24.06.2019      29      0
 

Аюрведическая диагностика по пульсу


Создание трех дош

Аюрведическая система мироздания, основывающаяся на традиционных философских школах Вед, говорит о существовании пяти первоэлементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Эти элементы символизируют пять состояний материи: твердое, жидкое, лучистое, газообразное и эфирное. Аюрведа учит, что, кроме этих пяти первоэлементов, существует еще один элемент, дающий и поддерживающий жизнь, который следует рассматривать скорее как энергию, – прана.

(В китайской традиции пране соответствует энергия ЦИ.) Первым во взаимодействие с праной вступает эфир. Соединение праны и эфира рождает воздух (движение). Трение между материей и ветром рожает огонь. Огонь плавит материю и порождает воду (жидкое состояние материи). Соединение воды и материи образует землю.

Кстати, в ТКМ приняты следующие элементы: дерево, огонь, земля, металл, вода (китайское дерево соответствуют аюрведическому эфиру, а китайский металл – аюрведическому ветру). А согласно теории Аристотеля, позже подхваченной средневековым алхимиками, было четыре первоэлемента: огонь, воздух, вода, земля – плюс «пятый элемент» эфир.

Человек состоит из тех же элементов, что и весь мир. Процесс создания человека начинается с соития. При этом праническая энергия принадлежит мужчине, а эфир – женщине.

Соединение праны и эфира создает новый вид энергии, или дошу, содержащий элемент воздух, который отвечает за движение. Эту первую дошу называют ВАТА. Её проще всего вывести из равновесия, и большинство болезней есть следствие выхода из баланса данной доши. Вата связана с процессом катаболизма (совокупность процессов расщепления веществ и извлечения энергии из химической связи).

Два следующих элемента огонь и вода, соединяясь с праной, образуют вторую дошу, которая называется ПИТТА. Питта также связана с катаболизмом, но при этом она ответственна за метаболизм в целом.

Предлагаем ознакомиться:  Приворот на месячные: последствия будут страшными

Аюрведическая диагностика по пульсу

Вода и земля вместе при соединении с праной образуют третью – последнюю – дошу, отвечающую за анаболизм (синтез сложных молекулярных комплексов и поглощение энергии в процессе создания химических связей). Она называется КАПХА. Сущность понятия дош многогранна и выходит за рамки исключительно процессов обмена веществ. Но в рамках этой статьи ограничимся метаболизмом.

В течение человеческой жизни происходит смена циклов, связанных с активностью разных дош. В первой половине жизни (1–14 лет) преобладает капха, в средней (15–45 лет) – питта, а в старости (после 45 лет) – вата. Взаимодействие трех факторов: изначальный тип конституции (пракрити), возрастные процессы и образ жизни – предопределяет состояние дош в каждом периоде жизни и формирует приобретенный тип конституции, который называется викрити.

Согласно аюрведе, все главные органы человека подразделяются на две группы – твердые и полые.К твердым относятся: сердце;легкие;печень;селезенка;почки;перикард.

К полым относятся:желудок;толстая кишка;тонкая кишка;желчный пузырь;мочевой пузырь;тройной обогреватель.

Перикард и тройной обогреватель не является физиологическими органами. Их следует считать системами физиологических регуляций. Перикард связан с системами регуляций сердечно-сосудистой системы в целом, а тройной обогреватель — с системами, регулирующими эндокринные железы.

Подобной системы главных органов придерживается и ТКМ. Но есть очень важный нюанс, на котором хочется остановиться отдельно. Тексты, ориентированные на китайские источники, указывают на то, что туловище (тело) делится на три части: верхнюю, центральную и нижнюю, – и все вместе они относятся к тройному обогревателю.

Но логика данного разделения на три части становится понятной только с позиций аюрведы, исходя из концепции трёх дош. Местом главной локализации капхи является верхняя часть тела – голова, легкие, желудок. Местом локализации питты является центральная часть тела — тонкий кишечник, а нижней частью тела заведует вата. Главное место дислокации – толстый кишечник. Все части вместе – тройной обогреватель.

Можно предположить, что, заимствовав этот орган из аюрведической системы, китайцы откинули учение о дошах. Вместо этого они сделали акцент на разделении мужского и женского начал (инь и ян). В аюрведе же разделение на мужское и женское происходит по дошам. Питта рассматривается как мужская энергия, а капха – женская.

https://www.youtube.com/watch?v=Ef9c_f1wKnI


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector