09.04.2019      8      0
 

Питание йогов в средней полосе


Страсть, лень и благость: сочетание состояний

Как очистить сознание и энергетику? Можно ли это сделать с помощью корректного питания?

Древняя наука о жизни – аюрведа считает, что любая сущность, будь то тело, ум или дух, может находиться в трех состояниях. Они названы гунами.

Саттва-гуна – это самое благостное состояние, это покой и умиротворение, мудрость и знание, внутренняя тишина, терпение.

Раджас-гуна – это высшая активность, страсть, стремление к преодолению препятствий.

Тамас-гуна – это остановка, инерция, сон.

Нельзя сказать, что какое-то из этих состояний абсолютно положительное или совершенно неприемлемое. Хотя идеальным считается саттвичное состояние, нет ни одного живого существа или субстанции, где бы ни встречались все три гуны в разной концентрации. У каждой гуны свои преимущества и недостатки. В состоянии саттвы мы не можем испытать бешеного восторга или насладиться красочными сновидениями, но без него не примем здравого жизненно важного решения.

В состоянии раджаса мы готовы совершать безумные поступки, но, не имея искорки внутри, мы не будем двигаться к цели так быстро, как порой нам хотелось бы. Тамас позволяет нам вовремя останавливаться, дает глубокое расслабление мышцам и мыслям, но при его избытке мы словно погружаемся в тягучее болото.

Продукты питания также обладают тремя этими состояниями, а из-за преимущества той или иной гуны в них, принято разделять пищу на тамасичную, раджасичную и саттвичную.

Привычки и пристрастия. Гуны и эмоции.


Сознание — это не только разум и интеллект, но и способность чувствовать, ощущать. Разум, ощущающий обособленность своего я, в индийской традиции именуют Ахамкара.

Укорененяясь в теле, Ахамкара может забывать о своей истинной, сущностной природе, отождествляя себя с ложным я – личностью, состоящей из набора привычек и автоматических реакций. Увлечение игрой с чувственными удовольствиями поддерживает контакт только с физическим телом. Привычки и пристрастия возникают как следствие привязанности к тем или иным состояниям психики и тела. На подсознательном уровне принимается всё, что поддерживает привычные установки и шаблоны восприятия  реальности.

Любая пища так или иначе воздействует на сознание. Например, при употреблении пищевых стимуляторов (сахар, кофе, шоколад, некоторые специи и пр.), повышающих уровень активности, может возникать иллюзия преуспевания, «полноты жизни». Сахар, как сильный стимулятор, приносит Ахамкаре немедленное удовлетворение, на время нейтрализуя резкие колебания психики.

Пристрастие к сладкому зачастую возникает, как компенсация  горечи разочарования, чувства неудовлетворенности. В результате биохимического воздействия пищи мы становимся возбужденными или пассивными, сосредоточенными или рассеянными. Меняется состояние и восприятие. Разумеется, пища не единственный и не первостепенный фактор, но постоянный.

Свойства продуктов по характеру воздействия на сознание делятся на три категории, именуемые гунами.

  • Тамас — волны потенциальной энергии. Проявляется в сознании, как инертность. Его преобладание вызывает недостаток активности — ослабляющий способность различения.
  • Раджас — волны кинетической энергии. Проявляется как движение. Состояние, в котором чрезмерная психическая активность ослабляет способность различения.
  • Саттва — равновесие. Гармоничное состояние сознания, в котором ум правильно различает.

Тамас — это темнота, неспособность к  восприятию, невежество и страх ума, пребывающего в летаргии. Тамас проявляется  состояниями заторможенности, лени и тупости, подчиняя ум внешним или подсознательным силам. Тамас — это пассивность сознания, «плывущего по волнам сновидения», сон разума, инстинктивность.

Избыток раджаса порождает беспокойство, неудовлетворённость тем что есть, взбудораженность ума, увлечённого погоней за удовольствиями, страсть, распаляющую жажду желаний. Эмоциональные проявления раджаса — гнев, упрямство, стремление манипулировать другими. Тамас и раджас необходимы в природе, взаимокомпенсируя друг друга. Энергию и жизнеспособность раджаса дополняют стабильность и постоянство форм тамаса.

Саттва возникает при равновесии раджаса и тамаса. Саттва — качество, посредством которого Ахамкара творчески самовыражается через ум и органы чувств. Саттва означает ясность, буквально — нечто, обладающее той же природой, что и истина (Сат). Состояние саттвы — ясное понимание, уравновешенное, незамутнённое восприятие. С развитием этого качества возрастает контроль над побуждениями ума к раджасу или тамасу.

Тамасичные продукты

— яйца;

— рыба;

— грибы;

— некоторые фрукты (авокадо, абрикосы, арбузы, сливы);

— коричневый рис

Саттвическое питание

«(Наиболее благоприятная пища для йога): хорошие крупы, пшеница, рис, ячмень, молоко, топлёное масло, жёлтый сахарный песок, сахар кристализированный, мёд, сушёный имбирь, патола (пряность из огурцов), пять овощей (местные листовые овощи), фасоль (и другие разновидности бобовых) и чистая вода.

Йог должен принимать питательную и сладкую пищу, смешанную с топлёным маслом и молоком; она должна питать дхату (основные компоненты тела ) и быть приятной и подходящей.»

(Хатха Йога Прадипика, 1.62-63)

Перечисляемые в шлоке 62 продукты имеют общее свойство — они саттвичны. Помимо этого приятны на вкус и питательны. При составлении диеты важно, чтобы новая пища вам нравилась. Не стоит резко исключать из рациона привычные продукты, не найдя для них подходящей замены. Основное требование к пище в том, что она должна питать дхату, все ткани и компоненты тела, создавая  благоприятные условия для развития ума (ментальное тело) и духа (причинное тело).

Митахара это «саттвическая пища». Саттва несёт в себе качества чистоты, легкости, спокойствия и гармонии. Саттвичная диета изначально предназначена для йогической практики с целью усовершенствования сознания. Её уравновешивающее воздействие на ум помогает также при лечении психических расстройств. Саттва способствует целостности ума, тела и духа.

Саттва гуна повышается с помощью сладкой пищи, что не означает наличие избытка сахара. Естественным сладким вкусом обладают зерновые и фрукты, некоторые овощи и молочные продукты. Его свойства подробно описываются в  еще одном авторитетном тексте по хатха-йоге – «Гхеранда Самхите»: «Сладкий вкус имеет ту же природу, что и человеческое тело, ткани которого имеют сладкий вкус, и поэтому способствует росту всех тканей тела и Оджаса».

Предлагаем ознакомиться:  Неправильное питание как наладить здоровое питание Суточные ритмы питания

(Оджас — квинтэссенция энергий организма. Буквально «то, что дает жизненные силы». Это тонкая сущность репродуктивной и гормональной систем организма, поддерживающая иммунитет)

Помогая достичь долголетия, сладкий вкус действует успокаивающе на пять органов чувств  и ум, дает силу и хороший цвет лица. Питателен, действует оживляюще, вызывает чувство удовлетворения, укрепляет тело, увеличивает его вес. Иными словами, насыщает организм, способствуя обновлению и регенерации тканей.

По энергетике сладкий вкус охлаждающий, влажный и тяжелый, поэтому для его полноценного усвоения необходим сильный Агни — пищеварительный огонь. Интенсивная практика асан и пранаям значительно усиливает Агни и если образуется его избыток, то организм, переработав Аму (шлаки), начинает использовать запасы тканей, что может излишне «высушивать» тело. В этом случае увлажняющие, охлаждающие и питательные свойства пищи необходимы для поддержания баланса в теле.

Саттвичная диета включает только чистые продукты, богатые жизненной силой (праной). Противопоказана пища, связанная с убийством живых существ. Хотя рыба и мясо обладают сладким вкусом, привносимая с ними энергия активизирует инстинктивные программы, побуждая ум к тамасу и раджасу. Нежелательны продукты, выращенные в заражённой среде или с применением излишнего количества удобрений, генетически изменённые.

Саттвичная диета — это разумно сбалансированное питание. Не следует есть слишком мало или слишком много. Недоедание — путь к истощению, приводит к слабости тела и немощи. При переедании расходуется излишняя энергия на переваривание, что оттягивает её из других центров, и как следствие вызывает образование Амы из недопереваренной пищи.

Саттвическое пища изначально предназначена для «раскрытия» ума, поэтому при активной жизнедеятельности или физических нагрузках она может оказаться недостаточно питательной для тела, что особенно актуально для людей с конституцией Вата.

Пища различного качества и вкуса по разному воздействует на доши, поэтому составлять диету нужно с учетом индивидуальной конституции. Равновесие в теле и уме — это единый взаимосвязанный процесс, важны не только состав и свойства продуктов, но и состояние сознания, в котором пища приготовлена и съедена.

Важный момент для полноценного очищения и работы организма — употребление достаточного количества чистой воды. Её количество для каждого индивидуально, минимум — стакан сырой родниковой или хорошо фильтрованной воды утром (на тощак), какое-то количество перед каждым приёмом пищи и стакан перед сном.

Раджасичные продукты

К продуктам раджаса относятся хоть и свежие продукты, но при этом также способные вызвать болезненные состояния. Это вся очень горькая, слишком соленая и чересчур горячая пища, словом, все, что разжигает пищеварительный огонь. Из свежих овощей и фруктов: те, что содержат резкие и ярко выраженные острые и кислые вкусы.

— соленый сыр;

— шоколад;

— некоторые овощи (лук, чеснок, томаты, баклажаны, перец, картофель, огурцы, редис, цветная капуста, кукуруза, шпинат);

— пшено;

— гречка;

— чай и кофе;

— белый сахар;

— все продукты животного происхождения;

— некоторые фрукты (апельсины, лимоны, яблоки, бананы, грейпфруты);

— белое мясо птицы;

— креветки;

— практически все специи и пряности.

Стратегические продукты йогина средней полосы

Исходя из всего вышеизложенного, кратко рассмотрим продукты, наиболее подходящие для питания практикующего хатха йогу в средней полосе. Продукты перечисляются по мере убывания количества саттвы, в список включены доступные в нашем регионе или подходящие замены. 

Фрукты.

По своей природе фрукты саттвичны и легки для усвоения. Можно использовать без ограничений любые местные фрукты и ягоды (не местные тоже) в соответствующий им сезон. Свежие или в виде свежевыжатых соков. Реже печёные. Несвежие и подгнившие фрукты — тамасичны. В виде варений и консервированных компотов фрукты теряют большинство витаминов и при избытке сахара — раджасичны.

Лучше заменять их сухофруктами (замоченными или с чаем). Хороши любые сушеные ягоды в виде морсов (залить кипятком и настаивать в термосе). Рекомендованный «Прадипикой» жёлтый (или коричневый, тростниковый и пальмовый) сахар у нас бывает редко, а белый рафинированный сахар однозначно лучше заменить на мёд.

Овощи.

Менее саттвичны, чем фрукты, и более тяжелы. Подходят любые сладкие и не острые овощи, такие как: огурцы, тыква, морковь, свекла, сельдерей, кабачки, репа, помидоры, баклажаны и т. д. Более тяжелые — картофель, бамия. Саттвичны не острые салаты и молодая ботва, зелень, в том числе и дикорастущая (сныть, подорожник, крапива) — они очищают кровь и содержат много полезных микроэлементов.

Зерновые.

Крупы — основа саттвичной диеты. Самый саттвичный — рис (басмати, бурый, чёрный и другие сорта), лучше не шлифованный. Шлифованный, полированный и пропаренный рис не полезен, из него вместе с оболочкой удалены полезные вещества (возможно, рис басмати — исключение, перед обработкой его обдают кипятком и часть веществ из оболочки смещается в центр зерна).

Пророщенная пшеница — суперпродукт, наиболее подходящий для нашего климата, содержит целый набор витаминов и микроэлементов. Хорошо питает тело, буквально заряжая энергией (восстанавливает силы после болезни и при физических нагрузках). Однако в сыром виде для многих может оказаться тяжеловата. Избежать этого можно, употребляя её в меньших количествах и тщательно пережёвывая (1- 2 столовые ложки прогреть в гхи, добавить мёд по вкусу) или в виде лепёшек (которые к тому же более вкусны и легче усваиваются).

Предлагаем ознакомиться:  Значение руны Лагуз - женская активная магия и подсознание

Так же готовят рожь, реже овёс и ячмень (это технически сложнее, поскольку не удалена самая грубая оболочка зерна). Овёс по количеству белка превосходит все остальные злаки. Разумеется не мюсли, а цельная крупа. Обволакивающие и питательные свойства овсяного отвара успешно используют при избытке Агни (например при аллергии на молоко).

Гречка, ячмень, просо, кукуруза -тоже благоприятны, но используются реже.  Хлебобулочные изделия из муки высшего сорта, полученной из зерна, лишённого оболочек, зародыша и праны — нежелательны. Зерновой хлеб более подходящий, ещё лучше, если он без дрожжей (существует мнение, что термофильные дрожжи при регулярном употреблении подавляют микрофлору).

Бобовые.

Хороший источник белка, но тяжелы и способствуют газообразованию. Исключение составляют тофу (соевый сыр, полученный путём ферментации). Далее следуют в порядке возрастания тяжести: красная чечевица, мелкая зелёная чечевица, чечевица крупная, нут. Еще тяжелее мелкая и белая фасоль, красная фасоль, горох, чёрные бобы.

Не вызывают особого доверия продукты из соевой муки («со вкусом курицы» и т.п.), соевое молоко («обогащённое»), майонез, шоколадные и грибные соевые пасты и другие подобные, как правило содержащие консерванты, избыток соли и специй. Тофу, производимый с нарушением или не знанием технологии — слишком жёсткий и тяжело усваивается (часто именуется «соевым сыром»).

Орехи.

Семена и орехи — ценный компонент рациона, по своей природе саттвичны. Употреблять их лучше свежими или замоченными, а также слегка прожаренными (но не пережаренными и не солёными — иначе они теряют полезные свойства, приобретая тамас). Так как они тяжелы и плохо сочетаются с другой пищей, их лучше употреблять понемногу как самостоятельное блюдо, или в сочетании с сочными овощами, салатной зеленью, вымоченными сухофруктами.

Легче усваиваются в виде коктейлей (с вымоченных орехов удаляют шелуху, перемалывают и взбивают с водой в блэндере на большой скорости). Из доступных у нас особенно полезны миндаль и кедровые, а так же кешью, грецкие, лещина, бразильские, фундук, тыквенные и подсолнечные семечки, абрикосовые косточки. Орехи маслянисты и питательны, их согревающие свойства хорошо подходят для холодного климата.

Молочные продукты.

Особенно тёплое отношение у йогов к охлаждающим молочным продуктам. Наибольшей саттвичностью и количеством полезных веществ обладает свежее, не кипячёное, не пастеризованное, не гомогенизированное молоко, от хорошей, здоровой коровы (или козы), которую не кормили антибиотиками и комбикормом. Подверженное различной обработке молоко приобретает тамасичные свойства и способствует выработке Амы.

Антибиотики, которыми кормят коров, частая причина аллергий на промышленное молоко. Полезность различного обогащенного витаминами и прочим молока вызывает сомнения. Значительно проще с кисломолочными продуктами, они дольше хранятся и при наличии различных штаммов бифидобактерий и свежести легче усваиваются.

Они менее саттвичны, а при бурном росте бактерий и скисании становятся тамасичными. Из имеющихся в продаже лучше искать более качественные, изготовленные из свежего продукта, а не порошка. Любые натуральные домашние продукты всегда предпочтительней. При умеренном употреблении хороши домашние несолёные сыры, наподобие панира, адыгейского (солёные типа сулугуни или брынзы предварительно можно вымачивать), свежий творог.

Твёрдые сорта сыров, в приготовлении которых используются ферменты, полученные из желудков забитого скота — очень тяжелая пища, «модные» сыры с плесенью — прекрасная доза тамаса. Из жиров идеальный продукт гхи – очищенное топлением сливочное масло. Его многочисленные питательные и лечебные свойства превозносятся в трактатах по йоге и аюрведе.

Молоко — самостоятельная еда. Лучше всего употреблять его отдельно, либо с добавлением гхи и мёда, со специями. Мёд и специи, такие как шафран, имбирь, кардамон, корица и гвоздика — улучшают его усвоение, устраняя излишнюю капху. Более, чем 350 мл молока за один раз, организм обычно полноценно не усваивает.

Масла.  

Большинство масел обычно тяжелы и в больших количествах нежелательны. Однако гхи можно использовать без ограничений, добавляя в различные блюда. Саттвичны кунжутное и кокосовое, из более доступных для повседневного употребления – нерафинированные оливковое, льняное, подсолнечное. Высокие питательные и лечебные свойства у масел из зародышей пшеницы, тыквенного, кедрового, грецкого ореха, конопляного, рыжикового.

Сладости.

В умеренных количествах — мёд и пальмовый сахар-сырец саттвичны. Все рафинированные сахара и продукты их содержащие, предполагается не использовать. При нагревании мёд становится токсичным и тамасичным.

Специи.

Саттвичные специи — имбирь, кардамон, корица, фенхель, кориандр, куркума (халди). Остальные в большинстве раджасичны. Их можно умеренно использовать как вариант, когда раджас противодействует тамасу, косвенно увеличивая саттву. Количество соли лучше минимизировать, некоторые предпочитают пищевую морскую соль.

Напитки.

Чистая родниковая вода, заваренные саттвичные травы (можно использовать местные травы, если вы можете отслеживать их воздействие). Можно употреблять различные сорта зелёного чая и матэ, они в умеренных количествах саттвичны, и, как принято считать, улучшают работу ума. Чёрный чай тяжелее и более сильный стимулятор.

Саттвичные продукты

Пища, увеличивающая саттву, питательна, свежа, содержит масла, приятна на вкус. Такая еда улучшает физическое состояние, очищаем ум, радует, вкусно пахнет.

— коровье молоко (с оговоркой — молоко в Аюрведе принимается как лекарство, в горячем виде, в нужное время, с определенной дозировкой для того или иного типа конституции, приправляя специями, добавляя масло гхи, и т.д.);

Предлагаем ознакомиться:  Диета по знаку зодиака водолей

— гхи (топленое масло);

— мед;

— зерновые, орехи, семена, бобовые;

— фрукты (финики, персики, кокосы, груши, гранаты, манго);

— овощи (листовой салат, сладкий картофель, кабачки);

— зелень (петрушка, кинза);

— сухофрукты;

— свежевыжатые соки;

— ласси (йогурт с водой);

— некоторые специи (имбирь, тмин, кардамон, кориандр, корица, фенхель, базилик, куркума).

Саттвичной также считается пища, которая соответствует климату местности, где живет человек, потребляющий эту пищу. Так, в холодных странах, еда должна согревать, а в тропиках – охлаждать организм.

На правильное питание нужно правильно настроиться

Известный ведический доктор О. Г. Торсунов, уделяющий значительное внимание здоровому питанию, питанию по Аюрведе, рекомендует принимать пищу в соответствии с тем состоянием, в котором находится человек к моменту наступления чувства голода. Часто преобладающая гуна затмевает истинные потребности организма и не дает человеку почувствовать, чего же на самом деле не хватает его телу. Ленивый будет тянуться к сладкому, вспыльчивый и обидчивый человек предпочтет острые и кислые блюда, жадные и жестокие люди очень любят мясо.

Для того, чтобы тело понимало свои естественные потребности в определенных питательных веществах, нужно его очистить и стараться не заглушать просьбы организма в нужных ему продуктах. Принимать пищу следует только в состоянии голода, находясь в спокойном настроении, не стоит есть, засыпая на ходу, или, наоборот, когда вы слишком возбуждены или нервничаете.

Перед каждым приемом пищи следует немного помолчать, настроиться, ощутить запах блюда, которое вы собираетесь съесть. Не нужно за обедом читать, смотреть телевизор, разговаривать. Насыщение должно быть осознанным.

Саттвичное питание предполагает употребление в пищу только тех блюд, которые приготовлены непосредственно перед трапезой.

Готовим с любовью и молитвой

Немаловажное значение имеет и процесс приготовления пищи. Во время готовки вас не должны обуревать никакие эмоции. Если вы раздражены, огорчены, обижены, подавлены, вся еда так или иначе впитает вашу энергетику и либо подгорит, либо не доварится, либо просто будет безвкусной. Даже если вы соблюдете все пункты рецепта, все равно результат вас не порадует.

Думайте только о процессе готовки, представляйте, как каждая составляющая вашего блюда отдает все самое полезное и питательное, а вы благодарны ей и природе за этот дар.

Следует настроиться на благостный лад, успокоить ум и сердце. Благословите свою еду, поблагодарите за то, что имеете возможность сейчас взять для себя все ее свойства, позволяющее вам утолить голод и оздоровить тело.

В некоторых древних традициях перед едой потирают ладошки, как бы разжигая пищеварительный огонь. Благочестивые католики читают молитву. В практике сахаджа-йоги совершают бандан – ритуальные жесты руками, позволяющие отпускать проблемы и негативные эмоции в пространство Вселенной с целью растворить их там и проникнуться общим состоянием гармонии.

Неважно, какой обряд вы будете совершать перед пищей – простой или более изощренный, главное, понимать, что вы едите и для чего вы едите.

Совмещаем гунны и доши

Гармоничное питание предполагает не просто употребление саттвичных продуктов, нужно также учесть уровень гун в организме на момент трапезы и питаться в соответствии с дошей.

Люди с Вата-дошей могут увеличить саттву, исключив из рациона лук, чеснок, яйца, мясо и рыбу. Осторожно нужно относиться к таким специям, как горчица, черный и красный перец, асафетида, ограничить количество соли при приготовлении еды.

Питте, наиболее склонной к раджасу, следует исключить бобы (кроме маша и тофу), редис, репу и животные продукты. Не стоит злоупотреблять сладким, быть осторожными с острыми и горькими вкусами.

Капха-тип чаще всего уходит в тамас, поэтому следует включить в рацион острые специи, цельные крупы, ограничить бобовые, мясо и животные продукты.

Живем не для того, чтобы есть, но…

Кажется, что держать все рекомендации по питанию в голове постоянно невозможно. Но это и необязательно. Есть более простой и естественный способ прийти к гармоничному питанию. Нужно очистить организм и внимательно прислушиваться к его потребностям.

Великий мудрец Ошо подразделял продукты на «поющие» и «заманивающие». То есть, та еда, которая действительно необходима телу в данный момент сама «поет» ему об этом. А пища, которая лишь вызывает азартный аппетит, просто заманивает и способствует медленному отравлению организма.

Телесные практики (йога, ци-гун) помогают найти путь к своему телу, научиться слушать его голос, выбирать пищу не по книгам и древним трактатам, а простым естественным путем. Придя к этому, можно сильно удивиться, когда вдруг начинаешь насыщаться простыми продуктами, чаще всего без термической обработки.

Наше время – это век сложной, коммерческой пищи, быстрых углеводов, позволяющих словно подкинуть в топку страсти вязанку дров, которую пищеварительный огонь сжигает поверхностно, выделяя при этом едкий дым токсинов и оставляя несгораемые отложения в виде шлаков.

Многие из нас, слыша или читая о правильном питании, тут же забывают об этом, сооружают сложносочиненный бутерброд и съедают его перед экраном телевизора за просмотром очередной порции негативных новостей. Но это всего лишь индивидуальный выбор каждого, осознанный или (чаще всего) бессознательный.

Мы то, что мы едим. И мы сами вольны выбирать свою сущность, свое здоровье, выбирать энергетику, которой хотим себя наполнить.

Еда может быть в равной степени ядом и лекарством.

Питайтесь, чтобы жить. Ни больше, ни меньше.

————


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector