25.06.2019      30      0
 

Ароматерапия – искусство врачевания


О ароматерапии в Иудеи

Древние иудеи применяли различные виды ароматических воскуриваний: «…и обонял Господь приятное благоухание…» (книга Бытия). Существовали специальные рецепты для священнодействий. Среди множества заповедей Моисей получил от Господа правила сооружения алтаря, а также приготовления ароматических масел и жертвенных курений (Исход): «Возьми ты себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сикелей и корицы благовонной половину того и тростника благовонного 250, и кассии 500… и масла оливкового гин. И сделай из этого миро для священного помазания…».

Миро (Исх. XXX, 25, I Пар. IX, 30) — особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Ветхом Завете оно по повелению Божию составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного, кассии и елея, или оливковаго масла. И сделай из сего мира для священного помазания масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания, заповедал Господь Моисею (Исх. XXX, 23-25).

Это масло использовалось для посвящения первосвященников. Его лили на голову в таком количестве, что оно стекало на бороду. Специальные составы для религиозных ритуалов запрещалось использовать в личных целях. Если кого-то замечали в нарушении этого запрета, его ждала суровая кара: «Кто сделает себе подобное, чтобы обонять курение его, тот истребится из народа своего». Возжигать курения в храме имели право только жрецы.

Священные курения приготавливались из мирры, оникса, ладана и других ароматических веществ.

У египтян был заимствован обычай применения ароматических масел для гигиены тела.

В медицинских целях по специальному закону применялся очистительный ритуал для женщин: в течение 6 месяцев втиралось мирровое масло, а в дальнейшем – другие ароматические масла.

Кроме ароматических воскуриваний, порошков, притираний применялись вещества, создававшие «аромат одежды»: «Твои масти приятны для обоняния, имя твоё – мирровое масло».

Обычай бальзамирования был перенят у египтян. Его упоминание находим в Евангелии: «Пришёл Никодим (к Иисусу) и принёс состав из смирны и алоя… и так взяли они тело Иисуса и обвила его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи».

Благовония ценились очень высоко и служили знаком особого почтения, об этом говориться в Библии (Новый завет): «И вошедши (волхвы) в дом, увидели младенца с Марией, Матерью его, и, падши, поклонились ему, и, открывши сокровища свои принесли Ему дары: золота, ладан и смирну».

Часто благовония включались в дары царям, к примеру, царица Савская, посещая царя Соломона, преподнесла ему «такие пряности, какие никто до той поры не видел».

Эфирные масла в ароматерапии

Основными инструментами ароматерапии являются эфирные масла[5]. Компоненты эфирных масел могут образоваться в различных частях растений; в дальнейшем они могут распределяться в тканях растения; как правило, они в значительной степени накапливаются в определённых тканях, в растворённом или эмульгированном состоянии. Они являются продуктами вторичного метаболизма растений[7][неавторитетный источник?].

Начиная с 20-х годов прошлого века, с развитием парфюмерной химии, которая научилась имитировать ароматы концентрированных летучих веществ, получаемых из растений, термин «эфирные масла» стали переносить и на искусственные или синтетические продукты, аналогичные тем, которые получают экстракцией из растений.

В английском языке для того, чтобы одно понятие не подменялось другим, имеются специальные обозначения. Термин «Essential oils» используется для обозначения натуральных эфирных масел. Искусственно созданные эфирные масла называют «Fragrances oils» («Ароматические масла», то есть ароматизаторы). В русском языке для этих продуктов недобросовестные продавцы иногда используют один термин — «эфирные масла», что порождает не только путаницу, но может серьёзно навредить здоровью во время ароматерапевтической практики.

Искусственно созданные «эфирные масла» по химическому составу обычно не имеют ничего общего с натуральными. Их роднит исключительно аромат. Чтобы отличить натуральные масла от искусственных ароматизаторов введено правило: все натуральные эфирные масла должны иметь ботаническое название растения, из которого оно получено.

Например, если в названии эфирного масла написано: «эфирное масло розмарина», это, возможно, означает, что данный продукт искусственного происхождения. Натуральное эфирное масло розмарина должно обозначаться следующим образом: Эфирное масло розмарина (Rosmarinus officinalis), где в скобках указано ботаническое название растения, из которого оно получено.

Чтобы избежать путаницы, которая может иметь серьёзные негативные последствия для тех, кто использует ароматерапию как способ лечения, в одном из учебных пособий по ароматерапии[8] было предложено ввести новые термины. Натуральным эфирным маслам предлагалось присвоить термин, «который более полно открывает их свойства и назначение»: «фитоэссенции».

Ароматерапия в Азии

Дань с покорённых народов бралась в ароматических веществах. Так Геродот сообщает, что арабы платили ежегодно дань в тысячу талантов олибанума (ладана).

Быт ассирийцев, насыщенный роскошью и утончённостью, предполагал широкое потребление ароматических веществ. Иногда это приобретало необычные формы. Царь Сарданапал часто, подобно своим жёнам, красился, и когда его свергли, избрал смерть на костре из благовонного дерева, где вместе со своими жёнами задохнулся в облаке ароматного дыма.

Вавилон был одним из важнейших центров торговли ароматическими веществами. Притирания, эссенции, благовонные травы поставлялись в соседние страны и широко потреблялись самими вавилонянами. В период расцвета Вавилона получил распространение обычай умащать своё тело ароматическими маслами и постоянно жечь благовонные курения.

Ксенофонт описывает знатное общество: «…горды великолепными причёсками, умащены маслами ароматными».

После победы над персами и захвата нетронутого шатра царя Дария III, Александр Македонский увидел всякого рода кувшины, флаконы для притираний, сделанные из чистого золота. Когда Македонский почувствовал удивительный запах душистых трав и других благовоний он сказал: «Вот это, по-видимому, и значит царствовать».

 Ароматерапия в Древней Греции

Число греческих божеств доходило до 30 000, и каждому из них полагалось совершать обязательные ритуалы – жертвоприношения и воскуривания. Гесиод писал: «Следует также богов ублажать курением и жертвой, вечером, перед отходом ко сну, и когда поднимается солнце». При упрощённом ритуале сжигались только благовония, при этом греки приписывали благовониям божественное происхождение и считали их атрибутами богов.

Ароматическим маслам приписывались чудодейственные свойства, способность дарить красоту. Они часто упоминаются в мифах и легендах. По легенде Венера подарила Фаону, мореплавателю с острова Лесбос, божественную эссенцию, которая так изменила его внешность, что он стал прекраснейшим из смертных.

Благовония считались также необходимым элементом колдовства. Цирцея удерживала Одиссея на своём острове с помощью ароматических курений. Медея сварила в благовонных травах престарелого Эсона, и он превратился в цветущего юношу.

В Греции широко использовались духи на масляной основе с запахом различных цветов, самыми популярными считались с ароматы розы, ириса, нарда, майорана, ладана. Популярными были и духи из нескольких компонентов такие как «Баккарис» и «Псагд».

Благовония обильно употреблялись во время праздников, которые продолжались по нескольку дней, например, Элевсинские Мистерии, посвящённые Церере. «Посвященных», которым удавалось с достоинством их пройти, на 9-й день вводили в храм Цереры, и им описывалось место, которое их ждёт. Это был город с изумрудными стенами, окружённый каналом, заполненным благовониями, от которого поднимается благоуханный туман, окутывающий город. Таково было представление рая у греков.

Гиппократ, развивая траволечение как научный метод, утверждал: «Путь к здоровью и долголетию лежит через ванны с ароматическими маслами и массаж с благовониями, применяемые ежедневно». Когда в Афинах разразилась эпидемия чумы, он убеждал население жечь ароматические растения на углах улиц и в домах.

Другой греческий врач – Анакреон – советовал растирать благовониями грудь и область сердца, на которое приятные запахи оказывают успокаивающее действие. Упоминал он также о лечебных свойствах розы: «Всех недужных исцеляет и хранит от тленья мёртвых». Теофаст, знаменитый греческий ботаник, рекомендовал использование духов, пластырей, припарок в медицинских целях. Он открыл воздействие наружно наносимых масел на внутренние органы.

Для лечения последствий пиршеств и некоторых болезней рекомендовалось: «…сладким бальзамом оросите голову, и это лучший рецепт против любого недуга».

Благовония использовались в погребальных обрядах: в погребальный костёр бросали благовонные курения, затем в погребальную урну помещали прах, смешанный с ароматическими маслами. Гробницы было принято орошать специальным ароматическим составом и посыпать цветами. Часть благовоний оставляли в гробнице для того, чтобы умерший мог пользоваться ими и в загробной жизни.

Ароматические вещества активно применялись и в быту: продукты, одежда, даже глиняные изделия ароматизировались различными видами благовоний. Греческое вино, которое пользовалось большой популярностью, и было важным предметом торговли, часто обогащалось разными ароматическими веществами. Одним из излюбленных было вино «Миррина», в состав которого входила мирра.

 Ароматерапия в Древнем Риме

Благовония получили широкое распространение в Римской империи после завоевания Греции. Одним из признаков знатного человека были умащенные ароматическим маслом волосы.

Предлагаем ознакомиться:  К чему снятся большие волны

Благовония имели также ритуальное значение и воскуривались всем божествам. Можжевельник считался одним из универсальных растений, приятным любому божеству.

Благовония и ароматические вещества были в основном привозными, и когда потребление в бытовых целях достигло такого размаха, что их не стало хватать для священнодействий, Юлий Цезарь издал закон, запрещающий торговлю «экзотикой», поступавшей из Азии и других стран. Калигула тратил на ароматические вещества огромные деньги и нежил своё истощённое излишествами тело в ароматических водах.

Особо была развита культура бань – терм. Римляне посещали термы почти ежедневно, что было хорошим средством гигиены. Они представляли собой роскошные здания с аллеями, художественными галереями, библиотеками и залами для гимнастических занятий. Самыми крупными были термы Каракаллы, которые могли одновременно вместить 2300 человек.

Страстным любителем ароматов был также Нерон. На погребение своей жены Поппеи он истратил столько ароматических курений, сколько вся Аравия могла произвести за десять лет.

Римляне использовали три вида духов: твёрдые (hedysmata), на масляной основе (stymmata) и ароматическую пудру (diapasmata). Состояли духи как из одного компонента, например, роза, миндаль, нарцисс, так и из нескольких. Царские духи включали в свой состав 27 компонентов. Духи наносились на отдельные части тела, при этом на каждую часть наносили разный аромат. Духами пропитывали одежду, постель, стены домов, боевые знамёна и т.д. Одним из излюбленных запахов римлян был шафран.

Женщины в Римскую эпоху использовали большое количество эссенций, притираний и косметических средств. Они иногда делали это так, что их мужья долго не видели лица из-за различных масок и составов. Овидий в качестве косметического средства рекомендовал олибанум, полагая, что если это вещество приятно богам, то уж для смертных оно тем более полезно. Смешанный с селитрой, фенхелем, миррой, розовыми лепестками, олибанум превращался в отличное косметическое средство.

Греческий врач Диоскорид, служивший в армии Нерона, написал труд «Лекарственные вещества», где подробно описал лечебные травы. Он впервые раскрыл лечебные свойства отвара ивы для снятия боли. Этот отвар является источником аспирина. Также он был автором пятитомного труда «О вопросах врачевания», в котором описывал 500 растений – кипарис, можжевельник, майоран, мирра и другие.

 Ароматерапия на Ближнем  Востоке

Употребление благовоний и ароматических масел получило распространение в повседневной жизни, также они играли важную роль в различных празднествах и религиозных обрядах.

Магомет в основу своей религии положил наслаждение всеми чувственными удовольствиями. Благовония при этом занимали особое место, так как они приводили верующих в необходимое состояние религиозного экстаза. «Из всех вещей в мире, – говорил он, – больше всего радуют сердце дети, женщины и благовония».

Среди многочисленных благовоний арабы имели пристрастие к мускусу. Описание рая в Коране позволяло узнать, какова была страсть к мускусу: «Земля в этом восхитительном месте состоит из чистейшей пшеничной муки, смешанной с шафраном и мускусом… прекрасные нимфы… позволяют забыть все горести и невзгоды… они созданы не из земной плоти, а из чистейшего мускуса».

Авиценна, знаменитый целитель и исследователь, усовершенствовал способ дистилляции растений, что значительно повысило эффективность процесса и дало возможность получения концентрированных, длительно хранящихся эссенций – эфирных масел. До этого открытия ароматические субстанции существовали только в виде ароматических смол, порошков, древесины, экстрактов на масляной основе – мацератов.

Первым эфирным маслом, полученным дистилляцией, было масло розы. Попутный продукт дистилляции – розовая вода, нашла обширное применение в быту, косметике, лечебных целях, кулинарии. Розовую воду стали использовать также как знак особого почтения гостю, её подавали, чтобы обмыть руки или брызгали на одежду.

В «Каноне врачебной науки» Авиценна кроме розового описывает несколько эфирных масел: ромашковое, коричное, укропное и мятное.

История

Даже если какие-либо натуральные эфирные масла и были известны людям в ранний период развития человеческого общества, большинство ароматов, получаемых людьми, использовались в виде притираний (мазей) и фимиама. Антропологи полагают, что первобытная «парфюмерия» началась с поджигания смолистых выделений ладана.

Со временем растения, богатые ароматическими веществами, стали смешивать с животными и растительными маслами для смазывания тела во время ритуальных церемоний. На всем африканском континенте люди покрывали свою кожу ароматными маслами, тем самым защищая себя от жары и пересыхания кожи. Эта практика была распространена вплоть до берегов Средиземноморья, где атлеты смазывали свои тела ароматными маслами перед спортивными соревнованиями. В Древнем Египте в Гелиополисе, городе Солнца, утром возжигали смолы, в полдень — мирр, а на заходе солнца — кифи.[9]

В Китае первая книга по траволечению появилась около двух тысяч лет до н. э. во время династии Чин Хань. Последователи даосизма полагали, что душа растений живёт в ароматах растений. Они считали, что одни и те же препараты из растений оказывают разное действие на разные функции организма и при лечении должна учитываться каждая мелочь, вплоть до того, в какой последовательности нужно смешивать растения, и время суток, когда в организме человека с помощью лекарства может быть достигнуто благоприятное для больного равновесие между «инь» и «ян»[10].

В Индии получила развитие философия Аюрведы (санскрит: учение о познании жизни, от «ayur» — «жизнь» и «veda» — «знание»), учение о комплексном лечении человека. В наше время такое лечение называют холистическим. Все стороны жизни должны работать вместе — питание, образ жизни, образ мыслей и т. д. Одним из ключевых компонентов холистического лечения является осознание того, что в процессах оздоровления значительную роль играет жизненная энергия («прана»).[10]

Индийские лекари получали информацию из религиозного источника «Веды», где указаны некоторые медицинские рецепты, которые считаются первыми записанными рецептами в истории человечества. В книге также описана духовная и философская концепция, согласно которой люди являются частью природы, а приготовление лекарств из растений — это священное действие.

Древний Египет

Влияние и заслуги Древнего Египта в развитии науки о растениях бесценны. Проследив историю древнего мира и ознакомившись с древними текстами, найденными археологами, можно с уверенностью утверждать, что современным знаниям о растительном мире во многом мы обязаны древним египтянам. Знания древнеегипетских лекарей и жрецов, изложенные в папирусах и, как продолжение, в книгах Диоскорида, Плиния Старшего и других древних авторов, легли в основу современных знаний о растениях. К сожалению, первоисточники дошли до наших дней в весьма отрывочном и неполном виде.[11]

Древняя Греция

Большая часть медицинских знаний о лечебных свойствах растений пришла в раннюю Грецию из Египта. В VII веке до н. э. столица Греции Афины была крупным торговым центром, в котором среди прочих процветали лавки торговцев ароматными благовониями. В этих лавках продавались продукты из благовонных растений, главным образом густые мази на основе оливкового, миндального, касторового масел.

Настоящий расцвет эпохи благовоний наступил в Древней Греции после того, как Александр Македонский совершил свои победоносные походы в Египет и Малую Азию. Великий полководец заимствовал у персов традиции использования благовоний именно для получения наслаждения от прекрасных ароматов, а не только для использования в религиозных обрядах (как это было принято ранее).[12]

Египетские жрецы, владеющие тайнами составления благовоний, свято верили в их божественную сущность и считали, что бесценного дара богов не должен касаться человек. Поэтому они с осуждением взирали на то, как Александр Македонский ублажал не только своё разгоряченное тело драгоценными каплями священных благовоний, но и использовал его для ароматизации трона и других предметов обихода. Возмущенные поведением греков, египетские жрецы решили не открывать «варварам» тайные знания о целебных свойствах растений.[13]

Древний Рим

Римляне внесли немалый вклад в развитие врачевания растениями, добавив к принятым в Египте и Древней Греции традиционным ритуалам с использованием благовоний, банные процедуры и массаж. В I веке н. э. Рим импортировал около 2800 тонн ладана и 550 тонн мирры в год. И мужчины, и женщины буквально купались в благовониях, а обслуживающие их рабы назывались «косметаэ» (cosmetae).

Греческий врач-фармацевт Гален (131—200 годы н. э.), живший в Риме, в более чем 20 книгах описал способы приготовления лекарств из растительных и животных ингредиентов. Как дань аккуратности Галена в его записях возник термин «галенова аптека». Вскоре из лекарского дела выросло и отделилось новое направление — аптекарское.

Врачи диагностировали заболевание и выписывали лекарство, а аптекари или фармацевты занимались приготовлением лекарств. Таким образом, термин «materia medica», означающий в переводе «медицинские материалы», был синонимом веществ и продуктов, получаемых из природных источников и применяемых врачами той эпохи.[15]

После падения Римской империи знания греков и римлян были унаследованы учеными Ближнего Востока. В период набегов варваров на Рим тысячи образованных людей, опасаясь за свою жизнь, были вынуждены искать укрытия в городах Ближнего Востока. С собой они несли книги с бесценными знаниями, в которых было собрано все великое наследие предыдущих поколений, в том числе опыт врачевания растениями.

Древние книги переводились на арабский язык. Арабские ученые подхватили и развили науку о растениях. Пожалуй, самым полным трудом, дошедшим до наших дней, является «Канон врачебной науки», написанный арабским алхимиком, астрономом, философом, математиком, врачом и поэтом по имени Ибн Сина (Авиценна) (980—1030).[15]

С падением Римской империи прогресс науки в Европе остановился, а вместе с этим пришла в упадок наука о врачевании растениями. Знания, дошедшие из античных времен, были в основном сосредоточены в монастырях и недоступны простым людям. Раннее Средневековье характеризовалось суеверным отношением к растениям.

Предлагаем ознакомиться:  Макар значение и тайна имени характер и судьба мальчика

На протяжении почти тысячи лет после падения Римской империи в Европе мир растений, наряду с остальными отраслями знаний, был предан забвению. Свирепствовала инквизиция, миллионы людей были сожжены на кострах. Люди, посмевшие заниматься врачеванием с помощью трав, безжалостно уничтожались. А вместе с ними уходили опыт и знания о растительном мире.

Во время эпохи Возрождения вновь появилась мода на знания. Знать Европы стремилась собрать все известные литературные источники в своих частных библиотеках. Появилась также традиция разведения богатых растениями садов, где рядом с декоративными растениями соседствовали лекарственные. Некоторые из аристократов поручали художникам делать красивые, хотя и не всегда точные, каталоги своих растительных коллекций. В университетах начали изучать ботанику и растительную жизнь «лекарственных» садов.[15]

Россия

Искусство врачевания растениями в России также имеет свои давние традиции, передаваемые устно, из поколения в поколение. Зачастую травников побаивались, наделяя их магическими способностями. Данных о развитии траволечения на территории древней Руси сохранилось мало.

У скифов, обитавших в Северном Причерноморье на территории от Днепра до Дона (VII—I века н. э.), в лечебной практике с успехом применяли разнообразные растения. Плиний Старший отмечал, что скифскиелекарственные растения использовались как прекрасное лечебное средство не только на родине, но и далеко за её пределами — в Греции и Италии. О распространении скифскихлекарственных растений свидетельствуют также писатели и философы древности Геродот, Аристотель, Катон Старший, Плавт.

«Скифские женщины растирают на шероховатом камне куски кипариса, кедра и ладана, подливая воду. Затем полученным от растирания тестом обмазывают все своё тело и лицо. От этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день смывают намазанный слой, оно становится чистым и блестит».[16]

«Взяв конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия»[17]. Опыт скифов унаследовали жители Киевской, а затем и Московской Руси.

В IX—X веках в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных свойствах трав. В основном они исходили из Византии. Первым официальным врачом на Руси был грек Моанн Смер (1053—1125), которого пригласил Владимир Мономах. Травы везли из Константинополя (Царьграда) и из Генуэзских колоний в Крыму.

В XIII—XV веках во времена монголо-татарского нашествия почти все ранние рукописи по медицине погибли. Лишь после свержения монголо-татарского ига вновь установилась связь между Русью и западноевропейскими странами. В Москве при Иване IV в 1581 году. открылась первая аптека для обслуживания царского двора, работа которой строилась по западноевропейскому образцу. Тогда же, в 1581 году была открыта «Аптекарская изба», которая, исповедовала исконно русскую народную медицину.[18]

 Ароматерапия в Китае

В Китае ароматические вещества применялись с глубокой древности. Конфуций говорил: «Курения изгоняют дурной запах». Курения представляло собой ароматические палочки – ван-хенг и особую бумагу – юэн-пао. Обычай предписывал утром и вечером зажигать по три курительные палочки. Курительные составы ставились у ног различных скульптур, изображавших божества и возжигались.

Благовония использовались в погребальных обрядах. Тело усопшего обмывали, умащали благовониями и одевали в лучшие одежды. Во время церемонии постоянно горели курительные палочки и ароматические спички, которые держали участники церемонии.

Китайская парфюмерия использовала ароматические масла и эссенции. К наиболее распространённым видам парфюмерии относятся духи для ароматизации одежды «Эхенг» и помада для волос «Хенг-цау». Излюбленным запахом считался мускус. Китайцы ценили не только его аромат, но и считали способным исцелить все болезни, известные в мире. Перечень ароматических веществ, почитаемых китайцами, дополняют пачули, жасмин, кедр и некоторые сорта ароматической древесины.

«Запах – всегда лекарство», – говорили китайцы, поэтому благовония дополняли другие виды лечения: акупунктуру, массаж, лекарственные травы. Считалось, что можно предотвратить болезни, используя пахучие растения, воскурения, плоды аниса, камфору, корицу, гвоздику и мускус. В домах знати была специальная акушерская комната, где во время родов жгли полынь, чтобы добиться милости богов и помочь роженице и ребёнку расслабиться.

Ароматерапия в Японии

Многие японские обычаи использования ароматических веществ похожи на китайские. В храмах и домах жгли ароматическое дерево – «джинко». Ароматические вещества, применяемые в Японии, представляли собой специальную помаду из масла и воска, которую наносили на тело – «ниоябра»; «джинко» – ароматическое дерево, которое жгли в храмах и частных домах;

 История ароматерапии. Европа

У скандинавских народов был обычай усыпать пол ветками можжевельника для создания благоухающей атмосферы, профилактики болезней, борьбы с блохами и вшами. После падения Римской империи многие достижения культуры были утеряны, нищета населения, феодальная раздробленность, натуральное хозяйство отбросило Европу на много лет назад.

Центрами просвещения в это время являлись монастыри, где накапливались знания о лечебных свойствах растений, медицине.

В 14 веке, когда эпидемия чумы распространилась в Европе, существовало несколько способов избежать заражения: на груди носили ароматические шарики, в домах и на улицах жгли ароматические травы. Костюм врача той эпохи представлял собой длинный плащ, на голове – широкополая шляпа, на лицо надета маска с клювом, в котором находились ароматические травы, на груди висела кадильница с горящими благовониями.

Существовала легенда о вине «четырёх разбойников». Разбойники долгое время грабили дома умерших от чумы, при этом никто не заразился, и когда их поймали, оказалось, что они постоянно пили определённое вино. В обмен на рецепт вина, которое они употребляли, их помиловали. Рецепт вина включал эфирные масла: розмарина, лаванды, сосны, мяты и другие. Удивителен тот факт, что процент парфюмеров, выживших в то время, был очень высок.

Среди знати в 14-17 веках существовала мода на составление парфюмерных композиций. Каждый уважающий себя вельможа составлял свой «рецепт». Часто они были не только духами, но и косметикой, «дарующей «вечную молодость», средством от всех болезней. В 1370 г. была получена «вода королевы Венгрии». По легенде престарелая королева получила этот рецепт от отшельника и, благодаря употреблению этой воды, семидесятидвухлетняя королева так похорошела, что стала походить на молодую красавицу, и на ней женился король Польский.

Практикующие врачи носили при себе коробочку с ароматическими веществами, которую подносили к носу и вдыхали каждый раз, когда общались с заразными больными.

Одной из причин для начала эпохи Великих географическихоткрытий было повышение спроса на благовония, пряности, восточную косметику, которую приходилось доставлять с большими торговыми пошлинами через Египет. Именно за золотом, благовониями и пряностями плыли в Индию и Китай Колумб, Магеллан и другие мореплаватели.

Спрос на парфюмерию возрастал всё больше. Профессия парфюмера появилась в Европе в 11 веке. Чтобы стать мастером-парфюмером, нужно было четыре года прослужить учеником и три – подмастерьем.

Первый настоящий одеколон создал уроженец Милана Иоганн Мария Фарина, он был выпущен в Кёльне в 1709 г. и получил название «Кёльнская вода». Вода получила огромную популярность, ароматическая составляющая включала эссенции из цветов, листьев, кожуры горького апельсина и других цитрусовых.

В 17 веке на юге Франции возникли центры парфюмерии – города Грасс, Ницца, Канны. Здесь не только перерабатывались привозимые растения – пачули, нард, ветиверия, сандал, ваниль и другие, но и выращивались эфиромасличные растения: лаванда, жасмин, роза. К 18-19 веку парфюмерия во Франции достигла большого расцвета.

Многое изменили научные открытия, повлиявшие на медицину, парфюмерию, косметику и другие области деятельности человека. В 18-19 веках химики научились выделять активные вещества из растений и синтезировать их. Наступила эра синтетических веществ. Использование трав и ароматических веществ резко сократилось.

Постепенно к 19-20 веку стало преобладать мнение, что другие вещества, не синтетического происхождения, не обладают активным действием и даже вредны. Ароматерапию и траволечение отнесли к области народных традиций, «магии древних народов». Основной областью, где нашли применение эфирные масла, осталась парфюмерия.

Интерес к ароматическим веществам вновь открыл французский химик Рене Гаттефос. Однажды, работая в лаборатории, он получил сильный химический ожог руки и интуитивно опустил её в сосуд с лавандовым маслом. К его удивлению ожог быстро зажил без заражения и шрама. Гаттефос заинтересовался лечебными свойствами эфирных масел.

Его продолжателем стал французский врач Жан Вальне, который расширил исследования и стал использовать эфирные масла для лечения травм, ранений, дезинфекции, снятия спазмов. Его книга «Ароматерапия» (1965 г.) является одним из лучших трудов по применению эфирных масел.

Предлагаем ознакомиться:  Гороскоп женщина май 2020 и мужчина знаки зодиака, астрологический

Австралийский химик Пенфолд и другие учёные изучили свойства масла чайного дерева и открыли его высокую антимикробную способность. После этого исследования в аптечку для английских солдат стало входить масло чайного дерева.

В Италии Джованни Гатти, Ренато Кайола, Паоло Ровести открыли психотерапевтический эффект жасминового, лимонного и лавандового эфирных масел. В качестве механизма воздействия предполагалось, что запахи могут высвободить подавленные, скрытые эмоции, травматические переживания.

Маргарет Маури (1895 – 1964 гг.) положила начало распространению ароматерапии в Англии. Она предложила смешивать эфирные масла и жирные масла для массажа и косметических процедур. Свои знания она изложила в книге «Секрет жизни и молодости».

 Ароматерапия в России

Искусство врачевания растениями в России также имеет свои давние традиции, передаваемые устно, из поколения в поколение. Зачастую травников побаивались, наделяя их магическими способностями. Данных о развитии траволечения на территории древней Руси сохранилось мало.

У скифов, обитавших в Северном Причерноморье на территории от Днепра до Дона (VII—I века н. э.), в лечебной практике с успехом применяли разнообразные растения. Плиний Старший отмечал, что скифскиелекарственные растения использовались как прекрасное лечебное средство не только на родине, но и далеко за её пределами — в Греции и Италии. О распространении скифскихлекарственных растенийсвидетельствуют также писатели и философы древности Геродот, Аристотель, Катон Старший, Плавт.

«Скифские женщины растирают на шероховатом камне куски кипариса, кедра и ладана, подливая воду. Затем полученным от растирания тестом обмазывают все своё тело и лицо. От этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день смывают намазанный слой, оно становится чистым и блестит».

«Взяв конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия»[14]. Опыт скифов унаследовали жители Киевской, а затем и Московской Руси.

В IX—X веках в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных свойствах трав. В основном они исходили из Византии. Первым официальным врачом на Руси был грек Моанн Смер (1053—1125), которого пригласил Владимир Мономах. Травы везли из Константинополя (Царьграда) и из Генуэзских колоний в Крыму.

В XIII—XV веках во времена монголо-татарского нашествия почти все ранние рукописи по медицине погибли. Лишь после свержения монголо-татарского ига вновь установилась связь между Русью и западноевропейскими странами. В Москве при Иване IV в 1581 году. открылась первая аптека для обслуживания царского двора, работа которой строилась по западноевропейскому образцу. Тогда же, в 1581 году была открыта «Аптекарская изба», которая, исповедовала исконно русскую народную медицину.[15]

В правление Бориса Годунова «Аптекарская изба» была преобразована в «Обтекарьский приказ», куда входили сушильни, склады, аптеки и другие подсобные помещения. В эти годы на Руси начинает появляться все больше медицинской литературы. Особо хочется выделить так называемые вертограды («вертоград» — означает «сад», «цветник», «огород»).

В XIX веке использование лечебных растений в медицинских учреждениях России значительно сократилось в связи с успехами химии, позволившей выделять и применять высокоактивные лечебные препараты, получаемые из растительного сырья. Однако многие русские ученые не прекращали исследование растений и их использование с лечебной целью.

Хронология изучения эфирных масел

В 1876 году Роберт Кох открыл микробы, которые вызывают заболевание сибирской язвой. В 1884 году ученый доказал, что терпены (компоненты ряда ЭМ) подавляют и даже могут уничтожать микробы, вызывающие, в частности, сибирскую язву и туберкулез.

Развитие ароматерапии в России

Так же как и на Западе, периоды горячего интереса к ароматерапии сменялись временами гонений, упадка и забвения. Тем не менее, на протяжении почти полувека в СССР серьёзно исследовались фитонциды растений, растительные антибиотики и эфирные масла. Сам термин «фитонциды» впервые предложил в 1928 году известный советский микробиолог Борис Токин.

В СССР были защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций, получены ценные сведения о механизмах действия летучих ароматных веществ на человека и на микроорганизмы; наконец, было создано множество препаратов — в их числе известные всем «Ингалипт», «Каметон», «Камфомен», «Пропосол». Тем не менее, номенклатура доступных эфирных масел была ограничена тремя-пятью наименованиями, производимыми из отечественного сырья. А для создания широкой научно-практической базы требовался гораздо более широкий спектр, который мог быть обеспечен только импортом.

В настоящее время ароматерапия в России переживает время упадка в плане проведения исследовательских работ. Однако она широко используется в повседневной жизни на уровне массового использования без каких-либо серьёзных научных подходов и учёта мировых достижений в области ароматерапии. Этот процесс никак не контролируется государством, что может привести к серьёзным проблемам со здоровьем.

Так, например, на интернет-сайтах можно встретить множество рецептов с участием эфирных масел, где нарушается основное правило безопасности ароматерапии, запрещающее использовать эфирные масла в чистом виде[источник не указан 1361 день]. Запрещается наносить в неразбавленном виде на кожу и слизистые оболочки эфирные масла с высоким содержанием альдегидов[31][нет в источнике]. Практически все эфирные масла содержат компоненты, способные вызвать аллергические реакции.

Применение

Национальный институт рака (США) информирует пациентов, что ароматерапия применяется в качестве сопровождающей терапии для снижения тревожности, стресса, боли, тошноты и может сочетаться с массажем и акупунктурой для управления симптомами, дополнительно к стандартному лечению[4]

Среди специалистов по ароматерапии до сих пор нет общего мнения о сфере действия ароматерапии[32].

Методы ароматерапии

Ароматерапия применяется тремя способами[4]:

  • непрямая ингаляция: в помещении, где находится пациент, распыляется эфирное масло либо помещается ткань, пропитанная им;
  • прямая ингаляция: пациент дышит через индивидуальный ингалятор, в котором масло плавает в горячей воде;
  • массаж: при массажной ароматерапии эфирное масло растворено в базовом и втирается в кожу.

Внутреннее применение:

  • прием внутрь
  • ректальное введение
  • вагинальное введение

Применение ароматерапии может вызвать серьёзные побочные эффекты вплоть до смерти пациента. Совместно с отсутствием доказательств эффективности это вызывает сомнения в допустимости использования этого метода в любых условиях[33]. Компоненты эфирных масел могут вызвать аллергию, особенно при длительном воздействии[5].

Исследование эфирных масел, используемых в ароматерапии, показало крайне низкий уровень побочных эффектов и рисков при их использовании по назначению. Многие эфирные масла разрешены как компоненты пищи, но съедать большое количества эфирных масел не рекомендуется[4].

При длительном контакте эфирных масел с кожей возможны аллергические реакции и раздражение кожи. Цитрусовые и другие масла могут увеличить чувствительность к солнечному свету, когда наносятся на кожу перед выходом на солнце[4].

Медсёстры больницы Froedtert (Висконсин, США) с 2006 ведут проект по упорядочению применения пациентами эфирных масел, которые пациенты используют для облегчения симптомов. В целях безопасности они не рекомендуют наносить масла на кожу (вызывает раздражение), глотать (опасность отравления) и использовать распылители (проводники бактерий и инфекций). В качестве безопасного метода рекомендуют класть поблизости от себя или прикреплять к одежде кусочек ткани, смоченный эфирным маслом[34].

При использовании эфирных масел в неразбавленном виде, они могут раздражать кожу, так как являются высококонцентрированными[35]. Поэтому для наружного применения их, как правило, разбавляют с маслом жожоба, оливковым и кокосовым маслом. Кроме того, многие эфирные масла содержат химические сенсибилизаторы (это означает, что после ряда применений они вызывают аллергию на коже).

Длительное использование самых распространённых масел — масла лаванды и чайного дерева связывается с увеличением груди (гинекомастии, редкое заболевание) у мальчиков в период полового созревания. Хотя в эксперименте 2007 года, показавшем этот результат, участвовали мальчики с избыточным весом, что уже делает их предрасположенными к гинекомастии.

Профессора Кэмбриджского Университета в области гормональных изменений у детей утверждают, что «…эфирные масла могут имитировать эстрогены» и «нам стоит быть осторожными в использовании эфирных масел». Позднее у этих эфирных масел был подтверждён эффект усиления действия эстрогена (женский половой гормон) и ослабление действия андрогенов (мужские половые гормоны)[4][36][37].

Как и любые биологически активные вещества, эфирные масла, не представляющие опасность широкой общественности, могут пагубно сказаться на здоровье беременных и кормящих женщин. Некоторые рекомендуют в лечебных целях добавлять эфирные масла в пищу, но ароматерапевты не одобряют это из-за высокой концентрации токсинов в маслах.

Такие эфирные масла, как масло эвкалипта, чрезвычайно токсичны для приема внутрь. Прием 4-5 мл. эвкалиптового масла может послужить причиной сильного отравления[38]. Люди сообщали о токсических отравлениях печени при употреблении вместе с пищей масел шалфея, иссопа, туи и кедра. Поэтому масла необходимо хранить в недоступном от детей месте.

Прием масла внутрь и нанесение на кожу может иметь негативное взаимодействие с многими лекарственными препаратами. Например, наружное применение определенных масел может вызвать кровотечение у тех, кто принимает варфарин и антикоагулянт.[39][неавторитетный источник?]

Для животных

Известны случаи тяжелого, иногда со смертельным исходом, отравления кошек маслом чайного дерева (по составу и токсичности подобно эвкалиптовому)[40]


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector