ограничений в правилах судейства, да и сами эти правила подчас весьма далеки от совершенства). Поэтому одним из направлений развития УШУ-САНЬДА является изучение и систематизация опыта ведения поединка народных школ традиционного ушу. Разумеется, следует широко использовать арсенал сильнейших мировых систем единоборств.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector